НА «ILA-2002»

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№6


Андрей ЮРГЕНСОН

НА «ILA-2002»


На «ILA-2002» Россия выглядела достойно, несмотря на козни фирмы «Ноги».



«Таубе D-II». Реплика разведчика периода Первой мировой войны.

В Европе постоянно действуют четыре крупнейших ависалона. Самый старый с богатой еще довоенной биографией Ле Бурже (нечетные годы), более молодой, но прочно занявший второе место с милитаристскими тенденциями Фарнборо (четные годы) и два - ILA (Берлин, Шене-фельд) и наш МАКС (Москва, Жуковский), делящих между собой третье и четвертое места.

В 2002-м году у старейшей в мире выставке авиации и космонавтики ILA - малый юбилей - пятый салон, который проводится снова в Берлине (до этого несколько салонов проходили в ФРГ и в Ганновере).

В этом году организаторы Фарнборо решили провести свой салон в конце июня вместо традиционного сентября. Соо тветственно немцам пришлось организовать ILA в период с 6-го по 12-е мая.

Организатор - известная фирма "Мес-се-Берлин" расширила экспозицию почти на 15% по сравнению с ILA-2000, доведя общую выставочную площадь до 149000 кв.м. В салоне приняли участие 1067 экспонентов из более чем 40 стран.

В экспозиции было представлено 340 летательных аппаратов. Проведено около 60 пресс-конференций. В проходивших в рамках ILA-2002 научных конференциях главная тема - борьба с терроризмом.

Пощечиной организаторам салона можно считать отказ фирмы "Боинг" от участия в ILA-2002. За флагманом американской авиапромышленности последовали другие авиационные фирмы.

В результате вместо обычного американского павильона образовался российско-американский: нашу экспозицию разместили рядом с экспонатами из США. Мы от этого выиграли, так как оказались, пожалуй, в самом лучшем павильоне.

Сразу отметим, что устроителям ILA-2002 удалось сделать праздник европейскому авиапрому и, в первую очередь, его флагману - концерну EADS. В Берлине впервые публично представили самый маленький и самый большой аэробусы -А318 и А340-600.

Кстати, хотя работы по А318 начались только в середине 90-х годов, а к этому времени наш Ту-334, его прямой конкурент, уже начал летать (первый полет в декабре 1996-го), сегодня положение этих двух машин на авиационном рынке совершенно неоднозначно.

На А318, который 15 января совершил первый полет, уже имеются более 150 заказов, а наш Ту-334 из-за скудного финансирования не спеша совершает сертификационные полеты, имея только потенциальные заказы. Неудивительно, что, начав первыми разработку самой актуальной темы "стоместника", мы, желая сделать "как лучше", окажемся в положении "как всегда"...

Если рассматривать в целом, что было показано на салоне, то можно сказать: новых летательных аппаратов практически не было. В основном, достаточно глубокие модификации и рассказы об очень перспективных проектах. Так, на вопрос о состоянии дел по А380 - дате его первого вылета, заданный мною исполнительному директору "Эрбас" Густаву Хумберту, последовал ответ: «Все идет по плану».

Широко рекламировался на ILA-2002 новый европейский военно-транспортный самолет А400М. Его основные данные: длина и размах - 42 м, максимальный взлетный вес -130 т, полезная нагрузка 37 т, запас топлива 64000 л, крейсерская скорость 780 км/ч, М макс.= 0,72. 4 ТВД каждый мощностью около 10000 л.с., экипаж 2 пилота и механик по такелажным работам.

Был показан также и макет двигателя ТР-400 с восьмилопастным винтом для этого самолета.

Задаю вопрос Густаву Хумберту: "А400М родной брат Ан-70... Существенное отличие - "семидесятый" уже несколько лет летает с хорошими доведенными двигателями. Есть ли смысл делать такой самолет?" Следует незамедлительный ответ: "Мы провели маркентинговое исследование, которое показало, что уже сегодня на А400М имеются 90 заказов..."

Очевидно, ни мы, ни наши украинские коллеги еще не научились работать на рынке...

В области военной авиации выставка продемонстрировала большой интерес к разработкам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)ударного и разведывательного назначения. Вызвано это, в первую очередь, успехами, показанными в Афганистане американскими "Глобал Хо-ками" и "Предаторами".

Бундесвер продемонстрировал несколько находящихся у него на вооружении БПЛА - от оперативного CL-289 (масса 230 кг, дальность - 200 км) до тактического "Аладина" (масса 3 кг, дальность - 5 км).

На стенде EADS можно было увидеть характеристики будущего европейского многоцелевого беспилотного истребителя. Предполагается, что летные испытания демонстратора начнутся в 2006 г., а введение его в строй произойдет в 2012 году. Взлетная масса около 8200 кг, полезная нагрузка -1000 кг, скорость - дозвуковая, радиус действия 1500 км. Этот БПЛА сможет вести автоматическое обнаружение и распознавание целей и интегрироваться в комплекс управления боевыми операциями.

