(Венгерские ВВС на Восточном фронте. Июнь 1942 г. - февраль 1943 г.)
В 1942 г. Венгрия, выполняя требования Германии, готови-лась отправить на
Восточный фронт 2-ю армию численностью 200000 человек - крупнейшее и наиболее
боеспособное воин-ское объединение, единовременно выставлявшееся этой стра-ной
за весь период второй мировой войны. Естественно, что в новом походе должна была
принять участие и авиация.
Венгерские ВВС переживали не лучшие времена. После понесенных в 1941 г. потерь и
снятия с вооружения устаревших самолетов ощущалась острая необходимость в
пополнении новой техникой. Однако Германия не спешила выпол-нять мадьярские
заявки, у итальян-цев оказались свои затруднения, а местная авиапро-мышленность
ни-чего пока не могла предложить. Наи-более серьезное ее изделие - истребитель
Heja-11(лицензионный вариант итальян-ского Не-2000 "Фалько-1") начал
поставляться лишь во второй половине года. Учитывая сложившуюся ситуацию, а
также опыт боев лета 1941 г., венгерское военное командование провело в ВВС
значительные структурные изменения.
Прежде всего отказались от разделения авиации по родам. Старые полки
расформировали, а вместо них создали четыре новых: экспедиционный, практический,
боевой подготовки и специальной подготовки. Последние три входили в состав
ави-ационного учебного соединения, которому подчинялась и лет-ная школа.
В экспедиционном полку были сосредоточены боевые части, предназначавшиеся для
первоочередной отправки на фронт: 1 -и дивизион дальней разведки (1 -и ДДР),
5/1-й истребительный дивизион (5/1-й ИД), 4-й бомбардировочный дивизион (4-й
БД), 3-й дивизион ближней разведки (3-й ДБР) и парашютно-десан-тный батальон с
транспортной эскадрильей.*
Практический полк предназначался для освоения личным составом новой техники. В
него входили четыре практических дивизиона: 1-й и 2-й истребительные (1-й и 2-й
ИПД), 3-й бомбардировочный (3-й БПД) и 4-й разведывательный (4-й РПД). Особый
интерес представляют 1-й и 2-й ИПД, поскольку их эскадрильи весьма быстро
завершили переподго-товку на Не-2000 и летом оказались на фронте. 1-й ИПД
состоял из одной эскадрильи - 1/1 ИАЭ "Донго" (Оопдо - "Шмель"). 2-й ИПД - 2/1
ИАЭ "Керестеш Пок" (Кегезггез РоК - "Паук-крестовик"). После ухода на фронт 1/1
и 2/1 ИАЭ в дивизионах были сформированы новые эскадрильи. В остальных полках
занимались начальной подготовкой и повышением квалифика-ции летного состава.
Для действий на Востоке были выделены практически все 'боеспособные силы
венгерских ВВС, сведенные в т. н.-^-ю авиационную группу (АГ - более сорока
боевых и четырнадцать вспомогательных самолетов), которой командовал
подполков-ник Шандор Андраш (см. таблицу).
Прибытие на фронт основной части этих сил состоялось 15 июня (1/1 ЭДР) и 2 июля
(1/1 ИАЭ и 4/1 БАЗ). При перелетах не обошлось без потерь. Один "Реджьяне"
разбился при посад-ке в Коломые, и еще один получил незначительные повреждения
при посадке в Курске. 24 июня, приземляясь в Конотопе, снес шасси и стал
непригоден к применению бомбардировщик Са-135. Через неделю над Венгрией
потерпел катастрофу еще один "Капрони" (борт В-557, командир прапорщик Барачкаи).
Все пять членов экипажа погибли. Понесли потери от действий партизан, а также
налетов советской авиации и наземные служ-бы, которые перебрасывались на фронт
по железной дороге.
Для дислокации 1-й АГ использовались аэродромы Обоянь, Курск, Уразово, Россошь,
Старый Оскол, Иловское и некоторые другие. Авиагруппа подчинялась командованию
2-й армии и взаимодействовала с 4-м воздушным флотом люфтваффе.
