Уголок неба ¦ ВВС в первой Ирано-Иракской войне

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   ВВС в первой Ирано-Иракской войне
             
         n Михаил Жирохов  



 

 

Немного не достигая Персидского залива, воды Тигра и Евфрата сливаются в реку Шатт-эль-Араб, восточный берег которой принадлежит Ирану, а западный - Ираку. Последний в течение всего двадцатого века претендовал на восточный берег, где расположены два крупных порта - Абадан и Хорремшехр. Иран же настаивал на демаркации в соответствии - с международным принципом тальвега (тальвег - линия, соединяющая наиболее пониженные точки русла реки), по которому граница должна проходить посередине русла реки. Суть проблемы заключалась в том, что река Шатт-эль-Араб и прилегающая к ней территория имеют большое военное и экономическое значение для обеих стран, особенно для Ирака. Важнейший его порт Басра находится в 90 км от впадения реки в Персидский залив. Главный нефтеналивной порт Фао расположен в ее устье. Основные нефтепроводы проходят параллельно реке на небольшом удалении. Протяженность иракской береговой черты в Персидском заливе составляет около 80 км. Причем местность на побережье заболочена и малопригодна для строительства портов, Здесь находится единственный порт страны Умм-Каср, но подход к нему возможен по узким фарватерам, контролируемым Кувейтом.

После долгих споров, 6 мая 1975 года, на конференции ОПЕК в Алжире шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и вице-президент Ирака Саддам Хусейн подписали договор о границе по реке Шатт-эль-Араб, которая была проведена посередине русла.

Однако этот договор не решил проблемы. 16 июля 1979 года Саддам Хусейн принял власть из рук тяжелобольного генерала Бакра. Став президентом, он расстрелял 21 высшего государственного чиновника, в том числе и своего лучшего друга, занимавшего пост заместителя премьер-министра.

15 января 1979 года персидский шах навсегда покинул Тегеран, и власть в стране перешла к Революционному совету во главе с Хомейни, который 15 лет прожил в эмиграции. После революционной чистки армия Ирана, выполнявшая при шахе функции жандарма Персидского залива, сократилась с 240 до 180 тысяч. 250 генералов были заменены неопытными командирами младшего звена или священниками, склонными к военному делу. В итоге боеспособность армии была значительно снижена.

В апреле 1980 года партизаны, поддерживавшие Хомейни, попытались убить заместителя премьер-министра Ирака Тарик Азиза. Это резко обострило отношения между двумя странами.

Ирак обратился в Совет Безопасности ООН с требованием, чтобы Иран освободил о-ва Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Выступивший затем по иранскому телевидению Хомейни призвал народ Ирака свергнуть свое правительство, а армии посоветовал "не подчиняться приказам врагов корана и ислама и присоединяться к народу".

В ответ 17 сентября 1980 года Саддам Хусейн объявил восточный берег Шатт-эль-Араб территорией Ирака. Объявление войны было поддержано массированой атакой иракской авиации на иранские аэродромы. Ударам подверглись 10 аэродромов, включая Ахваз, Омдия, Дезфул, Мехарабад, Хатами и Табриз, однако эффект был минимальный, так как иранские военачальники учли опыт арабо-израильской войны 1967 года. На этом этапе войны ВВС Ирака располагали примерно 350 ударными самолетами и 165 вертолетами. Иранцы могли противопоставить им 325 ударных самолетов и 600 вертолетов (но из-за нехватки запасных частей только примерно 40 % этой техники находилось в летнопригодном состоянии).

