Уголок неба ¦ Польский след испанской войны

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Польский след испанской войны
             
         n Михаил Жирохов  


Гражданская война в Испании 1936 - 39 годов имела беспрецедентно интернациональный характер. Это выразилось как и в участии "солдат удачи" и военспецов из нескольких стран, так и в поставках самолетов самых различных производителей. Наибольшее разнообразие типов наблюдалось в правительственной авиации, однако не отставали и мятежники. Причем последние снабжались прежде всего через соседнюю Португалию. В числе поставщиков фигурировали и польские фирмы. В числе поставленного были и самолеты:

Благоприятное начало мятежа вызвало эйфорию среди мятежных генералов. Казалось еще одно усилие и с Республикой будет покончено. Однако ожесточенное сопротивление отрядов добровольцев и помощь Коминтерна вскоре стала сказываться и темпы наступления значительно замедлились. Кроме всего прочего срочно понадобились истребители.

Однако эмбарго, наложенное Лигой Нацией, значительно сузило круг поставщиков. Поэтому как бывало часто стороны стали искать каналы в Восточной Европе (так поступали и будут поступать практически все, кому тяжело получить оружие официально).

Мятежники нашли каналы в Польше. Прежде всего им срочно требовались истребители. Новейшие PZL P.7a получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Зато продавцы предложили истребители "второй линии" - PWS.10.

Истребитель был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бела Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами 7.7-мм Виккерс wz. 09\18 и оснащен двигателем Lorraine - Dietrich Ld 12Eb мощностью 450 лс, производимый по лицензии в соседней Чехословакии.

Всего было построено 80 машин, которые в 1933 году были заменены новенькими PZL P.7a. Причем строевые летчики отзывались о нем, как о тяжелом в управлении. PWS-ы передали в учебные подразделения, как то в Школу Высшего Пилотажа в Улесе и Центр подготовки летчиков в Деблине.

Даже такие устаревшие машины оказались нужны в новой войне. Поэтому летом 1936 года был подписан контракт на поставку 20 PWS-10 мятежникам. Контракт подписала фирма SEPEWE, причем конечным пунктом указывалась Португалия. Кроме самих самолетов поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей.

Поставки разделили на две партии. Первая в количестве 15 машин прибыла в декабре 1936 года в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой переправили на аэродром Таблада недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. (Cуществует и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года).

Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937 года. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код "4" и соответственно "4-1" до "4-20". А кроме того и название - "Pavipollo" ("Индейка").

В феврале 1937 года самолеты были определены в истребительную Grupo de Caza #4. Тут из польских машин сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, кроме всего воевавший в 1941 году на Восточном фронте и ставший асом и тут).

Истребители базировались на аэродроме Леон и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако если при встрече с Ньюпором 52 у мятежных летчиков были какие-то шансы, то встреча в воздухе с И-15, а тем более И-16 могла окончиться плачевно.

Поэтому уже в апреле 1937 года PWS-ы вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что управление им во многом напоминало Фиат CR.32 - самый распространенный истребитель в пиренейском небе. Причем несмотря на отвратительные отзывы польских пилотов в авариях испанские курсанты разбили всего четыре машины.

Окончательно самолеты были выведены из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного больше - до начала 1939 года).

Кроме истребителей, агентам мятежников удалось закупить и еще несколько машин. Прежде всего до конца 1936 года через Португалию прибыли четыре RWD.13. По националистской традиции они получили код "30" и поступили на вооружение Группо 30, где использовались как связные.

Один из них был передан Группе 6-G-15, причем во время посещения подразделения в августе 1937 года именно на нем летал Гарсия Морато (40 побед в испанской войне). Самолеты №30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагоссы. Тут они использовались для подготовки летчиков еще шесть лет.

Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили по крайней мере 20 учебных машин PWS-16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт.

В республиканских ВВС количество самолетов польской постройки было минимальным. По всей видимости, единственными машинами были два RWD-9. Эти самолеты были с началом войны реквизированы у частных лиц и зачислены в ВВС. Один из них - EM-W46 - был разбит при вынужденной посадке в Лимуксе (Франция) 31 октября 1936 года. К сожалению, что там делал экипаж - неизвестно.

В заключении стоит сказать и о польских летчиках, летавших на Пиренеях в годы войны. В основном это были летчики, имевшие гражданские лицензии и потому только перегонявшие закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона Fokker F-XII (цивильное обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай - опять таки неизвестно.

Кроме того, по крайней мере один польский еврей летал бортстрелком на Потезе 540 в эскадре "Эспанья" - это Пикар - Хацкель.

Также в составе ВВС Испании также числились некие загадочные летчики польской национальности, о которых остались только прозвища - "Бенгольд", Абуш и "Гедалия". Но опять же никаких данных о том где и на чем они летали доподлинно неизвестно.

Автор известен и один поляк, летавший в ВВС мятежников - это Тадеуш Стричк. Но опять же вынужден констатировать, что никакими уточняющими сведениями автор не располагает.




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100