В непосредственном распоряжении командира 1-й АГ находились истребители и
бомбардировщики, а разведчики - лишь в части материаль-но-технического
обеспечения,так как напрямую выполня-ли приказы армей-ского командования. Первые
дни по прибытии на фронт подразделения пос-вятили изучению района боевых
действий. В рамках этого мероприятия на германские аэродромы отправили по одному
истребителю для ознакомления летчиков и зенитчиков люф-тваффе с техникой
союзника. Это было вызвано опытом 1941 г., когда немцы принимали летящие Не-2000
за И-16 и открывали по ним огонь. \Л/аггепКатегас1еп** оказались не очень
способны-ми учениками и в летне-осенних боях 1942 г. все же сбили два "Реджьяне".
28 июня венгерские войска совместно с группой армии "В" вермахта перешли в
наступление на воронежском направлении и через некоторое время вышли к Дону
почти по всему течению реки. В руках советских войск на правом берегу оставался
небольшой плацдарм в районе населенного пункта Урыв, кото-рый они значительно
расширили в результате контрудара 9 августа. Фронт здесь затем стабилизировался
до зимы. Вен-гры прилагали все усилия для ликвидации урывского выступа -для них
это стало основной целью кампании. Здесь находился и центр приложения сил
мадьярской авиации. Боевые вылеты начались с первого.дня генерального
наступления.
Хроника летних боев.
28 июня. Четверка "Капрони" сбросила более 4 т бомб на населенный пункт Кушкино.
В течение дня бомбардировщики совершили еще два налета на позиции советских
войск в районе г. Тим. При выполнении разведрейда Не-111 лейтенанта Ласло Хехшта
(борт Р-701) был атакован советскими истребителями. Экипажу удалось сбить один
самолет и благополучно вернуться на базу. Ближние, разведчики приступили к
вылетам на корректиров-ку артиллерийского огня. Во время одного из них Не-46
(борт Р-323) получил повреждение бензобака и совершил удачную вынужденную
посадку около населенного пункта Беседино. Транспортная эскадрилья начала
переброску 13 т противо-танковых снарядов для 16-й моторизованной дивизии
вермахта. Эта работа продолжалась и в следующие дни. 30 июня один Са-101 сбился
с курса и, совершив вынужденную посадку на местности, получил небольшие
повреждения. В тот же день заблудился ии-86. Его экипажу удалось найти свой
аэродром, но до ВПП самолет не долетел (очевидно, кончилось горючее) и
приземлился неподалеку в степи. Еще один "Юнкере", обстре-лянный по ошибке
немцами, привез пробоины.
1 июля. Самолеты 1/1 ЭДР вели разведку позиций советс-ких войск в районе г.
Старый Оскол. Бомбардировщики отдель-ными звеньями, по три-четыре машины,
совершили три вылета в район населенных пунктов Тим и Ястребовка. Было сброшено
около 12 т бомб.
2 июля. Во время вылета в район Воронежа в воздушном бою был сбит уже
упоминавшийся Не-111 (борт Р-701). Экипаж погиб.
3 июля. В этот и два последующих дня транспортная авиа-ция перебросила на фронт
более 17т боеприпасов.
5 июля. Семь Са-135 совместно с немцами совершили налет на Воронеж. Огнем
зениток были повреждены двигатели двух самолетов. Командиру дивизиона удалось
привести свою подбитую, машину на базу, а пилоту другого "Капрони" пришлось
вынужденно сажать свой корабль на местности.
6 июля. Шестерка "Капрони" в сопровождении восьми Ве-2000 нанесла удар по
Северному вокзалу Воронежа. Это задание стало первым боевым вылетом
истребителей, которые до этого осваивали свой участок фронта.
7 июля. В первой половине дня семь Са-135 сбросили 7 т бомб на станцию Давыдовка.
Позднее шесть бомбардировщи-ков, прикрываемых таким же количеством истребителей,
отбомбились по советским войскам в районе Урыва.
10 июля. Стало сказываться плохое техническое состояние Са-135. Из шести "Капрони",
выделенных для нанесения удара по Урывскому выступу, взлететь смогли только три.
Во второй половине дня эта же троица бомбила станцию Таловая, где встретилась с
сильным зенитным огнем. Все машины получили повреждения, но смогли вернуться на
базу. "Хейнкели" 1-й ЭДР интенсивно использовались германс-ким командованием,
которое почти полностью игнорировало в этом отношении интересы своего союзника.
