[an error occurred while processing this directive]
Ростислав В. Мараев/ «АиВ»
Ан-140 пилотирует летчик- испытатель А. Хрустицкий (pilot A. Khrustitsky)
Ан- 140 flown by test
Этой осенью Киев сделал еще один шаг к тому, чтобы занять почетное место в ряду
городов-обладателей престижных международных авиасалонов. С 14 по 17 сентября в столице Украины прошла вторая
аэрокосмическая выставка «Aeiacerr-XXI». Конечно, ей еще далеко до Ле Бурже или Фарнборо, но для нашей страны
это событие имеет важнейшее значение, т.к. отражает тенденции в отраслях, которые во многом символизируют
промышленный и научный потенциал Украины в целом. У выставки стали проявляться некоторые характерные черты,
на которые стоит обратить внимание.
«Авиасвит-XXI» развивается очень солидными темпами. Если в прошлом году на выставке
было представлено всего около 80 участников, причем почти все из Украины, то в этом их количество возростало
до 140, а перед входом на стендовую экспозицию развивались флаги уже 10 государств. Спектр предприятий и организаций,
демонстрировавших свои возможности, снова оказался самый широкий. Наиболее привлекательно выглядели экспозиции «китов»
отечественных авиационной и ракетно-космической отраслей: АНТК им.О.К.Антонова, ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Ciч»,
киевского и харьковского авиазаводов, Национального космического агентства. Ремзаводы министерства обороны в этом
году выступили не единой командой, как в прошлом, но, правда, самостоятельно показаться рискнули далеко не все.
Их гражданские коллеги из Киевского авиаремонтного в этот раз были представлены не только на стенде,
но и продемонстрировали Ан-26 и Ан-30, переоборудованные в пассажирские варианты. Среди других натурных
экспонатов как и в прошлый раз выделялся Ан-124, в который был открыт доступ посетителей. А вот новейший
Ан-140 как-то потерялся на демстоянке среди своих более старших собратьев.
Легкий самолет УШЛА Николаевского завода «НАРЫ»
УШЛА light aircraft of NARP Nilkolayev plant
Большинство зарубежных участников показывали свои возможности
не столько в надежде на прямые продажи в Украину, сколько на совместные проекты. Такая позиция при сегодняшнем
всеобщем нашем безденежье едва ли не единственная возможность пробиться на местный рынок или расширить
номенклатуру своих услуг за счет при- влечения украинских соразработчиков. Например, такова деловая
идеология израильской компании Israel Aircraft Industries Ltd (IAI), которая имеет солидный опыт по
модернизации бортовых электронных комплексов российских боевых самолетов и вертолетов, а теперь рассчитывает
развернуть аналогичные проекты на базе машин, созданных антоновской фирмой.
Из российских фирм-разработчиков авиатехники свою экспозицию представил только
АНТК им. А.Н.Туполева, активно сотрудничающий с украинскими партнерами по программе Ту-334.
Сам лайнер на выставку не прибыл, тк. на нем ведутся плановые доработки, и очередной этап летных
испытаний должен начаться во второй половине октября. Зато в Киев приехал пЛавный конструктор машины И.С. Калугин,
беседа с которым оставила самое благоприятное впечатление, особенно на фоне то и дело появляющихся в различных
СМИ сообщений о раздорах между различными авиационными структурами наших стран. В частности r-н Калыгин
подчеркнул, что отношения ЗМКБ «Прогресс», АО «Мотор Сiч», завода «Авиант» и АНТК им. А.Н.Туполева
складываются самым благоприятным образом, между сторонами существует полное взаимопонимание, а
заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве только укрепилась. (Подробнее о программе выпуска Ту-334
на «Авианте» и серийном производстве авиатехники в Украине в целом наш журнал планирует рассказать в ближайших выпусках).
