главная библиотека статьи
   Вертолеты. Средства и способы пожаротушения
   
   


Применение авиационных средств для борьбы с пожарами, привлекательно, в первую очередь, по причине высокой оперативности. Тут просматривается прямая аналогия со скорой медицинской помощью, где существует "Правило золотого часа". Ущерб от воздействия огня, с начала возгорания, увеличивается не в прямой, а в геометрической прогрессии, поэтому использование авиационных средств выгодно, несмотря на их более высокую стоимость.

С классификацией средств доставки - всё просто. Либо самолёт, либо вертолёт. Такие экзотические варианты, как автожиры и дирижабли, можно не принимать во внимание, по причине малого распространения и неустранимых конструктивных недостатков.

Самолёты применяются самые различные. От лёгких, до тяжёлых. Способных взлетать как с суши, так и с воды. Самый тяжёлый противопожарный самолёт - Ил-76. Самый разрекламируемый - самолёт - амфибия Бе-200. За рубежом, так же используются противопожарные самолёты - амфибии (CL-415 Канада, SH-5 Китай и др.). Как правило, это не новые самолёты, с продлённым ресурсом и установленным на них оборудованием для забора и сброса воды.

С вертолётами ситуация несколько иная. Во - первых, их производят гораздо меньшее количество стран, чем самолёты. Во - вторых, как тип воздушного судна - вертолёт, почти в два раза моложе. И в третьих, как это ни странно, до сих пор не выработана единая концепция эффективного пожаротушения, защиты от пожаров, и главное, система финансирования затрат на все эти мероприятия. Поскольку гораздо легче определить объём затрат на ликвидацию последствий, нежели на их профилактику.

Согласно данным специалистов, в настоящее время, вертолеты составляют около 40-50% парка всех ЛА мира, находящихся в эксплуатации. Широкое распространение вертолеты получили благодаря своим главным преимуществам по сравнению с самолётами - способностью выполнять вертикальный подъем и спуск и зависать на месте. Это позволяет совершать взлет и посадку на ограниченном пространстве и, по существу, переводит вертолет в класс летательных аппаратов, не требующих для себя аэродромных площадок. Благодаря указанным достоинствам вертолет способен выполнять крано-монтажные работы, перевозку пассажиров и грузов в районы, не имеющие взлетно-посадочных полос, авиахимработы в труднодоступных местах, над садами и виноградниками. Широкий диапазон скоростей полета способствует применению вертолетов в поисково-спасательных операциях, инспекционных и осмотровых полетах, пожаротушении. Дальнейшее совершенствование вертолетной техники повышает конкурентоспособность ее применения по сравнению с самолетами, а также с другими видами транспорта в транспортных перевозках на малые и средние расстояния.

На международной конференции-выставке "Поиск и спасение", прошедшей в декабре 2001 года в Сан-Диего: говорилось о наступлении новой эры в развитии поисковых и спасательных вертолётов. События, прошедшие с тех пор в мире, лишь подтверждают данное утверждение.

Применение вертолётной техники в борьбе с пожарами, связано главным образом, с возможностью оперативной доставки к месту чрезвычайной ситуации, пожарных, спасателей, технических средств пожаротушения, а так же эвакуации пострадавших. Оперативность эта определяется не столько скоростью полёта вертолёта, сколько возможностью добраться до требуемого места, при отсутствии дорог или наличии дорожных пробок и завалов. Стоимость подобных работ, несоизмеримо выше, чем скажем, у автомобильного транспорта, но зачастую, лишь вертолёт является единственно возможным средством борьбы с пожарами и ликвидацией последствий аварий и катастроф.

Следует также иметь в виду, что во время самого пожаротушения, имеется возможность регулировать скорость вертолета при сливе огнегасящей жидкости на кромку пожара или создания заградительной полосы перед фронтом огня. Тем самым, увеличивая или уменьшая дозировки воды. Подобное невозможно осуществить самолетами-танкерами, поскольку объем жидкости, сброшенной с самолета, будет иметь в 1,5-2 раза большую длину и ширину, и соответственно меньшие дозировки огнегасящей жидкости на земле.

Согласно опубликованным отчётам "Авиалесохраны" по результатам применения при тушения пожаров в 1999 году удельные затраты на доставку 1 тонны воды (ОЖ) к месту пожара фактически составили в среднем:

  • самолетом-амфибией Бе-12П - 2400 руб.

  • самолетом-танкером Ан-2П -1900 руб.

  • вертолетом Ми-8Т с ВСУ-5 - 660 руб.