Боевой состав ВВС Ирака по состоянию на 1980 год (предположительно)

Тип ЛА Количество
МиГ-21 МФ\ ПФМ 90
«Мираж» F.1EQ 36
МиГ-17 30
Су-7 40
Су-20/22 30
МиГ-23\ 27 80
«Джет Провост» 12
«Хантер» FGA.9\ FR.10 15
Ил-28 8
Ту-22 10
«Газель» 45
«Аллуэт» III 40
Ми-4/ 8 70
«Супер Фрелон» 11
Ан-2, -12, -24, Ил-14 40
Ту-134, Ил-76 7

Боевой состава ВВС Ирана (по состоянию на 1980 год)

Тип ЛА Количество
F-14A 55
F-4D\ E 150
F-5E 120
RF-4E 8
P-3F 5
Боинг 707-3J9C 14
C-130 E/ H 52
F.27 15
Боинг 747F 6
AB.205\ 206 100
AB.412C 35
Морская авиация
SH-3D 16
AB.205/206/212 13
RH-53D 4
Армейская авиация
Белл 214А 230
AH-1J 160
CH-47C 25

Опасаясь ответных ударов, иракские самолеты были перебазированы на запад на более безопасные базы, а вся транспортная авиация ушла на Иорданию. Как и ожидалось иранская авиация совершила несколько налетов на Басру и Багдад, но без особых успехов.

Правда, это не помешало 25 сентября иракским официальным лицам оприлюднить официальные данные о потерях ВВС противника - согласно эти победным реляциям за первые дни войны было сбито 110 (!) самолетов и вертолетов ВВС Ирана. Эти данные, мягко говоря, не соответствовали действительности и реальные потери иранцев оценивались западными экспертами в 15 машин.

Уже через пять дней иракская армия форсировала Шатт-эль-Араб и вошла в Хузестан. Одновременно ВВС Ирака начали бомбить крупные иранские города, включая Тегеран. Планируя этот блицкриг, иракское командование надеялось быстро разгромить ослабленного революцией соседа. Действительно, в первые недели войны армия Саддама Хусейна добилась определенного успеха. Нефтяные терминалы в портах Абадан, Хорремшехр и на острове Харк были разрушены. Иракские войска углубились в территорию Ирана почти на 50 миль, заняли северо-запад Хузестана и вели бои за города Ахваз и Дизфуль. Багдад поддержали почти все страны арабского мира, в то время как исламская республика за весьма недолгое время своего существования успела испортить отношения со всем белым светом. Иранская армия была оснащена американской техникой и вооружением, которые Вашингтон с удовольствием продавал своему союзнику шаху. Но после того, как в Тегеране было захвачено посольство США, ни о каких поставках оружия и запасных частей не могло быть и речи. Иран поддержали только Ливия и Сирия, которая была смертельным врагом Саддама Хусейна, что, впрочем, не мешало Дамаску, как и Багдаду, получать оружие и военных советников из Советского Союза. СССР и страны Запада официально заняли нейтральную позицию.

Подержка союзников выразилась прежде всего в поставках оружия и прдоставления аэродромов. Так, 28 сентября поле бомбардировки Тегерана восьмерка Ту-22 ВВС Ирака благополучно приземлилась на саудовской авиабазе Рияд.

Тем не менее, расчеты иракских стратегов не оправдались. Иран довольно быстро оправился от первого шока и остановил продвижение противника. Иранская авиация наносила массированные удары по территории противника, причем с особым упорством бомбилась территория иракского Курдестана, что по идее должно было вызвать массовые выступления курдов.

14 октября 1980 года отмечено первым воздушным боем в этой войне. Над Абаданом МиГ-21 были атакованы группой "Фантомов". В ходе боя один МиГ был сбит.

К началу 1981 года иракские войска оккупировали часть Хузестана и удерживали плацдарм в восточной части Абадана. Несмотря на то что город был почти полностью разрушен бомбами и артиллерией, взять его иракцы не смогли. Число беженцев из районов боевых действий перевалило за полтора миллиона. В январе авиация Ирана нанесла удар по нефтехранилищам в Басре и Киркуке. Бомбы посыпались и на столицу страны Багдад. Взаимные бомбардировки продолжались до осени 81-го года, когда иракская армия предприняла новое наступление в Хузестане. Но в конце месяца иранская армия оттеснила противника на исходные позиции. Развивая наступление, иранские войска выбили иракцев из восточной части Абадана и прорвали линию фронта в районе Сесендеджа.

С 28 января 1981 года в Залив были введены британские экспедиционные силы в составе эсминца "Ковентри" и фрегата "Аларсити", которые стали базироваться в Омане. Поддерживал их действия одинокий Е-3С ВВС США с авиабазы Дахран.

