Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Банановые войны. Гватемала
        
      n Михаил Жирохов  


 

Небольшие латиноамериканские государства уже пару столетий носят полупрезрительное название "банановых", так как во-первых, основным продуктом экспорта у них являются бананы, а во-вторых, они целиком и полностью зависят от "старшего северного брата" - США. Однако несмотря на такое незавидное положение (а может именно поэтому), тем не менее очень часто здесь разыгрываются нешуточные страсти. И практически всегда в переворотах и войнушках немалую роль играет авиация. Сегодня наш рассказ только об одной такой стране - Гватемале. Причем если у читатели проснется интерес к этому региону то продолжение не заставит себя ждать.

* * *

В историческом развитии Гватемалы выделяют пять основных этапов: до испанский период, завоевание Гватемалы конкистадорами и генерал-капитанство, борьба за независимость от Испании, республиканская и современная Гватемала.

Однако нас ясное дело интересует ее развитие в ХХ веке.

В начале XX века две диктатуры, поддерживаемые США, изолировали страну от остального мира. С 1898 по 1920 г диктатором стал Мануэль Эстрада Кабрера, затем, после небольшого либерального периода, с 1931 по 1944 гг. - диктатура Хорхе Убико Кастаньеды. Первый диктатор запомнился народу тем, что "вручил" все богатства страны иностранным компаниям. В этот период хозяином в стране стала United Fruit Co.

Второй диктатор, Убико, знаменит своей страстью к строительству. При нём в столице были возведены Национальный Дворец (ныне Дворец Культуры), Дворец Полиции, рынки, мосты и так далее. Ему удалось выплатить внешний долг страны. Но его правление сопровождалось террором и запугиванием гватемальцев репрессиями.

В годы Второй Мировой Гватемала объявила войну Германии и ее союзникам и предоставила свою территорию для базирования американских войск.

В июне 1944 года Гватемалу охватили массовые выступления. Их следствием стала отставка Убико, пытаясь сохранить свой режим, он передал власть офицерам из своего окружения. Но это уже не помогло. 20 октября 1944 года вспыхнуло народное восстание, свергнувшее диктатуру. Большую роль сыграла армия, которая под руководством капитана Хакобо Арбенса, перешедшая на сторону народа.

Было создано лево-националистическое Временное правительство, которое начало чистку госаппарата и армии от сторонников диктатуры. В декабре 1944 года прошли первые демократические президентские выборы, была созвана Учредительная ассамблея, 11 марта 1945 года была принята новая конституция левого толка.

Однако наиболее ярым противником засилья североамериканского капитала в стране стал Хакобо Арбенс, избранный президентом на выборах 1951 года. Он решил национализировать североамериканские компании, которым принадлежала большая часть ресурсов в Гватемале.

Ясное дело, что такого положения вещей Белый Дом терпеть не мог и вскоре в ЦРУ поступил приказ об организации свержения неугодного президента.

План, разработанный оперативниками, был прост до гениальности: небольшая "освободительная армия", поддержанная с воздуха, захватывает основную радиостанцию столицы и заявляет об очередном военном перевороте. Американцы признают "законное" правительство и с "чистой совестью" высаживают морских пехотинцев.

Учитывая опыт предыдущих операций основную роль в операции должны были сыграть небольшие, но эффективные воздушные силы. И это было правильно, так как гватемальские ВВС на тот момент находились в ужасном состоянии. Они насчитывали всего 14 самолетов: 4 Beech AT-11 (применявшихся в качестве легких бомбардировщиков), 8 AT-6C\D и 2 Р-26 (уже разоруженных и применявшихся для отработки и поддержания навыков выполнения высшего пилотажа). В распоряжении командования было и несколько транспортных "дакот". После революции 1944 года гватемальские власти предпринимали неоднократные попытки приобрести в США более современную технику, в частности, "мустанги". Причем использовались не только официальные каналы, но и подставные фирмы и частные лица. Естественно, что Белый дом отказывал под различными предлогами: то "мустанги" были необходимы для войны в Корее, то янки вдруг не желали развязывания гонки вооружений в этом регионе мира. В конечном итоге вышли на шведов, которые готовы были продать 17 истребителей. Однако Вашингтон поднажал на Стокгольм - и "пламенный привет"!