Так как, сам по себе, вертолёт является универсальным средством доставки, то часто выбор его типа определяется просто: Используется всё то, что есть под рукой на данный момент. Лишь бы позволяла грузоподъёмность. И только в последние годы наметилась тенденция создания узко специализированных вариантов винтокрылых противопожарных машин. Но создаваемые и созданные, в настоящее время устройства, средства и методики вертолётного пожаротушения имеют достаточно неполный и обрывочный характер. Поскольку пожарные, часто не знают (и не представляют), на что способен вертолёт, а конструктора вертолётов (только они имеют право устанавливать и сертифицировать дополнительное оборудование) не имеют представления, что нужно пожарным.

Виды пожаров и способы тушения

Пожары бывают самые различные. Большие и малые, площадные и локальные, в лесу и в городе: Но наиболее часто, авиационные средства пожаротушения используются для борьбы именно с лесными пожарами. Тушат, либо, сбрасывая воду (пену) на очаг пожара, либо устанавливая заградительные полосы, препятствующие распространению огня. Вообще, тушить лесной пожар - занятие крайне опасное. При большой высоте сброса резко снижается эффективность, т.к. значительная часть воды успевает испариться, не долетев до земли. А при низкой высоте полёта в обеднённом кислородом горячем воздухе - существует опасность помпажа двигателей и катастрофы. Можно конечно, увеличивать длину троса между вертолётом и сливным баком, перевозимым на внешней грузовой подвеске. Но тут тоже имеются свои минусы: опасность зацепа, за провода и ветки, ниже точность и производительность. Установка заградительных полос, куда безопаснее, но эффективна лишь при использовании пены, что требует специального оборудования.

Реже случается применять вертолёт в городских условиях. Однако действуя традиционным способом - сбрасывая воду на крышу здания, можно причинить ущерба больше, чем нанесёт сам пожар (происходящий в одной из квартир). Поэтому конструктора пытаются создать различные типы горизонтальных водяных и водо-дисперсных пушек.

Отдельной строкой можно выделить пожары нефтепродуктов и электроподстанций. Здесь использование воды невозможно. Только пена.

Ещё один из способов авиационного пожаротушения - применение специальных пластиковых бомб, образующих при взрыве облако аэрозоля, подавляющее процесс горения. Эффективность высокая, но пока до конца не определён ущерб, наносимый окружающей среде химическими веществами, входящими в состав аэрозоля. Да и стоимость их существенно выше, чем стоимость воды, взятой из ближайшего водоёма.

Устройства авиационного пожаротушения.

Основным и наиболее простым устройством для вертолётного пожаротушения, изначально, были и остаются, подвешиваемые на внешней подвеске ёмкости для воды. Данный способ применим на любых вертолётах, имеющих внешнюю грузовую подвеску. Собственно, использование таких ёмкостей, для эксплуатанта, привлекательно тем, что можно быстро и дёшево сделать пожарным практически любой вертолёт, поскольку, данная модернизация не вносит изменений в конструкцию самого вертолёта, а значит, не требует сертификации.

Наиболее известная, канадская фирма SEI, производит целую линейку мягких баков "Bambi Bucket", вместимостью от 2000 литров воды до 9840 литров, для различных типов вертолётов.

В 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и "Авиалесоохраной" спроектировали, провели экспериментальную отработку и начали серийное изготовление мягкого водосливного устройства ВСУ-5 с изменяющимся объемом емкости от 1,3 до 2,5 и от 3 до 4,5 м3 для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Оболочка водосливного устройства ВСУ-5 представляет собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Жесткость оболочке около верхнего отверстия придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра, определяемого необходимой величиной секундного расхода сливаемой воды. В изделии ВСУ-5 сливной патрубок сконструирован таким образом, что в процессе погружения оболочки он автоматически открывается и позволяет воде заполнять оболочку снизу. В дальнейшем, там же, в Феодосии, было спроектировано и изготовлено ВСУ-15, соответственно на 15 тонн воды, предназначенное для вертолёта Ми-26.

Рассматривая результаты применения данных устройств, перевозимых на внешней подвеске, можно сделать вывод, что они просты в изготовлении и имеют относительно низкую стоимость. Однако им присущи и серьёзные недостатки:

  • ограничение скорости полёта - до 100 км в час,

  • повышенное аэродинамическое сопротивление и, соответственно, увеличивающийся расход топлива,

  • высока вероятность зацепа за линии связи и электропередач,

  • забор воды возможен лишь при определенной глубине и размерах водоёма,

  • существует опасность зацепа и повреждения мягкого бака за посторонние предметы,

  • возникающая, в связи с этим, проблема недолговечности бака,

  • перевозя большой груз на внешней грузовой подвеске, вертолёт ухудшает центровку и маневренность,

  • повышенная аварийность (катастрофа Ми-26 в апреле 2003 года при тушении лесных пожаров, была обусловлена конструктивной особенностью внешней системы пожаротушения),

  • так как современные внешние сливные устройства (за редким исключением) предназначены именно для борьбы с лесными пожарами, то в большинстве своём, ими невозможно тушить иные виды пожаров, например, горящие нефтепродукты. Кроме того, теми методами, которыми это делается, невозможно тушить многие разновидности пожаров в городских условиях.

