К НОВЫМ РУБЕЖАМ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№3


Анатолий КРИКУНЕНКО

К НОВЫМ РУБЕЖАМ


НАВСТРЕЧУ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «ДВИГАТЕЛИ-2002»
(интервью с генеральным директором Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктором Михайловичем Чуйко)


С 16 по 20 апреля в Москве на ВВЦ пройдет очередная VII Международная выставка «Двигатели-2002». В преддверии этого столь авторитетного и значимого события главный редактор журнала Анатолий Крикуненко встретился с президентом, генеральным директором Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктором Михайловичем Чуйко и попросил его ответить на некоторые вопросы. Но вначале представим нашим читателям Виктора Михайловича.

В.М.Чуйко родился в 1931-м году в Кабардино-Балкарии, с.Кременчуг-Константиновское. После окончания с золотой медалью средней школы поступил в Харьковский авиационный институт. Преддипломную практику проходил в знаменитом ОКБ, возглавлявшемся выдающимся конструктором двигателей А.М.Люлька. Причем руководил практикой непосредственно Архип Михайлович.

По распределению, как выпускник с красным дипломом, выбрал Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс», где прошел пупь от рядового инженера до заместителя главного конструктора.

Потом работал в Москве, в Министерстве авиационной промышленности СССР - заместителем начальника Главного управления по опытным двигателям, главным инженером этого Главка, заместителем министра.

Со времени образования в мае 1991-го Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» В.М.Чуйко - бессменный ее президент, генеральный директор. Виктор Михайлович - действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания, профессор, доктор технических наук, автор ряда научных работ. Лауреат премии Совета Министров СССР и Государственной премии Украины. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почета России.

Генеральный директор АССАД Виктор Михайлович Чуйко.
Генеральный директор АССАД Виктор Михайлович Чуйко.

- За два года, прошедшие со времени VI Международной выставки «Двигатели -2000», журнал обогатился новыми подписчиками, новыми читателями. Поэтому хорошо бы сначала представить им вашу Ассоциацию. Когда она создана, для каких целей и кто в нее входит?

- Нашей Ассоциации - 11 лет. Состав ее участников определился в первые три года. В нее входят крупные, средние и малые предприятия, которые связаны с авиационным двигателестроением. Это - научно-исследовательские институты, опытные конструкторские бюро, серийные и ремонтные заводы, фирмы, обеспечивающие эксплуатацию двигателей, агрегатные, металлургические предприятия.

Из дальнего зарубежья в Ассоциацию вошли «Пратт-Уитни»(США), «Пратт-Уитни» (Канада), «Дженерал электрик» (США), СНЕКМА (Франция) и др.

Задач у Ассоциации - много: от научно-технического обслуживания и представления интересов двигателестроения в государственных и негосударственных структурах до обеспечения контактов авиадвигателестроительных предприятий с зарубежными партнерами.

- Оказывается, Ассоциация принимает не только крупные и средние, но и малые предприятия?

- Безусловно. Более того, все участники Ассоциации, независимо от количества в них работающих, при решении всех вопросов имеют равные права, один голос. У нас нет особых права и у учредителей, хотя при решении спорных вопросов мнение учредителей учитывается.

- И каково примерно соотношение в Ассоциации разных участников?

- Всего участников Ассоциации ежегодно 90. Из них 45-50 - крупные предприятия, 20-25 - средние, остальные - небольшие.

- Вы сказали, что состав участников меняется. По каким причинам?

- Причин несколько. Вот, к примеру, раньше ОАО «Рыбинские моторы», опытный завод «Сатурн» им.A.M.Люльки были самостоятельными членами Ассоциации. Затем в этом году они объединились. Стало быть, из двух участников стал один. То же произошло и с ОКБ в Рыбинске, когда оно объединилось с заводом.

Бывает так, что 3-4 года предприятие состоит в Ассоциации, а потом выясняется, что наши интересы не совсем совпадают, нет общей деятельности. Ведь главное условие нашей работы, чтобы мы были полезны друг для друга.

- А каковы ваши участники по формам собственности?

- Мы работаем со всеми, независимо от форм собственности. Есть государственные предприятия, есть ОАО с контрольным пакетом акций у государства, есть частные.

