Александр В. Котлобовский/ Киев, Михаил В. Жирохов/ г. Комсомольское, Донецкой обл.

Маленькие ВВС в большой войне. ВВС Словакии в 1939 году


Создание ВВС Словакии
После потери Чехословацкой Республикой (ЧСР) в результате подписания Мюнхенского договора Судетской области стало ясно, что это государство обречено. Оно прекратило свое существование менее чем через полгода, когда 14 марта 1939 г. в Прагу вошли части вермахта. В тот же день провозгласили Свою независимость Словакия и Карпатская Украина. Однако последняя в ближайшие дни была оккупирована Венгрией, которой Закарпатье было «подарено» Гитлером. К мадьярам отходили и южные районы Словакии, причем линия новой границы четко не определялась, что создавало предпосылки к пограничным конфликтам. В Братиславе ясно осознавали грозящую южным рубежам страны опасность и готовились к грядущим боям, формируя свои Вооруженные силы, в т. ч. ВВС.
От ушедшей в небытие ЧСР Словакии досталось 358 боевых и вспомогательных самолетов, в т. ч. 66 Avia В-534, 16 Bk-534 и 101 Letov S-328. Почти вся боевая авиация, за исключением подразделений, переброшенных в Словакию в сентябре 1938 г. во время всеобщей мобилизации, входила в 3-й авиаполк им. генерала М. Р. Штефаника, фактически соответствовавший по численности и структуре смешанной авиадивизии. В его состав входили 4 боевые перути (примерно соответствовавшие полкам) и одна запасная. Первые включали в себя 12 леток (эскадрилий), а последняя — различные учебные и технические подразделения. Основной авиабазой были Пештяны, где располагались управление полка, перуть III/3 (четыре летки), а также часть сил запасной перути. Остальные подразделения базировались на аэродромах Вайноры, Жилина, Зволен, Малацки, Нитра и Спишска Нова Вес. В полку насчитывалось до 1400 солдат, унтер-офицеров и офицеров. Командующим был назначен п/п-к Я. Амбруш, известный пилотажник. Опознавательные знаки на самолетах оставались пока старые: кокарды с сине-бело-красными секторами, нанесенные на рули поворота и плоскости. Бортовые буквенно-цифровые обозначения и полковые эмблемы были закрашены.
Надо сказать, что в западные районы Словакии вступили немцы, которые начали откровенно хамить, разоружая словацкие части, конфискуя их вооружение и боевую технику. Так, в Жилине они полностью прибрали к рукам и увезли в Германию 27 самолетов, 150000 л авиабензина и прочее военное имущество базировавшейся здесь 15-й летки на общую сумму 21 млн. словацких крон. После подобных «союзнических» акций в Словакии осталось, не считая гражданских, до 230 самолетов различных типов, из коих только 82 боеспособных. В тот же период шла активная демобилизация и отправка в Прагу авиаторов-чехов. Правда, из Чехии прибыло некоторое количество ранее служивших там словаков. Тем не менее, ощущался острый дефицит личного состава на всех уровнях: от аэродромных механиков до штабных
офицеров. Таким образом, накануне серьезных испытаний ВВС Словакии обладали весьма ограниченной боеспособностью.
Бои с венграми
Столкновения с южным соседом начались еще в последние месяцы существования ЧСР. Мадьяры постоянно нарушали границу как на земле, так и в воздухе, и в результате этих инцидентов обе стороны потеряли по паре самолетов. После оккупации венграми Закарпатья ситуация накалилась до предела. Наиболее близким аэродромом к зоне предстоявших боев оказалась Спишска Нова Вес. Здесь базировались 12-я (5 Aero Ab.32, 5 Letov S-328), 13-я (10 S-328), 45-я и 49-я (по 10 Avia B-534) летки, имевшие после ухода чехов большой некомплект летчиков. В их распоряжение были откомандированы специалисты прекратившей свое существование 15-й летки, а также матчасть и личный состав расформированной 13-й. Вот на эти силы и легла основная тяжесть борьбы с агрессором.