Некоторые из вышеперечисленных недостатков, эксплуатанты пытаются устранять существенными изменениями конструкции.

Так лет 10 назад, в Испании, на вертолёте Ка-32 использовался жёсткий пластиковый бак, представляющий из себя вертикальный цилиндр, оснащённый, створками, для сброса воды и мотопомпой с двигателем внутреннего сгорания, для наполнения бака. Управление насосом и створками происходило по радиоканалу.

Канадская компания VIH, в настоящее время, так же, использует для пожаротушения на вертолёте Ка-32А11ВС, вертикальный пластиковый бак. Заполнение происходит при погружении всего бака в водоём. Большие управляемые створки, установленные в нижней части, позволяют существенно увеличить скорость наполнения, а значит и производительность.

Краткий анализ рынка:

Убытки, причиненные мировой экономике экстремальными погодными явлениями - наводнениями, землетрясениями, ураганами и пожарами, за последние 45 лет (с 1960 до 2005 г.г.) значительно выросли: с 9 до 160 млрд. долларов в год. Природные катаклизмы становятся всё масштабнее. Учёные связывают это с изменением климата. За период с 1950-го по 2005 год общемировые убытки от природных катастроф составили астрономическую сумму - 1173 млрд. долларов. "Изменения климата повышают риск материального ущерба ежегодно на 2-4%", говорится в совместном исследовании международной страховой компании "Альянс" и всемирного фонда дикой природы (WWF).

Можно привести лишь несколько наиболее громких фактов:

Летом 2003 года, в одной только Португалии выгорело леса на миллиард евро. Правительством страны предполагалось в течение последующих трёх лет выделять 200 млн. евро на его восстановление. Однако по сообщениям прессы, ущерб от пожаров в следующем году, был ещё больше.

10 января на полуострове Эйре (Eyre), расположенном в 250 км от столицы Южной Австралии г. Аделаида, начались мощные лесные пожары. Контроль за распространением огня удалось установить только через двое суток. Общая площадь, пройденная лесными и кустарниковыми пожарами, достигла 100 тысяч га. Были обнаружены тела 9 погибших людей. Еще 15 человек числятся пропавшими без вести. Погибло 10 тысяч голов скота.

В феврале 2005 года, в Чили лесные пожары угрожали нескольким населённым пунктам. Военные и полиция проводили эвакуацию.

Летом 2007 года от лесных пожаров в Греции выгорело 220 тысяч гектаров лесов и погибло 77 человек.

Новостная строка от 25 октября 2007 года: "В результате лесных пожаров в американском штате Калифорния погибли уже 14 человек. Более полутора тысяч домов были уничтожены огнем. Ущерб на настоящий момент оценивается более чем в миллиард долларов. Сухая погода и ветры стали причиной того, что уже две тысячи квадратных километров охвачены пламенем. Горит территория от Санта Барбары до Мексики."

Ежегодно летом, горят леса во Франции, Греции, Испании, Турции. В следующем полугодии, пожары начинаются в Африке, Бразилии, Аргентине, Чили, Австралии...

В последние годы во многих странах объявляются тендеры по созданию собственных противопожарных авиаподразделений (Болгария, Турция, Португалия, Аргентина).

В связи с интенсивным ростом мегаполисов, сопровождающимся увеличением высотности зданий и загруженностью автомагистралей, автомобильные пожарные машины, уже не в состоянии обеспечить спасателям и пожарным оперативность, ни даже саму возможность попасть на верхние этажи.

Европарламент ежегодно выделяет 1 млрд. евро на борьбу с последствиями пожаров и наводнений. Долгое время обсуждался вопрос о создании объединённой Европейской противопожарной авиагруппировки. Осенью 2007 года такое решение было принято. 1 октября 2007 года Министр МЧС России Сергей Шойгу (уже давно озвучивавший эту идею), сделал заявление, что Россия готова участвовать в данной программе. Но с тех пор, никаких подвижек не произошло.

Специализированные вертолёты

В последнее время, наметилась тенденция, создания специализированных противопожарных вертолётов, с гораздо более высокой эффективностью применения. Водяной бак у них размещается, либо внутри фюзеляжа, либо в его нижней части. Забор воды осуществляется за короткий промежуток времени, в режиме висения, с помощью всасывающих насосов. Сброс обеспечивается, либо сразу, либо постепенно, в нескольких режимах. Наиболее известные зарубежные фирмы, производящие такие пожарные системы - американские "Simplex", "Isolair", австралийская "Erickson", немецкая "Aerotex".

Типов вертолётов, оснащаемых такими системами, не критичными к размерам и глубине водоёма достаточно много.

