[an error occurred while processing this directive]
tmp8E.htm
[an error occurred while processing this directive]
С эмблемой тигра на борту
Александр В. Котлобовский/ Киев
С июля 1937 г. в Китае шла ожесточенная воина как на земле, гак и а воздухе. В первые же месяцы напавшие
на страну японцы истребили местную авиацию, и правивший тогда страной Чан Кайши стал прилагать немалые
усилия для восполнения потерь. Новая техника закупалась в разных странах, начиная от нацистской Германии
и сталинского СССР, завершая такими «оплотами демократии», как Англия и Франция. Широко
развернулась подготовка своих летных кадров, однако война не позволяла ожидать, пока новоиспеченные
пилоты прибудут из училищ. Пришлось и в этом вопросе обратиться эа помощью к иностранцам, несмотря
на традиционную к ним нелюбовь китайцев. Среди посланцев чужих земель в 1937-39 гг. основное место
занимали авиаторы из Советского Союза, однако после очередного охлаждения отношений между Сталиным и
Чаном они покинули Поднебесную.
Значительную роль в китайских событиях сыграли и представители США. Именно американский летчик
Роберт Шорт открыл список авиаторов, погибших в борьбе с японцами: 22 февраля 1932 г., находясь
в Шанхае в рамках рекламной демонстрации истребителя Boeing 218, он по собственной инициативе вступил
в бой над станцией Сучжоу с группой самолетов с авианосца -Kara" и был сбит. Заокеанские наемники
в ноябре 1937 — марте 1938 гг. сражались з составе 14-й бомбардировочной АЭ, вооруженной одномоторными
Vultee V-11 и Northrop 2Е, а также 2-моторными Martin 139. Однако символом американского участия
служит боевая история «Летающих тигров» (Flying Tigers) — авиачасти, состоявшей из
летчиков-наемников и носившей официальное название «Американская добровольческая группа»
(American Volunteer Group — далее по тексту AVG). Идея создания ее принадлежит Клеру Ли Ченнолту",
В 1937 г., забракованный американской медкомиссией, он в звании капитана уволился из Авиакорпуса Армии
США и отправился а Китай, где вскоре стал главным советником по авиации у Чан Кайши и полковником местных
ВВС. Уже тогда у него созрел план, квинтэссенцию которого он сформулировал в преисполненной ковбойского
оптимизма фразе: -Имей китайцы сотню хороших истребителей и столько же храбрых летчиков, они бы разбили
всю авиацию япошек!".
' В принципе, фамилия Chennoul! — французского происхождении, должна правильно читаться как Шенно,
однако в данной азтье автор будет придерживаться более распространенного ее прочтения.
Наступил 1940 год. Китайские дела шли все хуже и хуже. Японцы захватили все приморские районы
страны, а также провели соответствующий «нажим» на вишистскую администрацию Французского
Индокитая, отрезав сражавшиеся войска Чан Кайши от морских путей снабжения. Теперь все поставки в
Китай шли пот. н. Бирма некой до роге — трассе со средней пропускной способностью, начинавшейся в
Рангуне, Плачевное состояние ВВС маршала Чана не позволяло им организовать защиту этого стратегически
важного пути. Настало самое время внять советам Ченнолта и обратиться эа помощью к «дядюшке
Сэму». В Вашингтон зачастили китайские эмиссары. В июне США посетила жена Чан Кайши. возглавлявшая
Комитет по делам авиации. Хотя ей не удалось добиться каких-либо конкретных договоренностей, однако
этот визит подготовил благоприятную почву для другой делегации, прибывшей на берега Потомака в ноябре
того же года. Возглавлял ее командующий ВВС генерал Моа Пан-чжу, а консультантом был, естественно,
Ченнолт. Используя свои вашингтонские связи, он встретился с рядом представителей администрации и
влиятельными лоббистами. Китайцы запросили много, тем не менее, уже 4 декабря они получили благосклонный
ответ на свои просьбы, а 23-го было подписано соглашение, по которому США предоставляли в распоряжение
Китайской Республики 100 современных истребителей и способствовали вербовке необходимого количества
летчиков и наземного персонала. Окончательная точка в юридическом оформлении американской помощи была
поставлена 15 апреля 1941 г., когда президент Рузвельт санкционировал своим секретным указом вербовку
для формировавшейся AVG как резервистов, так и лиц, находившихся на действительной службе.