Мадьяры к участию в боях подготовили следующие силы. На авиабазу Дебрецен 16 марта были переброшены эскадрильи 3/4 Sarkany и 3/5 Huvelyk Matyi из 3/ll-ro папайского бомбардировочного дивизиона, а также веспремская 3/3-я АЭ Sarga Vihar. Всего 27 Ju-86K-2. В Ужгороде «сидела» 1/1-я истребительная АЭ Ijasz, в Мишкольце — 1/2-я Ludas Matyi. Каждая располагала 9-ю FIAT CR.32. Позже на полевой аэродром между Чопом и Ньиредьхазой перебросили 1/3-ю эскадрилью Puma, где ее «фиаты» завязли в грязи. В Дебрецене также находилась VI-я АЭ Czikos (8 WM-16 Budapest), а в Мишкольце — VII-я АЭ Solyom (8 WM-21 Solyom). Их задачами были ближняя разведка и непосродственная поддержка наземных войск. На аэродроме Кеч-кемет базировались дальние разведчики (16 Не-70К) 1-й АЭ Merfoldes Csizma и 2-й Gotya из 1-го ОДРД*.
Утром 23 марта мадьяры перешли границу и начали быстрое продвижение в северном направлении, встречая лишь очаговое сопротивление разрозненных словацких подразделений. На рассвете три «Авиа» 49-й летки провели безрезультатную разведку южнее Кошице. В 9.00 на разведку вылетело звено 45-й летки, ведомое ротмистром Я. Герготтом, и обнаружило части противника в районе Улич-Колбасов-Старина. Информация оказалась весьма ценной, и командование наземных войск, желая выиграть время для организации должного отпора, приказало авиаторам задержать продвижение мадьяр. В 13.00 на задание пошли 3 «Шмолика»* 12-й летки, однако, ввиду сильного тумана, выполнить его не смогли, хотя временами снижались до 20 м.
Спустя четверть часа в воздух поднялось звено 49-й летки, ведомое надпоручиком Я. Прхачеком. Авиаторы обнаружили на станции Улич подразделения 1 -и кавалерийской и 9-й отдельной бригад, атаковали их и рассеяли. В 15.00 туда же отправилось звено 45-й летки, которое вновь вел Герготт. Каждая машина несла по шесть 10-кгбомб. На улицах Улича летчики обнаружили венгерскую артиллерию на мехтяге. Словаки пошли в атаку и в течение 25 минут обрабатывали противника, уничтожив несколько тягачей. Мадьяры открыли сильный огонь из зенитных пулеметов, поразив в первом же заходе машину поручика Я. Све-тлика. Летчик был убит еще в воздухе, его В-534 загорелся и упал на территории, захваченной хортистами.
В 16.30 на задание ушли звено Прхачека, а также один S-328 (летчик десятник Й.Ондрис и летнаб Слодичка). «Авиа» вновь работали по Уличу, где встретили сильный огонь зенитных пулеметов. Был подбит самолет десятника Ш. Девана, а он сам — ранен. Летчику удалось произвести вынужденную посадку, однако он вскоре скончался из-за сильной потери крови. Самолет привела в негодность ручными гранатами отступавшая словацкая пехота. Не избежали серьезных повреждений и остальные В-534, но им удалось вернуться на базу. Ондрис и Слодичка должны были отбомбиться по бронетехнике противника в районе с. Гайдош, однако сильный туман помешал выйти на цель. Летчик совершил посадку в поле и стал ждать «у моря погоды». Вскоре туман рассеялся, и экипаж продолжил выполнение задания. Возле одного из хуторов были обнаружены танкетки и грузовики 2-й мехбри-гады. Словаки с пологого пикирования сбросили бомбы, накрывшие одну CV-35, но ответным огнем с земли летчик был ранен в ногу. Тем не менее, он направился к месту дислокации словацкого 20-го пехотного полка, где сбросил вымпел с сообщением о силах неприятеля. Самолет долетел, и взявший управление Слодичка благополучно его посадил.
