Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Канберры над СССР
             
         n Кертис Пиблз  


Через несколько месяцев после запрещения проекта ╚Джиу-джитсу╩ самолет Королевских ВВС ╚Канберра╩ совершил один из самых засекреченных полетов над СССР. Даже сегодня невозможно определить точную дату этого полета - британская разведка верна себе и ревниво оберегает свои тайны. Эту операцию британцы проводили практически самостоятельно - они привлекли к сотрудничеству ВВС США, но не ЦРУ. Но в отличие от предыдущих проектов, этот едва не закончился провалом.

Замысел полета родился примерно за год до того, как он состоялся. В 1952 году на Западе стало известно, что СССР производит испытания ракетного оружия на полигоне Капустин Яр, недалеко от Сталинграда (ныне Волгоград). В одном из сообщений разведки говорилось, что в эфире перехвачены переговоры о телеметрических данных запущенной ракеты. Это сообщение немного позже подтвердили наземные службы радиоперехвата, размещенные в Турции. Дополнительную информацию о советской ракетной программе удалось получить у немецких инженеров, которые были захвачены русскими в годы войны и участвовали в ее разработке, но затем вернулись в Германию.

Западной разведке требовались фотографии полигона Капустин Яр. Боб Эймори, тогда заместитель директора ЦРУ, настаивал на проведении разведывательного полета в этом районе. Он говорил: ╚Мы не можем игнорировать эти факты. Эта ракетная программа - что-то новое, и мы должны знать о ней все с самого начала╩. Но генерал Натан Твайнинг сказал Эймори, что ВВС США не могут выполнить такое задание. За дело решили взяться британцы.

Накануне американцы снабдили англичан камерами К-30 со стодюймовыми фокусными линзами. Условия поставки камер были очень просты: ╚Делайте с ними все, что хотите, нас это не касается, но предоставьте нам копии всего, что снимете с их помощью╩. К-30 установили на реактивный бомбардировщик ╚Канберра╩, где они использовались для аэрофотосъемок территории Восточной Европы из воздушного пространства дружественных государств. На испытаниях камера дала отличные снимки собора Святого Павла в Лондоне, причем съемка производилась с борта самолета, пролетевшего вдоль английского побережья в районе Дувра. Программа полетов на самолетах, оснащенных камерами К-30, получила название ╚Проект "Робин"╩.

╚Канберра╩ с установленными на ней К-30 и должна была совершить полет к полигону Капустин Яр, и весной 1953 года для этого разработали план дальнего дневного разведывательного полета над югом европейской части СССР. Новому разведывательному самолету PR-3, который только начал поступать на вооружение, предпочли обычный бомбардировщик В-2 ╚Канберра╩. Камеру решили разместить в хвостовой части фюзеляжа так, чтобы ее объектив выглядывал по левому борту самолета. В бомбовом отсеке располагались дополнительные топливные баки, чтобы В-2 смог выполнить дальний полет. Для максимального увеличения высоты полета, чтобы сделать ╚Канберру╩ недостижимой для советских МиГ-15, с бомбардировщика сняли все лишнее оборудование. ╚Канберра╩ совершила два или три испытательных полета над Восточной Европой. Они прошли успешно, и премьер-министр У. Черчилль дал разрешение на полет к полигону Капустин Яр.

Полет состоялся в конце августа 1953 года. Самолет поднялся с аэродрома Гебельштадт в Западной Германии, недалеко от границы с ГДР, и сразу после взлета его засекли советские радары. ╚Канберра╩ направлялась прямо на восток; постепенно самолет набрал начальную высоту - 14000 метров. Он проник в воздушное пространство над Прагой, затем пролетел над южной частью Польши и Краковом, пересек советскую границу и направился к Киеву. В течение всего полета самолет постепенно набирал все большую высоту.

Хотя советская ПВО имело дело всего с одним нарушителем, летящим по прямому курсу, истребители-перехватчики ничего не могли поделать с ╚Канберрой╩. Радарные установки следили за полетом В-2, но пилоты МиГов не могли осуществить перехват самолета, который шел уже на высоте боле 14500 метров. Русские явно растерялись: никто не знал, что делать. В одном округе ПВО диспетчер отдал приказ истребителям вылететь на запад, a не на восток. Когда ╚Канберра╩ прошла над Харьковом, пилоты МиГов, вылетевшие на перехват, открыли огонь друг по другу.

На подлете к Капустину Яру один МиГ смог ненадолго приблизиться к ╚Канберре╩ и дать очередь из пулемета. Полученные британским самолетом повреждения вызвали слабую вибрацию корпуса, но самолет сохранил высоту и продолжал полет. Британский пилот сделал снимки испытательного ракетного полигона, затем повернул на юг и полетел вдоль Волги; он вышел из воздушного пространства СССР над Каспийским морем и вскоре успешно приземлился в Иране, завершив свою миссию.

Поскольку ╚Канберра╩ едва не погибла, британцы отказались от дальних дневных полетов над СССР. По воспоминаниям Эймори, они говорили, что никогда больше не пойдут на это. Неудачные попытки перехватить ╚Канберру╩ привели к новым репрессиям в СССР. Несколько генералов и других офицеров были уволены в отставку. Одного советского генерала понизили в звании до подполковника, а позже сообщалось, что он покончил с собой. Некоторые попали в штрафные батальоны.

Американцы узнали о полете к Капустину Яру в феврале 1954 года; командование ВВС США и ЦРУ позже получили копии всех сделанных фотографий. Сам Эймори говорил, что среди них было ╚несколько прекрасных снимков╩; другие утверждали, что фотографии оказались низкого качества и почти не содержали информации о полигоне; возможно, это было следствием вибрации корпуса самолета.

 

 







Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100