Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Кубинские МиГи. МиГ-15
             
         n Рубен Уррибаррес  


В авиационном мире аббревиатура МиГ звучит синонимом "русский истребитель". Многие развивающиеся страны имели и имеют на вооружении самолеты этой торговой марки. Но очень немного государств, на вооружении ВВС которых бы состояли МиГи начиная от "пятнадцатого" и заканчивая "двадцать девятым". Еще меньше тех, кто бы широко применяли их в реальных боевых действиях. Одним из таких исключений и является Куба. Хотя данные о боевом составе и применении этих небольших латиноамериканских ВВС попадают в открытую печать довольно редко, однако даже отрывочные сведения из открытых источников представляют довольно большой интерес. Это одна из попыток собрать воедино все разрозненные сведения, разбросанные по страницам различных авиационных изданий.

На вооружении кубинских ВВС (или Defensa Antiaerea y Fuerza Aerea Revolucionaria ) состояли МиГ-15бис, МиГ-15Рбис и МиГ-15УТИ. Первые самолеты этого типа - 20 МиГ-15бис и 4 МиГ- 15УТИ прибыли на Остров Свободы в конце мая 1961 года (всего лишь через месяц после знаменитой высадки наемников на Плая - Хирон). Столь близкие сроки поставки современных истребителей позволил некоторым (прежде всего американским) исследователям авиации утверждать, что МиГи состояли на вооружении кастровских ВВС в апреле 1961 года. Однако это не соответствует действительности.

Первым кубинским летчиком, облетавшим реактивный самолет стал герой Плая - Хирон Энрике Каррерас. Это знаменательное событие произошло 24 июня 1961 года. Всего же для полетов на МиГах отобрали шестерых: кроме Каррераса еще Альваро Прендеса, Рафаэля дель Пино, Густаво Боурзака, Альберто Фернандеса и Дугласа Рудда. Все это были хорошо подготовленные летчики, некоторые из которых имели на своем счету сбитые самолеты противника. Все они в июле под руководством советских советников прошли краткосрочные курсы и уже в ноябре была организована первая истребительная эскадрилья, вооруженная советскими самолетами. Командиром ее стал Энрике Каррерас.

Одновременно несколько десятков кубинских летчиков были посланы для обучения за рубеж : в Чехословакию и Китай. Практически все они имели всего несколько часов налета на Piper PA-22 Tri- Pacer (потому что к 1962 году все остальные самолеты, доставшиеся от старой власти уже были изношены и благополучно списаны). С прибытием этих летчиков (которых назвали соответственно стране обучения "чехос" и "чинос") в 1962 году были организованы еще две эскадрильи (первая - в марте, а вторая - на пару месяцев позже).

А пока не было кубинских летных кадров на поставленных в июле - декабре из СССР самолетах (а это не много не мало 51 МиГ-15бис, МиГ-15УТИ и МиГ-19П) летали пятьдесят советских летчиков. Только в июне 1962 года кубинцы на МиГ-15 сумели приступить к крупномасштабным тренировкам по отражению вражеской высадки на остров.

К моменту "Ракетного кризиса" в ноябре 1962 года на вооружении кубинских ВВС числилось 38 МиГ-15бис и МиГ-15Рбис, которые были разбросаны по нескольким базам: Сан Антонио, Санта Клара, Камагей и Холгуин. Эти самолеты довольно активно использовались (правда без особого результата) для перехвата американских разведчиков RF-101 и RF-8, которые летали над Кубой. Так, например будущий кубинский космонавт ╧1 (а ныне генерал ВВС) Арнальдо Тамайо совершил 20 вылетов на перехват и разведку во время Ракетного кризиса, который у нас принято называть Кубинским. Старые добрые МиГ-15УТИ верой и правдой служили кубинцам до 1982 года, когда были заменены более современными L-39С "Альбатрос" чешского производства.







(с) Рубен Уррибаррес, http://www.urrib2000.narod.ru/EqMiG15.html



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100