UH-1H, "Sikorsky": UH-60/S-70 "Firehawk", S-76, тяжёлый S-64F "Helitanker", "Agusta" A119, "Agusta-Bell": AB412, AB412EP, "Kawasaki" BK-117, "Eurocopter" AS332L, AS350B, C, D, AS365N. Российские вертолёты, с такими системами: Ка-32, Ми-14, а с 2005 года Казанский "Ансат".

Но наиболее эффективными и распространенными типами винтокрылых пожарных, стоит признать лишь несколько:

UH-60/S-70 фирмы "Sikorsky"- один из самых массовых вертолётов среднего класса. В модификации "Firehawk" позволяет производить сброс воды, эвакуацию пострадавших, перевозку людей и десантирование. Внутри транспортной кабины могут размещаться до 14 десантников - пожарных. Для эвакуации пострадавших вертолёт оснащается лебёдкой грузоподъёмностью 273 кг. В вертолёте возможна установка медицинского оборудования. Вместимость бака, размещаемого в нижней части фюзеляжа: 3875 литров воды. Забор осуществляется шноркельным насосом за минуту. Вместе с тем, грузо-весовые характеристики, заявляемые Производителем, мягко говоря, несколько не соответствуют ЛТХ базового вертолёта UH-60.

Тяжёлый S-64F "Helitanker", с баком объёмом 9500 литров воды, созданный на базе "воздушного крана" фирмы "Sikorsky", уже много лет эксплуатируется в Южной Корее, Австралии, Мексике и США. Позволяет производить сброс воды в нескольких режимах. Заполнение бака происходит за 45 секунд. Обладает невысокой скоростью полёта и большими габаритными размерами. Кроме того, имеет низкий ресурс лопаток двигателей турбин. Существенным недостатком, также является невозможность проведения эвакуационно - спасательных работ.

Ми-14 ПЖ "Элиминатор", разработала в 1993 г. германо-российская фирма "Аэротек" при участии МВЗ. При переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку за 1,5-2 мин на висении из источника глубиной не менее 0,3 м. Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с. и в управляемом за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-96 гг. из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.

Свой вариант Ми-14ПЖ разработала украинская компания "Пассат". Характеристики машины и ее пожарного оборудования схожи с вышеописанным аналогом, например, используется бак для воды такой же емкости, однако вместо мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы использовался Ми-14БТ, который переделали на Севастопольском авиаремонтном заводе Минобороны Украины.

В декабре 1999 г. на базе Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины прошли Госиспытания вертолета Ми-14ПЖ. Машина получила положительное заключение и рекомендацию для выпуска установочной серии. Летом 2000 г. вертолет впервые применили для тушения лесного пожара в районе Ялты. В декабре того же года Департамент авиатранспорта Украины выдал Ми-14ПЖ свой сертификат. Фирма "Пассат" и Севастопольский АРЗ переоборудовали второй такой вертолет, который прошел испытания в 2003 г.

Начиная с 2001 г., первый разработанный "Пассатом" Ми-14ПЖ эксплуатируется украинской авиакомпанией "Велес". Летние сезоны 2001 и 2002 гг. вертолет провел в Турции, а 2003 г. - в Греции, где принял участие в тушении лесных пожаров. Летать пришлось в жару, что не позволяло поднимать более 3 т воды. Согласно заявлениям разработчиков: "Несмотря на сложные условия эксплуатации (столбик термометра показывал в тени +40╟С ), машина, в целом, зарекомендовала себя очень хорошо и продемонстрировала высокую эффективность тушения."

В настоящее время, украинская компания ООО "Альфа" предлагает собственный вариант переоборудования Ми-14, для пожаротушения и спасательных работ.

Ка-32А11ВС - серийный всепогодный соосный вертолёт среднего класса (по российской классификации, на Западе он относится к тяжелым вертолетам). Является лидером в своём классе вертолётов по грузоподъёмности, высотности, маневренности, скороподъёмности. Ввиду соосной конструкции несущей системы, обладает минимальными габаритными размерами. Оснащается системой автопилота, позволяющей вертолёту, без вмешательства лётчика, неподвижно зависать на заданной высоте, над нужной точкой. Способен производить перевозку пассажиров и грузов, как внутри фюзеляжа, так и на внешней грузовой подвеске, десантирование по тросу, эвакуацию пострадавших с помощью лебёдки, пожаротушение. Вертолёт может оснащаться бортовым комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входит цифровой автопилот отечественного производства, обеспечивающий автоматический заход на посадку. В пассажирской кабине возможна установка медицинского реанимационного модуля LifePort.