Итак, дело закипело. Один из помощников Ченнолта Уильям Пули занялся вербовкой добровольцев, К 9 августа
1941 г были набраны 109 (по др. данным — 101) летчиков, в т. ч. 68 ранее служивших в ВМС или Корпусе
морской пехоты и 38 — в Армии, а также 150 механиков. Отбоя от волонтеров не было — прельщал неплохой,
по тем временам, заработок: 600 долларов ежемесячно плюс по 500 эа каждый сбитый достоверно самолет
противника. Поскольку США в то время еще не воевали, то американцы официально набирались не как
комбатанты, а в качестве специалистов фиктивной, типа конторы «Рога и копыта", Центральной
самолетостроительной компании (САМСО). В течение лета и осени навербованный контингент собирался в одном
из отелей Сан-Франциско и группами по 20-40 человек
отправлялся е Китай на борту голландских судов. Для пущей конспирации у авиаторов на руках были
документы, подтверждавшие их принадлежность к специалистам свободных профессий; артистам, художникам,
акробатам, коммивояжерам и т. п.
Для вооружения AVG Ченнолт выбрал изделия завода в Буффало, Трудность здесь состояла в том, что
приоритетным получателем истребителей Hawk 81 были Королевские ВВС, В конечном итоге сошлись на том,
что необходимая для добровольцев мэтчасть будет отобрана Ченнолтом, поставлена затем англичанам, а
те ее передадут AVG. Таким образом, на вооружение группы поступила сотня истребителей Hawk 81 А-2 (
Tomahawk KB),' Позже в отчетах о действиях части самолеты стали называть Р-40, для упрощения не
конкретизируя модификацию, Так будем поступать и мы в ходе повествования.
Истребители в разобранном виде доставили в Рангун, где в местном аэропорту Мингзладон их собирали
американские специалисты, С 3 августа по 28 ноября самолеты мелкими группами либо по одному перегнали
на тренировочную базу AVG в Кзйдау. Самолеты были закамуфлированы и несли китайские опознавательные
знаки. Организационно группа была разбита на три эскадрильи; Ns 1 -Адам и Ева», № 2 -Медведь
панда» и № 3 -Ангелы ада».
Опытный Ченнолт прекрасно понимал, что по сравнению с высокоманевренными японскими истребителями
«Кертиссы» — утюги утюгами, и шансы их в классической «свалке» на горизонталях
невелики. Однако «Хокм» обладали и явными преимуществами перед будущим противником: большей
скоростью, мощным вооружением, более живучей конструкцией и лучшими характеристиками на пикировании.
Исходя из этого, главный советник и командир разработал простую тактику: истребители должны были парами
патрулировать на больших высотах, при обнаружении ниже летящего противника атаковать его на пикировании
и вне зависимости от результата уходить, не ввязываясь в затяжную драку, Как показали дальнейшие события,
основным противником AVG были армейские истребители Ки-27 и Ки-43 *Хая-буса». Морские А6М «
Зеро» им не встречались, ибо бирманский Т6Д не был -епархией» Императорского флота.
До 7 декабря 1941 г., дня нападения Японии на Перл-Харбор, группа повоевать не успела: шло освоение
района боевых действий, техники, от раб а ты вались слетанность, тактика и т. п. После японской атаки
на Гавайи и вступления США в войну американские добровольцы почувствовали себя не какими-то
полуподпольными наемниками, з полноправными бойцами. 8 декабря, после полудня, "Адам и
Ева» вместе с «пандами» были переброшены в Мингаладон, где должны были осуществлять
ПВО Рангуна, "Ангелы» остались в Кайдау в качестве личного резерва Ченнолта. Однако 10-го
произошли изменения: «Ангелы» (21 машина и 23 летчика) перелетели в Мингаладон, а остальные
эскадрильи ушли а Куньмин. Помимо этих мероприятий, Ченнолт, во избежание внезапного удара японцев,
организовал сеть постов визуального наблюдения, которые сообщали о появлении каждого самолета противника.
Первый боевой вылет совершила тройка 3-й эскадрильи еще с Кайдау, 9 декабря американские пилоты
попытались перехватить японский разведчик Ки-46, шедший на большой высоте, однако достать его не
смогли. На следующий день парни из AVG впервые выполнили задание над территорией противника. Летчик
Эрик Шиллинг все из той же 3-й АЭ на машине, оснащенной позаимствованным у британцев АФА, в
сопровождении еще двух «Коков» провел в районе Бангкока разведку неприятельских аэродромов.