13 июля. Самолеты 4/1 БАЗ поддерживали наступление 7-й легкой венгерской дивизии
на Урыв. Первый налет прошел успешно, и шесть "Капрони" сбросили на позиции
советских войск около 6 т бомб. Во втором до цели добрались только четыре
машины. Еще две по техническим причинам сели на вынужденную, причем одна из них
- с бомбами на борту. Третий рейд проходил наиболее сложно. На задание
отправились четы-ре "Капрони" с грузом бомб 3,5 т. Над целью один из них был
поврежден зенитным огнем. Весь экипаж получил ранения, но смог вернуться на
базу. Еще у одного на обратном пути в районе Курска начал "врать" магнитный
компас (действие Курской магнитной аномалии). Сбившись с курса, он залетел в
район г. Ливны, где попал под обстрел немецкой ПВО и, получив повреждения мотора
и рулей, совершил вынужденную посадку. Еще один бомбардировщик этой четверки
из-за неполадок в двигателе приземлился на германском аэродроме в Орле.
18 июля. Четверка 4/1 БАЗ совершила налет на Урывский плацдарм, сбросив более 4
т бомб. Огнем с земли был повреж-ден самолет майора Чукаша, которому удалось
совершить удач-ную вынужденную посадку. Истребители прикрывали транспортный
самолет, на кото-ром возвращался с фронта командующий 2-й армией генерал Янь.
Около полудня пятерка "Капрони" совершила успешный налет на советские части в
районе населенного пункта Коротояк. На обратном пути у одного самолета произошел
отказ правого двигателя. Экипажу удалось справиться с ситуацией и дотянуть до
своего аэродрома.
27 июля. Немцы и мадьяры предприняли наиболее мощное наступление против урывской
группировки. Ввиду недостатка горючего, самолеты 1-й АГ остались на земле.
28 июля. Один из экипажей 3/2 ЭБР обнаружил "странное перемещение войск в
направлении Воронежа". Не проверив эти данные, венгерское командование решило
нанести по указанно-му району удар авиацией и артиллерией. Поскольку "Капрони"
не смогли вылететь на задание, то пришлось вновь посылать Не-46, которые
сбросили 12 бомб по... пустому месту. На следующий день бомбардировщики были
готовы к вылету, и тройка "сорок шестых" вовсю осматривала подозрительное место.
Напрасно - никаких войск или военных объектов не было обнаружено.
30 июля. На фронт прибыла 2/1 ИАЭ, имевшая одиннадцать Ве-2000 и два Ви-131.
Командовал ею капитан Бела Керестеш.
Заметно снизилась активность 1-й ЭДР, поскольку в ней остался лишь один
исправный Не-111. Так как в работе дальних разведчиков было заинтересовано
германское командование, то оно весьма оперативно передало венграм три Оо-215.
Вновь "ожили" бомбардировщики. Три Са-135 сбросили более тонны бомб на позиции
советских войск на правом берегу Дона.
1 августа. Погода была нелетной, тем не менее Не-46 совершили несколько вылетов
в район населенного пункта Колыбейка, где, по сведениям венгерского
командования, со-ветские части готовили переправочные средства. Тревога
ока-залась ложной.
3 августа. Погода улучшилась, и те же экипажи обнаружили, что советские войска
готовятся к переправе на участке-7-й легкой дивизии. Вскоре по местам
намечаемого форсирования нанесла удар тройка Са-135, сопровождаемая пятью "Реджь-яне".
4 августа. Одна из машин 1/1 ЭДР при выполнении развед-рейда была атакована
советскими истребителями. В завязавшемся бою венгерским стрелкам удалось вывести
из строя три нападавших самолета. Три звена Не-46 совершили три вылета в поисках
мест переправ советских войск. По одному из обнаруженных объек-тов во второй
половине дня нанесли удар тройкой Са-135. Сброшено было 3,6 т бомб.
5 августа. Аэродром у Старого Оскола, на котором базиро-валась 4/1 БАЗ, впервые
подвергся налету советской авиации.
6 августа. Советские войска переправились через Дон, захватили плацдармы в
районе населенного пункта Архангель-ское и еще в нескольких местах. На земле
завязались ожесто-ченные бои. Венгерские бомбардировщики из-за
неудовлетво-рительного технического состояния не смогли оказать серьез-ную
поддержку своим сухопутным частям. Они совершили толь-ко один налет тремя
машинами, сбросив 3,6 т бомб на советские танки. Зато активно работали ближние
разведчики, выявляя места дислокации, направления передвижений и участки новых
переправ противника. Истребители сопровождали "Хейнкели" и "Капрони", сами
вылетали на разведку. Прикрывали они и войска от ударов советской авиации, но по
причине малочислен-ности это им не всегда удавалось, поэтому венграм пришлось
обращаться за помощью к немцам.