Противопожарная система "Simplex", для Ка-32 была разработана по запросу компании "LG" и успешно эксплуатировалась в Республике Южная Корея с 1996 года. Заполнение бака объёмом 3000 литров воды осуществляется с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд. Имеются два дополнительных бака общим объёмом около 300 литров для пенообразователя. Сброс производится в 4 различных режимах. Система может дополняться устройством "Sprey"- горизонтальными штангами с распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.

Модификация Ка-32А1 - специализированный противопожарный вертолёт, сертифицированный по российским нормам лётной годности АП-29. Предназначен для тушения пожаров с помощью ВСУ, доставки пожарных расчётов и оборудования к месту пожара, а так же эвакуации людей с помощью аварийно-спасательной лебёдки и специализированных транспортно-спасательных кабин ТСК с верхних этажей зданий, вместимостью 2, 10 или 20 человек. В пожарной охране Москвы имеются два таких вертолёта.

Сравнение

1. Ми-14 по производительности, эффективности и пассажировместимости, примерно соответствующий UH-60/S-70, имеет гораздо меньшую стоимость. Вместе с тем, для использования Ми-14 в противопожарном варианте, существует несколько негативных моментов:

  • снят с производства. Серийно более не выпускается. Имеющиеся уже близки к выработке назначенного календаря,

  • из-за большой взлётной массы, при высоких температурах воздуха, отсутствует запас мощности,

2. UH-60/S-70 "Firehawk" - имеющий, примерно те же показатели производительности, что и Ка-32, уступает соосному российскому конкуренту в маневренности, компактности и стоимости.

3. Самый грузоподъёмный зарубежный S-64F "Helitanker", среди рассматриваемых вертолётов, является одновременно и самым дорогим. Кроме того, ввиду низкого ресурса двигателя и больших габаритных размеров, может использоваться почти исключительно для тушения лесных пожаров.

4. Ка-32А11ВС превосходит конкурентов по тяговооружённости, практически не уступает по средней продолжительности технического обслуживания при оперативных видах подготовок. Имея несколько худшие показатели по времени и дальности полёта, он превосходит их по маневренности и лёгкости управления и в силу именно этих причин, наиболее приспособлен для самых различных условий и вариантов пожаротушения и ликвидации катастроф. По совокупности всех факторов, то, что доступно для Ка-32А11ВС - не доступно никакой другой машине. Это единственный российский вертолёт, сертифицированный для полётов в Европе. А кроме того, в Канаде, Швейцарии, Мексике, Чили, Республике Южная Корея, Японии и Китае.

5. Отечественный Ми-26, является самым грузоподъёмным вертолётом в мире, но наличие в его арсенале только ВСУ-15, вместимостью 15 тонн воды, не даёт возможности полностью использовать его грузоподъёмность. Кроме того, большие габариты ВСУ-15, ограничивают выбор водоёмов. В связи с этим, Ми-26 может использоваться почти исключительно для тушения масштабных лесных пожаров. Намерения российской фирмы "Темперо" оснастить вододисперсной пушкой вертолёт Ми-26, пока не получили своего практического воплощения.

Специалисты фирмы AgustaWestland в июне 2007 года провели сравнительный анализ трёх типов основных серийных противопожарных вертолётов: S-70 "Sikorsky", S-64 "Helitanker" и Ка-32А11ВС. По экономической эффективности (В качестве основного показателя брался объём перевозимой воды и совокупность таких факторов как: расстояние, скорость, стоимость вертолёта, оборудования, лётного часа), предпочтение было отдано российскому вертолёту. Именно поэтому, в последние годы проявился повышенный интерес к пожарному Ка-32А11ВС.

Принадлежащие таким фирмам, как "ВладивостокАвиа", "ПАНХ" и "Мурманские авиалинии" вертолёты Ка-32А/Т/С, с подвесными водосливными устройствами, ежегодно работают на тушении пожаров в Греции, Италии, Испании, Турции, Франции, Португалии. Причём работы эти выигрывают в тендерах.

Компания LG, являясь посредником по продаже вертолётов типа Ка-32 в Республике Южная Корея, с 1993 года довела их количество более чем до 50 единиц. Обслуживание осуществляется в двух технических центрах. По большей части, вертолёты задействованы в поисково-спасательных работах и пожаротушении лесов. Полностью обеспечивая потребности собственной страны и накопив огромный практический опыт, LG выходит на международный рынок пожаротушения.

Испанские авиационные компании Helisureshta и FAASA, с 2004 года закупили, в общей сложности 11 вертолётов Ка-32А11ВС. Рынок работ пожаротушения Испания и Чили.

В 2007 году в Португалию поставлено 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.

Средства пожаротушения

При всём богатстве выбора средств, созданных человеком для пожаротушения, самым распространенным, до сих пор, является вода. (Именно водой тушат все существующие противопожарные самолёты амфибии и Ил-76 выливая 40 тонн за раз.)