По привезенным им фотоматериалам удалось установить, что на авиабазе Дон-Муанг базируется порядка 90 вражеских самолетов.
Однако первыми по-настоящему понюхать пороху судилось «тыловикам» в Куньмине. 20 декабря
служба ВНОС доложила о приближении к городу группы из 10 бомбардировщиков Ки-21. В воздух немедленно
поднялись четыре «панды», ведомые Джеком Ньюкирком, и все 16 боеготовых «Адамов и
Ев<°. Вскоре после взлета у Ньюкирка вышли из строя радиостанция и вооружение — пришлось ему
возвращаться. Американцы атаковали противника, заставив того сбросить бомбы, не доходя до цели, и
повернуть на обратный курс. По возвращении в Куньмин летчики заявили о четырех сбитых машинах неприятеля.
Начало было положено хорошее.
В те же дни произошла неприятная история, несколько «подмочившая» репутацию группы. Китайцы
обратились к Ченнолту с просьбой перегнать из Мингаладона в Куньмин три истребителя CW-21 Demon. Столь
простое, но в то же время и ответственное задание было поручено "ходившему гоголем» после
полета к
Бангкоку Шиллингу. Но дело завершилось позорным конфузом: все три машины были разбиты незадачливым
перегонщиком при посадке. При этом американцы потеряли первого летчика Л. Менглберга, стоявшего на
земле. После случившегося Шиллинга надолго отправили в «вечные дежурные».
' в ряде источников не совсем верно говорите, что не вооружении AVG состояли Р-40С.
Большая война началась для AVG 23 декабря, когда японцы совершили массированный налет на Рангун:
55 бомбардировщиков Ки-21 и 27 Ки-30. шедших а сопровождении 30 истребителей Ки-27, нанесли удар по
Мингаладону, рангунским докам и акватории местного порта. Японцы подошли со стороны моря, тревога
на аэродромах была поднята достаточно поздно, и все же в воздух успели подняться 15 -ангелов»
и столько же «Брю-стеров» из 67-й эскадрильи RAR Когда противник приблизился, истребители
уже успели набрать высоту более 5000 м, получив некоторое превышение над врагом. Перед атакой американцы
разделились на две группы: первую из восьми машин возглавил Джордж Макмиллан, вторую — Паркер Дюпуи,
Атаку начали летчики Макмиппана, спикировавшие на первую группу бомбардировщиков. Огонь по ведущему открыл
Чарльз Олдер, и в мгновение ока японский "бом-бер» взорвался. Его успех повторил Р. Смит,
сбивший следующий самолет. Затем он с Мак-Милланом отправил на землю еще одну вражескую машину и в
одиночку атаковал пять Ки-21. однако наткнулся на огонь стрелков, подбивших его машину. «Хок»
Макмиллана также получил повреждения, и летчик разбил его при вынужденной посадке, хотя сам уцелел.
В продолжавшемся бою Олдер, Том Хейвуд и Эд Оверенд уничтожили еще по одной машине. Тут а дело вмешались
японские истребители, а схватке с которыми сразу же погиб Генри Джилберт. С прикрытием противника
сцепился Пол Грин, сбивший один Ки-27 достоверно и один — предположительно, но японцы одолели и его.
Летчику пришлось прыгать с парашютом, при этом он попал под вражеские пули, наделавшие много дырок в
куполе его «зонтика». Грин остался жив, но при приземлении покалечился. А вот Нейлу Мартину
повезло куда меньше — этот бой для него стал последним.
В другой группе два бомбардировщика завалил Дюпуи, и еще один — его ведомый Кен Джернстед. Остальные
летчики заявили о предположительных победах. Всего а список сбитых AVG были записаны 10 бомбардировщиков
и 1 истребитель. Потери составили 4 машины и два летчика. Для сравнения: британцы сбили 3 бомбардировщика,
потеряв 5 «Брюстеров» и столько же пилотов. Японцы признали 7 безвозвратно потерянных Ки-21,
еще 10 поврежденных, заявили о сбитии 7 Р-40, ошибочно названных «Спитфэй-рами», и двух "
Буффало». Кроме того, в результате налета они уничтожили на Мингаладоне 2 «Брюстера» и
столько же учебных машин, а также повредили 2 "Бленхейма". В доках было убито и ранено примерно
по тысяче гражданских лиц, а на улицах Рангуна японские истребители расстреляли еще несколько сот мирных
жителей, а основном женщин и детей.
