Реклама... |
|
Александр Федорович Жирнов родился в 1940 году в Москве. Закончил МАИ в 1966-м по специальности инженер-механик. В том же году поступил на работу в АМНТК «Союз», где прошел путь от техника до заместителя генерального директора.
А.Ф.Жирнов - кандидат технических наук, профессор. Автор 63 научных работ, 15 научно-технических отчетов и 7 учебных пособий.
АМНТК «Союз» - одна из старейших отечественных авиадвигательных фирм - была организована 18 февраля 1943 года по приказу Народного комиссара авиационной промышленности СССР №118. Инициатором создания этого ОКБ был выдающийся конструктор авиационных двигателей, академик А.А. Микулин - генеральный конструктор с 1943-го по 1955-й годы. Его сменил С.К. Туманский (1955-1973 гг.), затем О.Н. Фаворский (1973-1987 гг.) и В.К. Кобченко (1987-2000 г.г.).
С 1998-го по 2000-й генеральным директором был О.А.Оганян, затем М.П.Симонов (2000-2001 г.г.) и с 2001-го по настоящее время - М.О.Окроян, генеральным конструктором в 2001-м назначен В.А.Белоусов.
АМНТК «Союз» явился родоначальником ряда новых фирм, специализировавшихся в свое время на доводке, внедрении в серийное производство и на дальнейшем развитии образцов авиационной, космической и другой спецтехники, разработанных в АМНТК «Союз» и определяющих сегодня целые направления отечественной техники. Среди них - Тушинское, Тураевское и Уфимское КБ «Союз», КБ турбохолодильных машин, НПО «Красная звезда», Казанское КБ и др.
За годы работы" в АМНТК «Союз» создано 19 базовых турбореактивных двигателей и 44 их модификаций для 27 летательных аппаратов с широким диапазоном характеристик для гражданской и военной авиации, несколько типов жидкостных ракетных двигателей и термоэмиссионная энергетическая установка на ядерной энергии для космических аппаратов, а также турбохолодильная установка нового типа.
В число летательных аппаратов, на которых используются силовые установки, разработанные в АМНТК «Союз», входят:
- первый реактивный пассажирский самолетТу-104;
- истребители Як-25, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, Як-28П, Су-15;
- разведчики Як-25РВ, Як-28;
- первые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36 и Як-38; единственный в мире СВВП с форсажем Як-141;
- транспортные самолеты Ан-24 и Ан-26; учебно-тренировочные и спортивные Як-30 и Як-32;
- беспилотный разведчик «Ястреб»; тактические и стратегические ракеты наземного, воздушного и морского базирования.
Парк турбореактивных двигателей, разработанных АМНТК «Союз» и изготовленных на серийных заводах, составил более 26000 экземпляров, имеет свыше 60 миллионов часов летной эксплуатации. Эти двигатели обеспечивают эффективное применение летательных аппаратов на высотах до 30 км и до скоростей более 3000 км/ч в любых климатических условиях и на всех географических широтах.
Самолеты с двигателями АМНТК «Союз» эксплуатируются в России и в 43-х странах Европы, Азии и Америки. На них было установлено свыше 100 мировых рекордов.
АМНТК «Союз» внес большой вклад в проектирование, изготовление, эксплуатацию и ремонт базовых авиационных турбореактивных двигателей различных размерностей (с тягой от 300 кгс до 21000 кгс) и схем для самолетов и беспилотных летательных аппаратов гражданского и военного назначения. Они обеспечивают выполнение полетов во всем диапазоне высот, включая стратосферу, и скоростей, в том числе сверхзвуковых, превышающих в 2-3 раза скорость звука.
Разработки коллектива АМНТК «Союз» базовых двигателей, ориентированных на высокие удельные параметры, позволяют успешно модифицировать двигатели при серийном производстве и поддерживать основные технические данные на мировом уровне. Сроки службы авиадвигателей составляли 20-30 лет, что обеспечивалось большими назначенными ресурсами и ремонтопригодностью двигателей, проходивших до трех капитально-восстановительных ремонтов.
