Уголок неба ¦ Чехословацкая помощь

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Чехословацкая помощь
             
         n Михаил Жирохов  

 


 

Чехословакия в 30-е годы была одним из крупнейших в Центральной Европе продавцом оружия и боеприпасов. Естественно, что гражданская война на Пиренеях не могла оставить чехословацких "торговцев смертью" равнодушными. В Испанию легально и нелегально поставлялись винтовки, пулеметы, боеприпасы и, конечно, самолеты.

В конце 1936 года правительство Испании начало переговоры о продаже истребителей S-231 и легких бомбардировщиков Аэро А-101. Однако на тот момент уже существовало эмбарго на поставку оружия и было решено обойти его. Способ был стар как мир - официально самолеты продавались правительству Эстонии. 23 января 1937 года в Таллинне было подписано торговое соглашение, по которому чехи обязались поставить 24 истребителя Летов S-231, 17 двигателей Walter Merkur VS2, 28 легких бомбардировщика Аэро А-101, 22 двигателя Прага Ассо, 152 пулемета (Виккерс и Льюис) и 6 млн патронов к ним. Позже в дополнение к этому контракту приобрели еще 3 млн патронов.

Уже через два дня на заводской аэродром фирмы Летов перелетели первые два истребителя S-231, переданные из 3-й эскадрильи 2-го авиаполка ВВС Чехословакии. Вскоре сюда же были перегнаны и остальные машины "эстонского" заказа. Тут специалисты провели капитальный ремонт. Аналогичные работы на Летовах выполнялись на аэродроме в Градце Краловом.

Позже условия контракта неоднократно изменялись. Так, по непонятным причинам количество истребителей сократилось до восемнадцати (возможно, это было вызвано мягко говоря непонятной позицией чехов - так, например, под наименованием S-231 были поставлены два опытных самолета - S.131.2 и S.331.1, причем на первом стоял двигатель "Хорнет", а на втором - Гном-Рон "Мистраль"). Зато значительно увеличилось количество закупленных пулеметов.

Кроме того, испанская миссия в Эстонии купила и три пассажирских Авиа 51. Эти машины первоначально эксплуатировались авиакомпанией CSL, принадлежавшей "Шкоде". Но пилотам он "не пришелся ко двору" и вскоре их сняли с эксплуатации. Первоначально эти машины тоже хотели "прокачать" через Эстонию, но потом возникли проблемы и официально машины были проданы частному лицу - Эдгару Соммеру.

Потом транспортники разобрали и морем отправили в Испанию. Еще до прихода им в республиканской системе обозначения типов самолетов заготовили коды "ТА". Два самолета ушли на дно, после того как франкисты потопили транспорт, их перевозивший. Третья машина дошла в Басконию нормально. Самолет получил обозначение "Т-01" и на нем какое-то время летал гражданский летчик из авиакомпании LAPE Хорхе Хенко. Правда, вскоре полеты прекратились по прозаической причине - отсутствии запчастей.

Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим путем. Но обо всем по порядку. В далеком 1929 году в Бельгию фирма Авиа продала три прототипа нового истребителя ВН.33. Местная компания SABCA собиралась наладить серийное производство, но потом, как это часто бывает, что-то не срослось и самолеты передали ВВС и время от времени на них отрабатывали высший пилотаж.

Летом 1936 года самолеты оказались ненужными и проданы компании "Mulot - Ertas" в Брюсселе. На машинах демонтировали пулеметы, сняли синхронизаторы и зарегистрировали в гражданском регистре. Но сразу после начала мятежа в Испании правительственные агенты по всей Европе стали судорожно скупать все более или менее пригодные для боевого применения машины. Этот период был клондайком для всех и всяческих проходимцев - правительство еще имело средства и не скупилось, часто получая за свои кровные совершенно не пригодные использования машины. В Бельгии один самолет (зав. номер 1003) купил некто Р. Вандельвельде и продал испанскому правительству. Самолет окрасили полностью в белый цвет (причем на киле сохранялась надпись "S.A.B.C.A.3").

В таком виде 26 августа 1936 года французский летчик Андрэ Атрикэ (формально уволенный из рядов Armee d`Aire) перегнал самолет через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже в приграничной местности (недалеко от Стэ-Фой-ля Гранде) он потерял пространственную ориентацию, сел на луг и, конечно, попал в руки властей. Начавшийся было скандал сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика и самолет отпустили и 27 августа он благополучно приземлился в Барселоне.

По прибытии оказалось, что без синхронизатора самолет представляет собой кучу металлолома. И если о судьбе летчика есть данные (он сражался на И-15-х), то о судьбе аэроплана больше никакой сведений нет. Скорей всего машина какое-то время использовалась как учебная.