24 декабря японцы провели воздушную раэ-аедку и выяснили, что Мингаладону нанесен минимальный ущерб.
Решено было повторить удар, задействовав еще более крупные силы. На следующий день, когда американцы
и англичане должны были праздновать Рождество, к Рангуну отправились 27 Ки-30. 71 Ки-21, 25 Ки-43 и
около 30 Ки-27. Но защитники бирманской столицы были начеку — в воздухе посменно патрулировали тройки
истребителей. Приближающихся японцев вовремя обнаружило звено Дюпуи. Ему на помощь сразу же стала
подниматься еще одна тройка, а затем — и остальная эскадрилья. Американцы встретили противника в 16
км от своего аэродрома. Тут строй врага разделился на две группы, одна из которых продолжала идти к
Мин-галадону, а вторая повернула на Рангун, Находившееся на высоте порядка 6000 м звено Дюпуи без
колебаний пошло в атаку на 27 бомбардировщиков, которые в сопровождении истребителей надвигались на
Мингаладон. Ведущий сразу же сбил Ки-43, а его первый ведомый ФредХоджес, предположительно, другой
такой же самолет. Второй ведомый Уильям Рид занялся бомбардировщиками и меткой очередью поразил на
одном из них стрелка. Вскоре эту машину добил один из британцев на «Брюстере». Затем
Дюпуи с Ридом взялись преследовать три вражеских истребителя над Мзртабанским заливом. Ведомый
расправился с одним из них, а у ведущего заели пулеметы, и он таранил противника крылом, потеряв
при этом 1,22 м плоскости.
Взлетевшие по тревоге Роберт Брук и Льюис Бишоп внезапно услышали приказ; «Немедленно
садитесь.1" Решив, что он исходит от Дюпуи, они развернулись, выпустили шасси и пошли на
посадку. Вдруг над аэродромом появились шесть Ки-27, которые атаковали «Хоки».
Американские машины получили многочисленные, но не смертельные пробоины, а их летчики быстро
сориентировались, убрали шасси и немедленно вернулись 8 бой. Бишоп предположительно сбил бомбардировщик
и еще два повредил, а Брук расправился с одним Ки-27.
Остальные «ангелы- занялись группой, пошедшей к Рангуну. В ходе
внезапной атаки Олдер с Хей-вудом сбили по два самолета, а Макмиллан с Робертом Хедмэном — по
три. Но Макмиллан попал под меткую очередь японского стрелка, которая разбила мотор и лобовое
стекло его машины, после чего летчик вынужден был срочно идти на посадку. Тот же стрелок в
нескольких местах прострелил крыло на "Хоке» Хейвуда. В разгоревшемся бою Р. Смит
сбил очередной бомбардировщик. Хедмэн напал на отдельно идущую тройку Ки-21, и после обстрела
один из них, по заявлению летчика, взорвался. Пятой жертвой меткой стрельбы американца стал
вражеский истребитель, сбитый над заливом. Однако машина Хедмзна была изрешечена неприятельскими
пулями, и ему пришлось садиться на брюхо на запасном аэродроме в Пе-гу. Подобная судьба постигла
и повредившего два бомбардировщика Эда Оверенда, которому на подбитом самолете пришлось экстренно
садиться и а рисовое поле,
В завершающей фазе боя неугомонный Смит сбил над заливом Ки-43, а затем отправил в пучину вод
морских очередной бомбардировщик и еще два повредил. Его однофамилец Кергис Смит также вывел из
строя дав Ки-21, а Кеннет Джернстед и Олдер записали на свои счета по истребителю. AVG заявила,
что в этом сражении она уничтожила 24 самолета достоверно, 2 предположительно и 6 повредила при
потере 2 своих машин. Британцы на "Буффало» сбили бомбардировщик и три истребителя
достоверно, еще четыре — предположительно и три самолета повредили, лишившись при этом четырех
своих машин. Японцы признали потерю только 7 самолетов и повреждения многих других, ряд машин
вернулись с убитыми и ранеными на борту. Свои победы самураи оценили похлеще американцев: истребители
прикрытия заявили о 2! сбитом, а стрелки Ки-21 — о 19! Иа Мингаладоне были уничтожены 8 «
Брюстеров» и сильно повреждена ВПП. 8 Рангуне погибло до 5000 жителей.
