В.ЧКАЛОВ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЛЫ

Реклама...

"Крылья Родины" 2002'№1


Александр КЛЕМБОВСКИЙ, профессор, член-корреспондент РАЕН, ветеран ВОВ

В.ЧКАЛОВ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЛЫ


О гибели В.Чкалова


За последний год в периодической печати стали появляться публикации с подробностями биографии В.П.Чкалова, его трагической гибели. При этом, как мне кажется, допускаются неточности и искажения фактических данных, затрагивающих интересы ряда лиц.

Получила распространение версия, что главную вину и ответственность за катастрофу чкаловского И-180 несут создатели этого истребителя и инженеры, готовившие его к полету. При этом допускаются прямые вымыслы о причинах трагедии. Встречаются и более объективные публикации, содержащие точные факты, основанные на документах, составленных комиссиями и должностными лицами при расследовании причин гибели пилота, хотя и они не свободны от неточностей в связи с обстоятельствами тех лет.

Давно известно, что после дальних полетов экипажа В.П.Чкалова на АНТ-25 вокруг этого человека сложился культ восхваления, не свободный от явных преувеличений. Заслуги Чкалова велики, он много сделал для роста престижа отечественной авиационной техники, развития истребителей, тактики воздушного боя.

Вместе с тем, в истории, как известно, многое проясняется стечением времени, уходят субъективные оценки, становятся известными ранее скрытые или искаженные события. Так обстоит дело и с биографией Чкалова. Авиационные специалисты, его товарищи по службе в ВВС знали, судя по их мемуарам и беседам, Чкалова как человека сильного, смелого, но не без ряда недостатков. Недруги летчика с радостью их преувеличивали, друзья боролись с ними или примирялись, потому что Чкалов, как всякий человек, развивался, становился опытнее и основательнее. Он доказал это своими поступками в последние годы жизни.

Опубликованные характеристики на Чкалова показывают противоречивость его натуры в молодые годы. В то же время они свидетельствуют о явной тенденциозности некоторых заключений об характере и здоровье, о вполне вероятном преувеличении недостатков пилота. Кое-что отрицать нельзя, но, безусловно, можно предположить, что некоторые из "заключений", например, о "шизоидном статусе" Чкалова или о его слабом зрении - написаны военными врачами под давлением начальства, не желавшего иметь дело с человеком талантливым, но трудного характера, перевоспитывать его.

С другой стороны, в публикациях отсутствует чувство меры в описании отрицательных сторон Чкалова. Проскальзывает какое-то смакование явными и мнимыми его недостатками, хотя справедливо называют великим человеком, но не совсем умело защищавшимся от непонимания окружающих.

Наиболее информативными в последних публикациях можно считать документы 1938-го. В них приводится важное для судьбы И-180 сообщение Берии наркому обороны Ворошилову о большом количестве неустраненных на нем дефектов и о том, что вылет его 12 декабря 1938-го крайне опасен. Берия явно защищает Чкалова от поспешных действий. Полет отменили. Кто же настаивал на таком полете? Прямого ответа нет, но подозреваются авиаинженеры, директор завода, главный конструктор. Затем изложено, что после 12 декабря "все завертелось с такой угрожающей силой", что это закончилось катастрофой спустя три дня.

Началось расследование. Выяснилось, что разрешение на полет дал нарком оборонной промышленности М.М.Каганович в ответ на доклад по телефону о готовности самолета директора завода Усачева. Кто побудил Усачева звонить Кагановичу при известных ему дефектах И-180? Кое-кто считает, что акт о готовности самолета к первому вылету подписали инженеры под давлением Усачева. Но где документальные доказательства этому мнению?

Акт, как следует из тех же публикаций, в конце концов подписал главный конструктор завода Поликарпов. Под приказом же стоит автограф Усачева. Но почему на документах (полетном задании?) нет подписи Поликарпова? Явно потому, что он был против поспешного полета. Именно поэтому, как считали и говорили некоторые современники тех событий, Поликарпова не репрессировали, хотя многие авиационные специалисты пострадали.

Кто же был главным сторонником неотложного полета И-180? Главный конструктор? Нет. Инженеры подготовительной бригады? Нет, они сопротивлялись полету. Усачев для выполнения плана? Может быть, и да, и нет. Берия? Он был явно против и сумел оттянуть полет. А может быть Сталин? Конечно, нет. Он хорошо относился к Чкалову, хотя и бывал непоследовательным. Такой герой имел высокое общественно-политическое значение, был нужен для престижа государства.

Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Никто в авиации. Почти никто из администрации. Даже Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям.

Согласно публикациям, подготовка к полету, его условия и трагический финал были раскрыты членами комиссии в составе Алексеева, Громова, Байдукова, Репина (акт от 17 декабря 1938-го) и стали известны К.Ворошилову. Это отразилось в формулировках его секретного приказа №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях РККА".

Знание ими истинных обстоятельств подготовки к полету и его характера отражает следующее: в приказе прямо указано, что Чкалов был полностью осведомлен о неудовлетворительном состоянии И-180, но не отложил полет (я считаю, это первой ошибкой пилота), что Чкалов начал совершать первый полет на опытной машине с новым мотором вне аэродрома (вторая и решающая ошибка пилота).

Газетные публикации перевернули представления о жизни и смерти Чкалова лишь у обывателей и молодежи, не знакомых с более ранними публикациями, в том числе и в "Крыльях Родины".

С горечью приходится разделить мнение одного из авторов публикаций Н.Доб-рюхи, высказанное им с вполне уместной деликатностью: "Как-то не поворачивается язык говорить, что Чкалов погиб из-за собственной недисциплинированности". Но как понятно, стремление В.П.Чкалова быстрее дать ВВС новый истребитель! Как хотелось ему сделать это до дня рождения им уважаемого и дружески настроенного к нему И.Сталина! Не удалось!

В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" - являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами.


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100