ФОРУМ ДВИГАТЕЛИСТОВ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№5


Лев БЕРНЕ

ФОРУМ ДВИГАТЕЛИСТОВ


О 7-й международной выставке "Двигатели-2002"


В минувшее десятилетие отечественное двигателестроение пережило трудные времена. Однако благодаря, в большей степени, созданию ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», объединившей всех отечественных мотористов, отрасль выжила и встала на ноги.

Именно в эти годы начали проводиться выставки, которые помогли коллегам собираться вместе, знакомиться с достижениями, сообща обсуждать насущные проблемы.

Первая выставка, организованная двигателестроителями Минавиапрома СССР, - «Авиадвигателестроение-90» была проведена на ВДНХ СССР в марте-апреле 1990 года. Выставка посвящалась конверсии авиационного двигателестроения СССР.

С 1992-го года проводятся раз в два года специализированные выставки «Двигатели» с участием зарубежных фирм и в их рамках - симпозиумы, последние три - «Двигатели и экология».

Неуклонно растет экспозиционная площадь.

В выставке «Двигатели-2002» приняли участие 122 фирмы из 8 стран, в том числе ведущие двигателестроительные фирмы мира - ФГУП ММПП «Салют», ОАО НПО «Сатурн», ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова», ОАО «АВТОВАЗ» (Россия), ОАО «Мотор Сич», ГП ЗМКБ «Прогресс» (Украина), «Пратт- Уитни» (США и Канада), «СНЕКМА» (Франция), «МТУ» (Германия) и многие другие. На площади 3086 кв.м показано около 2000 экспонатов.

На выставке были представлены двигатели для авиации, космонавтики, судов, автомобилей, тракторов, а также металлургия, станкостроение, производство топлив и масел, ремонт и сервисное обслуживание.

Особое внимание уделено промышленному использованию авиационных двигателей для энергетики, газоперекачки, теплофикации и т.д.

Выставка показала рост экономики наших авиадвигательных предприятий. Они сегодня хорошо понимают, что авиасалоны, выставки - одна из важнейших частей маркетинговой работы.

Хорошо сказал генеральный директор ММПП «Салют» Юрий Сергеевич Елисеев: «Если мы участвуем в выставке, то надо все делать на самом высоком уровне».

В связи с этим надо отметить очень интересные и красивые стенды и главное - на них были показаны новые двигатели и технологии, оригинальные конструкторские решения.

Еще до входа на выставку у посетителей сразу становилось настроение праздничным: их встречал колобок-моторист с гаечным ключом в руках. После входа справа зрители знакомились со стендом ФГУП ММПП «Салют», слева НПО «Сатурн» и далее стенд «Мотор Сич», объединенный с заводом имени В.Я.Климова.

Практически на всех стендах ОКБ и заводов были показаны новые двигатели. Например, у НПО «Сатурн» - РД-600 и ТВД-1500.

Здесь же мы увидели малый ТРД, создающий тягу около 400 кг - РД-36, разработки Омского МКБ, конкурирующий с аналогичными двигателями АНТК «Союз» Р95ТМ-300 и Р125-300.

ММПП «Салют» представило модернизированные АЛ-31Ф. Причем изменения проведены настолько глубокие, что в результате мы имеем практически новые двигатели. Например, у одной из модификаций тяга увеличена на тонну. Этот двигатель, имеющий те же габариты, что и серийный АЛ-31Ф, прошел летные испытания на серийном Су-27 и может быть установлен на любой истребитель марки «Су».

На стенде у запорожцев обращал на себя внимание новый АИ-450 мощностью 400-500 л.с.

На стенде завода имени В.Я.Климова был показан ВК-2500, подготовленный к закатке в специальный герметичный контейнер, в котором двигатель может храниться 11 лет.

Появление этого экспоната вызвано тем, что сегодня стало очень актуальным продлевать календарные сроки эксплуатации авиационной техники: летают мало - ресурса еще много, а календарные сроки поджимают...

Кстати, климовцы среди других экспонатов показали РД-33 с изменяемым вектором тяги, причем реактивное сопло выполнено по другой, отличной от «люльковской», схеме.

На выставке очень хорошо просматривалась кооперация между различными ОКБ и заводами.

Так, например, был показан двигатель Д-436 для регионального Ту-334 и амфибии Бе-200 разработки запорожского ОКБ и производства заводов «Мотор-Сич», «Салют» и УМПО. Для этого «украинского» двигателя все агрегаты и 80% металла производятся в России.

