Су-30МК - "МИРАЖ-2000": КТО ЕСТЬ КТО?
Александр Гусев
кандидат технических наук

 

Продвижение на внешний рынок образцов вооружения и военной техники сопровождается, как правило, жесткой конкурентной борьбой между их производителями из разных стран. Hе является исключением и ситуация, сложившаяся вокруг контракта на поставку Россией в Индию самолетов Су-30МК. В последнее время в отдельных зарубежных средствах массовой информации опубликован ряд материалов тенденциозного характера, содержащих явно критическую оценку уровня боевых возможностей российских самолетов, прежде всего в сравнении с современными тактическими истребителями европейского производства. Основываясь исключительно на факторах технического характера, дадим сравнительную оценку самолета Су-30МК с одним из его конкурентов на азиатском рынке вооружений - французским истребителем "Мираж-2000".
Кроме того, хотелось бы донести до читателей связь между техническими характеристиками самолетов и их боевыми возможностями. Значение тактико-технических характеристик и уровень боевых возможностей авиационного комплекса (АК) в первую очередь определяются концепцией его создания, основу которой составляют предназначение АК, возлагаемые на него задачи и условия их решения. И уже здесь видны принципиальные различия самолетов Су-30МК и "Мираж-2000".
Концепция создания Су-30МК предусматривала максимальное сохранение характеристик его "прародителя" - истребителя завоевания господства в воздухе Су-27 при существенном наращивании многоцелевых качеств. Самолет относится к классу так называемых "тяжелых" истребителей. Характерная его особенность - способность автономного боевого применения - т.е. решение истребительных и ударных задач при отсутствии информации от наземных систем управления, в том числе в глубине территории противника.
"Мираж-2000С" относится к классу "легких" истребителей и предназначен главным образом для решения задач ПВО, преимущественно с использованием информации от наземных систем управления. Последняя модификация французского истребителя - "Мираж-2000-5" - имеет более высокий потенциал по сравнению с базовым АК и наиболее активно предлагается для экспортных поставок. Французские истребители заметно уступают российскому самолету при ведении эффективных действий на больших удалениях от аэродромов базирования как в силу меньшей досягаемости, так и вследствие относительно низких возможностей бортовых систем по обеспечению автономных действий.
Таким образом, сравнение конкурентов изначально носит преимущественно теоретический характер, поскольку они концептуально относятся к истребителям разного класса и имеют свои области предпочтительного применения. Последнее обстоятельство на практике учитывается потенциальными заказчиками, исходя из специфики их требований. Вместе с тем существует ряд объективных факторов, по которым могут быть проведены сравнение рассматриваемых самолетов и оценка уровня их технического совершенства. Основными из них являются летно-технические характеристики (ЛТХ), характеристики бортового оборудования и вооружения.
Основы высоких ЛТХ Су-30МК заложены в его конструктивно-аэродинамической схеме. Он выполнен по схеме "триплан" (сочетание нормальной схемы с ПГО) с несущим фюзеляжем и развитыми корневыми наплывами. Взаимодействие ПГО и крыльевых наплывов создает управляемую вихревую систему, обеспечивающую эффект, близкий к применению на самолете адаптивного крыла. По уровню максимального аэродинамического качества Су-30МК, как и другие самолеты семейства Су-27, не имеет аналогов в мире среди боевых самолетов-истребителей. Аэродинамика "Миража-2000" выглядит значительно скромнее, хотя выполненный по традиционной для французских истребителей схеме "бесхвостка" этот самолет отличается высокими аэродинамическими характеристиками на сверхзвуковых скоростях.
Уникальные маневренные возможности самолетов марки "Су" принесли им заслуженную славу во всем мире. Использование на Су-30МК двигателей с отклоняемым вектором тяги позволит выполнять такие фигуры, как "кобра", поворот на вертикали, переворот на "колоколе", разворот на "кобре", "кобра" с углами атаки до 180о. И это отнюдь не акробатические приемы, режимы сверхманевренности могут эффективно использоваться при решении боевых задач.
Реализация сверхманевренности стала возможной в том числе благодаря интегрированной системе управления самолетом и двигателем (СДУ). Эта система, впервые реализованная на боевом самолете, координирует оптимальным образом взаимное отклонение рулевых поверхностей ЛА и поворотных сопел двигателя. Безопасность полета обеспечивается автоматическим ограничением перегрузок самолета в зависимости от режима полета, а также четырехкратным резервированием всех каналов СДУ. Летчику обеспечены все условия для эффективного боя на режимах сверхманевренности.