До конца года стычек с японцами больше не было. Зато важное событие произошло на родине. 27 декабря
в журнале «Тайм» появилась большая статья о парнях Ченнолта. автор которой назвал
своих сражающихся в Китае соотечественников «летающими тиграми". Это преисполненное
восточным колоритом имя быстро прижилось и стало неотъемлемой частью истории AVG.
30 декабря в Мингаладои прибыло подкрепление, туда перелетели »панды» и пять машин
от "Адама и Евы-. Наступивший 1942 год AVG отпраздновала в относительном спокойствии. По
крайней мере, боевых вылетов в первые два дня нового года не было. 3 январи обе стороны нанесли
друг другу «дружеские визиты». Рано утром девятка Ки-27 из 77-го сентай, взлетев с
аэродрома Лампонг и по пути дозаправившись в таиландском Ра-хенге. нанесла удар по британской
авиабазе Моулмейн, В свою очередь к Рахенгу направилась тройка «Хоков» из 3-й АЭ,
ведомая Ньюкирком, Когда они подошли к цели, там уже приземлилась часть японских истребителей,
возвратившихся из утреннего рейда. Американцы, особо не раздумывая, ринулись в атаку. Впереди
шел Дж. Говард и поливал огнем стоявшие на земле самолеты. Увлекшись, он не заметил, как ему «
сел на хвост» Ки-27 из замыкающего японского звена, только подходившего к аэродрому. Однако
Ньюкирк был начеку, вовремя пришел на помощь ведомому и сбил японца. Между тем и за командиром
американской группы увязался вражеский истребитель, успевший обстрелять его. Тут снова сработала
взаимовыручка заокеанских еолонтерое — Ньюкирка спзс его другой ведомый Дэвид Хилл, расправившийся
с этим Ки-27. А между тем Говард занимался стоянками и по возвращении на свою базу доложил об уничтожении
четырех вражеских машин. Японцы заявили, что им удалось сбить один американский истребитель (
опять-таки -Спитфайр"!) достоверно, еще один — предположительно, а также признали потерю одного
Ки-27 в воздухе, одного на земле и повреждение на стоянках еще двух машин.
Тяжелый бой провели «добровольцы» утром 4 января, когда тройка Ки-21 из 62-го сентай
и 32 Ки-27 из 77-го появились над Рангуном. Находившиеся в патруле шесть Р-40, невзирая на явную
диспропорцию, сразу же навязали противнику бой. Однако японцы есть японцы, тем более, когда на их
стороне подавляющее численное превосходство. Пятерка истребителей быстро взяла в оборот самолет
Берта Кристмена и в мгновение ока подожгла его. Летчик выбросился с парашютом, но "Соколы
микадо» не оставляли его в покое, продолжая поливать из всех десяти стволов. На помощь
товарищу пришел Джордж Пэкстон, но и ему досталось. Противник, буквально, изрешетил его машину
(на земле потом насчитали 61 пробоину), а сам летчик получил многочисленные ранения, после чего
совершил вынужденную посадку. С его обидчиком расправился Кен Меррит, а еще один самолет противника
предположительно сбил Хенк Гезельбрахт. Японцам удалось подбить -Хок» Джила Брайтона. Летчик
посадил машину на брюхо и едва выбрался из кабины, как Р-40 взорвался. Тем не менее, американцы
противника отогнали. Японцы после этой схватки заявили о пяти победах, не признав ни одной своей потери.
8 января первый летчик AVG попал в плен. В этот день четверка "Панд» наносила удар по
таиландскому аэродрому Месот, расстреляв на земле 8 вражеских машин. Японские зенитчики открыли
сильный огонь и смогли подбить два «Хока». Чарлз Мотт посадил свой истребитель на брюхо
недалеко от ВПП противника и успел покинуть его прежде, чем тот взорвался. Однако он тут же попал
в руки японских солдат, которые не преминули слегка «пощекотать» летчика штыками.