Впервые в отечественной практике была освоена массовая эксплуатация и восстановительные ремонты подьемномаршевых двигателей СВВП в дальних боевых походах авианосцев типа «Киев» в отрыве от береговых баз.
Научная и трудовая деятельность АМНТК «Союз» отмечена орденами и медалями СССР и РФ, высокими научными званиями его работников.
За научную деятельность в разработке перспективных авиадвигателей 10 чел. удостоены звания лауреата Ленинской премии, 12 чел. - Государственной премии.
В настоящее время, базируясь на новейших научно - технических разработках предприятия, технологических исследованиях и большой экспериментальной поузловой и полноразмерной стендовой доводке, продолжаются работы по созданию новых авиадвигателей по следующим направлениям: короткоресурсные малоразмерные двигатели для беспилотных летательных аппаратов (модификации семейства Р95-300) и двигатель Р125-300; двухконтурные турбореактивные двигатели бесфорсажные и с форсажем для самолетов гражданского и военного назначения (модификации семейства Р179); двигатели для региональных, деловых и легких самолетов; газотурбинные энергетические установки.
Работы по короткоресурсным малоразмерным двигателям для БПЛА проводились по увеличению назначенного срока службы и тяги, ремонту с одновременным форсированием по тяге и улучшением характеристик на крейсерском режиме. Такие двигатели нами апробированы, подтвердили заявленные данные и по заключению 30-го ЦНИИ МО РФ существенно повышают эффективность КР при их использовании вместо штатных двигателей.
Кроме того, в 1999-м возобновились работы по созданию демонстратора двигателя Р125-300 более дешевого и легкого по сравнению Р95-300.
Учитывая, что при создании двигателя для сверхзвукового СВВП Як-141 палубного базирования потребовались кардинально новые технические решения, определяющие его повышенную надежность при эксплуатации в экстремальных условиях, была принята программа проектирования двигателей семейства Р179 с тяговыми характеристиками от 16 до 21 тонны.
Полученные уникальные газодинамические, высотноскоростные и весовые характеристики Р179 и его модификаций обеспечивают создание всех возможных типов самолетов пятого поколения - от многофункционального фронтового до стратегического бомбардировщика и самолета короткого взлета и вертикальной посадки.
В настоящее время продолжается разработка этого семейства двигателей и, в частности, Р145, имеющего проверенную конструкцию газогенератора и других важных узлов (4000 часов суммарной наработки, из которых 500 - полетной наработки на Як-141). Р145 по своим параметрам отвечает требованиям самолетов 5-го поколения и не уступит характеристикам новейших перспективных американских двигателей, разрабатываемых по программам создания ударных и многофункциональных самолетов 5-го поколения (JSF и F-22).
Технические решения, применяемые в двигателях семейства Р179, легли в основу проектов двигателей для гражданской авиации.
В гражданском варианте двигатель ВК-21 в классе бесфорсажной тяги до 12 т при степени двухконтурности ~0,8 (базовый - газогенератор Р179) среди имеющихся сегодня серийных и опытных двигателей наилучшим образом подходит для сверхзвукового административного самолета большой дальности типа С-21.
На базе единого газогенератора Р179 предложен еще один проект двигателя ВК-23 для дозвукового грузового самолета в классе тяги 20 т, в котором предусмотрен уровень выбросов CO, NOx, CH в пределах норм ИКАО, а шум на взлетном режиме в пределах 3-й главы ИКАО. На взлетном режиме такой двигатель будет иметь удельный расход топлива 0,39 кгс/ ч, степень двухконтурности 5.
Кроме того, коллективом предприятия создан эскизный проект двигателя Р126-300 для региональных и деловых самолетов (в классе 4т) на основании договора с ГУ АП КООП РФ №216/93, уточненного в соответствии с ТЗ, заданного ГосНИИ ГА с участием АНТК им. Туполева. В настоящее время рабочий проект этого двигателя выполнен на 30 %.