Что касается личного состава, то с чисто профессиональной точки зрения они выглядели неплохо, обладая вполне пристойной летной подготовкой. На этом фоне "морально-этичесий облик" был не на должной высоте: практически все авиаторы начинали свою летную карьеру еще до революции, когда летчики были элитой вооруженных сил. Поэтому неудивительно, что большинство из них не приняло новую власть. К тому же все они были представителями отнюдь не бедных слоев общества.

В то же время вскоре нашли полковника Карлоса Кастильо Армаса, который и организовал так называемую "Освободительную армию". За очень короткое время эта армия располагала одним Локхид Р-38М (причем обратите внимание, что это был не просто "Лайтинг" - одноместный истребитель, а "Найт Лайтинг" - двухместный ночной истребитель), Сессной 180, Сессной 140 и Консолидейтед "Каталиной" (попозже удалось купить и три "тандерболта").

Еще до того как ЦРУ смогло "официально" закупить самолеты, начался поиск и летчиков к ним. Прежде всего, искали среди гватемальских эмигрантов в Гондурасе и Сальвадоре. Однако летчиков среди них не оказалось. Идею привлечь кадровый состав USAF тоже отмели на прочь: политическая ситуация была не та. Поэтому привлекли профессиональных наемников, не связанных никакими моральными принципами. Это были два американских летчика, живших в Гватемале: Джерри Деларм и Карлос Чизмен. Оба имели богатый опыт полетов в Центральной Америке и идеально подходили для выполнения первой части задуманного плана - выброске грузов на малой высоте с борта невооруженных самолетов. С другой стороны оба американца имели опыт боевых действий (в годы войны летали на истребителях Р-47 "тандерболт" в составе USАAF на Тихом океане).

18 июня 1954 года отряд наемников численностью 250 человек вторгся в Гватемалу с территории Гондураса. Их поддерживали четыре В-26, три F-47D и два С-47, которые базировались в международном аэропорту Манагуа (Никарагуа). Они первым делом разбросали листовки над столицей страны и пробомбили места базирования войск в столице и самое главное - аэродромы в Сан Хосе и Кобан. Все прошло не так гладко как на бумаге: один "тандерболт" мятежников упал в море, а второй - совершил вынужденную посадку в Мексике после выработки топлива. Правда, усилиями ЦРУ эти потери чуть ли не в тот же день были возмещены - из Штатов перегнали два F-51D "Мустанг" (формально проданы Никарагуа).

Под вечер 26 июня Кастильо Армас сделал попытку штурма небольшого городишки Ипала. Однако атака была отбита превосходящими силами. В немалой степени этому способствовало и то, что в воздухе находился только один F-47. Каудильо поступил новый приказ: разбить свой достаточно крупный отряд на более мелкие подразделения и начать партизанскую войну без всякой линии фронта. Это имело смысл, так как правительственные войска теряли шанс уничтожить мятежников "одним махом".

С другой стороны армия Кастильо стала пополняться дезертирами и просто местными жителями (прежде всего, конечно, латифундистами, пострадавшими от земельной реформы). Последние настоятельно требовали начать марш на столицу. К 27 июня Освободительная армия в Чигимуле насчитывала уже 1200 человек, которых прежде всего требовалось вооружить. Поэтому количество суточных вылетов транспортных самолетов на выброску оружия и боеприпасов за три дня увеличилось в шесть раз - с 30 до 180.

27-го же числа правительственная армия смогла одержать несколько тактических побед. Прежде всего в район боев из столицы были переброшены дополнительные силы (как всегда, попытка остановить состав ничего не дала). В ночь с 26 на 27 июня Кастильо решился на штурм Сакапы, но снова потерпел неудачу из-за недостаточной поддержки с воздуха. Новая попытка была назначена на 28-е, так как по данным агентуры после этого числа к защитникам должны были подойти новые подкрепления и фронтальная атака граничила бы с самоубийством

Пытаясь хоть как то "улучшить положение", Деларм на Сессне вылетел на "бомбежку" Пуэрто-Барриоса. Естественно, что использовались ручные гранаты и динамитные шашки, сбрасываемые вручную, и эффективность налета была практически нулевой. Одиночный АТ-6С правительственных ВВС взлетел на перехват, но найти цель не смог. Зато возвращаясь пилот "тексана" заметил выдвигающийся со стороны Гондураса отряд повстанцев и после двух заходов рассеял его.