На этом боевая деятельность словацкой авиации 23 марта завершилась. Несмотря на серьезные потери (2 сбитых и 4 поврежденных самолета, 1 раненый и 2 погибших летчика), ей удалось за 19 боевых вылетов совершить важное дело: замедлить темп продвижения противника, что позволило словацким наземным войскам выиграть время и усилить к вечеру сопротивление. Венгерские ВВС в первый день ограничились полетами дальних разведчиков, фотографировавших Пештяны и Спишску Нову Вес.
*ОДРД — отдельный дальнеразведывательный дивизион.
*Прозвище «Шмолик» самолеты Letov S-328 получили по фамилии главного конструктора фирмы А. Шмолика. (A. Smolik)

Утром 24 марта словацкие части на некоторых участках перешли в контрнаступление. Для его поддержки был запланирован вылет четырех S-328, однако в воздух поднялась лишь машина поручика Ф. Вагнера. Из-за тумана заданную цель обнаружить не удалось, и на обратном пути экипаж отбомбился по автоколонне 15-го мотобатальона венгров.
В 6.30 поручик Прхачек повел тройку В-534 на штурмовку мотомехчастей противника в район н. п. Вышне Реметы, где словаки подверглись неожиданной атаке звена «Фиатов» из 1/1-и АЭ, которое прикрывало свои войска. Ведущий венгров ст. л-т А. Негро открыл огонь по машине Прхачека, подбил ее и ранил летчика, который попытался совершить вынужденную посадку. Однако при грубом касании земли сдетонировали подвешенные бомбы, разнесшие истребитель вдребезги. Прапорщик Ш. Сояк изрешетил двигатель и маслорадиатор машины десятника Ц.Мартиша. Словак сбросил бомбы и вынужденно сел на болотистой местности. При этом «авиа» перевернулся, но летчик уцелел. На базу сумел вернуться лишь М.Карас, но и его машина была серьезно повреждена огнем прапорщика А. Кертеса (по мадьярской версии, победы одержали Негро и Кертес). После 7.00 словаки прислали в Спишску Нову Вес подкрепление: из Пештян прибыла «сборная солянка» из 37-й, 38-й и 39-й леток — всего 6 «Авиа». В 9.30 пять из них уже отправились на разведку.
В 10.00 для нанесения удара по вражеским танкеткам и пехоте в район н. п. Тибава отправилось звено Герготта. Над целью истребителей встретил сильный огонь зенитных пулеметов 9-й отдельной бригады. Были подбиты машины поручика Я.Па-леничека и слободника И.Захара. Первый сумел дотянуть до линии фронта и сесть в расположении своих войск, а второй совершил вынужденную посадку в боевых порядках мадьяр и попал в плен. Его В-534 стал венгерским трофеем, был отремонтирован и долго использовался в их ВВС. (Согласно венгерским данным, словаков сбили истребители 1/1-и АЭ). Около 11.00 тройка «Шмоликов» атаковала на марше мадьярскую колонну 2-го мотодивизиона, подожгла один арттягач и повредила другой. Примерно в полдень одиночный S-328 совершил налет на Ужгород, сбросил на мост через р. Уж бомбы, цель не поразил. Мадьяры заявили о его сбитии, но словаки не подтвердили ни сам факт бомбардировки, ни тем более потерю.