Самолеты "Мираж-2000С, 2000-5" летают только на традиционных режимах, на них не используется управление вектором тяги двигателя, а высокий уровень несущих свойств обеспечивается до углов атаки ~ 25о - 28о. В то же время по уровню неустановившейся перегрузки они незначительно (на 0,5 ед.) превосходят Су-30МК. У них очень высокая угловая скорость крена, обусловленная особенностями аэродинамической схемы "бесхвостка" и компоновкой самолета. Применение больших элевонов и внутренних закрылков для управления по тангажу позволяет французскому истребителю резко переходить с горизонтального полета на вертикаль. В целом по характеристикам традиционной маневренности самолеты достаточно близки, однако сверхманевренность Су дает ему, по некоторым оценкам, подавляющее превосходство в ближнем воздушном бою над противником, не имеющим таких возможностей.
Самолеты Су-30МК и "Мираж-2000" имеют примерно равные значения высотно-скоростных и разгонных характеристик, что обеспечивает им практически одинаковое время выхода на рубеж пуска ракет при решении задач по перехвату воздушных целей. В то же время возможности Су по решению задач ПВО в целом выглядят более предпочтительно. Это связано с тем, что с истребительным вариантом вооружения дальность полета может составить ~ 3000 км (у "Миража-2000" на ~ 40% меньше), что позволяет ему прикрывать, например, территорию любого государства Азии. Hаличие летчика-оператора не только повышает работоспособность экипажа и возможности применения оружия, но и практически позволяет вести групповые действия.
При решении ударных задач по массе доставляемой к объектам действий боевой нагрузки Су превосходит "Мираж" на 25 - 40%. Это позволяет российскому истребителю существенно (на 30%) сократить время поражения наземных объектов, особенно с применением авиационных бомбардировочных средств поражения. Ключевую роль в достижении указанных ЛТХ играет устанавливаемый на Су-30МК двигатель. Сравнение характеристик АЛ-31ФП и М.53-Р2 показывает предпочтительность российского двигателя по экономичности. Удельные расходы топлива на форсаже для российского и французского двигателей составляют 1,92 и 2,08 кг/кг.ч, а на максимале 0,75 и 0,89 кг/кг.ч соответственно. Кроме того, нельзя не отметить прекрасную газодинамическую устойчивость АЛ-31ФП. Hесмотря на то, что при выполнении ряда фигур пилотажа (например "кульбит") самолет в какой-то момент летит буквально хвостом вперед, никаких нарушений устойчивой работы двигателя не возникает.
Роль бортового оборудования (БРЭО) в высоком уровне эффективности боевого применения АК постоянно возрастает. Отметим основные особенности подсистем БРЭО рассматриваемых самолетов.
Преимущество радиолокатора Су-30МК по дальности обнаружения целей, зонам обзора, помехозащищенности, многоканальности применения ракет с активными и полуактивными радиолокационными головками самонаведения придает данному самолету большую эффективность в дальних воздушных боях. При поражении широкого спектра воздушных целей как в дальнем воздушном бою, так и на средних дистанциях Су будет обладать значительным превосходством не только над истребителем "Мираж-2000С", но и над "Миражом-2000-5", имеющим более мощный радиолокатор. При действиях по наземным объектам возможности радиолокаторов рассматриваемых самолетов практически равнозначны.
Отличительной особенностью современных российских истребителей вообще, и Су-30МК в частности, является наличие оптико-локационной станции (ОЛС), обеспечивающей поиск, обнаружение, захват и автоматическое сопровождение воздушных целей, а также определение их координат и дальности. Высокие точностные характеристики, помехозащищенность этой системы, не имеющей аналогов на самолетах типа "Мираж", обмен информацией с БРЛС позволяют АК с помощью станции обнаруживать противника на дальности до 50 км и своевременно принимать эффективные контрмеры, тем самым существенно повышая боевые возможности истребителя. За счет использования специальных режимов работы ОЛС снижено время захвата цели и облегчено дальнейшее пилотирование самолета, повышена точность стрельбы из пушки.
Для действий по наземным объектам на Су-30МК и "Мираж-2000-5" используются оптико-электронные обзорно-прицельные системы контейнерного исполнения (типа АТЛИС-2 на "Мираже-2000-5"), имеющие близкие характеристики. Ряд подсистем комплекса бортового оборудования Су (навигационное, связное, внутрикабинное приборное оборудование) разрабатывается совместно с авиационными фирмами других государств. При этом можно предположить, что по уровню технических возможностей указанные подсистемы будут на уровне лучших зарубежных аналогов. Российский самолет имеет больший уровень боевой живучести, обусловленный, помимо двухдвигательной схемы, также более широким набором применяемых мероприятий. Использование защиты от потерь топлива, гидроудара, противопожарной защиты, в том числе отсеков, повышает на 20% уровень по сравнению с самолетами типа "Мираж".