В марте 1981 года в ответ на участившие обстрелы СКАДами иранские ВВС разработали и провели дальний рейд на авиабазу Аль-Валлид, рапсоложенную возле шоссе Багдад - Амман практически всзле иорданской границы.

По данным разведки на ней базировали 10 Ту-22 и как минимуи шесть Ту-16, а также две эскадрильи МиГ-23БН и Су-20. Для проведения операции иранцы выделили лучшие экипажи "фатомов", четверку "томкетов", один Боинг 747 (в качестве летающего ВКП) и три заправщика Боинг 707.

Согласно плана, основной угрозой для атакующих машин определялись ЗРК, так как иракские истребители были не особо активны (а тем более над северными районами, населенными курдами, где вероятность выживания катапультировавшегося в случае аварии пилота была минимальной). Еще одной особенностью была удаленность цели - от Хамадана было 700 км. Переброска на фронтовые аэродромы не решала проблемы и тогда командование решилось на неординарный шаг - пара заправщиков была переброшена в Турцию как коммерческие лайнеры.

Операция началась ранним утром 4 апреля 1981 года. Восьмерка F-4E в сопровождении еще пары "фантомов" (на случай отказа техники) взлетела с авиабазы Табриз и на малой высоте направилась в Ирак. Две пары F-14 на малой высоте патрулировали вдоль границы. Ранее пара Боингов взлетела с международного аэродрома Стамбула (официально самолеты возвращались домой) и после некоторого времени следования по международным трассам, свернула в северный Ирак. На малой высоте летчики мастерски дозаправили "фантомы" и благополучно приземлились в Табризе. "Фантомы" тем временем вышли на свою основную цель.

Атака была неожиданной для противника и ни один истребитель в воздух не поднялся!

"Фантомы" зашли двумя группами с разных направлений. Первая пробомбила обе взлетные полосы базы с задачей блокировать возможный взлет самолетов противника. Кассетные бомбы второй группы поразили три больших ангара, два радара и пять стоящих иракских бомбардировщика. Зенитный огонь был беспорядочным и не нанес нападающим никакого вреда. Зато иранцы записали себе уничтоженными и поврежденными 48 самолетов противника (что, понятное дело, является "нормальной" практикой подсчета вражеских потерь).

Ни один перехватчик не взлетел на перехват уходящих машин. Потом иракцы заявили, что иранцам помогали сирийцы, поднявшие в непосредственной близости от границы несколько истребителей, на перехват которых и ушли дежурные пары. Но факт остается фактом - впервые после арабо - израильской войны 1967 внезапная атака на аэродром была столь эффективной .

В 1981-м же году Ирак получил неожиданный удар с запада. 7 июня израильские истребители-бомбардировщики F-16 разбомбили ядерный центр, расположенный в нескольких километрах от Багдада.

В первой половине 1982 года иранская армия продолжала наступать. Впервые иракцы применила ракеты "СКАД". 22 марта иракские войска были вынуждены начать отступление по всей линии фронта в Хузестане. Через неделю иранцы форсировали реку Карун и смогли закрепиться на противоположном берегу, а в мае армия Ирака оставила Хорремшехр. Положение иракских войск было настольно серьезным, что Багдад объявил о намерении прекратить войну и обратился за посредничеством в организацию "Исламская конференция".

3 мая произошел крайне неприятный инцидент, когда иранская ПВО по ошибке сбила "Лирджет" (7T-VHB), принадлежавший правительству Алжира. Все 14 граждан этой страны, находившиеся на борту, погибли.

14 июля иранское командование начало операцию "Рамадан". "Воины ислама" проломили оборону противника и устремились к Басре. В это время на другом участке фронта иранская армия пробивалась к городу Мандали на багдадском направлении. С большими потерями армии Ирака удалось остановить продвижение противника. Теперь Тегеран мог диктовать собственные условия мира. Аятолла Хомейни потребовал отставки Хусейна, создания независимой комиссии по расследованию причин начала войны и выплаты Ираком репараций. Саддам Хусейн отказался подписать такой мирный договор, и война разгорелась с новой силой.