В 13.45 для работы по вражеским войскам на шоссе Ужгород-Михаловцы поднялись 3 «Шмолика» 12-й летки, а в 14.00 — столько же В-534 из 45-й. В районе Михаловец группы соединились, но, встретив сильный огонь ПВО, поднялись за облака и вновь отстали друг от друга. В это время в воздухе находилась вся 1/1-я эскадрилья венгров, которая, получив сообщение о противнике и имея преимущество в высоте, внезапно атаковала «Шмолики». Ст. л-т Л.Палко открыл огонь по замыкающей машине и поджег ее. Летчик слободник Г.Пажицки был убит, а наблюдатель поручик Ф.Швенто выпрыгнул с парашютом, но тоже погиб. (По одним данным, мадьяры расстреляли его в воздухе, по другим — уже после приземления). Получил повреждения и самолет слободника Я. Дрлички, но он продолжил полет, как и машина ведущего слободника Я.Мацо. Оба отбомбились по неприятелю и повернули назад. Вскоре у Дрлички заглох мотор, и ему пришлось совершить вынужденную посадку. На базу вернулся лишь Мацо с летнабом надпоручиком М. Гуляни-чем. А бой продолжался. Трем «Авиа» пришлось туго. Сбросив бомбы, словацкие летчики быстро набрали высоту и вступили в бой. Однако численное превосходство умелого противника взяло свое. Сразу же был подожжен самолет ведущего Я. Герготта, которому удалось совершить вынужденную посадку на своей территории. Такая же судьба постигла слободника Ф. Хановца и десятника М. Даниэля, причем последний после посадки сумел отремонтировать перебитый бензопровод и 27 марта перелетел в Спишску Нову Вес. Поле боя осталось за мадьярами. Помимо Л. Палко, победы были записаны А. Негро, А. Бекашши, М. Пи-ритя и Ш. Сопко. В свою очередь Хановец и Даниэль заявили, что им удалось сбить по «Фиату» и, хотя каждый из словаков видел успехи своего товарища, венгры это не подтвердили. (Они признали потерю лишь одного истребителя, сбитого по ошибке своими зенитчиками. Летчик прапорщик Кертес спасся на парашюте.) Возможно, что CR.32 получили повреждения, но, сев в расположении своих войск, были отремонтированы и вновь введены в строй.
По результатам работы дальних разведчиков и данным допроса Захара командование венгерских ВВС запланировало налет на аэродромы Спишска Нова Вес и Шебеш. К участию в операции привлекли «Юнкерсы» 3/4-й и 3/5-й АЭ, а также все три истребительные эскадрильи. Ju 86 несли осколочные и зажигательные бомбы калибром от 10 до 50 кг. «Фиаты» 1/2-й АЭ взяли по восемь 20-кг бомб для удара по Шебешу. Общее руководство возложили на командира 3/4-й АЭ Э. Ковача.
В 15.00 поступил приказ на вылет, по которому уже в 16.00 бомбардировщики должны были встретиться с истребителями над Мишкольцем. Из-за недостатка времени к выполнению задачи успели подготовить 8 машин из 3/4-й АЭ и 7 — из 3/5-й. 4 самолета 3/4-й эскадрильи по техническим причинам не смогли взлететь либо вернулись с маршрута, а 2 машины командирского звена по вине Ковача сбились с курса и вышли к г. Рожнява, уже захваченному венграми. Там Ковач сбросил бомбы на железнодорожную станцию, а его ведомый, обнаружив ошибку, вернулся на базу с бомбами. Другая АЭ взлетела без проблем. Истребители 1/3-й АЭ, как уже упоминалось, застряли в чопской грязи. Командир 1/1-и АЭ ст. л-т Б. Чекме решил не участвовать в сопровождении бомбардировщиков, а атаковать словацкие самолеты на полевом аэродроме под Собранцем. Таким образом, из истребителей лишь 1/2-я эскадрилья выполнила приказ.
Венгры появились над Весью в 16.45 и сбросили на базу до 900 бомб общей массой 7,2 т, часть из которых не взорвалась. Они заявили об уничтожении на земле 12 самолетов. На самом деле огнем бортстрелков были повреждены два В-534, а осколками бомб — ангар и находившиеся в нем три учебных Аг-32, «Шмолик» и Avia B-71 (лицензионный СБ). Погибли 12 и были ранены 17 человек. «Фиаты» отбомбились по Шебешу, но самолетов там не оказалось. Словаки прозевали налет, и только по его окончании в погоню за венграми на В-534 отправился чатник Ф. Цип-рих, но догнать противника уже не смог. Причинами пассивности гарнизона Веси стали отсутствие службы ВНОС и слабость наземной ПВО. Кроме того, время появления вражеских машин совпало с пролетом рейсового Ju 52 компании Malert, шедшего на Варшаву.
