Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   МиГ-15УТИ в мире
             
         n Михаил Жирохов  

 

Афганистан

 В 1957 году для подготовки летчиков МиГ-17Ф в СССР были куплены три МиГ-15УТИ.

 Албания

В 1950 году в Албанию из СССР начались поставки МиГ-15, позже было получено еще несколько МиГ-15УТИ. В 1964 году из-за прекращения поставок запчастей из СССР в Китае были куплены несколько F-2 и FT-2. После снятия с вооружения самолеты были переведены в разряд штурмовых.

 Алжир

 В начале 1963 года в страну из СССР прибыли первые МиГ-15бис и МиГ-15УТИ (некоторые источники относят поставки к 1964-65 гг). Еще несколько МиГов прибыло из Египта. По состоянию на 1984 год 20 самолетов все еще использовались для подготовки летчиков.

 

Ангола

Из СССР в страну было поставлено несколько МиГ-15УТИ, согласно некоторым данным в 1976 году из Кубы прибыло три таких машины. В середине 80-х годов в строю числилось два МиГ-15УТИ.

Армения

По западным данным в строю ВВС этой страны в 1995 году числилось 20 МиГ-15УТИ, но вероятно это ошибка, так как ни одной фотографии на данный момент так и не появилось, да и взяться МиГам в Армении было просто не откуда.

Болгария

Часть болгарских самолетов в 60-70-е годы были конвертированы в МиГ-15УТИ, сохранив часть оригинального вооружения. По состоянию на 1995 год в составе ВВС Болгарии числилось 15 МиГ-15УТИ, ныне они сняты с вооружения.

 Камбоджа (Кампучия)

 Во время правления Нородома Сианука в Китае были куплены несколько МиГ-15бис (F-2) и МиГ-15УТИ (FT-2). Самолеты широко использовались в ходе гражданской войны для борьбы с "красными кхмерами". По состоянию на 1967 года в составе ВВС числилось 8 самолетов, все потеряны в ходе войны.

 КНР

 В ходе корейской войны Китай получил несколько десятков МиГ-15 и МиГ-15бис из СССР. На них китайские летчики участвовали в боях над корейским полуостровом. К началу 60-х годов в составе ВВС было более 200 самолетов этого типа. Некоторые J-2 были проданы в разные страны (преимущественно в Албанию). К середине 80-х годов в строю были только 90 J-2 и 300 JJ-2, а к 1997 году их количество уменьшилось до 100.

 Конго-Браззавиль

 На конец 1991 года в составе ВВС Конго числился единственный МиГ-15УТИ, который использовался для подготовки летчиков МиГ-17Ф.

 Куба

 В октябре 1961 года прибыли первые МиГ-15УТИ, в 1962 году были получены еще 30 "бисов" чешской постройки. С поступлением на вооружение современных МиГ-17 и МиГ-19 из СССР в большом количестве стали поступать МиГ-15УТИ. С распадом социалистической системы получение запасных частей было связано с большими трудностями и в конце 1991 года по западным данным в составе ВВС страны было около десятка МиГ-15бис и 15 МиГ-15УТИ.

 Чехословакия

 МиГ-15бис SB оставались на вооружении до 1983 года, МиГ-15УТИ √ на год больше.

 

Германская Демократическая Республика

 МиГ-15УТИ официально находились на вооружении до 70-х годов. Интересно, что часть самолетов, в том числе по крайней мере один УТИ прошли капитальный ремонт на Дрезденском АРЗ, получили новые серийные номера и тайно экспортированы в Мозамбик! Сделка была секретной так как официально все эти самолеты были давно списаны.

Египет (Объединенная Арабская Республика)

Египет стал первой страной на Ближнем Востоке, которая получила МиГ-15. Первые из партии в 120 самолетов S-103 прибыли в Александрию в октябре 1955 года. После Суэцкого кризиса на март 1956 года 60 из них находились на вооружении.

Несколько самолетов и УТИ прибыли в страну и после 1956 года. Большинство из них было уничтожено на земле в ходе очередной войны √ 1967 года.

 Финляндия

 В 196 году финские ВВС получили четыре УТИ чешской постройки CS-102. Машины были поставлены в самой современной на тот момент конфигурации √ с станцией "Барий" и системой ОСП-48. Самолеты состояли на вооружении до 1978 года, когда были сменены пятеркой МиГ-21УМ.

Гвинея - Биссау

 ВВС этой африканской страны были сформированы в 60-е годы с советской помощью. Кроме всего прочего в их составе были два МиГ-15УТИ, которые использовались для подготовки летчиков МиГ-17Ф. По крайней мере один из них - CS-102 был получен из ГДР в 1980 году. На конец 1991 года по крайней мере один УТИ был еще в строю.

 Венгрия

 С 1953 года на вооружение стали поступать МиГ-15бис и МиГ-15УТИ как советского, так и чехословацкого производства.Большинство самолетов было неокрашенными с красными трехзначными тактическими номерами, очень редко камуфлированные. МиГ-15УТИ находились на вооружении до начала 80-х годов.

 Индонезия

 В начале 1973 года был подписан контракт на поставку 15 МиГ-15УТИ чехословацкого производства для подготовки летчиков МиГ-17Ф и МиГ-19С. В 1966 года после разрыва отношений с странами соцблока все самолеты советского производства были прикованы к земле из-за отсутствия запчастей. В строевых частях МиГ-15УТИ были заменены на американские T-33A "Шутинг стар" в 1973 году.

