ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№2


Николай СОЙКО

ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЧИК


О самолете Ju 86R


Ju 86G - один   из предшественников стратосферных «Юнкерсов».
Ju 86G - один из предшественников стратосферных «Юнкерсов».

Гуго Юнкере одним из первых начал заниматься проблемами полета в стратосфере и не удивительно, что накопленный его фирмой опыт позволил уже к началу Второй мировой войны создать высотный разведчик с герметичной кабиной экипажа.

Разработку этой машины немцы хранили в глубокой тайне и во время поездок в Германию советских делегаций о ней не упоминали. Последнее обстоятельство послужило поводом для прекращения доводок в СССР стратосферного разведчика-бомбардировщика БОК-11 и высотного истребителя «100» с герметичными кабинами.

В первый вариант Ju 86P переделали двухмоторный бомбардировщик Ju 86BD, заменив кабину экипажа на двухместную герметичную. Давление в ней поддерживалось постоянным путем наддува воздухом, отбиравшимся от нагнетателя левого двигателя и соответствовало высоте 3000 м. Чтобы исключить запотевание окон кабины пространство между ее стеклами заполнялось сухим воздухом. Для входа в кабину служил круглый люк, снизу правого борта.

Первый прототип Ju 86P VI взлетел в феврале 1940-го, а спустя месяц облетали V2. В ходе испытаний оба самолета с парой дизельных двигателей ЮМО 207А-1 поднимались на| высоту свыше 10000 м. На третьем прототипе с крылом увеличенной площади «Юнкере» мог летать на 11000 м свыше 2,5 часов. Результаты испытаний оказались столь обнадеживающие, что «Люфтваффе» заказали 40 машин в двух вариантах.

В двух фюзеляжных грузоотсеках бомбардировщика Ju 86P-1 вертикально размещались четыре бомбы весом по 250 кг или 16 - по 50 кг. Для стрельбы назад использовался дистанционно управляемый пулемет MG 17 калибра 7,9 мм. В грузоотсеке Ju 86P-2 располагалось разведывательное фотооборудование.

Летом 1940-го один из прототипов поступил в разведывательное подразделение главного командования «Люфтваффе» и сразу же был нацелен на разведку объектов на территории Великобритании. В первом же полете Ju 86P-2 достиг высоты 12500 м и вернулся не обнаруженным.

Несколько разведчиков сосредоточили во 2-й эскадрилье и в том же году они нередко появлялись над базой британского флота в Скапа-Флоу.

В январе 1941 -го 4-я эскадрилья (известная как Испытательный центр высотных самолетов) получила в свое распоряжение Ju 86P-1, экипаж которого с августа эпизодически бомбил цели в Великобритании. Спустя год Ju 86P перевели в 1-ю эскадрилью главного командования «Люфтваффе», а несколько Ju 86Р-2 поступили для боевого применения во 2-ю эскадрилью 123-й разведывательной группы, базировавшейся на Крите.

Несмотря на то, что английские перехватчики неоднократно обнаруживали Ju 86P-2, им удалось одержать первую победу лишь 24 августа 1942-го, когда облегченный «Спитфайр» Мк V, вылетевший с базы в Абукире (Египет), перехватил неприятеля на высоте 12800 м севернее Каира. Немцы отреагировали на это быстро, установив на «Юнкер-сы» неподвижный пулемет MG 17 для стрельбы назад, но «Спитфайры» из Абукира вскоре сбили еще два разведчика, и к августу 1943-го в строю не осталось боеспособных самолетов.

Во время налетов на Англию Ju 86Р-1, часто сбрасывавшие на цели лишь по одной бомбе, раздражали командование английской истребительной авиации и потребовались большие усилия, чтобы остановить «Юнкерсы».

Для их перехвата наспех модифицировали «Спитфайр» Mk VI с герметизированной кабиной и крылом увеличенной площади. Но лишь в одном случае перехватчик смог открыть огонь по Ju 86Р, находившемуся над ним, но при этом потерял скорость. «Юнкере» же со снижением ушел от «Спитфайра». Последние бомбардировки территории Англии «Юнкерсы» совершили в начале сентября 1942-го.

Месяц спустя заместителю наркома по опытному самолетостроению А.С. Яковлеву передали очередное донесение из Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии: "От 30 апреля мы сообщали о предполагаемом введении на вооружение германских ВВС в 1942 г. самолета Ju 86 с дизельными моторами и оборудованного гермокабиной.

В настоящее время, по английским данным, Ju 86 уже применяются в качестве разведчиков. Они отмечены над Англией и в Египте на высоте до 14000 м."

В иностранной печати проскальзывают сообщения о полетах высотных немецких разведчиков над Москвой еще в 1941-м. Задуматься руководству страны было над чем. Если этот самолет поднимал бомбы, то он мог безнаказанно нанести удар по многим промышленным и военным центрам СССР. Выполняя разведку, немцы практически не встречали противодействия.

Первый прототип стратосферного разведчика Ju 86P V1.
Первый прототип стратосферного разведчика Ju 86P V1.

Противопоставить же этому достижению германской промышленности мы не могли ничего. Но меры, хоть и на бумаге, правительство приняло. ЦИАМ и различные авиационные КБ, особенно, специализировавшиеся на создании истребителей, должны были ускорить установку турбокомпрессоров, которые повышали высотность двигателей, и в самые сжатые сроки сдать на испытания самолеты.