В отместку п/п-к Амбруш запланировал на 25 марта налет на Будапешт, но резкое ухудшение погоды приковало ВВС обеих сторон к земле до конца конфликта. Бои прекратились 28 марта, а 31-го было подписано новое соглашение о границе, согласно

908.jpg
Разведчик/легкий бомбардировщик Letov S-328 был одним из основных боевых самолетов ВВС Словакии
Letov S-328 reconnaissance/light bomber was one of basic combat aircraft of Slovakian AF

которому Словакия лишалась 20-км полосы вдоль границы. Словакам минивойна стоила 12-ти самолетов. 5 авиаторов погибли, один попал в плен и один был ранен.
Польский поход
После мартовского конфликта многие словацкие авиаторы ощущали себя двойственно. С одной стороны, будучи патриотами своего молодого государства, они тяжело переживали неудачу в боях с венграми. С другой, было ясно, что Словакия и недавний ее противник оказались в одной «упряжке», как союзники Германии, воевать с которой словацкие летчики собирались в составе ВВС ЧСР еще каких-то полгода назад. Многие не хотели мириться с таким положением и стремились любыми способами перебраться во Францию либо в Польшу, где создавались чехословацкие военные формирования.
Наиболее впечатляющим был перелет 7 июня 1939 г. четырех экипажей 64-й летки в Польшу. В тот день Аего АЬ.101 (летчик десятник И. Храла и старший механик летки чатник Л. Иванич) и три S-328 (летчик десятник Я. Лазар и стрелок-наблюдатель чатник Ф.Кнотек, летчик десятник И.Каня и стрелок-наблюдатель К. Валах, летчик десятник И.Габлех и радиотелеграфист десятник И. Рже-хак) взлетели с Пештян, причем машины Лазара и Кани имели полное стрелковое вооружение и боезапас. «Шмолики» после 3-часового полета без особых приключений приземлились в Демблине, где располагался учебный центр польских ВВС, а «Аэро» через полтора часа совершил посадку в Кракове. Поляки встретили перебежчиков радушно и приняли на службу: летчиков — инструкторами в одну из авиашкол, остальных— согласно их воинским специальностям.
После этого и других подобных инцидентов п/п-к И. Амбруш, опасаясь за свою дальнейшую судьбу, в августе нелегально покинул страну и позже оказался во Франции. Среди перебежчиков можно отметить и командира 64-й летки поручика О. Шандора, последовавшего за своими подчиненными в Демблин. Учитывая эти факты, немцы потребовали от Братиславы на-
вести порядок в своих ВВС. Во главе их был поставлен генерал А.Пуланих, человек крутого нрава, которому драконовскими мерами удалось восстановить дисциплину. Кроме того, была усилена идеологическая обработка личного состава, проводившаяся с упором на разъяснения недопустимости дезертирства перед лицом польско-венгерской угрозы.
Накануне описываемых событий произошла первая реорганизация ВВС в рамках общей реорганизации армии. Силы авиаполка, включавшего 3 боевые (10 леток) и 1 резервную перути, были распределены между 3-мя главными командованиями. Сократилось число вспомогательных частей и подразделений. Аэродромы базирования остались прежними. 23 июня ВВС получили свои опознавательные знаки: на руле поворота и плоскостях вместо трехцветной кокарды ЧСР нанесли двойной красный крест с белой окантовкой, размещенный в синем круге.
Готовящаяся к нападению на Польшу Германия планировала привлечь к этой операции и Вооруженные силы Словакии. На территории страны размещались части вермахта и люфтваффе (на словацких аэродромах с июля базировались 175 самолетов из 4-го воздушного флота генерала А. Лера). «Конфеткой» служили северные территории, отобранные поляками в 20-е гг. и позже, при распаде ЧСР, которые Гитлер пообещал вернуть Братиславе.
ВВС Словакии на первых порах были разделены на 2 группировки. Одна из них, включавшая все разведывательные летки (9-ю, 10-ю, 12-ю, 16-ю и 64-ю), вооруженные «Шмоликами», должна была поддерживать наступление словацких сухопутных войск. Истребительным леткам (37-й, 39-й, 45-й и 49-й) на Avia В-534 предстояло прикрывать территорию страны от налетов польской авиации. Реально в боевых действиях приняли участие 20 истребителей 37-й и 45-й леток и 10 разведчиков 16-й.
