ВИАМ - 70 ЛЕТ!

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№6


Вячеслав МИНАКОВ, заместитель генерального директора ВИАМ, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ за 2001 год

ВИАМ - 70 ЛЕТ!


К юбилею Всероссийского института авиационных материалов



Вячеслав МИНАКОВ

Государственное предприятие "Всероссиский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) отмечает свое 70-летие. Основанный в 1932-м году как материаловедческий центр авиационной промышленности ВИАМ стал уникальным государственным научным центром РФ по разнообразию и сложности решаемых задач, не имеющим аналогов в мире.

Достаточно сказать, что 96% материалов, применяемых в авиационной технике России и стран СНГ, разработаны в ВИАМ.

В канун 70-летия ВИАМ в самый раз обратиться к истории этого замечательного института, проследить основные этапы его развития, рассказать о вкладе коллектива в создание новых авиационных материалов.

28 июня 1932-го года приказом №435 по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР образован Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт авиационных материалов.

В Приказе отмечалось: "На ВИАМ возложить: изучение авиационных материалов, изучение сырьевых баз, изыскание новых материалов и внедрение их в производство самолетов и моторов, разработку технологических процессов по производству и применению материалов и полуфабрикатов в моторо-, самолето-, дирижабле- и авиаприборостроении...".

Вскоре была образована лаборатория общего металловедения, коррозии металлов и их защиты. В нее вошли отделы авиалеса, экспериментальной металлургии, цветных металлов, черных металлов, химико-технологический и химико-аналитический. Следует отметить, что уже к концу 1932-го года усилиями ученых И.И.Сидорина и Г.В.Акимова была разработана и внедрена в промышленность первая высокопрочная сталь "хромансиль" ЗОХГСА, что позволило стране освободиться от импортных поставок.

Ученые и инженеры ВИАМ внесли большой вклад в создание авиационной брони. Однажды И.В.Сталин вызвал сотрудника института С.Т.Кишкина. "Товарищ Кишкин, - сказал Сталин, - надо сделать броню. Нужно защитить летчиков и самолет".

Вместе с Николаем Митрофановичем Скляровым они создали авиационную броню. Наш знаменитый Ил-2 был защищен.

Перед самой войной в институте создали высокопрочный древесный композит дельта-древесина, а в 42-м - 43-м годах - мягкие фибровые баки повышенной живучести. В эти тяжелые для страны и армии годы ученые ВИАМ и прежде всего, В.В.Чеботаревский, внедрили в конструкции боевых самолетов недешифрируемые маскировочные лакокрасочные покрытия, а А.Т.Туманов, В.П.Гречин, Г.В. Акимов и А.А.Киселев создали наплавочные сплавы для клапанов авиационных двигателей.

За весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне институт награжден орденом Ленина.

В послевоенные годы ВИАМ всегда на острие авиационной науки, всегда в поиске новых материалов для отечественной авиации. Какими проблемами занимался институт, что ему удалось создать и внедрить в производство в эти годы? Обратимся к хронологии:

1948-1955 гг. - С.Т.Кишкин разработал гетерофазную теорию жаропрочности и создал литейные, а группа ученых института в составе Ф.Ф.Химушина, К.И.Терехова, Е.Ф.Трусова, Д.Е.Лифшица, М.Я. Львовского деформируемые жаропрочные никелевые сплавы для газотурбинных двигателей.

В июне 1951 г. создана первая в СССР лаборатория титановых сплавов, что послужило началом развития титана в стране. А в следующем году разработаны первый отечественный титановый сплав и основы технологии плавки, литья и термомеханической обработки полуфабрикатов из титановых сплавов (С.Г.Глазунов, К.К.Ясинский, Е.И.Морозов, Е.А.Борисова).

1955-1975 гг. - Создан и внедрен в ракетной технике класс специальных кислотостойких сталей для работы в сильноокислительных средах.

1960-1980 гг. - Разработаны высокопрочные коррозиестойкие и конструкционные стали и высокопрочные жаропрочные сплавы для литья крупногабаритных фасонных деталей изделий аэрокосмической техники.

Разработаны теоретические основы и созданы новые виды полимерных связующих, лакокрасочных материалов, клеев, герметиков, теплозащитных и эрозиестойких материалов, специальных покрытий, многофункциональных неметаллических (радиопрозрачных, радиозащитных) материалов.

1970-2000 гг. - Создана лаборатория полимерных композиционных материалов (КМ). Разработаны основы материаловедения и технология нового класса конструкционных и многофункциональных КМ.

Осуществлено внедрение полимерных КМ в конструкции планеров самолетов Ан-124, Ан-225, МиГ-29, Ту-160, Су-26, лопастей и планера вертолетов Ка-32, Ка-50, Ми-26, статарных лопаток и корпусных деталей газотурбинных двигателей Д36, Д18, космических и ракетных комплексов, ИЗС и других изделий народного хозяйства.

Разработано более 100 пожаробезопасных материалов для интерьера всех типов пассажирских самолетов и вертолетов, что исключило случаи возгорания материалов интерьера.

ВИАМ - единственная организация в странах СНГ, которая располагает всем комплексом испытательного оборудования по оценке пожаробезопасности материалов.

1973-1987 гг. - Разработан комплекс уникальных материалов (волокна, теплозащита, клеи, углерод-углеродные материалы, лакокрасочные покрытия), а также средств неразрушающего контроля, обеспечивший создание многоразового космического корабля "Буран".

1972-1995 гг. - Создана лаборатория защитных технологических и жаростойких эмалей. Разработаны основы синтеза и технология получения и нанесения нового класса высокотемпературных стеклокерамических покрытий и материалов.