- Назовите, пожалуйста, некоторых из ваших участников.

- Из научно-исследовательских институтов я бы назвал Центральный институт авиационных моторов (ЦИАМ), Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). Кроме того, участвуют все КБ, которые занимаются разработкой двигателей и агрегатов систем автоматического управления.

Это Санкт-Петербургское ОКБ им. Климова, Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» им.Ивченко, Самарский научно-технический комплекс им.Кузнецова, Пермское ОКБ «Авиадвигатель», Уфимское КБ «Мотор», КБ в Калуге, Омске и др.

- А из серийных?

- Из производящих двигатели и агрегаты можно назвать Уфимское научно-производственное объединение, Пермский моторный завод, НПО «Сатурн», два московских завода - «Салют» и им.Чернышева, Запорожское ОАО «Мотор Сич», завод «Красный Октябрь» в Санкт-Петербурге, Калужский моторостроительный завод, Казанское моторостроительное объединение, два предприятия в Самаре - моторостроительный и металлургический заводы, Тюменский моторный завод и др.

- Виктор Михайлович, после столь детального представления нашим читателям участников Ассоциации, хотелось бы узнать, чем были два года, прошедшие после предыдущей выставки, для Ассоциации и ваших участников? Что удалось сделать?

- Что касается собственно АССАДа, то ее деятельность зависит от того, как работают наши предприятия. Да собственно и цель нашего Союза - чтобы лучше и эффективнее работали наши участники, добивались стабильности и развития.

В эти два года после VI выставки предприятия авиадвигателестроения улучшили свою работу, произошли положительные тенденции в их финансово-экономическом положении. Это выражается в том, что в 1999-м году, перед предыдущей выставкой, рост объема продаж и услуг составил 50% к 1998-му, в 2000-м году он вырос на 33%, в 2001-м -на уровне 36,5%.

- А какие подвижки в других показателях?

- Прежде всего, прекратилось падение численности работающих на предприятиях Союза. Более того, на большинстве предприятий наблюдается рост численности работающих. На заводы и в КБ пошла молодежь, чего раньше не было. В целом рост численности работающих на предприятиях выросла от 2 до 7%. Кстати, до 1999 года численность работающих на заводах и КБ ежегодно падала на 10%.

Очень важен еще один показатель -соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Ведь раньше участники нашего Союза почти все были в долгах. Сейчас в 93% предприятий наблюдается рост объема продаж и услуг. Они работают устойчиво, своевременно выплачивают заработную плату. Кстати, она из года в год растет примерно в 1,5 раза. Есть предприятия, где зарплата растет ежегодно в 2-2,5 раза.

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности существенно улучшилось.

Важен такой показатель, как сертификация двигателей. В Советском Союзе мы ежегодно сертифицировали 5-6 двигателей. После 1991-го года сертифицировали один двигатель в 5-6 лет. А вот за годы, прошедшие со времени выставки «Двигатели - 2000», мы сертифицировали 7 двигателей!

Из них такие крупные, как Д-436 российско-украинской разработки и производства. Причем в двух модификациях: TI - для самолета Ту-334 и ТП - для амфибии Бе-200. Сертифицирован новый двигатель ВК-2500 разработки завода им.Климова и ОАО «Мотор Сич». Из других моторов - ТВД-20 - для Ан-3 и Ан-38, поршневой двигатель М-14 Воронежского КБ.

- Но, видимо, проблемы есть?

- Конечно. На многих предприятиях нет устойчивой перспективы. Заводы не могут набрать заказы на два-три года, хотя такие предприятия и есть. Скажем, заводы «Салют», «Мотор-Сич», им.Климова.

- Чем очередная выставка будет отличаться от предыдущей?

- В связи с улучшением работы наших предприятий выросла популярность выставки. Ее участники берут гораздо большие площади для экспозиции, чем раньше. К примеру, экспозиция «Салюта» разместится на площади 300 кв.м, что в два раза больше, чем на предыдущей. В 2000-м году ОАО «Рыбинские моторы» не участвовали в выставке, ныне ОАО НПО «Сатурн» займет 240 кв.м.