Между тем, исследованиями и практикой применения установлено, что даже при незначительных добавках некоторых смачивателей и пенообразователей в объеме 0,3 - 1,0 % эффективность подавления огня повышается более чем в 2 раза. Химические реагенты, не только многократно усиливают эффект пламегашения, но и позволяют тушить кроме обычных пожаров, горящие нефтепродукты.

Практически все виды противопожарных вертолётных систем, интегрируемых в конструкцию вертолёта, обеспечивают добавление пенообразующих жидкостей. А одна из последних модификаций "Bambi Bucket" HL-5000, фирмы SEI, имеет дополнительный резервуар для пенообразующей жидкости, что позволяет тушить уже не простой водой, а пеной.

Ещё больший эффект проявляется не при простом сбросе смеси воды с пенообразователем, а при её дополнительном распылении с помощью специальных устройств. В этом случае, многократно увеличивающийся объём пены позволяет тушить обширные очаги горения нефтепродуктов, электроподстанций и техники.

В 1988 году на испытаниях в Геленджике, с помощью размещённого на внешней подвеске вертолёта Ми-8, устройства, с 3000 литрами тушащей жидкости, и Установкой Комбинированного Тушения Пожаров "Пурга", была установлена пенная полоса длиной 1,5 километра и шириной 6-8 метров.

В 2003 году в Санкт Петербурге были проведены испытания УКТП "Пурга", установленной на вертолёт Ка-32А.

Установка монтировалась на место вертикального водяного ствола. Была отмечена высокая эффективность применения, связанная с тем, что воздушный поток несущих винтов вертолёта, способствовал дополнительному образованию пены и обеспечивал более полное окутывание нижерасположенных объектов и строений.

Если близко воробей - мы готовим пушку!

Идея установки пушки на вертолёт привлекает возможностью тушения точечных источников огня и экономным расходом тушащего вещества. Очень уж прельщает возможность зависнуть и пустить водяную струю в окно горящей квартиры. Но и не только! Зависнуть рядом с источником открытого огня и заливать его навесной направленной струёй - куда экономичнее, и безопаснее.

Но это - в теории. На практике - всё куда сложнее. В связи с чисто техническими ограничениями, применять такую водяную пушку предпочтительнее на соосных вертолётах, ввиду необходимости вынесения сопла пушки за срез несущего винта (у соосных вертолётов он меньше). В случае использования подобной системы на вертолёте с хвостовым винтом, либо струя воды будет разбиваться потоком воздуха, либо необходимо будет создавать пушку с необычайно длинным стволом. Вследствие этого, например, желание применить водяную пушку на вертолёте Ми-8 (патент ╧2097276), не выдерживает ни какой критики.

После пожара Останкинской телебашни, на ОАО "Камов" для тушения пожаров в высотных зданиях, разрабатывалось несколько вариантов систем горизонтального пожаротушения. В передней части вертолёта Ка-32А1 устанавливалась массивная пушка, с управляемым в вертикальной плоскости, соплом, вынесенным за радиус вращения винтов.

В первом случае, предполагалось подавать огнетушащую жидкость по пожарному шлангу к вертолёту от водяного насоса высокого давления. Главный недостаток проекта - отсутствие оперативности: Автомобиль со специальной насосной станцией и шлангом, необходимо было доставлять к месту пожара по земле.

Во втором проекте: сменные пластиковые баки с водой крепились на внешней грузовой подвеске и соединялись шлангами с системой горизонтального пожаротушения. Давление, необходимое для подачи тушащей жидкости, создавалось подрывом специальных пиропатронов внутри баков. Но в виду быстрого падения давления, так и не удалось достичь равномерности и дальности. Кроме того, перезарядка баков или их перевешивание - создавала дополнительные сложности.

Третий вариант - совместная разработка с российской фирмой "Темперо": установка горизонтального пожаротушения "Игла - В". Это вододисперсная система, основанная на газодинамической технологии, при которой осуществляется разгон частиц или капель огнегасящего компонента сжатым воздухом. Распылённая до дисперсного состояния вода, под большим давлением выстреливается короткими импульсами. Объём воды в баках, под полом вертолёта составлял 740 литров. С внешней стороны фюзеляжа, по левому борту, крепилась батарея баллонов со сжатым воздухом. Заявляемая разработчиком дальность "выстрела", около 50 метров. Минусы: сложности с перезарядкой и заправкой воды и воздуха, громоздкость и недостаточная эффективность водяной пыли по противодействию отдельным видам пожаров. В силу перечисленных недостатков, все эти проекты так и не были доведены до серийного производства.

