[an error occurred while processing this directive]
Александр В. Котлобовскии/ Киев
Иранский Хаукер «Одэкс» летит в сопровождении «Фьюри»
Iranian Hauker Audax accompanied by Fury in flight
Сегодня Иран известен как достаточно сильная региональная держава, с которой
приходится считаться всем, даже «дяде Сэму». Однако такого положения страна
добилась не так давно. В начале века полуфеодальный Иран был поделен на сферы
влияния между Англией и Россией, а когда место последней занял Советский Союз,
ситуация по сути мало изменилась. Занятые конкуренцией между собой и с
Германией, которая тоже стремилась занять место под персидским солнцем, эти
государства мало принимали во внимание интересы Тегерана...
С началом второй мировой войны Иран заявил о неприсоединении к той или иной
стороне. Тем не менее, в августе 1941 г. страну оккупировали английские и
советские войска. Причин тому было несколько. Черчилль, прежде всего,
беспокоился о бесперебойной поставке иранской нефти. Сталин серьезно опасался
работы гитлеровской агентуры в племенах, проживавших в приграничных с СССР
районах. Они и раньше совершали набеги в Закавказье, а с немецкими деньгами,
оружием и советниками могли стать причиной больших проблем. Опасность грозила и
бакинской нефти, ведь нарушения советского воздушного пространства со стороны
Ирана в то время уже стали реальностью. Так, в одну из августовских ночей 1941
г. на перехват самолетов, пересекших границу на бакинском направлении, был
поднят И-153, пилотируемый будущим дважды Героем Советского Союза А.
Ворожейкиным. Истребитель сорок минут бороздил ночное небо, однако противника не
нашел. На рассвете пограничники доложили о поимке двух парашютистов.
Кроме очевидной военно-стратегической целесообразности, ввод войск в Иран
имел и политические причины: он планировался как первая совместная военная акция
СССР и Британии в качестве союзников по антигитлеровской коалиции. Надо сказать,
что юридически Советский Союз имел право на ввод войск на территорию южного соседа, это было
предусмотрено условиями советско-иранского договора 1921 г. У Лондона таких прав
не было, но в Москве желали провести эту акцию совместно, и Черчилль предпочел
юридическим тонкостям древний принцип: «Когда говорит оружие, законы молчат!»
С советской стороны к участию в операции были привлечены войска 44-й и 47-й
армий Закавказского военного округа, преобразованного 23 августа в Закавказский
фронт, а также 53-й отдельной армии, созданной на базе частей Среднеазиатского
ВО. Накануне Великой Отечественной войны в составе ЗВО числилось 19 авиаполков:
11 истребительных, 4 дальнебомбардировочных, 2 средне- и 2
легкобомбардировочных. После 22 июня часть из них была отправлена на фронт,
остальные собраны в смешанные авиадивизии и приданы армиям. Для участия в
иранском походе выделили не менее 4 полков, в т. ч. вновь сформированные 36-й и
265-й ИАП, приданные 47-й армии. На вооружении их находились пушечные варианты И-16. В САВО
было, по меньшей мере, 3 авиаполка: среднебомбардировочный, легкоштурмовой и
истребительный. С британской стороны участвовали английские и индийские
контингенты, располагавшиеся в Ираке: части четырех пехотных дивизий, танковой
бригады, артиллерийского полка. Авиаподдержку должны были оказывать три
эскадрильи: 94-я бомбардировочная на «Бленхеймах» IV, 261-я истребительная на
«Харрикейнах» и 244-я непосредственной поддержки на древних бипланах «Винсент».
Первая базировалась в Хабба-нии, две другие — в Шуэйбе. Всего британцы сумели
наскрести около 40 машин.
В августе 1941 г. ВВС Ирана организационно состояли из 4 полков и отдельного
авиаотряда. 1-й АП трехэскадриль-ного состава базировался на столичном аэродроме
Джига-Мурга и имел задачу взаимодействовать с 1-й и 2-й пехотными дивизиями.
Остальные полки располагали лишь одной эскадрильей каждый. 2-й базировался в
Тебризе, 3-й — в Мешхеде, 4-й — в Ахвазе.
«Харрикейны» 261 -и эскадрильи RAF
Hurricanes of the 621st squadron of RAF
Иранские летчики у своих «Фьюри»
Iranian pilots by their Furies
Авиаотряд располагался в г. Абадан. Среди иранских
самолетов были истребители Hawker Fury, разведчики-легкие бомбардировщики Hawker
Audax и Hind, учебные De Havilland Tiger Moth, которые могли использоваться как
разведчики. Общую их численность можно оценить примерно в 80 штук, при этом
многие самолеты были неисправны. На производство всех перечисленных машин Иран
приобрел у Великобритании лицензию, и даже построил в г. Доманта-пе завод, но
новых самолетов там не выпускали, а лишь ремонтировали имеющиеся. Понимая
серьезность сложившегося положения, руководство страны еще в 1939 г. обратилось
к США с просьбой о продаже 50 бомбардировщиков и 30 истребителей «для защиты
нейтралитета государства», но получило отказ.