Ju 86P-2, совершавший полеты над Великобританией.
Ju 86P-2, совершавший полеты над Великобританией.

Но тогда эта задача оказалась "не по зубам" и, прежде всего, создателям турбокомпрессоров. Это устройство, с первого взгляда казавшееся простым, работало при очень высоких температурах, свойственных выхлопным газам двигателей, а его турбина вращалась со скоростью несколько десятков тысяч оборотов в минуту. Металл не выдерживал нагрузок, и нередко лопатки турбокомпрессоров разрушались. Поставленная задача превратилась в сложнейшую проблему.

В 1943-м "Юнкере" снова дал о себе знать. 23 августа из штаба Западного фронта ПВО за подписью командующего войсками М.С.Громадина, члена военного совета генерал-майора Орлова и начальника штаба Нагорного в адрес командующего артиллерией маршала Н.Н.Воронова и наркома А.И.Шахурина поступил доклад, где сообщалось: "22 августа 1943 г. с 08 часов 40 минут до 10 часов 10 минут противник произвел разведку г. Москвы и окрестностей одним высотным разведчиком типа Ю-86Р-1 на высоте 12000-13000 м.

Самолет противника был обнаружен в 7 часов 42 минуты в районе Издешко-во и, пройдя по маршруту Вязьма -Кубинка - Звенигород - Чкаловская - Москва - Гжатск, вышел из системы ВНОС в районе Издешково (40 км западнее Вязьмы).

В зоне огня и в районе г. Москвы противник находился 1 час 30 минут (с 8 часов 40 минут до 10 часов 10 минут) и трижды прошел над центром города.

Для перехвата противника разновременно было поднято 15 истребителей с аэродромов ЦА (Центральный аэродром - прим. ред.), Кубинка, Люберцы, Иню-тино, Внуково, из них три Як-9, по два "Спитфайр", "Аэрокобра" и МиГ-3, а также шесть Як-1.

Ju 86R-1 с крылом увеличенной площади.
Ju 86R-1 с крылом увеличенной площади.

Из всех поднятых истребителей только один - "Спитфайр", пилотируемый старшим лейтенантом 16-го ИАП Семеновым, поднялся на 11500 м и вел огонь по противнику с кабрирования, находясь ниже противника на 500 м и сзади на 200 м. Летчик Семенов израсходовал 30 снарядов и 450 пуль патронов, после чего пушка и пулеметы отказали из-за обледенения. Противник вел ответный огонь с правого борта и снизу трассирующими пулями.

В районе Москвы и на обратном пути до Можайска противника преследовали летчики 12-го ГИАП - младший лейтенант Наливайко (Як-9), набравший только 11100 м, 562-го ИАП - Полканов и Буцлов (Як-1), набравшие 9500 м, 28-го ИАП -Абрамов и Евдокимов ("Аэрокобра"), набравшие 9000 м, 565-го ИАП - Крупенин и Климов (МиГ-3), набравшие 10800 м. Все летчики, из-за большой разности высот, боя не вели. Зенитная артиллерия огня по противнику не вела, ввиду недосягаемости высоты...

Противник в шестой раз с июля 1942 г. произвел разведку г. Москвы высотным разведчиком Ю-86Р-1, безнаказанно пройдя трижды над центром города. На самолете выявлены две огневых точки (снизу и с правого борта).

Имеющиеся в Особой Московской армии ПВО истребители не могли набрать необходимой для боя высоты. Вооружение истребителей оказалось неподготовленным для ведения огня на больших высотах при низкой температуре.

Не исключена возможность сбрасывания противником в будущем при подобных безнаказанных полетах над г. Москвой мелких бомб.

Несмотря на то, что противник уже более года ведет безнаказанную разведку г. Москвы на большой высоте, вопрос о высотных истребителях для ПВО столицы до сих пор практически не решен..."

Установив более мощные двигатели ЮМО 207В-3 с впрыском закиси азота и увеличив площадь крыла (размах возрос до 32 м), немцы создали Ju 86R. Самолет, впервые взлетевший летом 1942-го, поднимался на высоту до 14400 м, а дополнительное топливо позволяло ему летать до семи часов.

Ju 86R выпустили в двух вариантах: R-1 - разведчик и R-2 - бомбардировщик. Несколько Ju 86R-1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи главного командования «Люфтваффе» и до середины 1944-го участвовали в решении различных боевых задач. Три Ju 86R-2 в сентябре 1942-го вошли в состав 14-й эскадрильи 6-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Нидерландах, но в октябре эту часть расформировали. Планировалось выпускать более высотный Ju 86R-3 с двигателем ЮМО 208 и исследовательский четырехмоторный Ju 186.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ JU86P-1 С ДИЗЕЛЯМИ ЮМО207А-1 ВЗЛЕТНОЙ МОЩНОСТЬЮ ПО 950 Л.С.

Размах крыла, м

25,6

Длина, м

16,5

Высота, м

4,1

Вес пустого, кг

7000

Взлетный вес макс., кг

10156

Скорость, км/ч

макс, на высоте 6 км

360

крейсерская на высоте 11 км

260

Практический потолок, км

12

Дальность, км

1040



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100