 

Ирак

 После 1958 года в страну потоком хлынули МиГ-15УТИ советского и чехословацкого производства. В начале 1987 года в строю оставалось только 30 МиГ-15УТИ (включая часть машин чехословацкого производства).

 Израиль

 В музее израильских ВВС находится и МиГ-15УТИ с ОЗ Египта. Его происхождение автору неизвестно.

 Ливия

 С приходом к власти полковника Муамара Каддафи на вооружение местных ВВС стали поступать самолеты советского производства, в том числе и МиГ-15УТИ. Правда, из-за своей устарелости продержались они на вооружении недолго и к 1987 году были сняты с вооружения.

 Мадагаскар

 После получения независимости острова в рамках гуманитарной помощи из СССР были переданы истребители МиГ-17 и учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Количество поставленных машин неизвестно, но к 1991 году их в строю уже не было.

 Мали

 Во время хороших отношений СССР и Мали для подготовки летчиков МиГ-17Ф был поставлен и единственный МиГ-15УТИ. По некоторым данным он был в строю еще в конце 1991 года.

Монголия

 В середине 80-х годов в составе ВВС МНР насчитывалось около 150 самолетов, в том числе несколько МиГ-15бис (заменены на МиГ-21) и как минимум три МиГ-15УТИ. Последние находились на вооружении с 1969 по 1986 гг.

 Марокко

В конце 60-х годов страна получила несколько советских самолета, включая два МиГ-15УТИ. О том сколько времени они состояли на вооружении неизвестно ничего.

 Мозамбик

 ВВС страны получил некоторое количество МиГ-15УТИ. Три таких самолета находились на вооружении в конце 1991 года.

 Нигерия

 Федеральные власти купили в конце 60-х годов несколько МиГ-15УТИ для подготовки летчиков МиГ-17Ф. Только два таких самолета могли подняться в воздух в конце 80-х годов.

 Северная Корея

 После окончания в 1953 году войны на вооружении ВВС КНДР находилось несколько сотен МиГов, большинство из которых оставили уходившие из Китая советские авиачасти. До конца 50-х годов именно МиГ-15 составляли основу ВВС страны, после чего были сменены на МиГ-17 и МиГ-19. Отдельные МиГ-15УТИ находились на вооружении до начала 80-х годов. Большинство северокорейский (и квази-северокорейских) МиГ-15 были неокрашенные. С февраля 1952 года стал внедряться примитивный камуфляж из пятен зеленого цвета, вскоре смененный настоящим трехцветным. Некоторые машины из частей ночных истребителей были полностью светло-серые. 

 Пакистан

 После установления военно-технических отношений с Китаем страна получила несколько истребителей F-2 и учебных машин Shenyang FT-2. Пять FT-2 оставались на вооружении до 1979 года, после чего были списаны.

 Польша

 МиГ-15УТИ оставались на вооружении до 80-х годов. Большинство польских МиГ-15 после списания пополнили коллекции западных любителей авиации, прежде всего в США.

Первоначально польские МиГ-15 и Lim летали в цветах натурального металла, только в конце 60-х годов часть SBLim и МиГ-15УТИ получили оригинальный двух- и трехцветный камуфляж, причем цвета "гуляли" от самолета к самолету.

 Румыния

 В конце 1991 года не менее 12 МиГ-15бис и большинство МиГ-15УТИ все еще числились в составе ВВС. Самолеты были натурального металла или серого цвета с красными тактическими номерами. Оригинальные "звездные" опознавательные знаки в 1985 году были заменены на традиционные кокарды.

 Сомали

 Начиная с 1963 года, Сомалийская Демократическая республика начала получать МиГи из СССР в качестве платы за аренду нескольких авиа и морских баз. Всего была поставлена эскадрилья МиГ-15бис и 7 МиГ-15УТИ.

 Шри Ланка

 22 апреля 1971 года ВВС Шри Ланки получили единственный МиГ-15УТИ непосредственно из СССР для подготовки летчиков МиГ-17Ф 6-й эскадрильи в Катунайке. Самолет использовался по назначению до 1979 года.

 Судан

 После прихода к власти президента Джаффара Нимейри ВВС Судана стали получать самолеты советской конструкции, в то числе МиГ-15УТИ (в качестве приложения к китайским Shenyang F-5 (МиГ-17Ф).

 Сирия

 Сирийские МиГ-15 принимали участие во всех конфликтах на Ближнем Востоке, но по большей части все были уничтожены на земле. По состоянию на 1987 году в составе ВВС числилась эскадрилья МиГ-15УТИ в составе 25 машин.

 Танзания

 Танзанийские ВВС имеют на вооружении самолеты преимущественно китайского производства, в том числе два FT-2. Эти машины числились боеготовыми в середине 80-х годов.

 Уганда

 В середине 70-х годов для подготовки летчиков 12 МиГ-17 в СССР были куплены два МиГ-15УТИ. Самолеты базировались в Энтеббе. 

 США

 С падением "железного занавеса" в частных руках сосредоточилось большое количество летающих МиГов как польского, так и китайского происхождения.

 Северный Вьетнам

 На вооружении ВВС состояли самолеты как советского, так и китайского производства. В частности в середине 80-х годов в строю была целая эскадрилья МиГ-15УТИ/JJ-2.

 Йемен

 Как южный, так и северный Йемен получали из СССР  МиГ-15УТИ (для подготовки летчиков МиГ-17Ф). На 1979 года в строю ВВС Северного Йемена находилось 4, а Южного √ 3 МиГ-15УТИ.

 


Уголок неба. 2009  (Страница:  "МиГ-17 в Африке"    Дата модификации: 16-08-2006 )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100