7 августа. Утром истребители, прикрывая части своей 1-й танковой дивизии, не
смогли помешать налету советской авиа-ции на позиции 7-й дивизии. Сразу после
окончания налета здесь появилась тройка германских Не-111. Запоздавшие "Реджь-яне"
сгоряча их атаковали и сбили один "Хейнкель". Он упал на своей территории, и два
члена экипажа получили легкие ране-ния. Инцидент "замяли", оценив сопутствующие
обстоятельства. Три Са-135 в двух налетах сбросили 7,2 т бомб на позиции
красноармейских частей в районах населенных пунктов Корото-як и Спасинский.
Бомбардировщики сопровождались истре-бителями, которые в воздушном бою над
Коротояком потеряли один Яе-2000. Летчик старший лейтенант Андор Петерффи погиб.
Летчики 3/2 ЭБР совершили шесть вылетов. Их коллеги из 1/1 ЭДР выполнили один
рейд по заданию германского коман-дования.
8 августа. После полудня в район населенного пункта Пет-ропавловское вылетела
четверка Са-135. Два из них вскоре вернулись из-за возникших неполадок, поэтому
задание выпол-няла лишь одна пара под прикрытием тройки Ве-2000. В тот день это
были единственные исправные истребители 1-й АГ, они провели несколько воздушных
боев, но побед не достигли.
9 августа. Напряжение наземных боев не снижалось, и авиация работала, как
говорится, не покладая рук. Рано утром пара Не-46 вылетела на разведку в район
Урыв-Воронеж. На обратном пути ее атаковали советские истребители. Одному "Хейнкелю"
удалось уйти сразу. Экипаж другого (командир -прапорщик Иожеф Шолтес) вынужден
был принять бой и сбил один И-16. Но второй истребитель крепко "вцепился" в
раз-ведчика, которого спасло только своевременное появление Ве-2000. Машина
Шолтеса вернулась с многочисленными повреждениями,
Около 7.30 шесть Ве-2000 начали патрулирование над пози-циями 7-й дивизии.
Вскоре появились советские истребители. Памятуя об инциденте с "Хейнкелями-111",
венгерские летчики приняли их сначала за немцев, но быстро поняли ошибку, и
четыре "Реджьяне" ввязались в бой. Мадьярам удалось сбить два самолета и один
подбить. Сами потеряли один "Фалько". Пилот Ласло Такач получил ранения, но
спасся на парашюте. После полудня в боевом вылете получил повреждения очеред-ной
Ве-2000. При вынужденной посадке машина врезалась в почтовый 86 и сгорела вместе
с ним. Бомбардировщики в трех налетах (один - на Сторожевое, два - на Урыв)
сбросили около 10 т бомб. Из-за плачевного технического состояния первый вылет
на Урыв выполнили всего два Са-135.
10 августа. В 1-й АГ осталось 26 боеспособных самолетов: 4 дальних и 6 ближних
разведчиков, 5 бомбардировщиков и 11 истребителей. "Капрони" выполнили два
налета на советские объекты и войска, сбросив около 10 т бомб. После полудня
Ве-2000 провели бой с группой ЛаГГ-3. Обе стороны потерь не имели.
11 августа. Утром пара Не-46 а сопровождении Ве-2000 совершила вылет в район
населенного пункта Садовский. В воздушном бою был сбит истребитель сержанта
Гемеша. Летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении советских
войск. Примерно в то же время бомбардировщики совершили налет на скопление
техники в районе населенного пункта Петропавловское. При подходе к цели у "Капрони"
(борт В-551) зенитным огнем был выведен из строя двигатель, и самолет отстал от
группы. Вскоре его атаковали истребители. Экипажу удалось сбить одного из
нападавших, выполнить зада-ние и благополучно вернуться на базу. Позднее Са-135
в сопро-вождении "Реджьяне" совершили успешный налет на советские позиции под
Коротояком.
12 августа. Рано утром Не-46 обнаружили концентрацию советских частей возле
населенного пункта Потудань. Вскоре этот район "обработала" тройка Са-135. После
полудня бомбар-дировщики нанесли удар по переправам в районе Коротояка.