Голландская компания IFEX разработала вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на AS350 (Eurocopter) и K-MAX (Kaman). Оборудование состоит из воздушного компрессора с буферным воздушным отделом и двухствольной 18-литровой пушки Intruder, управляемой в вертикальной плоскости. Эффективная "стрельба" ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 40 м. Скорость выброса составляет 120 м/сек., что позволяет преодолеть воздушный поток от несущих винтов. Запас воды - 310 л. Производитель заявляет, что система может пополняться из окрестных водоемов на режиме висения. Недостатком данного устройства является малый запас воды и время "перезарядки", составляющее 2-3 секунды. А постольку, поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то её использование достаточно ограничено.

На вертолёте S-64F "Helitanker" так же может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Её использование ограничено дальностью стрельбы, а так же стоимостью и громоздкостью самого носителя.

На вертолётном заводе ФГУП "КумАПП" в Кумертау, для Заказчика Республики Южная Корея, была разработана горизонтальная телескопическая водяная пушка. Установленная на вертолёт с системой "Simplex" и бензиновой мотопомпой, она способна посылать струю воды на расстояние около 40 метров. Экспериментальный вертолёт Ка-32А оснащённый баком "Simplex", вертикальной и горизонтальной водяными пушками, осуществлял боевое дежурство в Санкт Петербурге, во время празднования 300 - летия города. Первый серийный вертолёт Ка-32А с такой водяной пушкой был поставлен в Южную Корею в ноябре 2005 года.

У всех перечисленных систем горизонтального пожаротушения, главным недостатком является то, что задача по наведению на цель (в одной из плоскостей, а то и в обеих), осуществляется пилотом. В случае расхода тушащего вещества (снижение массы), порывов ветра, изменения движения огня, ему крайне сложно не только удерживать машину, но ещё и отслеживать процесс тушения. Выход имеется - это установка на вертолёт водо-пенной пушки с дистанционно-управляемым соплом, вынесенным за радиус вращения несущих винтов. Теоретически, реализация такой системы рассматривалась на вертолёте Ка-32, но в силу некоторых (не технических) обстоятельств, практического воплощения не нашла.

Однако и горизонтальная пушка - не панацея. Пожарными Санкт Петербурга (где мало высотных домов, но огромная загруженность улиц) было высказано пожелание иметь вертолёт с возможностью перевозки пожарного десантного расчёта, интегрированным баком и сбрасываемыми пожарными рукавами. Методика тушения подразумевала несколько этапов:

  • зависание над крышей здания,

  • спуск по тросам десантников,

  • сброс пожарных рукавов, наращивая которые, пожарные могли дотянуться до горящей квартиры,

  • запуск помпы и подачу из бака тушащей жидкости.

На применении вертикальной пушки стоит остановиться отдельно.

В Республике Южная Корея, вертолёты Ка-32, оснащённые водяными пушками и системой "Simplex", используются для заполнения водой быстроустанавливаемых надувных ёмкостей в режиме висения. Воду впоследствии используют наземные службы для ликвидации мелких очагов огня. Да и тушить можно не только одиночные костры или горящие автомобили: Всё чаще повторяющиеся в Европе массовые волнения этнических меньшинств, антиглобалистов, футбольных фанатов и др. неформалов (За последние годы: Париж, Лондон, Рим, Копенгаген), сопровождающиеся поджогами автомобилей, сооружением баррикад и проведением несанкционированных демонстраций, наводят на мысль о том, что компактный вертолёт, способный перемещаться над городскими улицами, вооружённый водяной пушкой и грузовым приспособлением, для растаскивания завалов, будет крайне интересен силовым структурам.

Выводы

Основная причина, по которой во всём мире (за исключением Республики Южная Корея), до сих пор не разработана и не внедрена, постоянно действующая, система вертолётного пожаротушения - сезонность.

Пожароопасный период, продолжающийся лишь 4-5 месяцев в году, делает ненужной круглогодичную работу специализированных вертолётов. Тем самым, при отсутствии гарантированного налёта, стоимость эксплуатации оказывается слишком высокой.

Понимая, что лишь использование вертолётной техники способно решать возникающие проблемы с оперативной доставкой персонала, эвакуацией и, собственно, пожаротушением, в пожароопасный период применяют любые многоцелевые вертолёты, оснащая их водосливными устройствами. Решение наиболее простое и дешёвое. Однако дешёвое - не значит эффективное.

Выпускаемое некоторыми специализированными фирмами противопожарное вертолётное оборудование, призвано, значительно увеличить эффективность и безопасность пожаротушения. Стоимость его достаточно велика, но на период межсезонья, совершенно не востребовано.

Т.е. существуют два взаимоисключающих способа повышения экономической эффективности вертолётного пожаротушения, это с одной стороны - использование специализированного противопожарного вертолёта, а с другой - возможность его круглогодичного применения.

