Уголок неба ¦ Повреждение американского фрегата Stark в Персидском заливе

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Повреждение американского фрегата Stark в
      Персидском заливе
             
         n  В.П.Кузин, Д.ЮЛитинский  


 

Казалось бы, доказательство очевидности огромного влияния боевого опыта прошедших войн на военное корабле строение не требует особых усилий. Однако в случае анализа результатов Второй мировой войны на море указанный тезис, как ни парадоксально, далеко не бесспорен. Беремся утверждать, что на проектирование и строительство военных кораблей (здесь и далее речь идет о боевых надводных кораблях основных классов - прим. авт.) послевоенных поколений во всех странах мира находилось под определяющим влиянием не боевого опыта Второй мировой войны, а под влиянием результатов ядерных испытаний на атолле Бикини, проводившихся американцами в июле 1946 г. Результаты эти оказались на столько впечатляющими, что военные и конструкторы стали готовить корабли к ведению боевых действий ТОЛЬКО в условиях применения оружия массового поражения (ОМП), а следовательно - и защищать их, в основном, от его поражающего воздействия: ударная волна, тепло вое излучение, проникающая радиация и, отдельно - от химического оружия (противохимическая защита). Защите же от традиционных боевых средств перестали уделять первостепенное внимание Прошло более полувека, в течение которого все более ясно виделось, что вероятность войны с применением ОМП становится все более иллюзорной, а воевать приходится традиционными, хотя, в ряде случаев, и качественно изменившимися боевыми средствами, что и подтвердили многочисленные войны и конфликты, в которых ВМС все же применялись (пусть чаще всего ограниченно). Удивительно, но факт - конструкторская мысль на эти "ножницы" почти не отреагировала: полвека провоевали в безъядерной эпохе, а корабли и техника по-прежнему (и по сей день) готовились, в основном, к ядерной войне. 
17 мая 1987 г. в районе севернее Ормузского  пролива американский фрегат УРО FFG 31 «Stark» был атакован истребителем ВВС Ирака Mirage F.1 и получил попадания обеими выпущенными истребителем ПКР "Expect" AM.39. FFG 31 «Stark», входивший в состав 2-й крейсероко-миноносной группы Атлантического флота, находился в составе 109 го оперативного соединения, развернутого в Персидском заливе. Корабль покинул ВМВ Мэйпорт (Флорида) в феврале и должен был возвратиться туда 5 августа. Вый дя из порта Манама (Бахрейн), где он пополнял запасы топлива, воды и продовольствия, 17 мая в 9.00 по местному времени, в 13.30 корабль начал патрулирование вблизи объявленной Ираком зоны боевых действий (65-85 миль к Норд-Осту от побережья Бахрейна), В момент, пред шествовавший развернувшимся событиям, фрегат имел боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, личный состав - на боевых постах) и поддерживал автоматическую двухстороннюю связь с эсминцем УРО DDG 40 «Coontz», штабным кораблем AGF 3 «La Salle» и самолетом ДРЛО Е-ЗА системы AWACS ВВС Саудовской Аравии, В момент инци дента боевую смену возглавлял вахтенный офицер лейтенант Б.Монкриф. В 17.00 (по времени "ZULU" что со ответствовало 20.00 местного времени) самолет AWACS, обнаруживший с иракской территории и движение в южном направлении новой воздушной цели, оповестил корабли о приближении с юга "дружественного, по-видимому; иракского самолета". Через пять минут вахтенный офицер доложил об этом находившемуся в боевом информационном центре (БИЦ) командиру фрегата лейтенант коммаидеру Г.