К концу дня аналитики ЦРУ пришли к неутешительному выводу: спасти операцию может только чудо, а именно мятеж в правительственной армии. И чудо произошло! Около 20:00 по местной радиостанции выступил Президент Арбенас, в которой заявил, что слагает свои полномочия и передает всю полноту власти в стране командующему вооруженными силами полковнику Карлосу Энрике Диасу. В ответной речи генерал заверил население, что в ближайшее время с остатками мятежников будет покончено..

Дальше события развивались по прогнозируемому сценарию. Диас с еще двумя высшими офицерами организовал хунту. Американский посол попытался сразу выйти на контакт с ними. Получив заверения в том, что руководство придерживается антикоммунистических взглядов, в тоже время от контактов с мятежниками вежливо отказались. Тогда посол рекомендовал ЦРУ "бомбить столицу чаще... бомбы добавят им уступчивости". Что и было сделано.

Утром 29-го июня полковник Монсон (гораздо более привлекательная фигура для американцев) отстранил от власти Диаса, который укрылся в мексиканском посольстве. Причем не обошлось и без перестрелки, по крайней мере, известно об одной жертве - погиб команданте (майор) военно-воздушных сил Педро Гранадос. Уже в середине дня в американское посольство поступила просьба об организации встречи с Кастильо Армасом.

Американский посол Перифуой энергично поучаствовал в создании новой хунты в составе Кастильо Армаса и Монсона. Начались долгие переговоры. Только 1 июля на переговорах в Сальвадоре стороны пришли к согласию: Кастильо Армас должен был возглавить новую хунту и фактически получал власть в стране. На следующий день радиостанция "Голос Освобождения" свернула свою деятельность, а 3 июля новая хунта на самолете американского посла прибыла в Гватемалу.

Кастильо не пережил еще одного военного переворота и погиб через три года. Затем была целая череда диктаторов. Однако в плане применения авиации больше интересуют события 1958 года, которые чуть не привели к войне между Гватемалой и Мексикой.

Приход к власти в марте 1958 года генерала Мигеля Идигораса Фуэнтеса привел к череде военных мятежей и народных волнений, которые были подавлены силой. В условиях шаткой власти диктатор не нашел ничего лучшего как консолидировать нацию перед лицом мнимой угрозы извне и отвлечь внимание от коррупции и экономических проблем. В качестве противника была "назначена" Мексика. А поводом стали регулярные нарушения территориальных вод мексиканскими рыбаками, которые никогда не упускали возможность незаконно порыбачить.

В качестве "дубинки" президент избрал ВВС Гватемалы как самый боеспособный род вооруженных сил. И это было неудивительно, так как конец 50-х годов был "золотой эрой" гватемальских летчиков: благодаря американской помощи на вооружении состояли относительно современные самолеты, которые почти на 100 процентов обеспечивались запчастями и топливом.

Для уточнения данных 28 декабря одиночный С-47 облетел границу территориальных вод и экипаж подтвердил наличие большого количества мексиканских рыбачьих шхун.

Задание остановить мексиканское беззаконие получил от Идигораса полковник Луис Уррутиа де Леон, главнокомандующий ВВС страны. В свою очередь де Леон и его штаб спланировали операцию, цель которой заключалась в локализации и уничтожении мексиканских лодок в водах Гватемалы. Менее чем за сутки план (получивший кодовое обозначение "Операция Дрейк") обрел реальные очертания и был подан президенту. Он немедленно дал зеленый свет и уже вечером 30 декабря с целью проверки наличия мексиканских судов в район была отправлена пара АТ-6 Texan. К несчастью, мексиканские суда находились на прежнем месте. Ранним утром следующего дня, с территории базы Фелипе Крус (в Пуэрто Сан Хосе) в небо взмыли P-51D, взявшие курс на север. Уже через 20 минут полета они обнаружили пресловутые лодки и приступили к их уничтожению.

"Мустанги" разделились и стали заходить на цели и - с трех заходов на большой скорости с низкой высоты - поразили их из своих пулеметов. Две из пяти лодок пошли ко дну, трое рыбаков были убиты и 14 получили ранения. Оставшиеся судна попытались ускользнуть, но были перехвачены парой патрульных катеров ВМФ Гватемалы.