7 ноября впервые иракские самолеты атаковали иранский танкер в Заливе. Этот эпизод положил начало так называемой "танкерной войны", когда

6 февраля 1983 года 200 тысяч иранских военнослужащих перешли в наступление на участке фронта всего в 25 милях от Багдада. Столицу Ирака спасли только закупленные у СССР боевые самолеты, которые, уничтожая по 6 тысяч солдат противника, остановили его продвижение на Багдад. Но Тегеран повторял подобные операции в апреле, июле и октябре. Стратегия иранского командования была предельно проста - наступление максимально большим количеством солдат на широком участке фронта. Однако иракским войскам, имевшим превосходство в танках и авиации, всегда удавалось остановить войска противника. Кроме того, Советский Союз поставил Ираку большое количество техники для строительства фортификационных сооружений. В результате к концу года Иран потерял 120 тысяч человек убитыми и 30 тысяч пленными. В вооруженных силах Ирана стал наблюдаться "разброд и шатания". В ВВС это выразилось в том, что несколько пилотов "фантомов" дезертировали в Турцию и Саудовскую Аравию. К этому моменту большинство иранских самолетов и вертолетов американского производства простаивали из-за нехватки запчастей. Руководство старалось решать эту острую проблему путем закупки на "черном рынке" при помощи такого неожиданного союзника как Израиль! С другой стороны иракцы получили все заказанные "Миражи" F.1EQ, а также китайские копии МиГ-21 и МиГ-19 (F-7 и F-6) из Египта.

22 ноября 1983 года греческий танкер "Антигон" был поражен ПКР "Экзосет", запущенной с вертолета "Супер Фрелон". В этой связи интересно отметить и тот факт, что иранцы старались активно бороться с таким вертолетами и по крайней мере в одном случае "охота" закончилась удачно.

14 февраля 1986 года в 11:00 одинокий "Супер Фрелон" вылетел со своей базы в Шайбахе с задачей уничтожения любых вражеских надводных целей в районе острова Харк. Вертолетчики шли на достаточно большой высоте в полной уверенности, что их прикрывают истребители, наводимые станциями раннего предупреждения.

В то время иранцы вовремя обнаружили опасность и подняли пару "фантомов" на перехват. Экипажи обоих самолетов не включали бортовых радаров и поэтому смогли подойти на расстояние пуска ракет ближнего боя. Когда пилоты "фантомов" включили радары, чтобы "подсветить" цель, у иракского экипажа просто не было времени сманеврировать. В итоге, вертолет получил ракеты в двигатель и камнем упал в море. Выживших не было..

Саддам Хуссейн был в гневе: командира эскадрильи отправили в тюрьму, два высокопоставленных офицера были расстреляны.

27 февраля 1984 года иранское командование начало новую крупномасштабную наступательную операцию "Рассвет-5". Более полумиллиона иранцев вновь устремились к Басре. В течение четырех недель в заросших камышом болотах Хавизах у места, где сливаются Тигр и Евфрат, шли упорные бои. Иракские войска уничтожили 40 тысяч солдат противника, потеряв только 9 тысяч. В этом сражении армия Ирака применила горчичный газ, произведенный по технологии, предоставленной США. Кроме того, для более эффективной морской блокады Ирана иракское руководство договорилось во Франции о лизинге пяти штурмовиков "Супер Этандарт", несущих ПКР "Экзосет". Уже 27 марта эти самолеты атаковали танкер под греческим флагом. И это было только начало "танкерной войны". 13 июля иранские самолеты атаковали танкер "Умм Куасбах", шедший из Кувейта в Бахрейн, через три дня жертвой стал саудовский супертанкер "Янбу Прайд". В ответ саудовские F-15 начали регулярные полеты над Заливом. 24-го числа они смогли отогнать иранские "фантомы", вышедшие на атаку либерийского танкера "Кемикал Вентур". Наведение на цель осуществлял экипаж американского АВАКСа. 5 июня дело дошло до боя, в котором у стареньких "фантомов" шансов прсто не было и две такие машины приняли воды Залива. Не отставали и иракцы - 24 июня ими был атакован греческий танкер "Александр Великий".