На южном направлении поляки противопоставили германо-словацким силам самое слабое объединение своих войск — армию «Карпаты». Ее авиационная группировка включала всего лишь 31-ю разведывательную (девять PZL-23 Karas), 56-ю корректировочную (семь Lublin R-XIIID) эскадры и 5-е звено связи (три RWD-8). Естественно, что серьезной угрозы эти силы не представляли. По польским данным, 31-я эскадра 1-3 сентября выполнила над территорией Словакии 6 разведывательных полетов. Наиболее результативным был первый день боевой
работы, когда экипаж подпоручника Я.Ожеховского сфотографировал аэродром Спишска Нова Вес с находившимися на нем словацкими и германскими самолетами, а также продвигавшуюся к польской границе колонну горной пехоты. Тогда же экипаж капрала Я. Дачка заснял бронечасти вермахта, направлявшиеся туда же. 56-я эскадра работала 5 и 6 сентября, выполнив 2 разведзадания. Словацкие источники говорят о несколько большей активности польской авиации. Из них следует, что в ряде случаев экипажи «Карасей» и «Люблинов» обстреливали из бортовых пулеметов автотехнику и войска на марше. Ранено было 6 человек. Территорию южного соседа поляки не бомбили, в соответствии с поступившим из Варшавы указанием.
Для пресечения действий авиации противника со Спишской Новой Веси на аэродром засады в районе Наршан были переброшены три В-534 из 45-й летки. 6 сентября летчики ротник Ф.Хановец, десятники М. Жиаран и В. Яловиар перехватили и после короткого боя сбили R-XIII поручника Э. Порада. Погиб стрелок-наблюдатель М. Пясецки. Летчик спасся с парашютом, однако в свою часть так и не вернулся. 9
сентября звено было переброшено на полевой аэродром Ишла, где при посадке разбилась машина Яловиара. Летчик погиб.
К 9 сентября 37-я и 45-я летки перебазировались на аэродром Каменица, откуда совершали вылеты на сопровождение германских Ju 87 из lll./StG2, бомбивших польскую железнодорожную сеть в районе Львова. Всего было выполнено 8 таких заданий. 9 сентября при возвращении после налета на Дрогобыч и Стрый самолет чатника В. Груня был поврежден польской зенитной артиллерией и совершил вынужденную посадку в расположении противника. Летчик попал в плен, откуда ему вскоре удалось бежать, а машина была уничтожена польской пехотой.
«Шмолики» 16-й летки за период боев без потерь совершили 7 разведполетов. Один S-328 из состава учебной летки до 25 сентября выполнял курьерские полеты в интересах действующей армии.
В ходе боевых действий имели место обстрелы словацких самолетов ПВО вермахта, и поэтому опознавательные знаки были модернизированы: на борта и плоскости нанесли германские черные кресты, а синие круги обвели белой каймой.
По мере ухудшения положения на фронтах поляки начали эвакуировать остатки своей авиации в соседние страны. С 17 по 26 сентября несколько самолетов прошли над Словакией и добрались до Венгрии. 26-го числа известный нам Грунь атаковал летевший в южном направлении учебно-тренировочный RWD-8 и заявил о его сбитии. Посланная на поиски остатков воинская команда их не нашла. Возможно, польский летчик, не желая искушать судьбу, совершил посадку, а после того, как словацкий истребитель ушел, вновь взлетел. Это, пожалуй, был последний боевой эпизод в небе Словакии в сентябре 39-го. Можно отметить и единственные авиационные трофеи словаков: 10 планеров, захваченных наземными войсками.
Из бежавших в Польшу словацких авиаторов никто в активных боевых действиях участия не принял, но погибшие были, так, 2 сентября поручик Шандор был убит при бомбардировке Демблина. В конечном итоге словаки эвакуировались вместе с польскими коллегами и добрались до Франции. Некоторые летчики и наземные специалисты очутились в руках наступавших частей Красной Армии и были интернированы до июня 1941 г. 

Продолжение следует