Весьма большой интерес у зрителей вызвал БПЛА - разведчик "Глобал Хок". Впечатляли его необычные формы и крыло с относительно большими размахом и удлинением (размах - 35,42 м, длина фюзеляжа -13,5 м, высота (по оперению) -4,6 м, взлетный вес 11 340 кг, полезная нагрузка 507 кг).

Новая модификация "Глобал Хок", получившая индекс RQ-4A, разработанная совместно «Нортроп-Грумман» и EADS, предусматривает, в первую очередь, установку нового двигателя с большей тягой и увеличенным запасом топлива. При этом возрастают дальность полета до 25000 км, продолжительность до 36 часов и полезная нагрузка до 600 кг. Главное оружие RQ-4A - мощный синтетический операционный радар. Первые испытания нового "Глобал Хок" пройдут весной 2003 года.

Российская экспозиция на ILA-2002 выглядела вполне достойно. Собранная впервые в одном павильоне она выделялась своими красивыми стендами, среди которых следует отметить экспозиции РСК "МиГ", "Сухого", Рособоронэкспорта, ОКБ Яковлева, "Фазатрона" и др.

Успех российской части салона мог бы быть еще большим, если бы не одно важное обстоятельство. Буквально накануне выставки РСК "МиГ" была вынуждена отменить вылет в Шенефельд многофункционального двухместного истребителя МиГ-29М2 и легкого многоцелевого Ил-103.

Это решение было принято после того, как германский суд отказался удовлетворить иск корпорации "МиГ" о предоставлении предварительной защиты от имущественных притязаний швейцарской фирмы "Нога" на россйскую государственную собственность (РСК "МиГ - государственное предприятие).

Особое беспокойство вызывает тот факт, что решение германской юстиции осложнит все последующие споры с "Ногой" в Европе. Вызывает удивление, что реальная угроза всей маркетинговой деятельности ОПК в Европе не вызывает реакции со стороны многих российских государственных учреждений.

Совершенно очевидно, что предприятия Российского ОПК не должны и не могут в одиночку противостоять "Ноге" и европейской юстиции. Тем более, что не они являются должниками швейцарской фирмы.

Если государство должно "Ноге" деньги, то правительство обязано ей заплатить или урегулировать этот вопрос раз и навсегда юридическими методами.

На салон Россия смогла представить авиационную технику лишь акционерных обществ, которая не могла стать предметом ареста. Поэтому из летающих аппаратов были только Бе-200 и Як-130, которые, кстати, прекрасно показали себя в небе Шенефельда. Наша амфибия очень эффектно выливала воду, последовательно меняя ее окраску аналогично краскам российского флага.

Были еще российские самолеты, летавшие под флагами других государств: несколько модификаций "Антонов" из Польши, Як 18Т немецкого любителя и... МиГ-29 Бундесвера.

Берлинский салон задумывался его организаторами в начале 1990-х гг, как мост между авиакосмической промышленностью Западной и Восточной Европы. На ILA-2002 были подписаны документы, которые могут иметь далеко идущие последствия для отечественного авиапрома.

РСК "МиГ", акционерное общество "Туполев" и германское отделение компании "Роллс-Ройс" договорились создать рабочую группу для проработки возможности установки на наиболее перспективный российский ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-334 двигателей BR-715.

Другой подписанный документ также связан с расширением российско-европейского сотрудничества. Речь идет о меморандуме, в соответствии с которым Иркутское авиационное производственное объединение и EADS совместно изучат рынок многоцелевого самолета-амфибии Бе-200. В настоящее время эта машина демонстрирует свои возможности при ликвидации чрезвычайных ситуаций (в первую очередь - лесных пожаров) во Франции и Германии.

Соглашение о сотрудничестве между Росавиакосмосом и EADS охватывает сферы гражданской авиации, военной транспортной авиации, истребителей, проектирования вертолетов и сферу космической техники. Российская промышленность примет участие в проектах, которые уже успешно осуществляются, например, выпуск самолетов семейства А320 - или в таких, которые будут реализованы в ближайшем будущем, например, создание нового супер-лайнера А380, на-вигационной спутниковой системы «Galileo» или военно-транспортного самолета А400М.

По программе в области гражданской авиации, российские научно-исследовательские институты выполнят ряд расчетов и продувок в аэродинамических трубах, а также проведут исследования в области аэродинамики, оценки материалов, специализированной оснастки и механизмов, акустики и новых методов моделирования.

В области разработки истребителей продолжится совместная работа над модернизацией МиГ-29. Совместным предприятием "Евромиль", образованным Московским вертолетным заводом им.М-.Л.Миля, Казанским вертолетным заводом и фирмой «Eurocopter», будет разработан прототип тяжелого вертолета Ми-38. Его первый полет запланирован на конец 2002-го года.