В 1984 году Соединенные Штаты восстановили дипломатические отношения с Ираком. Более того, вице-президент Джордж Буш заявил, что победа Ирана в этой войне полностью дестабилизирует обстановку в Персидском заливе.

Еще одно наступление иранской армии началось 18 октября. Целью операции "Финал" был захват высот, господствующих над долиной Тигра. Поначалу иранцы смогли продвинуться вперед, но через два дня иракская контратака отбросила их обратно на исходные позиции. Все эти неудачи заставили иранское командование призадуматься. Генерал Газземали Захир Неяд разработал новую стратегическую линию, которая сводилась к следующему: по-прежнему угрожая Ираку с юга, главное направление удара сместить на 150 миль к северу в направлении Багдада. Тегеран отказался от мыслей о скорой победе. Война должны вестись на истощение, поскольку ресурсы Ирана во много раз превышают резервы Ирака.

А всего за 1984 год были поражены 67 крупных судов, однако ни одного не было потоплено, так как груженные танкеры оказались невосприимчивыми для ударов ПКР.

8 марте 1985 года иранские войска попытались перерезать шоссе, соединяющее Багдад с Басрой. В ответ на это Ирак нанес массированный бомбовый удар по территории Ирана. Запылали 30 крупных иранских городов, в том числе Тегеран, Исфахан, Тебриз и Шираз. Реакция Ирана не заставила себя долго ждать, и 1985 год вошел в историю этого конфликта как "война городов". Обе стороны бомбили жилые кварталы крупнейших городов противника. В течение всего апреля иранская авиация методично уничтожала Багдад и Басру. А в июне иракские самолеты засыпали бомбами Тегеран. В конце июня ВВС Ирана переключились с городов на расположения армии противника и стали наносить удары на всем протяжении фронта. Иракская же авиация с середины июля и до конца года бомбардировала нефтяные терминалы на острове Харк. Общие потери армии Ирана уже составили 170 тысяч человек, то есть почти 100 процентов довоенного регулярного состава. Более 40 тысяч иранских солдат находились в плену. Ирак же потерял 65 тысяч человек убитыми и 11 тысяч пленными.

Продолжалась и "танкерная война": за год было совершено 29 налетов на 11 судов. Владельцы судов упорно продолжали свою деятельность, причем для уменьшения потерь применялись самые различные средства - от покрытия танкеров специальным антирадарным покрытием (причем это было недешевое удовольствие) до установки зенитных установок.

9 февраля 1986 года пять иранских дивизий в рамках операции "Рассвет-8" в нескольких местах форсировали Шатт-эль-Араб юго-восточнее Басры и штурмом взяли город Фао на одноименном полуострове. И это несмотря на то, что иракская авиация за 4 дня выполнила 1200 вылетов! Так, только в налете на Дезфул одновременно учавствовало 50 МиГ-23.

Командующий иракскими войсками на полуострове Фао генерал-майор Шавкат Ата был вызван в Багдад и расстрелян.Сразу за "Рассветом-8" последовал "Рассвет-9". 24 февраля иранские войска, пользуясь данными курдских партизан, ударили северо-восточнее Сулеймании в направлении иракского нефтяного района Кирку к. Иранцы захватили 200 квадратных миль территории Ирака, где были расположены 60 курдских деревень, но Багдад вновь применил химическое оружие. Наряду с горчичным газом иракские войска использовали нервно-паралитический газ табун и цианид.

Два "Рассвета" нанесли значительный урон иракской армии. Иранские войска захватили высоты Маимак, что всего в 70 милях от столицы Ирака. Кроме того, в болотах Хавизах они перерезали железную дорогу Багдад - Басра и удерживали полуостров Фао. Однако, имея шестикратное превосходство над противником, иракская авиация по-прежнему господствовала в небе над полем боя, что делало дальнейшие успехи Ирана весьма сомнительными. Всего за 1985 год иракская авиация выполнила 20011 боевых вылета.