Задача состоит в том, чтобы максимально сблизить данные требования. В первом случае - вертолёт должен обеспечивать решение максимального количества задач, которые могут возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций. Это может быть не только пожаротушение, но и эвакуация, доставка специалистов, оборудования, другие работы, которые невозможно провести, на данный момент, без технического оснащения. Например, расчистка завалов, растаскивание автомобилей или дегазация. Переоборудование вертолёта должно занимать минимум времени и сил. Ещё лучше, если он будет на это способен, без длительного переоборудования.

Круглогодичность применения можно решить двумя путями. Первый - перебазирование вертолёта с оборудованием на противоположную, относительно экватора, сторону земного шара. Т.е. когда начинаются пожары в Австралии, Чили или Аргентине, пожары в Южной Корее, Европе и США уже заканчиваются. И наоборот. (Именно таким образом уже работают испанские компании Helisureshta и FAASA, перевозя на кораблях вертолёты Ка-32А11ВС из Испании в Чили и обратно.)

Второй путь: необходимо найти те ниши, в которых противопожарный вертолёт будет задействован и в непожароопасный период. Для этого следует вернуться к рассмотрению потребностей рынка и расширению функциональных возможностей вертолёта.

В общем, поводя итоги по анализу различных характеристик вертолётов, оснащённых противопожарным оборудованием, можно сделать выводы, что максимальной эффективностью обладает специализированный противопожарный вертолёт, с дополнительными эвакуационно - спасательными функциями. Т.е. необходим универсальный противопожарно-спасательный вертолёт, способный тушить различные виды пожаров (что до сих пор не реализовано ни где, ни на одном типе вертолёта). Авиационные подразделения, оснащённые такими машинами будут способны не только работать сезонно по всему миру, но и иметь свои подразделения в городах-мегаполисах, обеспечивая на боевом дежурстве пожарную и общественную безопасность.

Если рассматривать наиболее совершенный и предпочтительный вертолёт Ка-32А11ВС, то существующее противопожарное оборудование далеко не в полной мере раскрывает его потенциал. Вызвано это тем, что после установки на вертолёт системы "Simplex", из-за размещения в транспортной кабине масляной насосной станции высокого давления, вертолёт невозможно использовать для аварийно-спасательных, эвакуационных работ. Да и сами системы "Simplex" и "Bambi Bucket" изначально предназначены лишь для тушения площадных лесных пожаров.

Между тем, накопленный к настоящему времени опыт, позволяет с уверенностью сказать об имеющейся возможности превратить серийный Ка-32А11ВС в многофункциональный противопожарно-спасательный вертолёт, способный решать следующие задачи:

1. Заполнение водяного бака (объёмом от 3000 литров) из режима висения из любого открытого водоёма (при наличии на борту около 1000 л. пенообразователя).

2. Управляемое тушение масштабных и точечных пожаров (в том числе, ГСМ), тушение этажей и крыш высотных зданий, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости, недоступных для тушения обычными противопожарными средствами, не входя в опасную зону горения при:

  • дальности водопенной струи - 60-80 метров;

  • производительностью: воды - 40 л/с (пены - до 1600 л/с);

3. Оперативную доставку и высадку десантных пожарных расчётов к местам пожарных работ;

4. Подачу тушащей жидкости из режима висения по пожарным рукавам на крыши высотных зданий;

5. Доставку тушащей жидкости к местам её дальнейшего использования наземными пожарными службами;

6. Эвакуацию больных, пострадавших и терпящих бедствие как внутри фюзеляжа, так и снаружи, с помощью транспортно-спасательных корзин и грузовой лебёдки;

7. Постановку защитных пенных полос, препятствующих продвижению пожара;

8. Оперативную заливку пеной взлётно-посадочных полос при аварийной посадке воздушного судна;

9. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка при массовых беспорядках.

Для реализации данного проекта имеются практически все составляющие, выпускаемые серийно различными компаниями. Задача состоит в том, чтобы собрать их воедино, установить на вертолёт - носитель, сертифицировать, проработать концепцию применения, финансирования, создавая по всему миру авиационные подразделения и технические центры, их обслуживающие. Чтобы продавать не одиночные вертолёты, а услуги по пожаротушению и спасению.

P.S.

Основным препятствием, для реализации идеи противопожарной группировки, является отсутствие инициатора, готового взяться за увязывание интересов КБ (сертификация и испытания нового оборудования), серийного завода (поставки вертолётов, запасных частей, логистика), эксплуатанта (обучение и техническая поддержка), министерств: по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохранению, лесов (разрешительная система), Правительством стран, магистратур городов и страховых компаний (финансирование). Между тем, создав универсальный вертолёт, оснащённый современными видами противопожарного и эвакуационного оборудования и проработав цепочку финансирования, вполне реально было бы сделать эту высокотехнологическую составляющую, одной из значительных Российских статей бюджета.

07.2008 г.

Алексей Виривский

Тел. 8-926-392-47-66

 

Статья опубликована в журнале "Вертолёт" 3,4-2008



Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100