Уголок неба ¦ Потери самолетов F-5В/E/F ВВС Бразилии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-5В/E/F ВВС Бразилии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.1

Данные приведены на 28 февраля 2023 г..

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.scramble.nl,  www.aviation-safety.net,  www.flightglobal.com,  www.ejection-history.org.uk,  данные о ВВС Бразилии (LAAHS).

 

Таблица 1

Данные о потерях самолетов F-5.

б/н дата потери

тип примечания
4801 22 мая 1975 F-5В  
4806 5 июля 2016 F-5FM Есть фото этого самолета после аварии http://www.aereo.jor.br/2016/07/09/fotos-do-f-5fm-4806-depois-do-acidente/. Было принято решение самолет списать. Это потеря.
4809 1 ноября 1996 F-5F  
4811 24 мая 2018 F-5FM  
4821 28 марта 1977 F-5Е  
4822 24 июня 1975 F-5Е  
4830 31 мая 2021 F-5ЕМ  
4831 28 июля 1982 F-5Е По данным https://www.aviacionline.com/2022/09/the-brazilian-air-force-found-an-f-5-fighter-that-crashed-40-years-ago/ обломки самолета были найдены спустя почти 40 лет.
4832 16 апреля 1985 F-5Е По данным https://aviation-safety.net/wikibase/227063 вместе с б/н FAB4854 исчезли в горах. По данным из Бразилии https://dokumen.pub/northrop-f-5-no-brasil-in-brazil-9788591246304.html разбился именно после столкновения в воздухе с б/н FAB4854.
4833 8 июня 1981 F-5Е  
4835 х/хх/хххх F-5Е

По данным бразильских товарищей, со ссылкой на https://www.defesabrasil.com/forum/viewtopic.php?t=2263, эта машина была потеряна 30 августа 1977 г. Но это просто ошибка, есть фото именно этой машины в апреле 1978 г. Да и по всем другим данным аварии со списанием в этот день не было. А вот 16 сентября 1987 г. что-то было потеряно. Или самолет был потерян совсем в другой день?

По данным https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/Serials/BrazilF-5E.html этот самолет был поврежден в аварии 30 августа 1977 г., был в ремонте, окончательно был потерян 28 июня 1981 г.

4838 10 августа 1984 F-5Е  
4840 28 октября 1995 F-5Е  
4843 10 сентября 1979 F-5Е  
4853 29 мая 1985 F-5Е  
4854 16 апреля 1985 F-5Е

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/168868 этот Тайгер мог быть потерян 16 сентября 1987 г. Однако, по данным https://dokumen.pub/northrop-f-5-no-brasil-in-brazil-9788591246304.html и https://www.defesabrasil.com/forum/viewtopic.php?t=2263 самолет с б/н FAB4854 был потерян вместе с б/н FAB4832 именно 16 апреля 1985 г. Никаких сомнений в этом нет, слишком много свидетельств.

4855 20 сентября 1984 F-5Е  
4868 20 октября 1995 F-5Е  
4872 17 марта 1998 F-5Е  
  16 сентября 1987 F-5Е По данным https://scramble.nl/database/accident#results был списан самолет типа F-5Е с б/н? По данным https://aviation-safety.net/wikibase/168868 это мог быть б/н FAB4854. Но это просто предположение, и то под вопросом. В принципе, да, это мог быть и б/н FAB4835. То, что этот самолет потерян, никем не оспаривается. Вопрос только в дате потери.
  16 ноября 1996 F-5 По данным https://scramble.nl/database/accident#results был списан самолет типа F-5 с б/н? Более нигде об этом не сообщалось. Потерей не считается. Могли запросто перепутать с аварией F-5F с б/н FAB4809, который разбился 1 ноября 1996 г. А вероятнее всего, просто перепутали с самолетом Тукано ВВС Бразилии с б/н FAB1320, который как раз и был потерян 16 ноября 1996 г.

 

Т.о. на 28 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Бразилии потеряли 19 самолетов F-5 всех модификаций с точной датой потери, с учетом отказа от ремонта Тайгера с  б/н FAB4806 и его последующего списания. Всего было поставлено 6 самолетов типа F-5В, 66 машин типа F-5Е и 7 машин типа F-5F.

По ситуации с капитальным ремонтом машины с б/н 4806 известно, что по данным https://www.in.gov.br/materia/-/asset_publisher/Kujrw0TZC2Mb/content/id/29734101/do3-2018-07-12-aviso-de-licitacao-29734093 от 12 июля 2018 г. был объявлен тендер на ремонт. По данным https://www.jusbrasil.com.br/diarios/283191137/dou-secao-3-11-02-2020-pg-12 сроки ремонта были определены с 20 декабря 2019 г. по 23 ноября 2020 г. По состоянию на 1 июля 2021 г. к ремонту самолета вообще не приступали. По крайней мере, по данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_active_Brazilian_military_aircraft со ссылкой на https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2021 на начало 2021 г. в составе ВВС Бразилии числилось всего четыре самолета типа F-5F из семи поставленных. По данным https://scramble.nl/database/accident#results, по состоянию на 22 октября 2022 г., было принято решение самолет списать (will not be repaired), на февраль 2023 г. эта машина имела индекс sto (stored-на хранении), но уже являлась списанной. По данным https://www.aereo.jor.br/2022/10/17/fab-4806-recuperar-ou-nao-eis-a-questao/ основными причинами отказа от ремонта является почтенный возраст этой машины и перевооружение ВВС Бразилии на самолеты типа F-39/JAS39NG Грипен.   

По Тайгеру с б/н FAB4835, точнее по дате, когда он был разбит. Информация https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/Serials/BrazilF-5E.html  очень интересная, но составители этого ресурса сразу предупреждают о возможных опечатках или даже ошибках в своих данных. По состоянию на сегодня, более предпочтительнее выглядит дата потери этой машины 16 сентября 1987 г. О том, что в этот день был потерян бразильский Тайгер, первой сообщила газета O Estado de S.Paulo 17 September 1987, p5. По их данным, после столкновения с птицей самолет совершил аварийную посадку, впоследствии машину списали. А если не списали, а отремонтировали? Информацию  www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info все равно надо проверять. Поэтому, хотя вариант с потерей Тайгера 16 сентября 1987 г. является более реальным, информацию о потере в аварии 28 июня 1981 г. тоже нельзя сбрасывать со счетов.

 




Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100