13 августа. Венгерское командование ожидало крупное советское наступление, но
усиленно работавшие экипажи 3/2 ЭБР ничего подозрительного не обнаружили. Три "Капрони"
совершили налет на скопление советских танков и понтонный мост через Дон у
Коротояка. Переправу разбили, среди танков наблюдались взрывы. 1/1 ЭДР потеряла
последний исправный Не-111. В воздуш-ном бою у него была перебита гидросистема,
и после посадки на "брюхо" самолет списали.
14 августа. Три Са-135 бомбили переправы в районе урыв-ского плацдарма. Над
целью прямым попаданием зенитного снаряда был сбит один "Капрони". Погибли три
человека, в том числе командир дивизиона майор Иштван Мочарь. Начальнику штаба 1
-и АГ подполковнику Яношу Немету и еще одному члену экипажа удалось спастись.
15 августа. Пара Не-46 в сопровождении "Реджьяне" выпол-нила разведвылет по
маршруту Урыв-Коротояк-Мостыще. Са-135 совершили три налета, сбросив на
Петропавловское и Урыв 12 т бомб.
17 августа. Отличился экипаж Не-46 (пилот - старший сержант Лайош Шоо,
наблюдатель - старший лейтенант Иожес-Терек). Рано утром их "Хейнкель",
сопровождаемый парой Ве-2000, вылетел по трассе Корртояк-Сторожевое. Вскоре
из-за облаков свалились советские истребители и связали боем прикрытие.
Разведчик продолжал полет самостоятельно и под-вергся атаке еще одного звена
ЛаГГ-3. Мадьярам удалось сбить один истребитель и вернуться на свой аэродром.
20 августа. В этот день случилось происшествие, до сих пор привлекающее внимание
многих венгерских историков. Около 4.00 на аэродроме Иловское готовился к вылету
Не-46. Вскоре появились истребители прикрытия - пара Ре-2000. В ожидании взлета
разведчика они выполняли виражи на высоте около 300 м. Вдруг один "Реджьяне"
(борт У-421) сорвался в штопор и врезался в землю. Так на 25-м боевом вылете
погиб 38-летний старший лейтенант запаса Иштван Хорти - сын и официальный
наследник главы венгерского государства адми-рала Хорти. Существуют разные
версии, объясняющие это происшествие. Большинство из них сходятся в том, что
катас-трофа произошла из-за недостаточной квалификации летчика. И. Хорти имел
налет немногим более 345 часов, из которых только 75 - на "Реджьяне". Он не
успел овладеть особенностями пилотирования итальянского истребителя и, заложив
на неболь-шой высоте излишне крутой вираж, сорвался в штопор.
28 августа. После недельного затишья мадьяры вместе с немцами перешли в
наступление и к 3 сентября вытеснили советские части с плацдарма у Коротояка.
Затем борьба здесь приняла позиционный характер, поскольку основные силы были
брошены южнее, под Сталинград. Поэтому занятость 1-й АГ боевой работой в
сентябре оказалась меньшей, чем в горячем августе. Сказались также ухудшение
погоды и трудности в материально-техническом снабжении. Основным объектом
дей-ствий авиации оставался урывский плацдарм.
Севернее Сталинграда
К началу сентября наибольшими боевыми успехами могла похвастаться 1/1 ЭДР. На ее
счету значилось сто разведвылетов, в которых, помимо получения ценной
информации, было сбито 12 советских самолетов, причем 6 воздушных побед одержал
экипаж Не-111Р (борт Р-706). В августе-сентябре эта эскад-рилья получила от
немцев еще три Не-111 и четыре До-215В-4. Она продолжала вести весьма активную
боевую работу, совер-шая ежедневно один-два боевых вылета.* У ближних
разведчиков вновь отличился экипаж Терек -Шоо, сбивший 12 сентября на своем
"летающем антиквариате" еще один советский истребитель. Таким образом, 3/2-я ЭБР
записала в свой актив три воздушные победы. На этом фоне скромно выглядели обе
истребительные эс-кадрильи: к концу сентября они могли похвастаться лишь
де-вятью победами. Общий итог воздушных боев 1-й АГ С 28 июня по 30 сентября, с
учетом одной победы 4/1 БАЗ, составляет 25 сбитых советских самолетов. Свои
потери только в сентябре составили 6 машин.