Бринделу (Glenn Brindel). Командир поднялся на мостик, В 17.45 «CoonLz» передал на «Stark» параметры движения самолета: курс 285 град., дистанция 120 миль. В 17.58 «Stark» взял самолет на сопровождение своей РЛС AN/SPS-49 с дистанции около 70 миль, его курс составлял 260 град, (впоследствии командование ВВС Ирака заявило, что курс был 061 град.) В 18.00 «Stark» изменил свой курс (300 град,), идя со скоростью 10 узлов. Командир фрегата, не усмотрев в обстановке ничего угрожающего, спустился с мостика в свою каюту. В это время оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в ВИЦ: "Дистанция до цели - 45 миль, цель следует курсом на корабль". Оператор предложил вахтенному офицеру сообщить на самолет о том, что он приближается к американскому военному кораблю. Лейтенант Монкриф, предположивший, что самолет вот-вот изменит курс, решил немного подождать, В 18.03 «Coontz» оповестил «Stark»: "Иракский самолет. Курс 066 град,  дистанция 45 миль, скорость 335 узлов (620 км/ч), высота 3.000 футов (915 м). Идет на «Stark». В это же время «La Salle» запросил «Stark», видит ли он иракский самолет, и получил утвердительный ответ. В 18,06 система радиотехнической разведки (РТР), входящая в установленный на борту фрегата комплекс РТР и радио электронной борьбы (РЭБ) AN/SLQ-32, засекла работу прицельной РЛС самолета с дистанции 27 миль. Когда через ми нуту оператор системы доложил об этом в БИЦ, дистанция сократилась до 15 миль. Пост наблюдения за воздушной обстановкой получил приказание вахтенного офицера передать радиообращение "не известному самолету" и запросить о его намерениях, что было немедленно выполнено. В 18.09 самолет AWACS услышал радиообращение фрегата к иракскому самолету, указывающее на его принадлежность к ВМС США с передачей курса (078 град.) и дистанции до самолета (11 миль). Через 37 секунд «Stark» повторил запрос. Оба обращения транслировались по международному своду сигналов и на принятой для этого частоте (243 МГц и 121,5 МГц), однако ответа с иракского самолета не последовало. В то же время Е-ЗА увидел, что иракский самолет резко повернул вправо и увеличил скорость. Это означало, что он лег на боевой курс и на чал атаку. В 18.09 «Stark» донес) что он засек работу самолетной РЛС управления огнем "Сирано". По изменению тональности принимаемого сигнала оператор поста РTP пришел к выводу, что РЛС самолета захватила цель, и доложил об этом в БИЦ. Лейтенант Монкриф приказал пригото вить к использованию пусковые установ ки Mk.36 неуправляемых ракет с противорадиолокационными отражателями и инфракрасными ловушками (Super RBOC). Почти одновременно сигнальщик на мостике визуально обнаружил по левому бор ту на горизонте яркую вспышку и затем быстро приближающуюся малоразмерную воздушную цель, то есть ПКР. Сыграв боевую тревогу, в 18.10 «Stark» развернул собственный радиолокационный комплекс (РЛК) управления огнем зенитных огневых средств (ЗОС) Mk.92 на самолет, а через 5 секунд получил попадание ракетой в левый борт в район 2-й палубы на 100-мм . Ра кета, сделав в борту пробоину размерами 3 на 4,5 м, проникла внутрь, но не взорвалась. В это время командир фрегата при был в БИЦ. Примерно через 25 секунд почти в то же место, но несколько выше, попала вторая ракета и взорвалась в кубрике рядового состава (помещение №2-100-0-L). Возник пожар, распространившийся в помещение БИЦ. Основные системы и механизмы фрегата в тот момент обесточились, корабль потерял ход и управление. Началась борьба за живучесть. 