Сотрудничество в сфере космической техники включает в себя уже налаженное сотрудничество с компаниями «Starsem» и «Eurockot», занимающимися запуском ракет, исследованиями и развитием технологий возвращения с орбиты на Землю, участием России в Европейской навигационной спутниковой системе «Galileo» и в разработке технологий по производству двигателей. EADS поддерживает планы российской стороны запускать ракеты "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане.

У EADS и России за плечами десятилетний опыт успешного сотрудничества. Сервисные услуги компаний «Starsem» и «Eurockot», модернизация МиГ-29 и исследования в сфере технологий производства самолетов, работающих на жидком водороде - вот лишь немногие из при-

меров. А компьютер DMS-R, который концерн EADS предоставил российской корпорации "Энергия" для модуля "Звезда" Международной космической станции, функционирует великолепно.

Особо следует отметить прошедшие на салоне встречи между исполнительным директором концерна "Эрбас" Густавом Хумбертом и президентом группы компаний "КАСКОЛ" (сюда сегодня входят заводы "Сокол", Тидромаш" НПО "Сатурн" и др.).

Группа "КАСКОЛ" выбрана западноевропейской авиастроительной компанией "Эрбас" основным партнером по результатам реализации первого этапа кооперационной программы сотрудничества с российской авиационной промышленностью.

Эта программа разработана "Эрбас" во исполнение Соглашения о стратегическом партнерстве между Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном EADS (главным акционером "Эрбас") и Российским авиационно-космическим агентством. Оно было подписано в Москве в июле 2001-го года в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Компания "Эрбас", имеющая сегодня самый большой в мире портфель заказов на постройку новых самолетов, и группа "КАСКОЛ" - одна из крупнейших российских частных компаний в нашем авиастроении создадут совместный инженерный центр в Москве, а также подготовят долгосрочную профамму по производству агрегатов и комплектующих для самолетов "Эрбас" в России.

Активно работали на ILA (переговоры, подписание документов о сотрудничестве, пресс-конференции) российские ГУП АВПК "Сухой", РСК "МиГ, «ОКБ имени А.С.Яковлева», «КАСКОЛ», Росвертол, ОКБ имени М.Л.Миля, АМНТК "Союз" и др.


«Альбатрос Б-2» - немецкий истребитель конца Первой мировой.

Насыщенной была летная программа. Особо следует отметить, что многочисленные "реплики" - исторические самолеты, как правило, летали. Приятно отметить, что летный день начинался обычно с полета нашего Як-130. Конечно, очень проиграла вся программа в целом из-за отсутствия наших «Су» и новых «МиГов». Отрадно, что МиГ-29 Бундесвера практически ежедневно показывал отличный пилотаж, который выполняли немецкие строевые летчики.

На салоне летал первый серийный "Еврофайтер". У него тоже хорошие пилотажные качества, но лучшим на салоне был Миг-29. В 1992-м году на ILA впервые был показан макет "Еврофайтера" и его создатели предсказывали ему большое будущее, обещая опередить блестяще летавшего тогда МиГ-29.

Однако на итоговой пресс-конференции десять лет назад заместитель генерального конструктора ОКБ имени Микояна Анатолий Белосвет сказал: "Конечно, из «Еврофайтера» со временем получится хороший самолет. Но вы сами хорошо понимаете, что мы весь этот период будем хорошо работать и вряд ли вам удастся нас догнать!". Жаль, что новые МиГи не смогли прилететь на салон, чтобы подтвердить слова одного из своих создателей!

Следует отметить особое внимание к ILA-2002 со стороны немецких деловых кругов и немецкого правительства. Канцлер ФРГ Г.Шредер провел на салоне почти день. Большое внимание он уделил российской экспозиции.

Обстановка на выставке была доброжелательной. В честь нашей делегации 9-го мая, а это был на ILA день России, немецкое правительство устроило большой прием.

Отсутствием летающих самолетов "микояновцы" и "суховцы" компенсировали своими очень подробными экспозициями. Для желающих полетать на «МиГе» в павильоне стоял штатный тренажер. Инструктор Павел Власов, Герой России, шеф-пилот фирмы.

На стенде у "яковлевцев" - головная часть самолета.

Больше половины стоявших в экспозиции летательных аппаратов принадлежит к категории авиации общего назначения. Из новинок следует отметить многоцелевой двухместный моноплан «Аки-ла» А210 (вес пустого 490 кг, взлетный вес - 750 кг, крейсерская скорость - 240 км/ч, дальность -1150 км, двигатель - «Ротакс» -912С, мощность-100л.с.).

Президент АССАД Виктор Михайлович Чуйко руководил нашей делегацией на ILA-1992. Вот его мнение об ILA-2002:

- В целом, благодаря хорошим условиям, которые были созданы для работы нашей делегации, были успешно проведены десятки встреч, переговоров, установлены деловые контакты.

Надо пожелать организаторам ILA дальнейшего развития и взаимного сотрудничества на МАКС-2003 и выставке "Двигатели-2004" и расширения связей и делового обмена.

Фото на цветной обложке

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100