Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Применение F-4 Phantom II в Персидском заливе
               
         n Владимир Ильин  


 

 


F-4D, F-4E и RF-4E, состоящие на вооружении ВВС Ирана, использовались в ирако-иранской войне, начавшейся 23 сентября 1980 г. В сражениях осени 1980 г. обе стороны широко применяли авиацию, причем основными "рабочими" машинами ВВС Ирана стали F-4 и F-5, (более сложные F-14, вооруженные УР "Феникс", применялись в боях значительно реже). К началу войны у Ирана имелось 50 боеспособных "Фантомов" всех модификаций. Однако недостаток запасных частей к самолетам американского производства (вызванный эмбарго США) быстро "подтачивал" боевые возможности иранской авиации (к середине 1982 г. Иран мог одновременно поднимать в воздух лишь несколько F-4, F-14 и F-5, сконцентрированных вокруг столицы и пытавшихся отражать удары по Тегерану самолетов Ту-16, Ту-22 и МиГ-25РБ, причем Ирану удалось сбить несколько иракских бомбардировщиков). Зимой 1982-83 гг., по данным американской разведки, "все десять эскадрилий F-4D и F-4Е остались бездействующими из-за полного отсутствия запасных частей" (воевать продолжали лишь более простые самолеты F-5).

После введения США эмбарго на поставку Ирану военной техники, основным "поставщиком" Тегерана стал Израиль. К 1983 г. Иран располагал сотней боеспособных самолетов (в том числе приблизительно 40 "Фантомами"). Боевые потери к этому времени составили около 80 машин различных типов (приблизительно столько же потерял и Ирак). Когда Ирану удавалось контрабандным путем (обходя при помощи израильтян американские ограничения) достать партию запчастей и вооружения к "Фантомам", активность этих истребителей резко возросла и зона воздушной войны расширялась. Так , 5 июня 1984 г. над Персидским заливом произошел бой между парой саудовских F-15 и двумя F-4 ВВС Ирана. Бой проходил на малой дистанции с использованием энергичных маневров и завершился уничтожением одного "Фантома" ракетой. По сообщению летчиков Саудовской Аравии, второй F-4 также был поражен УР и, вероятно, уничтожен. В начале 1988 г. иранцы, сумевшие временно "реанимировать" 12 F-4, стали практиковать удары по кораблям нейтральных стран, проходящий Ормузским проливом. Первой атаке в феврале 1988 г. подвергся либерийский танкер "Петробалк Пайонир". Подойдя к цели на малой высоте, "Фантом" с горизонтального полета выполнил по судну два пуска ракет "Булпап", однако промахнулся.

Все же основным назначением F-4D и F-4E в ходе конфликта являлась не борьба с танкерами, а нанесение бомбовых ударов по военным объектам на территории Ирака и непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск. Над линией фронта F-4 вновь встретились со своим "старыми знакомым" - истребителями МиГ-21, а также более современными самолетами МиГ-23МФ, Су-20 и "Мираж"F.1, состоящими на вооружении ВВС Ирака. По утверждению представителей Иракских ВВС, более половины иракских самолетов, уничтоженных иранской авиацией в воздушных боях к лету 1983 г., было сбито "Фантомами" при помощи УР "Спэрроу" (Ирак потерял, в общей сложности, 79 самолетов, в том числе один МиГ-25, шесть "Мираж"F.1, 35 МиГ-21/МиГ-19/F-6, Су-7Б и Су-20). Столь высокая относительная результативность ракет средней дальности может быть объяснена шаблонностью тактики иракской авиации на первом этапе конфликта: ударные самолеты действовали, в основном, со средних высот, практически не применялись средства РЭП. В дальнейшем ВВС Ирака перешли к практике нанесения бомбовых ударов с малых (30-60 м) высот, что снизило потери от истребителей и ЗРК "Хок". В целом воздушные бои над линией фронта велись с некоторым перевесом иракской стороны, располагавшей лучшим самолетным парком (в январе 1983 г. СССР возобновил военные поставки Ираку, направив туда, в частности, партию истребителей МиГ-21, МиГ-23МС и МиГ-23БН).

В ходе боевых действий произошли и первые в истории войн столкновения истребителей с боевыми вертолетами. Одно из них закончилось для "Фантома" весьма плачевно: атаковав иракский Ми-24 и промахнувшись, иранский истребитель сам попал под удар. Вертолет запустил вдогонку самолету противотанковую ракету "Фаланга", которая достигла цели и сбила "Фантом" на глазах удивленных пехотинцев.

Разведывательные RF-4C стали "глазами и ушами" американского командования во время операции "Буря в пустыне" - скоротечного вооруженного конфликта "мирового сообщества" с Ираком зимой 1991 г. Разведчики ВВС США, принимавшие участие в боевых действиях, базировались на аэродроме Инжирлик в Турции. Сложилась так, что устаревшие "Фантомы" являлись, практически, единственным разведывательным средством, способным обеспечивать видовую разведку на ТВД ("трехмаховые" SR-71 были сняты с вооружения американских ВВС еще в 1989 г. по финансовым соображениям, а спутники КН-11 часто не могли работать, так как цель закрывали облака). Для поиска иракских мобильных ракетных установок "Скад" - "головной боли" союзников - применялись, в частности, "Фантомы" с аппаратурой LOROP, предназначенной для высотной аэрофотосъмки с большим разрешением. В некоторые дни RF-4C с LORОP выполняли до сотни боевых вылетов, что позволило, по мнению американского командования, уничтожить несколько ПУ противника (впрочем, эффективность авиации при борьбе с мобильными пусковыми установками баллистических ракет оказалось, по признанию самих американцев, довольно низкой: в первые 10 дней войны они вообще не смогли уничтожить ни одной ПУ, а установки, выведенные из строя позднее, были поражены, в основном, минами, разбросанными самолетами вдоль шоссейных дорог, по которым ночью перемещались "Скады"). Основным недостатком разведчика RF-4C являлось большое время запаздывания разведывательной информации, достигавшее нескольких часов, однако в распоряжении американского командования не было средств дальней видовой разведки, работающих в реальном масштабе времени.

Другой модификацией "Фантома", сыгравшей видную роль во время "Бури в пустыне", стал противорадиолокационный F-4G "Уайлд Уизл". Эти самолеты действовали с авиабазы в Бахрейне. Как правило, они выступали в роли лидеров, наводя на обнаруженные ими РЛС ударную авиацию (чаще всего - истребители-бомбардировщики F-16). Продолжительность боевых вылетов F-4G достигала четырех часов (в этом случае приходилось выполнять несколько дозаправок в воздухе). В ходе боев, по американским данным, иракским зенитчикам удалось сбить один F-4G.

Последний случай боевого применения "Фантомов" зафиксирован в мае 1993 г., когда ВВС Ирана, "пришедшие в себя" после войны 1980-89 гг., нанесли при помощи самолетов F-4 бомбовый удар по базам антииранской организации "Моджахеддин-Э Халк" в районах городов Аль-Хальса и Джалюла, расположенным на территории Ирака. Взрывами фугасных бомб были взорваны бензохранилища и выведены из строя линии электропередач, имелись жертвы среди гражданского населения.....

На этом, собственно, следует пока поставить точку в боевой биографии "Фантома", однако, учитывая реальности нашего неспокойного времени, можно с полной уверенностью предположить, что этот самолет, созданный в конце пятидесятых годов, еще не раз будет подниматься в небо войн 20-го и, возможно, 21-го веков.






Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100