1960: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№2


1960: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ


О проектах сверхзвуковых лайнеров, предлагавшихся ОКБ С.В.Ильюшина (Ил-66, Ил-72)


Сегодня можно с уверенностью сказать, что первым из советских авиаконструкторов, начавших разработку сверхзвуковых пассажирских самолетов, был В.М.Мясищев. Именно в ОКБ-23 были сформулированы первые научно обоснованные требования к аппаратам такого класса и двигателям к ним.

В 1960-м, вскоре после принятия решения о закрытии ОКБ-23, разработку подобных машин пытались развернуть в ОКБ С.В.Ильюшина.

В марте 1960-го Сергей Владимирович в письме заместителю председателя Совета министров СССР Д.Ф.Устинову предложил включить в план опытного строительства стальной сверхзвуковой пассажирский лайнер, получивший впоследствии обозначение Ил-66. На выбор предварительной схемы лайнера оказали сильное влияние господствовавшие в те годы треугольное крыло и расположение двигателей на хвостовой части фюзеляжа.

Расчеты показали, что самолет , выполненный по схеме "утка" и вмещавший от 60 до 100 человек, при полете со скоростью, втрое превышавшую звуковую, будет иметь техническую дальность 7200 км (по другим данным - 7300 км). Весь цикл создания машины предполагалось завершить в теченее 5 лет.

Судя по всему, результаты исследований в этом направлении, полученные в ОКБ-23, "осели" лишь в ЦАГИ и ОКБ-156. Только этим можно объяснить столь высокие данные, шедшие вразрез с технологическими процессами, освоенными на советских заводах. Даже с позиций XXI века это был слишком смелый проект, в значительной степени основанный на эмоциях разработчиков. Ведь для реализации этого проекта в стране в начале 1960-х отсутствовали необходимые ресурсы.

Не удивительно, что конструкторы в том же году пересмотрели основные параметры машины и в следующем проекте снизили скорость почти на 1000 км/ ч. Это позволило выбрать в качастве основных конструкционных материалов алюминиевые сплавы, отказавшись от стальных конструкций.

В итоге расчеты показали реальную возможность создания сверхзвукового лайнера Ил-72, допускавшего перевозку от 40 до 60 пассажиров на расстояние 4000-4500 км со скоростью, соответствующей числу М=2,2. Проект обсудили на техническом совете предприятия в начале 1961 -го, но и он дальнейшего развития не получил. К сожалению, восстановить облик этого проекта пока не удалось, и о компоновке машины приходится лишь догадываться.

Причина проста. В том же году наброски аналогичной машины сделали в ОКБ завода №156 под руководством А.Н.Туполева. При этом конструкторы использовали результаты, полученные в ходе проектирования стратегической боевой машины Ту-135.

Одной из сложнейших проблем при создании сверхзвукового лайнера считается выбор двигателя. К 1960-му в стадии разработки были ТРДФ РД16-17 и РД-17-117Ф. Наиболее "продвинутым" и подходящим для сверхзвукового пассажирского самолета был двухконтурный ТРДФ НК-6 взлетной тягой около 20 тс. Именно под этот двигатель и разрабатывался Ту-135.

Видимо, обстоятельство, связанное с преемственностью проектов пассажирской и боевой машин, сделало свое дело, и руководство гражданского воздушного флота поддержало Туполева. При этом пришлось специально создавать двигатель НК-144. О том, чем закончилась история, хорошо известно. Проект же Ил-66 интересен тем, что отражает взгляд ильюшинской школы проектирования самолетов тех лет.


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100