Маркетинговые исследования ГосНИИ ГА совместно с ЦАГИ и технико-экономический анализ НИИ Экономики показали конкурентоспособность и рентабельность создания региональных и деловых самолетов с турбореактивным, двухконтурным (m ~5,4), двухвальным Р126-300. В двигателе учтены экологические требования по чистоте выхлопа и уровню шума. По своей конструктивной схеме и параметрам цикла он отвечает основным тенденциям развития двигателей такого типа.
На базе газогенератора Р126-300 могут быть созданы двигатели: вертолетный ТВД мощностью до 6500 л.с. и ТРДД с тягой 2000-2500 кгс для учебно-тренировочных самолетов.
Кроме того, на базе единого газогенератора малоразмерного Р125-300, проходящего поузловую доводку, выполнены проекты следующих двигателей для нужд гражданской авиации: ГТД - Р123-300 в классе тяги до 400 кгс; Р127-300 в классе тяги до 900 кгс; Р130-300 в классе тяги до 550 кгс; ТВД-Р124-300 (455 л.с.).
На предстоящей международной выставке «Двигатели-2002» экспозиция АМНТК «Союз» включает в себя следующие двигатели:
- Р95ТМ-300 - малоразмерный короткоресурсный турбореактивный двухконтурный двигатель в классе тяги R=350 кгс для БПЛА. Он выполнен одновальным, оснащен электронной САУ, встроенным электрическим генератором номинальной мощностью 4кВт и автономной масляной системой. Запуск осуществляется пиростартёром. В нем предусмотрена возможность отбора воздуха для ЛА.
- Р125-300 - малоразмерный короткоресурсный турбореактивный двигатель в классе тяги - 380 кгс для БПЛА. Он простой по конструкции и соответственно меньшей трудоемкости изготовления и цены, чем двигатели типа Р95ТМ-300.
Низкая стоимость и малая трудоемкость обеспечиваются соответствующим выбором параметров цикла, что позволило по сравнению с Р95ТМ-300 уменьшить число ступеней с использованием, по возможности, дешевых конструкционных материалов и ориентацией на упрощенные конструкции и технологии.
- Р179М-300 в классе тяги 20 тс для военных самолетов (ударных или истребителей). Он - турбореактивный, двухконтурный, с общей форсажной камерой и плоским реактивным соплом (сопло разработано ФГУП НПП «Мотор»).
Он разработан на базе Р79В-300, созданного для Як-141. В двигателе Р179М-300 модифицирован вентилятор (увеличена степень повышения давления) и усилены отдельные элементы конструкции с учетом более широких областей летной эксплуатации по числу «М» полета и увеличенного ресурса. В двигателе применены новая цифровая электронная система управления с гидромеханическим резервированием и комплексная система контроля и диагностики, позволяющие эксплуатировать его по техническому состоянию.
В двигателе также установлены новая коробка агрегатов и более мощный турбостартер - энергоузел. Круглое поворотное сопло заменено на плоское, обеспечивающее работу на всех режимах, включая режимы реверса и отклонения вектора тяги. В него введены системы частичной отсечки охлаждающего воздуха и уборки из потока стабилизаторов пламени на бесфорсажных дроссельных режимах.
- ВК-21 - турбореактивный, двухконтурный, двухвальный, в классе тяги 11000 кгс предназначен для сверхзвуковых деловых самолетов. Он разрабатывается на базе Р79В-300. В компоновке с прямым осесимметричным соплом этот двигатель опробован в стендовых испытаниях на режимах, соответствующих крейсерскому полету сверхзвукового пассажирского самолета при числе М=2.
Основные конструктивные отличия от базового двигателя: вентилятор с модифицированной третьей ступенью увеличенной напорности; новый смеситель; форсажный контур отсутствует; выходное устройство - плоское сопло с центральным телом, с отклонением вектора тяги при разбеге по ВПП, увеличением площади критического сечения на режимах малошумных взлета и посадки, с реверсивным устройством; система частичного отключения охлаждающего воздуха ТВД; новая коробка агрегатов.
Цифровая электронная САУ и диагностики состоит из двухканального электронного блока автоматического управления с гидромеханическим резервированием и блока автоматизированного контроля и диагностики, позволяющего эксплуатировать его по техническому состоянию.
|