В этот период Иран смог начать незаконные поставки запасных частей для "фантомов" и ракет ТОУ и "Хок". Выполнялись перевозки Боингами 707 компании "Саутерн Эйр Транспорт", полностью контролировавшейся ЦРУ. Поставки производились взамен на освобождение американских граждан, захваченный про-иранскими экстремистскими группами в южном Ливане. Кроме того, в рамках соглашения через Парагвай было поставлено 23 F-4E непосредственно из наличного состава USAF.

Хусейн не мог примириться в потерей стратегически важного полуострова Фао и приказал выбить оттуда противника любой ценой. В бой были введены элитные войска - моторизованная бригада Президентской гвардии, но только в марте 1986 года иракские части смогли прорвать оборону иранцев. Правда, армия Ирана смогла удержать город Фао. Чтобы как-то сгладить свое поражение, президент Ирака приказал захватить какой-либо населенный пункт на территории Ирана. В середине мая 1986 года 25-тысячный 2-й армейский корпус пересек иранскую границу в районе города Мехран. Этот район не имел стратегического значения, но здесь был расположен 5-тысячный гарнизон. Подтянув еще две дивизии и артиллерию, иракцы сломили сопротивление иранского гарнизона и взяли 400 пленных. Эта незначительная операция, никоим образом не повлиявшая на общий ход боевых действий, была раздута в Багдаде до масштабов великой победы, ставшей поворотным пунктом в войне. Но 40 тысяч иранских солдат стояли на позициях в Фао, и ни один из них не собирался защищать Мехран, за которым в глубь территории Ирана простирались почти непроходимые горы. Однако не вся иранская армия собралась на Фао. Вскоре иранцы перерезали коммуникации иракского гарнизона в Мехране, а затем и разгромили его. При этом погибли более 500 иракских военнослужащих, в том числе бригадир Хирд Али. Генерал-майор Адин Тавфид, командовавший Мехранской операцией, был отозван в Багдад и расстрелян.

Пытаясь защитить Басру от постоянных нападений противника, иракское командование построило свою "линию Мажино". Правда, сделана она была не из бетона, а из воды. В течение нескольких лет работы 15-мильный оросительный канал, расположенный между городом и иранской границей, был расширен и углублен до размеров озера, получившего название Рыбного. Этот водоем протянулся от болот Хавизах, питавших его воды, до порта Хорремшехр.

Тем не менее вода, пусть и в очень большом количестве, не могла остановить иранскую армию. 24 декабря 1986 года началась новая 9перация - "Кербала-4". 60 тысяч иранских солдат перешли в наступление широким фронтом от Абу-аль-Хасиб, севернее Басры, до острова Умм-эль-Рассас, близ Абадана. Иранцы перешли Шатт-эль-Араб южнее Рыбного озера и вклинились в оборону противника. После 48-часового боя иракцы смогли сбросить иранских солдат в воду, но это стоило им 10 тысяч жизней.

Однако иранское командование смогло довольно быстро оправиться от поражения. Перегруппировав свои силы, 8 января оно начало операцию "Кербала-5". Войска форсировали реку Джасим, соединяющую Рыбное озеро с Щатт-эль-Араб, и оказались в 6 милях от Басры. Положение иракцев было настолько критическим, что в страну были срочно переброшены иорданские и саудовские F-5 с экипажами, срочно брошенные на передовую.

Чтобы не допустить переброски войск противника с севера, 13 января в рамках операции "Кербала-6" иранские войска ударили в направлении Эрбиля, уничтожив полторы тысячи солдат противника и штаб 5-го армейского корпуса. На юге, в месте основного удара, иранцы также успешно развивали наступление и к началу февраля вплотную подошли к Басре. В марте начался разлив Евфрата, и штурм Басры стал невозможен. Впрочем, Тегеран и не ставил перед собой такой задачи, его главной целью было максимальное ослабление противника.

