ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?

пЕЙКЮЛЮ...

"Крылья Родины" 2002'╧5


По материалам пресс-конференции и пресс-службы ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева"

ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?


ВВС России сделали решительный шаг навстречу Як-130


Як-130.
Як-130.

Последнее время в средствах массовой информации прошли сообщения, навязывающие общественности мнение о победе МиГ-АТ в конкурсе на перспективный легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет. В то же время в акте по результатам работы конкурсной комиссии, утвержденном 16 марта Главкомом ВВС Владимиром Михайловым, отмечено, что победителем определен Як-130.

МиГ-АТ.
МиГ-АТ.

Для разъяснения истинного положения дел 10 апреля состоялась пресс-конференция, организованная "ОКБ имени А.С. Яковлева". В ее работе приняли участие председатель совета директоров "ОКБ имени А.С.Яковлева" Олег Демченко, заместитель генерального конструктора Аркадий Гуртовой, главный конструктор Як-130 Константин Попович, председатель конкурсной комиссии ВВС Анатолий Максимов и генеральный директор НАЗ "Сокол" Василий Панков.

Из множества предложений в 1994-1995 годах первая конкурсная комиссия ВВС рекомендовала к дальнейшей разработке две машины МиГ-АТ и Як-130. Это была серьезная победа двух знаменитых предприятий, которые незамедлительно включились в конкурентную борьбу.

Сегодня первый опытный Як-130, построенный в ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева" в 1996-м, продолжает летно-конструкторские испытания. Однако уже сейчас можно констатировать: летно-технические характеристики машины соответствуют заявленным. Проверено поведение Як-130 на углах атаки до 42°, что является уникальным результатом для самолетов подобного класса.

Для Як-130 выбрана аэродинамическая компоновка, характерная для машин четвертого и пятого поколений. Это, прежде всего, стреловидное крыло с корневым наплывом и отклоняемыми носками, и цельноповоротный стабилизатор. Вертикальное оперение, смещенное вперед относительно стабилизатора, способствует достижению хороших штопорных характеристик.

Механизация несущей поверхности обеспечивает прекрасные взлетно-посадочные характеристики, что позволяет эксплуатировать самолет с небольших неподготовленных аэродромов.

Все это, в сочетании с высокой тягавооруженностью, позволяет использовать Як-130 в качестве не только учебно-тренировочного и учебно-боевого, но и легкого боевого самолета. Кабина экипажа Як-130 полностью идентична самолетам пятого поколения. В ней установлены три многофункциональных индикатора, обеспечивающие пилотов необходимой пилотажно-навигационной и боевой информацией.

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс и полная автономность самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки.

Учебно-тренировочный комплекс с самолетом Як-130 способен выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, что позволяет подготовить пилота практически для любого самолета четвертого и пятого поколений,

включая семейства Су-30 и МиГ-29, "Мираж", F-15, F-16, "Тайфун" фирмы "Еврофайтер", F-22, JSF и подобных машин.

Проект Як-130 неоднократно демонстрировался на крупнейших авиационных выставках мира, после которых последовал ряд предложений от зарубежных фирм по совместной разработке самолета. Совместные работы по созданию международной версии машины были проведены с итальянской самолетостроительной фирмой "Аэромакки".

Однако требования российских и иностранных заказчиков принципиально отличаются. Для российских и иностранных ВВС неприемлемы машины с импортными комплектующими изделиями.

Учебно-боевой самолет, созданный на базе Як-130, отвечает требованиям российских ВВС по подготовке летного состава и имеет существенно меньшие эксплуатационные затраты, нежели боевые самолеты, находящиеся в строевых частях. Уже сегодня на базе созданной машины (с привлечением собственных средств ОКБ имени А.С.Яковлева и незначительных субсидий из госбюджета) в течение двух лет, без технического риска, можно создать легкий одноместный ударный самолет, необходимый для решения задач в локальных конфликтах.

При равной размерности самолетов, участвовавших в конкурсе ВВС, Як-130 имеет интегральную компоновку и стреловидное крыло, что позволяет ему летать на углах атаки до 42° и развивать скорость до 1050 км/ч.

Прямое крыло МиГ-АТ не позволяет получить предельные углы атаки более 20° и его максимальная скорость не превышает 850 км/ч.

Як-130, в сочетании с высокой тяговооруженностью, обеспечивает высокие характеристики маневренности, приближающиеся к соответствующим параметрам перспективных истребителей. По сравнению с МиГ-АТ, Як-130 имеет большие объемы для различного оборудования, что значительно расширяет возможности по его модификации, допускает размещение РЛС. Все это позволит постоянно расширять объем решаемых задач.

Примененные на МиГ-АТ французские двигатели "Ларзак" имеют сравнительно высокую стоимость и невысокие, по нынешним временам, технические характеристики. Это существенно ограничивает возможности создания на базе МиГ-АТ эффективных боевых модификаций.

Кроме того, на МиГ-АТ не решен вопрос лицензионного производства этих двигателей в России. На Як-130 установлены самые новые и совершенные в своем классе двигатели российско-украинской разработки с широкими возможностями модернизации и модификации. Производиться они будут в России.

В целом, из-за ограниченных возможностей МиГ-АТ не сможет решать задачи основного этапа обучения и, условно-боевые задачи. Конкурсная комиссия ВВС РФ определила, что по суммарным характеристикам выполнения тактико-технического задания и интегральным характеристикам Як-130 превосходит соперника более чем на 20%.

Принятие на вооружение Як-130 позволит решать задачи как основного, так и этапа повышенной подготовки, поддержания навыков летного состава строевых частей и боевого применения. На его базе может быть создан полноценный легкий боевой самолет.

Несмотря на завершение работы конкурсной комиссии, генерал А.Максимов заявил на прессконференции, на сегодняшний день преимущества Як-130 объективны. Но ни он, ни МиГ-АТ в ближайшее время не будут востребованы из-за продления срока службы чехословацкого УТС Л-39, доставшегося в наследство от бывшего СССР. Планируется лишь продолжение финансирования опытно-конструкторских работ по Як-130.

Определенные надежды обе фирмы связывают с продвижением их машин на зарубежный рынок. В частности, в Индии еще продолжается тендер на УТС и, как сообщил О.Демченко, там состоялась презентация ряда УТС, в том числе и Як-130.

В то же время, как заявил директор Нижегородского авиационного завода "Сокол", предприятие уже сегодня готово приступить к серийному производству Як-130. Дело - за заказчиком.


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  пЕЙКЮЛЮ:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100