Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Ударные самолеты НАТО в Персидском заливе
             
         n Данные журнала "Крылья родины"  


 

В ходе боевых действий над территорией Ирака и Кувейта для нанесения ударов по площадным целям привлекались и стратегические бомбардировщики Боинг В-52. Со времени окончания войны во Вьетнаме эти боевые самолеты, считавшиеся устаревшими, еще ни разу не использовались по своему прямому назначению. Считалось, что дозвуковой бомбардировщик, предназначенный в основном для полетов на больших и средних высотах, может быть лишь мишенью для системы ПВО вероятного противника, в связи с чем 133 таких самолета были модифицированы в носители крылатых ракет. Всего же к началу 1991 г. ВВС США располагали 263 самолетами модификации G и Н.

Благодаря тому, что уже в первые дни начала операции ╚Буря в пустыне╩ система ПВО Ирака была практически полностью подавлена, американское командование приняло решение применить В-52 для нанесения массированных ударов по позициям иракской армии. Каждая ╚Стратофортресс╩ ≈ ╚стратегическая крепость╩ ≈ могла сбросить на противника около 20 тонн бомб (84 бомбы калибра 227 кг), заменив собой десяток обычных тактических или палубных бомбардировщиков. К тому же

В-52 базировались вне зоны конфликта и не использовали вооружение, накопленное союзниками на авиабазах в Саудовской Аравии, которое в ходе массированных налетов таяло с катастрофической быстротой. Подвоз же боекомплекта кораблями и самолетами военно-транспортной авиации требовал значительных материальных затрат и времени.

В-52 действовали с американо-испанской авиабазы Морон близ Севильи (правительство Испании разрешило использовать свои базы для самолетов США с целью осуществления заправки топливом и переброски войск, оружия и продовольствия в зону Персидского залива), а также с острова Диего-Гарсия в Индийском океане Правительство Великобритании в свою очередь также дало разрешение использовать для налетов на Ирак военно-воздушную базу Фэйфорд Правительство Франции предоставило возможность американским самолетам, базирующимся в Aнглии, совершать налеты на Ирак через свою территорию, хотя это и вызвало бурные протесты населения по всей стране. Подобного разрешения США не получали со времен второй мировой войны, когда освобождали Францию от гитлеровской оккупации. У французов еще свежи впечатления -от того, что американцам было отказано в пролете над территорией Франции в апреле 1986 г., когда F-111 США летели из Англии бомбить Ливию.

Начавшиеся 26 января налеты на Ирак бомбардировщиков B-52G продолжались до самого окончания боевых действий Удары в основном наносились по оборонительным позициям иракских сухопутных войск. За один день сбрасывалось на противника порядка 400 тонн бомб Правда, эффективность этих ударов оказалась недостаточно высокой: В-52 бомбили со средних высот (4≈6 км), а на этих высотах самолеты оказались уязвимыми для зенитного огня уцелевших иракских средств ПВО, особенно для ствольных орудий, на боеспособность которых не могли повлиять средства РЭБ.

Несколько ╚крепостей╩ получили боевые повреждения, причем одна из них 2 февраля рухнула в океан, не дотянув до острова Диего-Гарсия. Из шести членов экипажа удалось спасти лишь троиx. Хотя американская сторона официально не подтвердила факта потери В-52 от огня противника, последующие бомбардировки уже велись с эшелона 8≈12 км, что снизило их точность. Все же В-52 внесли значительный вклад в разгром сухопутных сил противника: после многодневных ╚ковровых╩ бомбардировок иракские солдаты оказались полностью деморализованы и с началом активных боевых действий на суше панически бежали.

Напомним историю и летно-технические характеристики В-52, работы над которым были начаты еще в 1946 г. Тогда рассмотрели более 30 различных компоновок и провели значительное количество испытаний в аэродинамических трубах, прежде чем в 1948 г. облик бомбардировщика окончательно не определился. Первый полет машины состоялся 2 октября 1952 г. В июне 1956 г. начались поставки на вооружение. В ходе серийного производства самолет постоянно модернизировался. До 1961 г. фирма Боинг построила 3 В-52А, 50 В-52В, 35 В-52С, 170 B-52D, 100 В-52Е, 89 B-52F, 197 B-52G и 102 В-52Н. Как уже говорилось выше, сейчас на вооружении остались только машины вариантов G и Н, причем в боевых действиях принимали участие только B-52G.