Военные успехи иранской армии объяснялись прорывом дипломатической блокады. Поставки вооружения из США и Китая, в основном ракет класса "земля-земля", "земля-воздух" и "воздух-земля", сыграли решающую роль в победах Тегерана 1986-1987 годов. Кроме того, у Ирана появились советские комплексы СКАД, при помощи которых стало возможным обстреливать Багдад. В ходе операции "Кербала-5" иранские войска уничтожили 700 иракских танков, сбили 80 самолетов и 7 боевых вертолетов противника. Так при помощи тайно поставленных американских ракет было сломлено иракское превосходство в небе.

В 1986 году достаточно активно действовали иракские "Супер Этандарты", которые выполняли дальние рейды, используя дозаправку в воздухе от переоборудованных Ан-12. Западные специалисты заговорили о наличии пилотов-наемников в составе иракских ВВС, так как пилотов, подготовленных для выполнения дозаправки в воздухе в Ираке просто не было.

К 1987 году иранская стратегия войны на истощение начала приносить свои плоды. 50-миллионный Иран, ВНП которого равнялся 188 миллионам долларов, более легко переносил военные тяготы. Тегеран имел 654-тысячную армию, 1000 танков, 750 орудий и 60 боевых самолетов. Ирак же, население которого составляло всего 16,5 миллиона, а ВНП был равен 34 миллионам долларов, содержал миллионную армию, 4500 танков, 3000 орудий и 500 боевых самолетов. Если Ирану война обходилась всего в 12 процентов своего ВНП, то Ираку она стоила 50 процентов. В итоге наступательные операции иранской армии к началу 1987 года поставили Ирак на грань экономической катастрофы.

Боевые действия между Ираном и Ираком на протяжении всей войны больно били по международной торговле нефтью. Стороны топили нефтеналивные танкеры нейтральных государств. Дело дошло до того, что США разрешили Кувейту поднять на своих судах американский флаг. Кроме того, несколько кораблей ВМФ США вошли в воды залива. Но и после этого корабли продолжали гореть. 17 мая 1986 года иракский "мираж" двумя ракетами по ошибке атаковал американский эсминец "Старк" (FFG-31). В результате погибло 37 моряков. Материальный ущерб составил 142 миллиона долларов.

Наконец в июне 87-го года Белый дом объявил, что посылает в Персидский залив линкор "Миссури". Теперь в акватории залива находились два британских миноносца и один эсминец, один французский миноносец, четыре советских минных тральщика плюс крейсер и восемь американских кораблей.

В июле 1987 года Совет безопасности под влиянием США и СССР принял резолюцию, призывавшую Иран и Ирак прекратить огонь. Однако Иран не прислушался к голосу мирового сообщества.

5 октября иракскими ракетами был поражен крупнейший в мире танкер "Сивайз Гиант". Через три дня американские АН-1Т утопили три иранских катера, после того как с борта одного из них был пущен "Стингер" по разведывательному МН-6А.

И только после того, как 19 октября в ответ на уничтожение танкера в кувейтских территориальных водах американский корабль отправил на дно две иранские нефтедобывающие платформы, Иран серьезно задумался о предложении ООН.

Всего за 1987 год был поражено 178 судов (вдвое больше чем в предыдущем году).

17 апреля 1988 года иракские войска, используя базы в Кувейте, наконец-то выбили противника из Фао. К этому моменту иранская авиация фактически находилась в коллапсе - в строю числилось всего 60 самолетов! При том, что Хуссейн располагал 500 и с июля 1987 года стал получать новейшие советские самолеты - МиГ-29 и Су-25.

Одновременно США, Китай и СССР усилили давление на Тегеран и Багдад. Этому в некоторой мере "способствовал" и инцидент 3 июля, когда с борта американского крейсера "Винсент" был сбит рейсовый аэробус А.300 (EP-IBU) авиакомпании "Иран Эйр", принятый за иранские "томкеты". В результате 290 человек погибли.

20 августа 1988 года по обе стороны фронта наступила тишина: стороны подчинились резолюции ООН. Восьмилетняя война, ставшая одним из самых кровавых столкновений между странами третьего мира, подошла к концу. За это время в боях и под бомбами погибли полмиллиона иранцев и 250 тысяч жителей Ирака.





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100