Реклама... |
|
Ведущим конструктором Я-21 назначили инженера-расчетчика Наталью Кастальскую, по ее настойчивой просьбе.
Не имея опыта работы на производстве в качестве ведущего конструктора, она поневоле допускала довольно грубые ошибки, которые, естественно, не ускользали от опытного взгляда Александра Сергеевича.
За такие промахи в работе мужчин главный конструктор распекал, не стесняясь в выражениях. Однако Кастальскую, как женщину, он щадил и, замечая ее упущения, употреблял в советах и рекомендациях лишь самые изысканные выражения русского литературного языка.
Быстро заметив это, Кастальская со слезами на глазах как-то ему сказала:
- Александр Сергеевич! Почему Вы так несправедливо относитесь к моей работе? Ведь если бы на моем месте был мужчина, Вы бы наверняка не церемонились, а прямо и по-деловому сказали бы все, что думаете о его работе. А со мной деликатничаете, и это меня очень обижает, будто я хуже других.
Эта дотошная женщина со своим твердым, упорным характером быстро овладела секретами успеха работы на производстве в качестве ведущего конструктора. Построив "свою" машину, она затем сопровождала Я-21 на аэродром, где также быстро освоила обязанности ведущего инженера по летным испытаниям.
Шеф-пилот ОКБ Юлиан Пионтков-ский вскоре привык к ней, со знанием дела заполнявшей бланки заданий на испытательные полеты. Пионтковский плодотворно проводил свою работу. Самолет ему нравился: при двигателе всего в 220 л.с. он развивал скорость более 300 км/ч. Это - отличный показатель. Правда случались и замечания. Летчик рекомендовал увеличить углы отклонения элеронов и площадь руля высоты.
В конце концов, на Я-21 удалось достичь простоты пилотирования и хороших взлетно-посадочных свойств. Летчики-испытатели ВВС, участвовавшие в облете Я-21, подтвердили его удовлетворительные характеристики устойчивости...
Кастальской, пожалуй, удалось бы довести Я-21 до серийного производства, если бы не надвигавшаяся война, приближение которой стало остро ощущаться, несмотря на пакт о ненападении.
Так или иначе, но Яковлев одним из первых почувствовал это и, решительно отодвинув в сторону свое увлечение учебными и спортивными летательными аппаратами, целиком переключился на военную тематику.
Размах крыла, м | 7,8 |
Длина (на стоянке), м | 6,4 |
Высота, м | 2,05 |
Площадь крыла, м2 | 9,58 |
Вес пустого, кг | 611 |
Полетный вес, кг | 831 |
Скорость, км/ч | |
у земли | 322 |
крейсерская | 290 |
посадочная (без щитков) | 90 |
Время набора высоты 1000 м, мин. | 2,7 |
Практический потолок, м | 7000 |
Разбег / пробег, м | 150/190 |
Дальность на крейсерской скорости, км | 715 |
|