В конце концов мексиканских рыбаков препроводили в порт Сан Хосе, где им официально предоставили обвинения в нарушении суверенитета Гватемалы.

Хотя командование ВВС и знало о крайне тяжелом положении мексиканских ВВС, однако на всякий случай все имеющиеся самолеты раскидали по полевым площадкам. В свою очередь, гватемальская армия развернула на ключевых точках у мексиканской границы несколько подразделений. А через несколько дней саперы взорвали два основных моста, связывающих Гватемалу и Мексику.

Внутреннее положение Идигораса быстро улучшилось - в стране воцарилось напряженное ожидание. В свою очередь правительство поощряло ненависть к мексиканцам, вплоть до того, что чуть не запретило мексиканские фильмы и музыку, которые, по словам президента - "вредили национальной самобытности гватемальцев".

Арестованные мексиканские рыбаки были обвинены в соответствии с Гаванской конвенцией 1918 года. Хотя мексиканское правительство официально потребовало освобождения рыбаков и их лодок, заявляя, что в момент атаки они находились на собственной территории. Но международное право было на стороне Гватемалы и Идигорас получил полную поддержку других президентов стран региона. Не удовлетворившись этим президент быстро отправил драматический по интонации документ в ООН, в котором говорилось, что "Мексика развернула наземные, воздушные и морские силы с очевидной целью вторжения в Гватемалу".

Тем не менее президент соседней страны - Лопес Матеос - отверг все обвинения и даже 23 января 1959 года разорвал дипломатические отношения с Гватемалой.

После того, как мексиканский посол заплатил залог, мексиканские рыбаки и их лодки были освобождены. Мексиканцы пылали от гнева и явно не желали принимать тот факт, что проиграли гватемальцам - как они называли "los habitantes de patio trasero" - (довольно грубое выражение, в общем, "живущим сзади" [Мексики]). Как пророчески заявил Идигорас: "Это было единственным средством проучить их: наши морские богатства разворовывались годами".

Несмотря на воинствующий национализм и огромную гордость, мексиканцы старались разрешить проблему мирным путем, тем не менее, заявляя, что в момент атаки лодки находились в территориальных водах Мексики. Идигорас несколько раз отвергал все предложения мексиканской стороны о мирном разрешении конфликта. Правда, стоит отметить, что и в Мексике нагнеталась антигватемальская истерия - так, как грибы после дождя ширились статьи в местной прессе о манифестациях, имевших место в Мехико, в которых принимало участие около 500,000 человек.

Попутно отметим, что мексиканские ВВС переживали тяжелейший период - коррупции и неэффективного командования. Ясное дело, что все это, эскадрильи ВВС были приведены в состояние боеготовности. Летчикам Т-6 и Т-28 был отдан приказ совершать патрульные вылеты по всей линии границы и, "снижаясь, нагонять страх на гватемальских солдат". Хотя всем было понятно, что это чисто психологический трюк и ВВС просто не готовы к ведению воздушной войны достаточно длительное время.

Но делать то надо было что то и вскоре Лопес Матеос созвал совещание, на котором представители ВВС и ВМФ вместе высказали мысли о возможности адекватного ответа. После достаточно длительного совещания стало ясно, что лучшим уроком для противника будет нанесение удара по воздушной базе "Ла Аурора", располагающейся в городе Гватемала (практически единственным местом базирования гватемальских ВВС). Однако после доклада командующего ВВС Альберта Вьейтиэса оказалось, что реально в воздух могут подняться всего несколько устаревших Beech AT-11, 10 AT-6, несколько Т-28 и один разведывательный Beech F-2B, в то время как остальной "инвентарь" из-за нехватки запчастей постоянно пребывает на земле. На прямой вопрос президента смогут ли эти самолеты осуществить воздушную атаку, на что был дан однозначный ответ "НЕТ".

Этим самым генерал Вьейтиэс подписал себе прошение об отставке и буквально через несколько часов был заменен генералом Роберто Фьерро Вильялобосом.

