Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   F-100 в небе Вьетнама
             
         n Евгений Подольный  


Из советских истребителей того времени основным противником F-100 был МиГ-19, который серийно стал выпускаться в 1954-м. Интересно сравнить эти две машины. Соперники были достойны друг друга.

МиГ-19 -первый в СССР серийный сверхзвуковой истребитель. Он на протяжении десятков лет стоял на вооружении многих стран и имел массу модификаций. По геометрическим размерам он был несколько меньше ╚Супер Сейбра╩ и значительно, - до 4 т, - уступал ему по массе. Площадь его крыла также была меньше на 14 м2. Но мощность двух его ТРД в сумме, примерно на 700 кгс тяги, превышала мощность двигателя F-100. Однако максимальная скорость горизонтального полета, в силу более высокого аэродинамического качества ╚Супер Сейбра╩, у обоих самолетов на высоте была примерно одинакова, порядка 1470 км/ч.

МиГ-19 оказался несколько маневреннее, обладал лучшей скороподъемностью и имел значительно больший (на 3000 м) максимальный потолок. Пушечное вооружение у обеих машин было равноценно, но F-100 мог нести большее количество ракет. К тому же и предельная дальность у ╚Супера╩, в силу более емких подвесных топливных баков, была на 500 км большей, чем у МиГ-19.

F-100 был не новичком в составе Тихоокеанских ВВС США. Подразделения этих истребителей базировались на авиабазах Кадена (Окинава), Итазуке (Япония), Кларк (Филиппины) еще с конца 50-х годов. Правда, к началу вьетнамской войны большинство F-100 из этих подразделений уже были заменены на ╚Тандерчифы╩. Тем не менее F-100 стал одним из первых боевых самолетов США, размещенных на Южном Вьетнаме после принятия ╚тонкинской╩ резолюции в августе 1964г. Несколько самолетов из 615-й эскадрильи тактических истребителей, находящихся на дежурстве на базе Кларк, были переброшены 5 августа в Да-Нанг, где к ним скоро присоединились и другие самолеты, перелетевшие с территории США. Вместе они составляли смешанную ударную группу тактического авиационного командования в Юго-Восточной Азии.

Вскоре F-100 приняли участие в первой разведывательно-ударной миссии над Лаосом, совершив налет на дорогу ╧ 8 и путевой мост Нэп, который был ключевой точкой ╚тропы Хошимина╩. Всего в налете 14 декабря участвовали 15 самолетов: три RF-101 в качестве разведчиков целей и для регистрации результатов удара, четыре F-105 в качестве бомбардировщиков, восемь F-100 для воздушного прикрытия. Налет, совершенный с базы Да-Нанг, оказался безуспешным.

Неделю спустя F-100 снова участвовали в налете. Четыре самолета из 428-й эскадрильи тактических истребителей ╚прошлись╩ вдоль дороги ╧ 8, и опять безрезультатно из-за плотного зенитного огня и нехватки топлива. Далее участие США в войне быстро разрасталось, и с конца февраля 1965-го над Южным Вьетнамом были задействованы и тяжелые бомбардировщики В-47. 2 марта несколько этих машин совершили налет на военно-промышленные объекты Северного Вьетнама, и вновь их прикрывали F-100. Далее, по мере усиления ПВО Северного Вьетнама, оснащенной советской боевой техникой, и увеличения потерь авиации США, F-100 перенацеливались на действия над менее защищенными объектами. Они действовали в основном для непосредственной поддержки сухопутных войск.

F-сотые на театре вьетнамской войны дослужились до июля 1971-го, когда последний ╚Супер Сейбр╩ из 35-го тактического крыла с Фан-Ранга был возвращен в США.

Вывод американских войск из Южного Вьетнама ознаменовал быстрое снятие ╚Супер Сейбра╩ с вооружения. К середине 1972-го в боевых частях тактической авиации не осталось ни одного F-100. Однако они еще долго состояли на вооружении ВВС национальной гвардии, откуда последние самолеты этого типа были списаны к началу 80-х. За исключением нескольких машин, большинство ╚Супер Сейбров╩ оказалось в центре авиационного складирования на авиабазе Дэвис-Монсэн (штат Аризона). Отсюда они отправлялись на переоборудование в управляемые воздушные мишени QF-100. Они использовались для испытания нового оружия и тренировок пилотов.

Потери самолетов F-100 в Вьетнаме

Модель произв. ╧ сер. ╧ подразделение дата Причина потери Судьба экипажа
F-100C-1-NA 214-5 53-1713 136th TFS 08-08-1968 проблемы с дв-лем спасен
F-100C-1-NA 214-32 53-1740 174th TFS 14-03-1969 огонь с земли спасен
F-100C-1-NA 214-33 53-1741 188th TFS 04-05-1969 огонь с земли погиб
F-100C-1-NA 214-57 53-1765 174th TFS 27-09-1968 огонь с земли спасен
F-100C-5-NA 217-36 54-1775 136th TFS 02-08-1968 огонь с земли спасен
F-100C-20-NA 217-158 54-1897 120th TFS 27-03-1969 неизвестно погиб
F-100C-20-NA 217-192 54-1931 136th TFS 18-12-1968 огонь с земли спасен
F-100C-20-NA 217-173 54-1912 136th TFS 25-07-1968 огонь с земли погиб
F-100C-20-NA 217-234 54-1973 120th TFS 29-12-1968 огонь с земли спасен
F-100C-25-NA 217-265 54-2004 174th TFS 14-07-1968 зенитный огонь погиб
F-100C-25-NA 217-291 54-2030 188th TFS 04-01-1969 столкновение с F-100C-25-NA c/n 217-312 s/n 54-2051? ПБВ
F-100C-25-NA 217-302 54-2041 188th TFS 31-01-1969 огонь с земли спасен
F-100C-25-NA 217-312 54-2051 188th TFS 04-01-1969 столкновение с F-100C-25-NA c/n 217-291 s/n 54-2030? ПБВ






Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100