Пассивное отношение других российских компаний к «Авиасвит-XXI» несколько удивляет Задержусь только на одном симптоматичном
факте. Буквально накануне открытия выставки по одному из украинских телеканалов прошел сюжет суть которого состояла в том,
что десяток далеко не новых Ил-62М долго прослужить не смогут и, если в ближайшие годы не найти им замены, отечественные
компании потеряют рынок дальних перевозок. А далее следовало, пожалуй, самое интересное: в качестве кандидатов для
замены «Илов» назывались только лайнеры «Боинга» и «Эрбаса». О том, что у Ил-62 есть прямой фамильный потомок Ил-96,
который стоит чуть ли не вдвое меньше, чем аналогичные западные машины, даже не упоминалось.
Конечно, от этого сюжета можно отмахнуться, мол, не журналисты в нашей стране влияют на принятие решений,
или просто сказать, что телевизионщики, кроме «боингов» и «аэробусов», ничего другого не знают
Но давайте призадумаемся, много ли лет понадобилось, чтобы воспитанный в советском обществе человек, рассуждая
на подобные темы, даже не вспомнил о столь привычных «ильюшиных» и «туполевых».
Как и в прошлом году, на «Авиасвит-XXI» были очень широко представлены отечественные фирмы,
занимающиеся авиацией общего назначения (АОН). Все они демонстрировали сверхлегкие аппараты,
предназначенные, прежде всего, для спорта и сельхозработ.
Причем стимулом для создания и серийного выпуска первых является рынок дальнего зарубежья, а для вторых
таковым стало украинское сельское хозяйство, где отмечается устойчивый рост спроса на химработы,
проводимые с помощью СЛА. Это обстоятельство побудило заняться новым для себя делом предприятие,
которое в прежние годы относилось к исключительным приверженцам «большой» авиации.
Николаевский АРЗ «НАРП» представил легкий самолет УСЛА, который оснащен весьма объемным подфюзеляжным
баком для химикатов. Однако есть примеры и обратного процесса. Так, руководитель киевского
ОКБ АОН А.Н.Дашивец в своей статье, помещенной в приуроченном к «Авиасвит-XXI» спецвыпуске нашего журнала,
упомянул, что его фирма ведет работы над реактивным учебно-тренировочным самолетом для ВВС Украины.
Огромный интерес к выставке проявляет самая широкая публика. В этом году «Ав(асвп -XXI» открывался в четверг, однако несмотря на будний день территорию «Авианта»
посетили 50-60 тыс. Организаторы не раз подчеркивали, что просветительская составляющая у киевского авиасалона —
одна из важнейших. Выступая на пресс-конференции, директор «Авианта» В. Пелых даже заметил, что под влиянием
прошлогодней выставки увеличилось количество абитуриентов при поступлении в профильные вузы, прежде всего в ХАИ.
Для привлечения на выставку посетителей было сделано много. Даже место ее проведения решили не переносить в Гостомель,
чтобы транспортные проблемы не стали препятствием для желающих приобщиться к авиационному миру.
Пожалуй, важнейшим элементом шоу были демонстрационные полеты, которые организаторы
постарались сделать максимально зрелищными. Однако недостаток финансирования, организационные проблемы,
погода и, наконец, фатальное невезение существенно подпортили плоды их усилий.
В первый день работы выставки над аэродромом «Авианта» нависли облака, ограничившие «сценическое» пространство авиаторов.
В итоге все вертикальные фигуры, выполнявшиеся на Су-27, проходили за этим серым занавесом,
и почтеннейшая публика их не увидела. Во второй день полеты вообще не планировались. На третий небо прояснилось,
а объявленная летная программа выглядела просто завораживающе, обещая порадовать многочисленными выступлениями,
в т.ч.А. Квочура на Су-27 и экипажа А.Галуненко на долгожданном (еще с прошлого «Авиасвитa») Ан-70.
Но в самом ее начале при выполнении группового пилотажа разбился на Як-52 с бортовым обозначением UR-BGG летчик-спортсмен
Киевского аэроклуба зам. министра внутренних дел Украины генерал-полковник Леонид Бородич.
После этой шокирующей трагедии все полеты были отменены.
Выставка в целом показала, что авиационная и ракетно-космическая отрасли в
Украине вопреки утверждениям скептиков не только живы, но и развиваются. Их потенциал привлекает зарубежных
партнеров, а достижения служат лучшей рек- ламой молодого государства на международной арене.
Су-25, представленный ВВС Украины
Су-25 presented by Ukrainian AF
|