Осуществлено внедрение покрытий на заводах 23 отраслей промышленности при производстве самолетов МиГ-25, Ил-76, Ан-22, Ту-160, Су-25, Су-27, МиГ-29, практически всех авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных реактивных двигателей.


В Испытательном Центре ВИАМ.

Впервые в мировой практике созданы реакционноотверждаемые покрытия для теплозащиты МКК "Буран". Разработаны научные основы создания керамических, углеродкерамических и стеклокерамических композиционных материалов и покрытий.

Разработаны технология и оборудование для высокоградиентного литья монокристаллических лопаток с транспирационным (проникающим) охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии, созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения для газотурбинных двигателей. (Е.Н. Каблов, И.М.Демонис, С.А.Мубояджян, И.Л.Светлов, В.А.Николаев, А.С.Пахомов, В.В.Герасимов и другие).

1980-2000 гг. Предложена и реализована концепция создания интеллектуальных и адаптирующихся полимерных композиционных материалов. Впервые в мировой практике выполнено крыло обратной стреловидности из адаптирующегося углепластика для самолета С-37.

Начато широкое внедрение полимерных композитов в самолето- и вертолетостроение Ту-204, Ил-96-300, Ту-334, Ил-114, Ка-62, С-37 и др. Разработана и внедрена концепция комплексной противокоррозионной защиты авиационной техники для эксплуатации в различных климатических условиях.

ВИАМ располагает Испытательным Центром. Он осуществляет исследования и испытания металлических, неметаллических материалов широкого применения и изделий из них с использованием электронной микроскопии, локального элементного анализа, фотоэлектронной и ультрафиолетовой спектроскопии и других специальных методов анализа.

Кроме того, Центр проводит сертификационные испытания, осуществляет неразрушающий контроль материалов и изделий. Центр обладает уникальным комплексом из более 700 единиц исследовательского и испытательного оборудования, включая имеющиеся в единичных экземплярах в России.

ВИАМ имеет филиалы и дочерние предприятия. ВИАМ сотрудничает со многими отечественными предприятиями - ЦАГИ, ФНПЦ "Салют", ОАО "Пермские моторы", ОКБ "Сухой", АНТК им.Г.М. Бериева, МВЗ им.М.Л.Миля, фирмой "КАМОВ", ЦИАМ, НПО «Сатурн».

Институт сохраняет и развивает международные научные связи. Среди основных партнеров ВИАМ по внешнеторговой деятельности такие известные в мире компании, как "Дженерал Электрик" (США), "Боинг" (США), ЕАДС (Европа), "Эрбас" (Европа), СНЕКМА (Франция), "Роллс-Ройс" (Великобритания), Институт авиационных материалов БИАМ (КНР), ХАЛ (Индия), "Хромалой" (Голландия), а также различные предприятия СНГ и других стран.

В канун 70-летия института следует вспомнить тех выдающихся ученых, которые в разное время работали в ВИАМ. Это академики, члены-корреспонденты АН СССР А.А.Бочвар, П.А.Дерягин, К.А. Андрианов, В.А.Добаткин, Я.И.Френкель, Г.В.Акимов, А.Т.Туманов, Р.С.Амбарцумян, академики АН УССР Н.Н.Давиденков и АН БССР Б.В.Ерофеев.

С 1996-го ВИАМ возглавляет талантливый ученый, инициативный и энергичный руководитель член-корреспондент Российской академии наук Евгений Николаевич Каблов. Он принял институт в сложнейшее время - его сотрудники по полгода не получали зарплату, были колоссальные долги, государственное финансирование мизерное, оборонный заказ отсутствовал.

Через два с половиной года все долги погасили, стали выплачивать зарплату, которая сейчас выросла в 10 раз!

Сегодня в ВИАМ и филиалах трудится более 1600 сотрудников. Из них-один академик РАН И.Н.Фридляндер, два члена-корреспондента РАН Р.Е.Шалин и Е.Н. Каблов, 35 докторов технических наук и 159 - кандидатов технических наук.


Двигатель внутреннего сгорания с поршнями из композиционных материалов.

В день рождения академика Сергея Тимофеевича Кишкина, недавно ушедшего из жизни, для увековечивания его памяти был открыт «Научно-исследовательский центр высокоградиентной технологии литья монокристаллических лопаток ГТД» его имени. Это уникальный Центр, равного которому нет в мире. Он позволяет наращивать отрыв в технологии получения монокристаллических турбинных лопаток, создавать новые перспективные технологии XXI века.

Вместе с другими учебными заведениями ВИАМ создал стройную систему подготовки кадров. Совместно с МАТИ - РГТУ им. К.Э.Циолковского образован Университет подготовки специалистов по материаловедению и технологиям материалов, а совместно с Российским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева создан Учебно-научный центр подготовки специалистов по материаловедению и химической технологии для авиакосмической промышленности.

Университет и Центр осуществляют целевую подготовку студентов для работы в ВИАМ, представляют студентам возможность проведения научно-исследовательской работы в лабораториях ВИАМ по его тематике.

Чтобы решить проблему дефицита рабочих специальностей, создан Московский государственный вечерний металлургический институт при ВИАМ. Наша молодежь днем работает, а вечером здесь же, в ВИАМ, учится. Таким образом, через 5-6 лет институт получит хороших специалистов.

В последние нелегкие для страны и института годы ВИАМ удалось сохранить детский сад, детский оздоровительный лагерь "Дружба" в Подмосковье, базу отдыха "Конаково" в Тверской области, а также физкультурно-оздоровительный комплекс и стадион.

Коллективу Всероссийского института авиационных материалов есть чем гордиться. За 70-летнюю историю он неоднократно подтверждал свое лидерство в области разработки новых материалов и высоких технологий.

Фото на цветной обложке

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100