Уголок неба ¦ Канберры над СССР

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Канберры над СССР
             
         n Кертис Пиблз  


Через несколько месяцев после запрещения проекта «Джиу-джитсу» самолет Королевских ВВС «Канберра» совершил один из самых засекреченных полетов над СССР. Даже сегодня невозможно определить точную дату этого полета - британская разведка верна себе и ревниво оберегает свои тайны. Эту операцию британцы проводили практически самостоятельно - они привлекли к сотрудничеству ВВС США, но не ЦРУ. Но в отличие от предыдущих проектов, этот едва не закончился провалом.

Замысел полета родился примерно за год до того, как он состоялся. В 1952 году на Западе стало известно, что СССР производит испытания ракетного оружия на полигоне Капустин Яр, недалеко от Сталинграда (ныне Волгоград). В одном из сообщений разведки говорилось, что в эфире перехвачены переговоры о телеметрических данных запущенной ракеты. Это сообщение немного позже подтвердили наземные службы радиоперехвата, размещенные в Турции. Дополнительную информацию о советской ракетной программе удалось получить у немецких инженеров, которые были захвачены русскими в годы войны и участвовали в ее разработке, но затем вернулись в Германию.

Западной разведке требовались фотографии полигона Капустин Яр. Боб Эймори, тогда заместитель директора ЦРУ, настаивал на проведении разведывательного полета в этом районе. Он говорил: «Мы не можем игнорировать эти факты. Эта ракетная программа - что-то новое, и мы должны знать о ней все с самого начала». Но генерал Натан Твайнинг сказал Эймори, что ВВС США не могут выполнить такое задание. За дело решили взяться британцы.

Накануне американцы снабдили англичан камерами К-30 со стодюймовыми фокусными линзами. Условия поставки камер были очень просты: «Делайте с ними все, что хотите, нас это не касается, но предоставьте нам копии всего, что снимете с их помощью». К-30 установили на реактивный бомбардировщик «Канберра», где они использовались для аэрофотосъемок территории Восточной Европы из воздушного пространства дружественных государств. На испытаниях камера дала отличные снимки собора Святого Павла в Лондоне, причем съемка производилась с борта самолета, пролетевшего вдоль английского побережья в районе Дувра. Программа полетов на самолетах, оснащенных камерами К-30, получила название «Проект "Робин"».

«Канберра» с установленными на ней К-30 и должна была совершить полет к полигону Капустин Яр, и весной 1953 года для этого разработали план дальнего дневного разведывательного полета над югом европейской части СССР. Новому разведывательному самолету PR-3, который только начал поступать на вооружение, предпочли обычный бомбардировщик В-2 «Канберра». Камеру решили разместить в хвостовой части фюзеляжа так, чтобы ее объектив выглядывал по левому борту самолета. В бомбовом отсеке располагались дополнительные топливные баки, чтобы В-2 смог выполнить дальний полет. Для максимального увеличения высоты полета, чтобы сделать «Канберру» недостижимой для советских МиГ-15, с бомбардировщика сняли все лишнее оборудование. «Канберра» совершила два или три испытательных полета над Восточной Европой. Они прошли успешно, и премьер-министр У. Черчилль дал разрешение на полет к полигону Капустин Яр.

Полет состоялся в конце августа 1953 года. Самолет поднялся с аэродрома Гебельштадт в Западной Германии, недалеко от границы с ГДР, и сразу после взлета его засекли советские радары. «Канберра» направлялась прямо на восток; постепенно самолет набрал начальную высоту - 14000 метров. Он проник в воздушное пространство над Прагой, затем пролетел над южной частью Польши и Краковом, пересек советскую границу и направился к Киеву. В течение всего полета самолет постепенно набирал все большую высоту.

Хотя советская ПВО имело дело всего с одним нарушителем, летящим по прямому курсу, истребители-перехватчики ничего не могли поделать с «Канберрой». Радарные установки следили за полетом В-2, но пилоты МиГов не могли осуществить перехват самолета, который шел уже на высоте боле 14500 метров. Русские явно растерялись: никто не знал, что делать. В одном округе ПВО диспетчер отдал приказ истребителям вылететь на запад, a не на восток. Когда «Канберра» прошла над Харьковом, пилоты МиГов, вылетевшие на перехват, открыли огонь друг по другу.

На подлете к Капустину Яру один МиГ смог ненадолго приблизиться к «Канберре» и дать очередь из пулемета. Полученные британским самолетом повреждения вызвали слабую вибрацию корпуса, но самолет сохранил высоту и продолжал полет. Британский пилот сделал снимки испытательного ракетного полигона, затем повернул на юг и полетел вдоль Волги; он вышел из воздушного пространства СССР над Каспийским морем и вскоре успешно приземлился в Иране, завершив свою миссию.

Поскольку «Канберра» едва не погибла, британцы отказались от дальних дневных полетов над СССР. По воспоминаниям Эймори, они говорили, что никогда больше не пойдут на это. Неудачные попытки перехватить «Канберру» привели к новым репрессиям в СССР. Несколько генералов и других офицеров были уволены в отставку. Одного советского генерала понизили в звании до подполковника, а позже сообщалось, что он покончил с собой. Некоторые попали в штрафные батальоны.

Американцы узнали о полете к Капустину Яру в феврале 1954 года; командование ВВС США и ЦРУ позже получили копии всех сделанных фотографий. Сам Эймори говорил, что среди них было «несколько прекрасных снимков»; другие утверждали, что фотографии оказались низкого качества и почти не содержали информации о полигоне; возможно, это было следствием вибрации корпуса самолета.

 

 







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100