ОАО «Мотор Сич» разместится на площади 260 кв.м. Примечательно, что в этом году многие стенды у нас не стандартные - их разрабатывают и строят сами участники.

На выставке будут показаны все двигатели, прошедшие сертификацию за два года.

Кроме того, на многих стендах будут показаны предложения по модификации тех двигателей, которые находятся в эксплуатации.

Наши научно-исследовательские институты ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС покажут достижения нашей науки. Если по-крупному, то сегодня авиационная наука имеет предложения по облику, схемам, по размерности двигателей следующего поколения.

ЦИАМ покажет новые методы математического моделирования процессов, которые происходят в двигателях. Это касается газодинамики, прочности и систем автоматического управления.

ВИАМ представит новые материалы и новые методы изготовления деталей из этих материалов. Более того, ВИАМ построил базу для производства определенных партий отдельных узлов и деталей из материалов, которые используют серийные заводы.

На выставке будут широко представлены ремонтные заводы: как гражданские, так и Министерства обороны. Они познакомят посетителей и участников с новыми видами ремонта, с новыми технологиями.

Агрегатные предприятия покажут новые системы автоматического управления. Чем характеризуются эти системы? Большая часть функций управления передается на электронную часть, управленческие функции уходят от гидравлики. За два с половиной года мы получили такие системы электронного управления, которые при увеличении функций примерно в 2 раза, имеют в 2 раза меньшие объем и веса. Причем надежность существенно повышается.

- Наверное, на выставке можно будет познакомиться и с автомобильными моторами?

- Безусловно. Они на выставке займут достойное место. Причем не только автомобильные, но и тракторные. Мы покажем двигатели и для газоперекачки, и для энергетиков.

- Виктор Михайлович, сейчас все обеспокоены вводом ИКАО ограничений по шуму. На выставке это как-то найдет отражение?

- В рамках выставки «Двигатели-2002» пройдет научно-технический симпозиум «Двигатели и экология». Проблема борьбы с шумом и вредными эмиссиями на симпозиуме будет рассматриваться как обеспечение надлежащих характеристик газотурбинных двигателей. Здесь будут показаны двигатели, при установке которых проблемы шума и эмиссии будут решены.

Ведь, в сущности, с точки зрения науки и техники проблем с шумом нет. Проблемы - организационно-финансовые. Взять наши самолеты: Ил-96-300, который производится в Воронеже, Ту-204 - вУльяновске, Ту-214 - в Казани, Ил-114 -в Ташкенте. Все они отвечают нормам по шуму. Поэтому надо заказывать эти самолеты, покупать. Для чего необходим лизинг.

На отдельных стендах предприятий будут показаны фрагменты решений экологических проблем. Это связано и с шумоглушением, с выбором скоростей вращения компрессоров и турбин, т.е. либо снижения шума в его источнике, либо его погашения. Кроме того, будут представлены камеры сгорания, которые обеспечивают уменьшение вредных выбросов.

- Сколько же всего участников выставки вы ожидаете?

- На сегодня мы получили около сотни заявок. Из иностранных компаний -«Пратт-Уинтни» США, «Пратт-Уитни» (Канада), французская СНЕКМА, «Дженерал Электрик», «Сименс», металлургическая фирма из Великобритании. С учетом ближнего зарубежья - примерно 15-20 иностранных фирм.

Мы пригласили самолетчиков и вертолетчиков - заказчиков продукции моторостроителей. Они смогут познакомиться с предложениями, провести переговоры. Практически авиамоторостроительные фирмы мира примут участие в выставке. Каждая из них пришлет 3-4 своих представителя для ознакомления с достижениями мирового двигателестроения, проведения переговоров.

- Виктор Михайлович, скажите, кто организатор выставки?

- По решению Правительства РФ организатор выставки - «Росавиакосмос». Организационный комитет возглавляет Юрий Николаевич Коптев. Всю техническую работу по подготовке VII Международной выставки «Двигатели - 2002» проводит Генеральная дирекция АССАД.

- Благодарю за интервью и желаю успеха выставке. Надеюсь, после выставки вы познакомите наших читателей с ее результатами.

Эмблема VII международной выставки «Двигатели-2002».
Эмблема VII международной выставки «Двигатели-2002».


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100