Тем не менее, Мотт остался жив и через неделю выступил по Бангкокскому радио, заявив, что с ним
все в порядке. В тот же день уже в темноте японцы совершили ответный налет на Рангун, и пилоты AVG впервые в
своей практике попытались завязать с противником ночной бой. Поскольку на аэродроме отсутствовали
прожектора, взлетать пришлось в свете автомобильных фар. В воздух поднялись Говзрд, Райт и Питер
Брайт, однако отыскать вражеские бомбардировщики они не смогли и в 4.00 получили приказ возвращаться
в Мингаладон. Садиться им пришлось также на подсвеченную фарами полосу, В это время в кабине машины
Райта лопнула трубка гидросистемы, а вырвавшееся наружу масло залило козырек фонаря. Внезапно
потеряв видимость, летчик уже на пробежке врезался в автомобиль, где на свою беду спал другой пилот
Кен Меррит, При этом с самим Райтом ничего не произошло, а вот Меррит погиб. Так печально завершился
первый ночной вылет AVG.
11 января в Мингаладон прибыла завершившая курс боевой подготовки остальная часть 1-й АЭ. На
следующий день началось генеральное наступление японцев в Бирме, активность их авиации существенно
возросла, и работы у «тигров» заметно прибавилось. Среди наиболее успешных боев можно
отметить проведенные 24 и 28 января. В ходе первого летчики 1-й и 2-й эскадрилий AVG совместно с
британцами на "Брюстерах» и «Харрикейнах» рано утром перехватили направлявшихся
к Рангуну шесть Ки-21 из 14-го сентай и двадцать Ки-27 из 50-го. Японцам был преподан предметный урок:
американцы и англичане сбили 5 бомбардировщиков, при этом Роберт Нил — 2, кроме того, «
тигры» вогнали в землю 6 истребителей (противник признал потерю трех). Из боя не вернулись
оба японских ведущих. Правда, отражая налет на бирманскую столицу, ее защитники прозевали удар
по самому Мингаладону, который нанесли три Ки-30 из 31-го сентая и двадцать пять Ки-27 из 77-го
сентай. Бомбардировщики сожгли на земле четыре связных самолета и склад ГСМ, а истребители записали
на свой счет 6 уничтоженных а воздухе и на земле машин, в т. ч. два Р-40.
28 января тридцать семь Ки-27 из 50-го и 77-го сентай атаковали Мингаладон, где их встретили летчики
1-й и 2-й АЭ. Было проведено 2 боя. по результатам которых «тигры» заявили о 6 достоверных
и одной предположительной победах. Комэск-1 Роберт Сэнделл сбил два самолета и один повредил, после
чего его машина была подбита, и пилоту срочно пришлось идти на вынужденную. Когда до земли оставалось
буквально пару метров, он снова подвергся атаке: летчик 77-го сентай л-т Канекиц-ки Ямамото на подбитом
Ки-27 таранил американский истребитель и сильно повредил ему хвостовое оперение. И все же
Сэнделл сумел приземлиться, а вот Ямамото погиб.
В целом по результатам сражения японцы признали потерю 4 летчиков и заявили о 15 достоверных и 2
предположительных победах, однако американцы потеряли всего лишь одну машину, пилоту которой Рею
Хести удалось спастись.
Жестокое сражение союзники провели и на следующий день, отражая налет двадцати Ки-27 из хорошо
знакомого 77-го сентай. После боя американцы и англичане заявили о сбитни 14 самолетов противника,
при этом «тигры» записали на свой счет 12 побед, в т. ч. Сэнделл — 3. AVG потеряла две
машины (пилоты которых спаслись на парашютах). Кроме того, серьезные ранения получил Мэтг Кыокендолл,
сумевший совершить вынужденную посадку в Мингаладоне. Японцы признали потерю четырех машин, но и
врагов -набили немеряно» — более десятка «Спитфайров" (опять-таки!) и «Хоков».
На 1 февраля на Мингаладоне базировались 25 «Хоков», однако лишь 18 из них были
боеспособными. 3 февраля штабисты «тигров» записали в боевой формуляр группы сотую
официальную победу. В тот день по тревоге на отражение вражеского налета поднялся летчик 2-й АЭ
Боб Китон, забывший в суете одеть шлем и захватить кислородную маску. Набрав 6000 м, он потерял
сознание, и неуправляемая машина стала терять высоту. Когда летчик очнулся, то увидел под собой
японский бомбардировщик и тут же обстрелял его. Результатов он не наблюдал, о чем и доложил по
возвращении. Но механики заявили, что видели, как недалеко от аэродрома упал горящий вражеский
самолет. По их свидетельствам Китону и записали «юбилейную» победу AVG. хотя японские
источники ничего не говорят о своих потерях в тот день.
Окончание следует
Реклама:
[an error occurred while processing this directive]