Касаясь комплекса вооружения, необходимо отметить, что по количеству и типажу применяемых средств поражения Су-30МК значительно превосходит самолеты типа "Мираж". Ракета "воздух-воздух" малой дальности пуска Р-73Э, входящая в состав вооружения, имеет лучшие характеристики (по углам целеуказания, маневренности и др.), чем основная французская ракета аналогичного назначения К.550, и по праву считается на сегодняшний день лучшей в мире в своем классе. Высокие энергобаллистические характеристики применяемых ракет дальнего воздушного боя (по дальности пуска они превосходят французские ракеты аналогичного назначения на 20 - 30%) позволяют самолету наносить упреждающие удары и обеспечивают значительные зоны преимущества перед истребителями типа "Мираж" с ракетами "Супер Матра".
Обладая 12 точками подвески вооружения (по сравнению с 9 у "Миража"), самолет с полным боекомплектом ракет класса "воздух-воздух" может эффективнее использоваться при отражении массированного налета воздушных целей. При действиях по наземным целям управляемыми средствами поражения (УСП) общего назначения необходимо отметить 2 - 3-кратное преимущество Су-30МК в количестве одновременно подвешиваемых УСП и их большую эффективность. Применение УСП с различными системами наведения повышает универсальность АК и его боевые возможности. Использование корректируемых средств поражения повышенной мощности позволяет действовать по особо важным целям с глубоким залеганием, прочным и особо прочным целям без входа в зону объектовых средств ПВО. Ракета средней дальности, не имеющая аналогов среди УСП самолетов "Мираж", позволяет производить ее пуск на большом удалении от объектов без захода в зону ПВО. Противорадиолокационные и противокорабельные ракеты значительно превосходят зарубежные аналоги, используемые на самолетах "Мираж", по средней скорости полета.
Большая в два раза масса бомбовой нагрузки приводит к снижению числа нарядов самолетов для поражения наземных объектов с применением авиационных бомбардировочных средств поражения и, как следствие, меньшим потерям. Преимуществом российской пушки является не только значительно более высокая точность, но и возможность поражения БМП, чем не обладает французская пушка DEFA.
Уникальные свойства Су-30МК, выгодно отличающие его от самолетов типа "Мираж-2000", высокий уровень характеристик, определяющих боевую эффективность, позволяют сделать вывод о том, что этот самолет - один из лучших многоцелевых истребителей на рубеже третьего тысячелетия.
Качество боевого самолета в целом принято оценивать по ряду комплексных показателей, характеризующих его свойства. Одним из показателей эффективности решения истребительных задач является боевой потенциал. По предварительным оценкам, истребительный потенциал Су-30МК приблизительно в 1,5 раза выше, чем у самолета "Мираж-2000".
При решении ударных задач наиболее "сильными" сторонами российского самолета по сравнению с "Миражами" являются больший тактический радиус, повышенная боевая нагрузка (боекомплект УСП) и лучшая выживаемость, которые и обуславливают его подавляющее превосходство. В частности, при действиях по аэродромам и объектам инфраструктуры Су эффективнее "Миража-2000-5" в 2 - 3 раза, по бронетанковой технике - в 2 раза, по морским целям - в 3 раза. В целом соотношение их эффективности при действиях по совокупности наземных (надводных) объектов составляет 2:1.
Су-30МК универсален. Этот АК может быть разведчиком, воздушным пунктом наведения, может лидировать и выводить на цель самолеты ударной группы. Приведенные выше оценки и результаты сравнения ТТХ позволяют говорить о том, что приоритетными задачами для него являются завоевание господства в воздухе, отражение массированного налета, обеспечение боевых действий других родов авиации, поражение широкого круга наземных (надводных) объектов, а также выполнение ряда специальных задач. Самолеты типа "Мираж" могут использоваться преимущественно при решении задач ПВО в ближней зоне и, возможно, для поражения наземных объектов, слабо защищенных средствами ПВО.
Рассматривая область боевого применения, следует отметить, что возможности Су-30МК при действиях в ближней зоне будут по сравнению с самолетами типа "Мираж" реализоваться не в полной мере, но преимущество российского самолета тем не менее неоспоримо. При этом "тяжелый" истребитель Су-30МК могут входить в состав смешанных авиационных групп как самолет-лидер или командир группы, обеспечивающий взаимодействие и концентрацию усилий в том числе "легких" истребителей в выполнении боевой задачи. Действуя автономно и выступая в качестве "длинной руки", АК способен доминировать при решении любой задачи.


[НАЗАД]


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100