Боеспособность ВВС, как и всей иранской армии, была низкой, а устаревшая
авиатехника годилась лишь для борьбы с мятежными племенами. Налет в частях был
низким. Ведение групповых воздушных боев и взаимодействие с наземными войсками
почти не отрабатывались. Совместные учения, которые носили больше показуш-ный
характер, проводились лишь со столичными дивизиями. Естественно, при таком
состоянии дел оказать сколько-нибудь серьезное сопротивление союзным войскам
было невозможно.
Ввод войск начался 25 августа. Части 44-й и 47-й армий перешли иранскую
границу и устремились на юг. Советские самолеты с первыми лучами солнца
поднялись в воздух и вскоре появились над городами северного Ирана. Говоря об их
действиях, председатель иранского парламента заявил, что ВВС РККА бомбили
Тебриз, Мешхед, Ардебиль, Решт, Бен-дер-Пехлеви и др. города. Однако советские
источники в один голос утверждают, что вся боевая работа свелась к ведению
разведки и разбрасыванию листовок. Но даже само появление краснозвездных
самолетов оказывало на иранских солдат сильное психологическое воздействие.
Войска и жандармерия шаха практически никакого сопротивления наступающим войскам
не оказали, 3-я дивизия попросту разбежалась по домам, а ее командир скрылся. К
вечеру войска Закавказского фронта продвинулись на 70 км.
Самолеты РАРтоже разбрасывали листовки, однако этим дело не ограничилось. По
воздуху перебросили некоторое количество войск для охраны семей британских
сотрудников «Англо-иранской нефтяной компании». «Харрикейны» нанесли удар по
ахвазскому аэродрому, где расстреляли на земле пять иранских истребителей и
подожгли ангар. Затем до конца дня англичане патрулировали над Абаданом и
Хоррем-Шехром, где части 6-й дивизии иранцев оказывали некоторое сопротивление англо-индийским
войскам. Действуя в интересах наступавших войск, 244-я АЭ совершила 10
раз-ведвылетов.
Командир 261-й АЭ флайт-офицер Е. Мэйсон — единственный летчик,
одержавший победу при вторжении союзников в Иран
Flight-officer E, Meyson commander of the 261st
air squadron is only one pilot who gained the victory
while incursion of allies armies into Iran
На следующий день части 44-й армии захватили ряд городов, в т. ч. Тебриз с его аэродромом, при этом самолеты 2-го авиаполка стали их трофеями. Вскоре сюда перебазировались советские истребители. Перед летчиками 36-го и 265-го
ИАП поставили еще одну задачу — искать заблудившиеся на незнакомой местности
части стремительно наступавшей 47-й армии. Англичане в тот день впервые
встретились с воздушным противником. Командир 261-й АЭ флайт-офицер Е. Мэйсон во
время патрулирования на участке между Абаданом и Ах-вазом обнаружил и быстро
сбил одиночный иранский «Одекс», вылетевший, по всей вероятности, для уточнения
обстановки. Летчики эскадрильи страстно желали поддержать почин командира и,
встретив в воздухе еще один биплан, тут же вогнали его в землю. Однако сбитая
машина оказалась своей — это был «Винсент», пилотируемый флайт-офи-цером Вудли.
К счастью, экипаж остался жив и вернулся в расположение своей 244-й эскадрильи,
которая в тот день выполнила 7 разведвылетов.
27 августа границу перешли части советской 53-й отдельной армии и вскоре
вышли к Мешхеду. Действия ее авиации также свелись к разведке и разбрасыванию
листовок. В тот же день наступающие британские части вышли к горному проходу
Пай-Так, где закрепились иранские войска. Однако после налетов «Бленхей-мов»
иранцы покинули свои позиции. Истребители патрулировали над нефтепромыслами, а
244-я АЭ совершила 5 вылетов в интересах продвигавшихся к Ахвазу войск.
28 августа иранское командование поняло полную бесперспективность дальнейшего
сопротивления и прекратило военные действия. Генштаб в Тегеране принял решение
распустить армию, а через два дня советские и английские войска заняли все
важные населенные пункты, кроме столицы, как и договаривались. Кампания
закончилась. Одним из ее важнейших результатов для СССР стало то, что вскоре
через территорию Ирана пролег маршрут стратегических поставок по программе
«ленд-лиза».
Стоит отметить, что в период оккупации союзники оказали помощь шаху
Мухамеду-Реза Пехлеви в организации новой армии. В частности, постановлением ГКО
СССР Ирану были переданы истребители Як-7 и штурмовики Ил-2, а также
подготовлены соответствующие специалисты. Что касается советских войск, то уже в
октябре 1941 г. из Ирана была отозвана вся авиация, а затем части 44-й и 47-й
армий. Полностью войска вывели в 1946 г.
Разведчик-легкий бомбардировщик Хаукер «Хинди ВВС Ирана
Hauker Hind reconnaissance light bomber of Iranian AF
|