В первом осеннем месяце дыхание войны коснулось и самой Венгрии. Советская
дальняя авиация совершила 6 и 8 сентября два ночных налета на Будапешт.
Мадьярские истребители ПВО, будучи неподготовленными к действиям ночью, не
смогли этому помешать.
В октябре 1-я АГ была переименована во 2-е авиасоедине-ние (АС). Его возглавил
полковник Тибор Фратер. Ухудшение погодных условий и сильный износ матчасти
итальянского производства свели боевую активность 2-го АС к минимуму. В особенно
сложную ситуацию попали бомбардировщики. Са-135 оказались крайне ненадежными
машинами, и командо-вание венгерских ВВС отказалось от закупки новой партии этих
самолетов. Оказывая поддержку союзнику, немцы постарались оснастить мадьяр своей
техникой. В начале месяца одно звено 4/1 БАЗ было направлено в Полтаву для
переучивания на Не-111 (пять этих самолетов немцы передали из состава КО 27
Вое1сКе). Но вскоре поступила информация, что эскадрилья получит более
совершенные Ю-88, и "Хейнкели" были возвращены люфтваффе.
В начале октября 1/1 ИАЭ рассталась с пришедшими в негодность "Фалько" и взамен
получила 12 истребителей-бом-бардировщиков Ме-109Р-4В, после чего ее подчинили
Ш-й груп-пе 52-й истребительной эскадры люфтваффе. Интенсивность полетов была
низкой. Летчики 1/1 и 2/1 ИАЭ выполнили несколь-ко заданий и сбили четыре
самолета. При этом лейтенант Имре Панчел довел свой счет до пяти побед (из них 2
- на Ме-109), стал наиболее результативным пилотом 1-й АГ/2-го АС.
Несколько боевых вылетов совершили экипажи разведэс-кадрилий. Им приходилось
сталкиваться с советскими истреби-телями, и стрелкам 1/1 ЭДР удалось сбить
четыре самолета. 25 октября 3/2 ЭБР боевую работу прекратила, и вскоре ее
отправили домой. За время пребывания на фронте эта часть потеряла только один
Не-46.
Завершился октябрь последним боевым вылетом уцелев-ших "Капрони". Шесть Са-135
нанесли удар по концентрации советских войск в районе населенного пункта
Свобода. Над целью самолеты встретили сильный зенитный огонь, и в резуль-тате
прямого попадания снаряда одна из машин взорвалась в воздухе. Экипаж погиб.
После этого задания 4/1 БАЗ вернули в Венгрию. Всего за кампанию 1942 г.
эскадрилья совершила 282 боевых вылета и сбросила 326 т бомб.
В ноябре боевая деятельность авиасоединения была почти нулевой. Летали только
транспортные самолеты и два "Хейнке-ля" 1/1 ЭДР, совершавшие курьерские рейсы.
Остальные маши-ны этого подразделения были возвращены немцам либо от-правлены в
ремонт.
В декабре в составе 2-го АС произошли изменения. В Венгрию убыло управление 1-го
ИД и 2/1 ИАЭ. Им на смену прибыли 5/1 ИД (командир -майор Аладарь-де-Хеппеш),
состо-явший из 5/2 ИАЭ, которая располагала одиннадцатью Пе-2000 и одним
курьерским "Арадо" Аг-96. Поскольку это подразделе-ние получило "Реджьяне"
незадолго перед отбытием на фронт, то в помощь ему оставили технический состав и
четырех пилотов 2/1 эскадрильи. 1/1 ЭДР получила четыре разведчика ии-880.
Самолеты были не в лучшем техническом состоянии, что вызва-ло нарекания
летчиков. Тем не менее, подразделение продол-жало выполнять разведывательные и
курьерские полеты. Силы 2-го АС на 1 января 1943 г. указаны в таблице.
В первые дни нового 1943 г. погода выдалась неблагоприят-ной, но мадьяры изредка
вылетали на задания. Так, 4 января один Вт-109Р совершил налет на позиции
советских войск в районе Новой Калитвы. На следующий день подобную акцию провела
тройка "Мессершмиттов". 11 января четыре самолета 1/1 ИАЭ под прикрытием трех
Не-2000 появились над Урывом. Зенитным огнем был сбит ВМ 09 (борт У-004). Летчик
лейтенант Имре Панчел погиб. Еще один "Мессер" получил повреждения и совершил
вынужденную посадку. 1-й ДДР потерял в августе-сентябре один Не-111 и два Ю-86.