Но вернемся к нашим "официальным" машинам. Через Гдыню (Польша) морем машины морем были отправлены в Испанию. Правда, не обошлось без накладок. 15 апреля 1937 года крейсер мятежников "Альмиранте Цервера" перехватил шедший под панамским флагом транспорт "Гордена" ("Hordena"). По бумагам пунктом назначения числился Сантандер. На борту была "контрабанда" - 22 "эстонских" А-101. Груз формально принадлежал французской фирме "Scotia Corporation", на самом деле контролировавшейся Коминтерном.

Самолеты были разгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение националистских ВВС. Поступили они на вооружение эскадры 3-G-10 (аэродром Витория) и 4-G-10 (Гранада). Аппараты получили официальное название "Прага" (по названию двигателя) или чаще "Оса" (в переводе с испанского "Гусь"). Летчикам машины понравились, тем более если учесть, что пересаживались они со старинных Бреге 19.

Дебют "Праги" в руках франкистов состоялся 5 июня 1937 года во время боев за Бильбао. Обстановка на фронте была крайне напряженной и вскорости был сбит и первый бомбардировщик - экипаж в составе Хосе Веласа Медрано (Jose Velaz Medrano) и Энрике Карденаса (Enrique Cardenas) погиб.

Однако на севере "гуси" задержались недолго - основные события того периода испанской войны разворачивались недалеко от столицы - вблизи Брунете. Именно туда была стянута практически вся авиация сторон. Тут штурмовики использовались очень интенсивно - экипажи делали по три вылета в день (для испанцев чуть ли не предел). Во всех вылетах их сопровождали истребители - преимущественно "Фиаты" из Группы 3-G-3.

Стоит сказать, что основным противником были не И-15 или И-16, а прежде всего расчеты зенитной артиллерии. По окончании этой битвы, самолеты вернули на Север. После взятия Сантандера "гуси" стали базироваться на местном аэродроме.

О потерях известно немного, но они были и в какой-то момент обе эскадрильи свели в одну группу - 5-G-17.

После падения Севера "гуси" отправились на юг, где базировались в секторе Валензуэла (Valenzuela). В июне 1938 года на Эстремадурском фронте начались активные боевые действия, в связи с чем в эскадрилью добавили пару Хеншелей Hs 123! Рядом с ними воевала и не менее интересная эскадрилья 4-E-14, в которой вместе летали He 70 E, пара оставшихся после тяжелых боев Ju 86 E и единственный трофейный СБ-2!

Снова таки о потерях в боях известно очень мало, доступные автору источники приводят только потерю двух машин ("17-11" и "17-18") во время взрыва кислородного баллона на аэродроме.

После окончания гражданской войны оставшиеся немногочисленные машины передали в школу наблюдателей в Эль Ромпедизо, а группу перевооружили на трофейные Р-5. Списаны они были только в декабре 1945 года.

Оставшиеся шесть машин из эстонского контракта чехословаки все-таки поставили республиканцам в марте 1938 года. Эти легкие бомбардировщики передали 4-й эскадрильи 71-й Группы Берегового командования. Самолеты предназначались для патрулирования побережья, но после окончания войны никаких следов этих машин найти не удалось!

21 марта 1937 года в порту Сантандер с борта транспорта "Сарканы" было разгружено 8 истребителей Летов S-231 (ранее бытовало мнение, что транспорт пришел 27-го, но материалы из испанских архивов, попавшие в руки автора, опровергают это устоявшееся утверждение).

По-фронтовому быстро истребители были собраны на аэродроме Альберисия. Правда, при попытке облета сразу две машины были разбиты, причем чехословацкие источники говорят о низкой квалификации летчиков, а испанцы - о некачественной сборке машин. Оставшиеся шесть истребителей в начале апреля перебросили на аэродром Ламиако, где несколько летчиков начали тренировки на самолетах нового типа. Самолеты поставлялись невооруженными, потому каждый самолет довооружали на месте самопально.

6 апреля произошло боевое крещение, правда, без особых успехов (характеристики машины явно не соответствовали требованиям времени). Зато 8 апреля во время налета вражеских бомбардировщиков республиканцы не досчитались двух машин.

Оставшиеся четыре машины довольно интенсивно участвовали в боях прежде всего как штурмовики. О потерях неизвестно практически ничего, а побед не было и вовсе. По крайней мере, франкистам после капитуляции баскской авиации достался всего один самолет этого типа:

Оставшиеся 10 машин все таки были поставлены в Испанию. В начале 1938 года в порт Барселоны прибыл транспорт с разобранными истребителями. Машины собрали, облетали и отдали в Группу 71 Берегового командования. Истребители совершали рутинные вылеты без особого успеха - что и неудивительно, так как догнать на S-231 скоростные S.79, He.111 или даже Не.59 было просто нереально.

