НАСЛЕДИЕ БАРТИНИ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№5


Вячеслав КОЛГАНОВ

НАСЛЕДИЕ БАРТИНИ


К 105-ти летию Роберто Людвиговича Бартини



14 мая 2002-го исполнилось бы 105 лет Роберто Людвиговичу Бартини, известному деятелю международного коммунистического движения начала XX века, выдающемуся ученому и авиаконструктору, жизнь которого является примером служения человечеству.

Четверть века назад генеральный конструктор О.К.Антонов сказал, что Р.Л.Бартини необходимо поставить памятник хотя бы за то, что он только был и десятилетия будоражил науку и конструкторскую мысль своими идеями, техническими разработками и постройками.

Роберто Людвигович Бартини.
Роберто Людвигович Бартини.

Так, в 1930-е весь мир поражали своими очертаниями, технической новизной и рекордными полетами истребитель "Сталь-6", дальний арктический разведчик ДАР и пассажирский "Сталь-7", созданные Бартини и его коллективом. Последний из них стал основой при создании дальнего бомбардировщика Ер-2.

В 1940-е Бартини разрабатывал проекты скоростных, в том числе и сверхзвуковых, самолетов со стреловидными крыльями (например, Р-114) и приступил к постройке транспортного широкофюзеляжного, по современной терминологии, Т-117 (см. «КР» №8-2001).

Особое направление в деятельности Роберта Людвиговича занимали исследования аэродинамики сверхзвукового самолета. Известно, что при переходе от дозвуковой к сверхзвуковой скорости полета аэродинамический фокус плоского крыла смещается назад и у летательных аппаратов с крыльями малого удлинения создается, таким образом, значительный пикирующий момент.

Решая задачу снижения аэродинамических потерь, Бартини предложил самобалансирующееся сверхзвуковое крыло с деформированной срединной поверхностью. В середине 1950-х Бартини разработал и испытал в аэродинамических трубах так называемые сверхкритические профили, значительно снижавшие коэффициент лобового сопротивления крыла.

Одновременно он разработал пути оптимального сопряжения силовой установки и планера и его агрегатов, предложив, в конечном итоге, интегральную схему. Исследования в этой обласи намного опережали зарубежных специалистов.

В конце 1950-х Роберт Людвигович на основе своих научных исследований в СибНИИА имени С.А.Чаплыгина предложил создать стратегический сверхзвуковой бомбардировщик А-57. Идея этой машины, как впрочем и фронтового Ф-57, не вписывалась в сознание руководителей ГКАТ и была спрятана от посторонних глаз.

ВВА-14.
ВВА-14.

Отпугивающая ответственных чиновников смелость технических решений, несоветское происхождение конструктора при сталинизме и хрущевская обвальная ракетизация не позволили реализовать и другие проекты, достроить уже начатые машины. Впоследствии, спустя значительное время, многие его идеи, в том числе и интегральная компоновка планера с крылом оживальной формы, реализовали другие авиаконструкторы. Как тут не вспомнить истребитель Су-27, а ведь Бартини предвидел это раньше всех.

В 1960-е под руководством Бартини в соответствии с постановлением правительства создали тяжелую вертикально-взлетающую амфибию ВВА-14. Разработанная им идея "составного крыла", позволила получить на этой машине высокие аэродинамические данные. При этом аппарат отличался хорошей мореходностью и большими объемами, необходимыми для размещения подъемных двигателей, убираемых в маршевом полете взлетно-посадочных устройств (надувные поплавки-лыжи) и всего целевого оборудования.

Фюзеляж на машине, как таковой, отсутствовал, имелась лишь гондола для экипажа. Задержка с изготовлением подъемных двигателей привела к использованию на ВВА-14 динамической воздушной подушки. Последняя создавалась поддувом в объем, ограниченный центропланом и боковыми поплавками-скегами, газов от маршевых, расположенных впереди двигателей.

В бурном развитии отечественного боевого экранопланостроения в 1960-1970-е годы концепция "составного крыла с поддувом" нашла свое достойное воплощение (построили и испытали экранолет 14М1П, выиграли конкурс на создание тяжелых экранопланов Т-500 и Т-2000) и только смерть Бартини и начавшиеся после этого "перестройка" и реформы в стране не позволили реализовать эти крупномасштабные проекты.

Мне, в прошлом соратнику и ведущему специалисту ОКБ Бартини, довелось собрать коллектив единомышленников и реализовать в экранолете ЭЛ-7 "Иволга" идеи Бартини. В разработке этого экранолета использовано составное крыло с поддувом, исследованное в аэродинамических трубах СибНИИА и гидроканале ЦАГИ учениками и сподвижниками Бартини.

Сегодня ЭЛ-7 (см. «КР» №10-2001) успешно проходит эксплуатационные испытания. Минувшей зимой он в который раз демонстрировал свои феноменальные данные над покрытым льдом и снегом Байкалом и водной поверхностью реки Ангары.

Подтвердилась его способность совершать устойчивое и управляемое движение со скоростью до 200 км/ч на высотах до 3 м при дальности хода до 1500 км. Продемонстрированы высокая безопасность при отказах двигателей и систем, а также низкие расходы топлива, не превышавшие 25 л бензина АИ-95 на 100 км. При этом аппарат налетал вблизи экрана 206 часов и перевез 78 служебных пассажиров.

ЭЛ-7 "Иволга" легко выходит на пологий берег и спускается на воду с уклоном 1:10, рулит и разворачивается на местности с кочками и наледью высотой до 0,35 м. Высокоэкологичен и при базировании не нарушает состояния грунта и травы, а по шуму и токсичности близок к автомобилю. Отсутствие "качки", связанной с волнением воды и атмосферными возмущениями, делает полет на нем комфортным и приятным.

Экранолет оснащается системами и двигателями от легковых автомобилей массового применения (на опытном образце - два мотора S38 от лимузина BMW M5). Для регионов Севера аппарат комплектуется автономной системой жизне- и энергообеспечения, рассчитанными не менее, чем на 24 ч. Конструкция выполнена из алюминиевого сплава АМГ-61 и стеклопластика, стойких к соленой морской воде.

Скорость, надежность, простота эксплуатации и базирования, апробированные в условиях Сибири, позволят аппарату, после получения соответствующего сертификата, выполнять грузопассажирские перевозки с высоким экономическим эффектом. Использовать его можно и на туристических маршрутах, для решения патрульных, спасательных и других задач.

В настоящее время сотрудники ЗАО "КОМЕТЭК" совместно с Верхне-Ленским пароходством объединены в научно-производственный комплекс "ТРЭК", который, учитывая результаты испытаний ЭЛ-7, начал подготовку серийного производства экранопланов ЭК-12 типа "Иволга", вмещающих до 14 пассажиров.

ЭЛ-7.
ЭЛ-7.

Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100