Убедившись в том, что иракский "Mirage" нанес ракетный удар по кораблю ВМС США, самолет ДРЛ запросил командование ВВС Саудовской Аравии о перехвате иракского истребителя самолетами F-15. Однако этого сделано не было, "Mirage" безнаказанно ушел... Тем временем команда фрегата «Stark» локализовала пожар, было начато спасение корабля контрзатоплением. Несмотря на то, что корабль собственными сила ми был в состоянии справиться с пожаром и сохранил возможность ввода в строй собственной ГЭУ и, тем более - 10-узлового хода под вспомогательным движительно-рулевым комплексом, командир принял решение запросить по аварийной радиосвязи помощь у входивших в состав 109-го оперативного соединения эсминцев DDG 24 «Waddell» и DDG 17 «Conyngh am». После тушения пожара с их помощыо фрегат был отбуксирован в порт Манама. 20 мая из отсеков корабля извлекли обломки неразорвавшейся ПКР, идентифицированной как AM.39. Тела 35 погибших членов экипажа отправили в США, двух человек посчитали пропавшими без вести. В июле, после проведенного в Манаме предварительного ремонта, корабль совершил переходв ВМБ Мэйпорт для окончательного восстановления.  Командир фрегата «Stark» был обвинен в служебной халатности и непринятии своевременных мер. Однако специалисты ВМС США из Центра боевого применения авиации ВМС (TASMC), хорошо знакомые с реальными боевыми возможностями вооружения фрегатон УРО типа «Oliver Н.Perry», заключили, что в имевшей место обстановке МЗАК "Vulcan/Phalanx" не смог бы по разить цель или открыть огонь из-за подлета ПКР в мертвом секторе с носовых курсовых углов (кроме того МЗАК как полагалось по боеготовности №3, находился в ре жиме "ручного" управления), а 76-мм АУ Mk.75 (лицензионная итальянская "ОТО Melara Compatto") имеет слишком большое для данного случая работное время.* Интересно отметить, что за два дня до инцидента, то есть 15 мая, ВМС США в Мексиканском заливе провели испытания боевых возможностей ЗОС фрегата УРО типа «Oliver Н.Perry» и крейсера УРО типа «Ticoderoga» по отражению атаки имен но ПКР "Exocet". С этой целью в качестве стреляющего корабля был приглашен один из кораблей союзных ВМС, имеющий на вооружении ПКР этого типа (в публикации не был указан ни корабль, ни флаг - авт.). Результаты показали, что «Ticonderoga» сбивает "Exocet", «Perry» - нет. Особо была отмечена слабость его средств раннего обнаружения. Следует добавить, что недостаточная вооружен ность кораблей этого типа не держалась в секрете, а, наоборот, являлась объектом постоянной критики со стороны Конгресса и специалистов. Представители иракской стороны заяви ли, что пилот истребителя "Mirage" F.1 - хорошо подготовленный летчик, знающий английский и международный авиационный язык, - никаких обращений с американского фрегата не слышал. Он атаковал цель потому, что она находилась в зоне боевых действий, в которой, как ему было известно, не должны были находиться свои или нейтральные корабли. США возражали против тезиса о нахождении фрегата в зоне боевых действий. По их утверждению, он находился в 10-15 милях от условной границы зоны. Иракская же сторона настаивала на том, что корабль находился в 20-25 милях от границы, но внутри зоны. Самолет "Mirage" F.1 оказался единственным в составе ВВС Ирака, оборудованным для полетов на большие расстояния и вооруженным ПКР "Exocet". Самолет ДРЛО Е-ЗА AWACS, прогнозируя возможную атаку, пытался поднять для перехвата иракского F.1 два саудовских истребителя F-15 "Eagle" с авиабазы Дхахран, но "чья-то рука не дала им взлететь". Представители ВВС Саудовской Аравии объяснили это обстоятельство тем, что диспетчер авиабазы не обладал необходимыми полномочиями, кроме того, истребители не были заправлены. Описанное событие вызвало очень большой резонанс среди военно-морских специалистов США. 

Комментарии

По данным разработчика ПКР, фирмы Aerospatiae, за время войны между Ираном и Ира ком в Персидском заливе ракетами "Exocet"  AM.39, запущенными с самолетов ВВС Ирака, было повреждено 112 кораблей и судов (60 попадании установлены точно, 52-возможно). Серьезные повреждения поучили 57 кораблей и судов, отмечен только один случай поражения без взрыва. 









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100