Единственное упоминание о боевой деятельности связано с небоевыми потерями. 10 октября 1938 года на французском аэродроме Перпигнану приземлился S-231 с бортовым номером CL-004. Летчик при посадке получил легкие ранения и заявил, что сбился с курса. Сам пилот был отправлен домой, а вот о судьбе аппарата есть две версии развития событий. Согласно первой истребитель был сильно разбит при посадке и больше не восстанавливался. А вот некоторые авторы говорят о том, что французы отправили его морем в Валенсию, где был уничтожен на местном аэродроме 6 февраля 1939 года во время налета бомбардировщиков "Легиона Кондор".

Три Летова пережили гражданскую войну и вскоре были переданы в гражданский регистр. Правда, запчастей не было и последний из них был списан 1 марта 1940 года.

Немного стоит сказать о вооружении чехословацких истребителей. Дело в том, что аппараты поступали невооруженными и их довооружали на месте. "Северные" машины были вооружены двумя подкрыльевыми пулеметами "Виккерс", а вот на машинах, использовавшихся на Центральном фронте дошло даже до установки одного пулемета в фюзеляж.

В октябре 1938 года в Праге велись переговоры о закупке через Эстонию крупной партии чехословацких самолетов (речь шла о 71 бомбардировщиках МВ.200, 40 истребителей В.534 и 30-40 тренировочных S.328), но Мюнхенская конференция положила конец всем этим попыткам..

Но кроме самолетов чехословацких самолетов, в Испании летали и чехословацкие добровольцы (по данным автора примерно 50 человек). Однако информации по ним очень мало. Наиболее известным из чехословаков, сражавшихся в республиканских ВВС был Ян Ферак. В многочисленных исследованиях по испанской войне (причем как на Западе, так и на Востоке) ему приписывается семь побед в воздушных боях. Но сермяжная правда жизни такова - он никогда не летал на истребителях и побед у него не было и в помине.

Ян отбыл на Пиренеи в конце ноября 1936 года вместе с двумя товарищами (к сожалению, автору известна личность только одного - Ярослава Ухлира). Уже 1 декабря они подписали контракт с правительством Испании и были определены сначала в интернациональную эскадрилью "Эспанья", а потом переведен в Группо 11 (или как ее называли "Группо Потез"). Здесь на одном из бомбардировщиков Потез 54 чехословаки составили единый экипаж.

Но военная фортуна отвернулась от него 31 мая 1937 года, когда во время очередного вылета над Мальоркой его "потез" был сбит. Ферак попал в плен, бортстрелок Зденек Талас и бомбардир Ян Соучек погибли. В плену он пробыл и недолго и вскорости был отправлен домой.

Однако история имела неожиданное продолжение в виде очередного мифа испанской войны. В 1938 году большую статью о его приключениях опубликовал журнал "Ахой". Кроме того, в социалистической Чехословакии в 60-х - 70-х годах были опубликованы две популярные книги о его боевой биографии - "V desti bomb" и "Kde olivy dozravaji". Стоит однако отметить, что весь фактаж взят именно с той первой журнальной публикации. Информация о 7 победах чехословацкого летчика, как уже отмечалось выше, не соответствует действительности и является ошибкой. Дело в том, что его биографами была ошибочно переведена и интерпретирована следующая фраза: "Капитан Ферак бомбил Мальорку 7 раз ночью. Во время последнего вылета он был сбит". Там появляются легенды:

А в легенду про истребительные подвиги Яна Ферака чехи уверовали настолько, что в различных статьях в авиационных журналах неоднократно изображали "Девуатин"-510 в песочной окраске с номером CW-15, на котором он якобы летал и даже выпускали соответствующий набор декалей к "эллеровской" модели 1:72 !!!

Но кроме уже упоминавшихся чехословаков в Испании отметились и еще несколько летчиков, но информация по ним крайне отрывочная и даже исследования чешских авторов не пролили свет на их судьбы.

Итак. Рудольф Больфик. В чехословацких ВВС служил техником в 5-ом авиаполку. В Испании воевал как пехотинец в составе 129-й интернациональной бригады. После оккупации Чехословакии эмигрировал в Великобританию, где вступил в RAF. Летал стрелком на "Веллингтоне" в 311-й эскадрилье. Погиб 16 января 1941 года во время вылета над Северным морем.

В бомбардировочных подразделениях также летали по крайней мере три чехословака. Один из них - Карел Габула-Криз - освоил Р-5, а потом перешел на СБ. Погиб 7 декабря 1937 года. Пилотом Р-5 и СБ также был Карел Вейвода. В марте 1938 года вернулся на родину из-за тифа. В годы Второй Мировой войны сражался в составе чехословацких частей в СССР. Последние данные о нем - освобождал Киев как капитан - танкист.

Стрелком на Р-5 (а возможно и на СБ) служил и Карел Краль, погибший в бою 4 сентября 1937 года в Медиане.

В мемуарах советских добровольцев также часто упоминается стрелок СБ некто "Мирек", однако более конкретных данных о нем найти не удалось и возможно это был псевдоним кого-то из нижеперечисленных.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100