Несмотря на то, что из резервного фонда командование ВВС получило 100 тысяч долларов, однако быстро закупить боевые самолеты было просто невозможно. Тогда пошли на весьма нетрадиционный ход, решив использовать деньги на введение в строй трех Р-47. Причем один из которых в течение некоторого времени находился на постаменте у входа в авиационную школу, а остальные два представляли собой металлом. Однако это было просто необходимо, так как гватемальские "Мустанги" могли с легкостью сбить устаревшие Т-28 и Т-6 без истребительного прикрытия.

Через две недели благодаря поистине героическим усилиям авиатехников на авиабазе в Веракрусе эти три "тандерболта" были введены в строй. Таким образом, мексиканские военные смогли собрать авиационный "кулак" в виде трех Р-47 и нескольких Т-28 и Т-6. После пары дней группового слетывания, "живописная" эскадрилья была более или менее готова к осуществлению атаки на "Аурору".

Ответный удар, гордо названный в документах "Операция "Чайка"" начался с разведывательного полета на большой высоте осуществленного над городом Гватемала и базой "Аурора" Beech F-2B. Через пару часов с авиабазы N4 мексиканских ВВС взлетели Т-6 и Т-28 и взяли курс на юг, к городу Гватемала. Через 20 минут (чтобы дать время менее самолетам время добраться до цели) в воздух поднялись Р-47. Каждый Т-28 нес по две зажигательные бомбы, в то время как Т-6 и Р-47 подвесного вооружения не несли (на "харвардах" видимо просто не было узлов подвески, а "тандерболты" были истребителями прикрытия). Самым последним в воздух с Тустлы поднялся Douglas C-47, задачей которого было наведение ударных самолетов на цель и спасательная функция. Таким образом, ударная группа была разделана на три группы, между которыми не было никакой радиосвязи.

Первыми вошедшими в воздушное пространство Гватемалы самолетами были Т-6. Буквально через несколько минут в район вышел С-47, который стал описывать круги на большой высоте, установив связь с командованием авиабазы.

Вскоре подошли и Р-47. Согласно плана первыми на цель зашли Т-28, которые на большой скорости прошли на базой, определив на месте цели и распределив их между собой. Однако когда Т-28 уже легли на боевой курс произошло невероятное: молчание в эфире было нарушено - это было срочное сообщение всем задействованным в операции силам: прервать миссию!

Летчики выполнили приказ, пройдя над ангарами на очень низкой высоте, почти задевая крыши. Вскоре группа перегруппировалась и взяла курс домой. Уже при подходе к цели летчики сбросили свой смертоносный груз в море, так как садиться с такими "гостинцами" просто нельзя.

Никто не знает, почему мексиканский налет был в последний момент остановлен, а также почему гватемальцы не ответили на столь явную агрессию. Некоторые из летчиков ВВС и той, и другой стороны, проходившие в то время службу, сейчас еще живы, однако, складывается впечатление, что никто ничего не помнит. Инцидент имел место быть для них, но они - его очевидцы и участники - не помнят, например, кто принимал участие в миссиях. Между ними существует своего рода кодекс молчания.

В любом случае вывод напрашивается один - на обе стороны давление оказало американское правительство, а более конкретнее - ЦРУ. В то время, когда мексиканцы планировали атаку, агенты ЦРУ вели переговоры с никарагуанским и гватемальским правительствами с целью создания воздушных баз и тренировочных лагерей для кубинских эмигрантов, которые вошли бы в состав Бригады 2506. Возможно, что когда ЦРУ узнало об атаке, оно вынудило мексиканцев прекратить ее, так как это могло привести к войне между двумя странами, что, в свою очередь, покончило бы со всякой возможностью создания американцами авиабазы воздушной базы в Гватемале, откуда американские самолеты могли бы долетать до Кубы, обладая достаточным количеством времени для успешного возвращения.

В соответствии с другой версией, правительство США повлияло и на Идигораса, заставив его умерить свои амбиции. Это было сделано, главным образом, во избежание большего инцидента, который спровоцировал бы вооруженные столкновения в регионе или, что еще хуже, - войну фактически на границе с США.

К середине 1959 года у Идигораса начался другой кошмар, связанный, на этот раз, с кубинскими коммунистами - так, он быстро оставил в стороне сложности отношений с Мексикой, сконцентрировав усилия на укреплении обороны страны на случай вторжения с Кубы. За пару недель войска, дислоцированные на мексиканской границе, были отозваны к атлантическому побережью, также как и вся авиация. Вновь общественное мнение оказалось отвлечено от коррупции и злоупотреблений- ведь были вещи и поважнее, например, "нашествие коммунистов" с Кубы.