Почти на всех стендах были представлены газотурбинные двигатели для энергетических и газоперекачивающих установок. Если мы видим сегодня подъем отечественного авиадвигателестроения, то в большой степени это связано с тем, что двигателисты, ввиду практически полного отсутствия госзаказа значительную часть финансирования получают от разработки и производства стационарных силовых установок.

Когда Главкому ВВС и ПВО B.C. Михайлову показали стационарный ГТД, он удивился:

- Зачем вы мне это показываете?

- Владимир Сергеевич, посмотрите на среднюю часть, - предложил Ю.С.Елисеев, - это отработавший ресурс АЛ-31Ф.

- Так что - не надо отработавшие движки сдавать в утиль? - спросил Михайлов.

- Конечно, они еще смогут хорошо поработать! А ВВС получат за этот «хлам» еще приличные деньги...

На снимке: (слева направо) начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Квашнин, президент АССАД В.М.Чуйко, главный конструктор ТМКБ «Союз» Р.Ю.Нусберг.
На снимке: (слева направо) начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Квашнин, президент АССАД В.М.Чуйко, главный конструктор ТМКБ «Союз» Р.Ю.Нусберг.

Очень хороши были сами стенды: элегантный НПО «Сатурн», грандиозный (3 этажа) ММПП «Салют», объединенный очень информативный стенд заводов «Мотор Сич» и имени В.Я.Климова. Вполне закономерно, что именно эти три стенда получили дипломы I степени из рук руководителя «Росавиакосмоса» Ю.Н.Коптева.

Приятно удивило многообразие мероприятий на выставке. В качестве примера приведем «День Украины» с посещением экспозиций послом Украины в РФ и первыми лицами украинской промышленности.

Очень обстоятельно знакомились с состоянием отечественного двигателестроения руководители Министерства обороны во главе с начальником Генерального штаба генералом армии Квашниным.

Хорошо была представлена возрождающаяся авиационная наука. На стендах ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС были показаны разработки для двигателей 5-го поколения. Кроме того, ЦИАМ показал реальный проект и опытный отсек гиперзвукового двигателя. ВИАМ представил материалы и для двигателей VI поколения.

Был отличный стенд военных ремонтников, где давалась информация о их колоссальной работе, чтобы стать экономически устойчивыми.

В первый день выставки было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Авиационное двигателестроение. Проблемы и перспективы». В ходе дискуссии выявились разные точки зрения на участие государства в финансировании предприятий отрасли.

Были проведены очень информативные пресс-конференции всех основных участников выставки. Хотелось бы выделить презентацию ОАО НПО «Сатурн» - СНЕКМА совместного проекта двигателя SM146 для региональных самолетов.

В рамках 7-й международной выставки «Двигатели-2002» проведен научно-технический симпозиум «Двигатели и экология», на котором были рассмотрены проблемные экологические вопросы по всему жизненному циклу современных двигателей различного назначения.

В работе симпозиума приняли участие 281 представитель 61 ведущих НИИ, ВУЗов, ОКБ, заводов и фирм России, Беларуси, Украины, Франции, США, Германии, Ирана, Чехии. Число участников симпозиума выросло с 63-х в 1992-м году до 272-х - в 2002-м.

Были заслушаны 25 докладов известных ученых и специалистов в области двигателестроения, которые поделились своим опытом решения экологических задач при создании, производстве и эксплуатации двигателей.

Из указанного числа участников большая часть приходится на специалистов авиационного двигателестроения. К сожалению, в работе симпозиумов практически не принимали участие специалисты предприятий космического машиностроения.

По результатам работы симпозиумов принято решение о необходимости рассмотрения экологических вопросов и на последующих симпозиумах. Девизом симпозиума выставки «Двигатели-2004» останется «Двигатели и экология».

Следует отметить, что все неприятности по шуму, которые сегодня испытывает гражданская авиация России при полетах за рубеж, можно было бы избежать, если бы наши авиакомпании вняли рекомендациям, выработанным отечественными конструкторами и учеными по инициативе АССАД еще в середине 90-х годов.

На выставке все было интересно, но главное, основные экспоненты остались довольны.

Уходя с выставки, многочисленные посетители с удовольствием читали транспарант «Двигатели-2004» 12-16 апреля 2004 года . До встречи на выставке».


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100