Зимняя катастрофа
12 января началось наступление войск Воронежского фрон-та против сил 2-й армии.
Вскоре мадьяры были наголову разби-ты, потеряв 148000 человек убитыми, ранеными
и пленными. От этой катастрофы Венгрия не смогла оправиться до конца войны и уже
никогда не выставляла группировки, по числен-ности и боевой способности равной
погибшему объединению. 2-е АС смогло оказать своим войскам весьма слабую
под-держку. 1/1 ЭДР, имея всего три исправных самолета, 12 января выполнила один
вылет на разведку. 1/1 ИАЭ в этот же день осуществила два налета на советские
войска в районах Свобода и Селявное, в которых участвовало по одному Ме-109,
прикрыва-емых парой Ре-2000. За весь январь 5/2 ИАЭ совершила всего 20 самолето
- вылетов, налетав немногим более 28 часов.
Отступая под ударами советских войск, эскадрильи главным образом
перебазировались и эвакуировали все, что можно было забрать с собой. 14 января
ФВ-58 и ,Ю-86 совершили четыре рейса, перебрасывая имущество одного из звеньев
1/1 ИАЭ с аэродрома Россошь на аэродром Иловское. К 16 января на этой базе
собралось много венгерских самоле-тов, в том числе и основные силы 5/2 ИАЭ.
Аэродром был уже окружен советскими войсками, а "теплолюбивые" моторы
италь-янских истребителей в тридцатиградусный мороз никак не запускались. Смогли
улететь в Уразово лишь "Мессершмитты", да транспортные самолеты эвакуировали в
тыл до сотни ране-ных. Всю оставшуюся авиатехнику пришлось уничтожить. 18 января
вместе с застрявшими на аэродроме наземными частями авиаторы прорвались через
окружение и вскоре соеди-нились со своими войсками. 19 января советские войска
захва-тили Уразово. Все, что смогло улететь, улетело в Харьков или Старый Оскол.
Остальное взорвали на земле.
К концу месяца полеты совершала только 1/1 ЭДР: "Хейнке-ли" выполняли курьерские
рейсы, а "Юнкерсы" летали на раз-ведку. В феврале эскадрилья получила от немцев
девять Ю-88, многие из которых находились в неудовлетворительном техни-ческом
состоянии. Задания продолжали выполнять, и за первые два месяца 1943 г. экипажи
совершили 51 самолето-вылет, проведя в воздухе 168 часов. Из старого самолетного
парка было потеряно четыре "Юнкерса".
1/1 ИАЭ долго оставалась на земле, поскольку ее самолеты были уничтожены, а три
или четыре уцелевших "Мессершмитта" переданы для освоения 5/2 ИАЭ. Активность
это подразделение начало проявлять только со второй половины февраля после
получения от немцев очередной партии из четырнадцати Ме-109Р. Всего за
январь-февраль 1943 г. эскадрилья совершил а 80 самолето-вылетов, налетав около
73 часов.
Зимние бои подвели черту под донским походом гонведов*. Итоги оказались
нерадостными. Потери ВВС в январе - феврале 1943 г. (см. таблицу) превысили те,
что были понесены за все второе полугодие 1942 г. Всего за кампанию лета 1942 г.
- зимы 1943 г. венгерские ВВС потеряли не менее 62 самолетов. Среди личного
состава погибло 36 человек, пропало без вести - 46, заболело - 7, ранено - 36,
обморозилось - 32.Части и подразде-ления 2-го АС были разбросаны по Украине
(Киев, Борисполь, Винница, Конотоп, Харьков, Полтава). Люди находились под
моральным прессом поражения. Будущее выглядело мрачно.
* Реорганизация затронула систему нумерации частей. Теперь дивизионы
обозначались арабскими цифрами вместо римских без дробных обозначений (за
исключением истребительного дивизиона). В первой части статьи гово-рилось, что в
венгерской авиации в сентябре 1941 г. были введены новые опознавательные знаки.
В некоторых источниках указывается, что это собы-тие произошло 30 марта 1942 г.
Противоречие можно объяснить тем, что в сентябре замена произошла лишь на
самолетах, находившихся на фронте, а 30 марта данное мероприятие
распространилось на всю венгерскую авиацию. ** Товарищи по оружию (нем.).
Продолжение. Начало в № 4'94