В заключение заметим, что трения на мексиканско - гватемальской границе продолжались и в дальнейшем: в частности в начале 1980 года мексиканский патрульный катер вошел в территориальные воды Гватемалы и стала преследовать несколько гватемальских рыбацких судов. Мексиканский флот вынудил их зайти в Пуэрто Мадеро для того, чтобы они были арестованы. Но сейчас положение было другое и гватемальцы молча снесли такую оплеуху.

После этой "войны" гватемальским летчикам не пришлось больше "понюхать пороху", хотя партизанская война в джунглях продолжалась практически непрерывно. В 1995 году в стране прошли по-настоящему демократические выборы, на которых победу одержал Альваро Арсу Иригойен. В течение его президентства проведён ряд реформ, заключён Договор о мире в Центральной Америке, прекращена партизанская война, возобновлены дипломатические отношения между Россией и Гватемалой ( установленные с СССР в 1945 году и никогда не поддерживаемые).

3 января 2000 года на новых президентских выборах победил кандидат от одной из правых партий Альфонсо Портильо. Уже в мае 2000 года в столице случились беспорядки из-за повышения цен на проезд в автобусах. Беспорядки начались с забастовки студентов университета Сан-Карлос (к слову, студенты именно этого университета всегда имели славу бунтарей), затем в течение трёх дней беспорядки потрясли город своей бессмысленностью и жестокостью - погибло несколько человек и сожжено более 50 автобусов. Однако правительство смогло урегулировать конфликт.

Приложение N1

Боевой состав ВВС Гватемалы по состоянию на 2001 год.

   Тип Обозначение Примечания

Bell 206L LongRanger FAG-130

Bell 206L LongRanger TG-WOF

Bell 206 JetRanger FAG-125 в нелетном состоянии

Bell 206 JetRanger FAG-115

Bell 206 JetRanger TG-WOI

Douglas DC-6B TG-WOP

Douglas BT-67 Turbo Basler FAG-530

Douglas BT-67 Turbo Bassler FAG-580 c/n 9100

Douglas BT-67 Turbo Bassler FAG-590 c/n 33568

Bell UH-1H FAG-160 72-21578, c/n 13277

Lockheed T-33A-1LO FAG-735 53-5197, c/n 8536

Pilatus PC-7 Turbo Trainer FAG-212 c/n 228, ex HB-HDH

Pilatus PC-7 Turbo Trainer FAG-219

Pilatus PC-7 Turbo Trainer FAG-229 c/n 134, ex HB-HCX

Pilatus PC-7 FAG-215 c/n 132, ex HB-HCV

Pilatus PC-7 FAG-265

Pilatus PC-7 FAG-269 c/n 229, ex HB-HDI

Pilatus PC-7 FAG-284 c/n 224, ex HB-HDD

IAI-201 Arava FAG-848 ex- 4X-IBF, c/n 0033

IAI-201 Arava FAG-832

IAI-201 Arava FAG-872

Cessna A-37B FAG-432 73-1654

Cessna A-37B FAG-416 69-6404

Cessna A-37B FAG-400 69-6400

Cessna A-37B FAG-404 69-6401

Cessna A-37B FAG-424 69-6406

Cessna A-37B FAG-428 69-6407

Cessna A-37B FAG-432 73-1654

Cessna A-37B FAG-436 73-1655

Cessna A-37B FAG-444 73-1657, используется на з\части

Cessna A-37B FAG-448 73-1658

Cessna 206 FAG-030

Cessna 206 FAG-060 без двигателей

Bell 212 FAG-105

Bell 212 FAG-103

Bell 212 FAG-106

Fokker F-27 FAG-1770

Fokker F-27 FAG-1467 без двигателей

Fokker F-27 FAG-1093 без двигателей

ENAER T-35B Pillan FAG-204

Douglas C-47 FAG-540 в нелетном состоянии

Douglas C-47 FAG-510 в нелетном состоянии

Aerocommander 500 TG-IGM передан Instituto Geografico Militar

North American T-6G FAG-209 в нелетном состоянии

Cessna 210 TG-MAR в нелетном состоянии


Уголок неба. 2006  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100