Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Кубинские МиГи. МиГ-23
             
         n Рубен Уррибаррес  


Кубинские ВВС получили 45 МиГ-23БН и два МиГ-23УБ в сентябре 1978 года. Новые самолеты стали базироваться в Сан Антонио де лос Банос. Прибытие самолетов этого класса позволили значительно усилить ударную мощь ВВС, так как теперь в зоне досягаемости кубинских ВВС теперь находились объекты на территории США, такие как атомная электростанция Туркей Ройнт и авиабаза Хомстед. По этому поводу даже были организованы слушания в американском Конгрессе, на котором некоторые конгрессмены предлагали даже организовать блокаду острова на манер 1962 года, а стоит вспомнить, что тогда поводом для блокады стала стала поставка бомбардировщиков Ил-28. Однако президент Картер отклонил это предложение, что стоило ему президентского кресла во время следующих выборов.

В 1984 году парк "двадцать третьих" пополнился 15 перехватчиками МиГ-23МФ. Сведения о поставках МиГ-23МС не подтверждены никакими данными. 20 марта 1991 года майор Орестес Лоренцо Перес на своем МиГ-23БН (╧722) перелетел на американскую авиабазу в Ки Уэсте. Как обычно самолет вернули, а летчик получил политическое убежище. Однако эта история имеет неожиданное продолжение : боевой летчик (а майор совершил 40 боевых вылетов на МиГ-21 в Анголе) нанимает Cessna 310 , на которой перелетает 19 декабря 1992 года в Кубу и, забрав свою семью, смог благополучно вернуться в Штаты. После этого он написал книгу "Крылья утра", которая стала бестселлером.


Кубинский МиГ-23БН с опознавательными знаками ВВС Эфиопии

Естественно, что пришлось повоевать кубинцам на МиГ-23 в Анголе. В середине 80-х годов примерно пятьдесят МиГ-23МЛ были направлены Кастро в поддержку контингента войск здесь. Основной задачей была штурмовка, однако в 1987-88 году во время битвы вокруг Куито Куанавале МиГи использовались как истребители в борьбе с южноафриканцами. Интересно, что и лучшие самолеты ангольских ВВС - Су-22, тоже пилотировались кубинцами после многочисленных случаев аварий и катастроф ангольских летчиков.

По ангольским данным летчики МиГ-23 претендуют на пять сбитых южноафриканских самолета: 1. В начале 1987 года в районе к северу от Намибии - Mirage F-1AZ. Южноафриканцы признали эту потерю, но заметили, что самолет стал жертвой стрелков ПЗРК.

2, 3. 27 сентября 1987 года кубинец майор Альберт Лей Ривас и лейтенант Чао Гондин на МиГах 23 МЛ атаковали два южноафриканских "Миража" из состава 3-й эскадрильи. Кубинцами было выпущено 3 УР Р-60. Один самолет взорвался в воздухе, а второй - сумел возвратиться на свою базу в Анголе, однако во время посадки оборвался тормозной парашют, самолет "раззулся" . Летчик - капитан Артур Перси - видя свое критическое положение, решил катапультироваться. Однако катапультирование прошло неудачно и он серьезно повредил спину. Впоследствии он был списан с летной работы. Самолет восстановлению не подлежал и был разобран на части.

По результатам боя майору Ривасу записали 1 1\2 победы, а лейтенанту Гондину - 1\2. Этот бой получил подтверждение ангольцев и советских советников, однако не южноафриканцев. Они рисуют совершенно другую картину боя. По их данным командант Карло Гагиано не был сбит, даже выпустил ракету Матра 550 (правда безрезультатно) и сопровождал поврежденный самолет Перси в Рунду. 4. 27 сентября 1987 года МиГ-23МЛ ракетой Р-60 сбил вертолет "Пума" южноафриканских ВВС. 5. Одна "Импала" была сбита МиГ-23, дата неизвестна.


Южно-африканский Mirage F1AZ сбитый кубинским МиГ-23

В другом воздушном столкновении 10 сентября 1987 года южноафриканские "Миражи" столкнулись с группой из десяти (восемь бомбардировщиков под эскортом двух истребителей) МиГ-23. Бомбардировщики сразу же вышли из боя и южноафриканцы выпустили ракеты Матра 550 по истребителям прикрытия. После проявки пленки фотокинопулемета было видно, что одна ракета взорвалась слишком близко от кубинского МиГа, однако победа пилоту не была засчитана. 25 февраля 1988 года Эладио Авила столкнулся с двумя "Миражами". После безрезультатного пуска ракет, стороны разошлись без потерь. В другом случае капитан Орландо Карбо на МиГ-23МЛ был атакован сразу тройкой "Миражей". Однако три пущенные УР "Кукри" промахнулись.

Цифра потерь МиГ-23 в Анголе неизвестна до сих пор, однако известно, что в основном они становились жертвами ПЗРК "Стингер". Так , за 1985 год УНИТА сбила один МиГ-23МЛ и МиГ-23УБ (9 декабря 1985 года). В одном из своих интервью генерал дель Пино утверждал, что бывали случаи когда за неделю кубинцы теряли по три МиГ-23.


Кубинский МиГ-23МЛ на стоянке

После вывода кубинских войск все оставшиеся в строю МиГ-23 отправились на родину. Сейчас один такой самолет экспонируется в Музее ВВС в Гаване как "ветеран Анголы".

В целом применение МиГ-23 оценивается очень высоко, вплоть до того, что южно-африканские "Миражи" потерпели полное поражение и в конечной стадии войны из-за угрозы атаки МиГов южноафриканские части оставались без авиационного прикрытия. Это частично признавали и южноафриканцы. Фраза, которой они наградили МиГи звучала так: "MIK23 sak van die kart" ("МиГи разбили наши сердца").


МиГ-23УБ перед взлетом

Последний случай боевого применения МиГ-23 отмечен 24 февраля 1996 года, когда в кубинском воздушном пространстве было сбито сразу две гражданских Цессны "Скаймастер", разбрасывавшиеся листовки над "Островом Свободы". На видео, которое снимал один из выживших пассажиров ясно просматривается МиГ-23УБ, который атаковал цель ракетами Р-60. Кроме того в объектив попали два МиГ-29УБ прикрытия.









(с) Рубен Уррибаррес, http://www.urrib2000.narod.ru/EqMiG23.html


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100