Самолет В-52 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, имеет высокорасположенное крыло и оснащен восемью реактивными двигателями (на B-52G стояли двигатели J-57-P43 WB тягой по 6340 кгс каждый). Максимальная взлетная масса самолета ≈ 221 тонна. Максимальная бомбовая нагрузка ≈ 31 тонна. Правда, в боевых действиях столько бомб они не брали: во Вьетнаме ≈ 27 тонн, на Ближнем Востоке ≈ около 20. При этом бомбы размещались как в бомбоотсеке, так и на наружной подвеске, на пилонах под крылом. В связи с увеличением аэродинамического сопротивления из-за наружной подвески дальность и скорость полета бомбардировщика несколько сокращаются. Максимальная же скорость полета составляет 960 км/ч, крейсерская ≈ 820 км/ч Максимальная дальность полета ≈ 12000 км, плюс ≈ дозаправка топливом в воздухе.

Удары по сухопутным войскам Ирака наносили и палубные самолеты А-6 ╚Интрудер╩ и А-7 ╚Корсар╩, широко использовавшиеся во время войны во Вьетнаме, а также более новый многоцелевой самолет F/A-18 ╚Хорнит╩. Здесь все эти боевые машины использовались в основном как обычные бомбардировщики.

Большой интерес представляет американский штурмовик А-10А ╚Тандерболт╩ II (о нем мы уже писали), впервые применявшийся в боевой обстановке Эти самолеты, предназначенные для поражения малоразмерных целей на поле боя и оказания непосредственной поддержки своим сухопутным войскам, впервые были задействованы в боевой операции по отражению иракской контратаки на город Рас-Хафджи (Саудовская Аравия). В первый же день иракского наступления 29 января командование

ВВС США ввело в бой против бронетанковых подразделений противника самолеты А-10. По утверждению представителей вооруженных сил США, в этот день под Рас-Хафджи только ударами с воздуха было уничтожено 20 иракских танков, из них 70% пришлись на долю штурмовиков А-10 К утру 30 января американские летчики сообщили об уничтожении 41 танка противника, хотя американское командование признало достоверным факт уничтожения лишь 24 танков и 13 других транспортных средств противника. Потерян был один А-10.

При действиях штурмовиков в темное время суток выявилась их относительно низкая эффективность. Мало того, в ходе боев за Рас-Хафджи летчик одного из самолетов А-10 не мог. опознать бронетранспортер американской морской пехоты и, приняв его за иракский БТР, уничтожил вместе со всем экипажем при помощи управляемой ракеты ╚Мейврик╩.

Для обнаружения целей в ночных условиях самолеты А-10 использовали инфракрасную систему самонаведения УР ╚Мейврик╩, имеющую ограниченный сектор o6sqpa, информация от которой поступала на экран в кабине летчика. Штурмовики А-10 записали на свой счет одну мобильную пусковую установку баллистической ракеты ╚Скад╩ на территории Кувейта

Для решения задач по непосредственной поддержке войск США привлекались также самолеты F-16A из состава национальной гвардии, модернизированные в рамках исследовательской программы CAS. Эти самолеты оснащены подвесным контейнером с 30-мм пушкой GPU-5. Однако боевая эффективность штурмового варианта F-16 резко падала с наступлением сумерек, так как на них отсутствовали системы ночного видения.



В ходе операции по уничтожению иракских войск, захвативших Рас-Хафджи (на ее заключительном этапе), приняли участие также самолеты ВВС Великобритании. Бомбардировщики ╚Торнадо╩ нанесли удар по полевому командному пункту иракцев, а истребители-бомбардировщики ╚Ягуар╩ атаковали позиции иракской артиллерии.

Интересно отметить, что одновременно с ракетно-бомбовыми ударами по иракским войскам авиация союзников проводила и психологическую обработку личного состава иракской армии. В частности, на позиции иракцев было сброшено пять миллионов листовок, в которых рассказывалось, как нужно сдаваться в плен, а также листовки с карикатурами на Саддама Хусейна и проводимую им антинародную политику. При этом ╚идеологические╩ бомбы подкреплялись более вескими доказательствами. Через несколько дней после начала операции ╚Буря в пустыне╩ к авиационным налетам на позиции иракской армии добавился артиллерийский огонь американских линкоров, которые, продолжая пуски крылатых ракет по важнейшим оборонным объектам Ирака, начали еще и обстреливать позиции сухопутных войск в Кувейте из орудий главного калибра. Корректировка же огня осуществлялась с помощью беспилотных дистанционно-управляемых малоразмерных самолетов ╚Пионер╩ израильского производства, проходивших испытания в военно-морских силах США и корпусе морской пехоты.







Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100