Уголок неба ¦ F-84 в Корее

Реклама...

Кабель силовой вбшв market.ekfgroup.com/catalog/kabeli-mednie-silovie-s-pvh.
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   F-94 в Корее
             
         n Александр Чечин, Николай Околелов  


Когда обстановка на Корейском полуострове стала накаляться, выпущенные F-94B начали переправлять в Японию на базу Итазука для вооружения местных частей ПВО. В начальный период боевых действий основным ночным истребителем-перехватчиком у американцев был старенький F-82 Twin Mustang, который вполне устраивал командование, но только до тех пор, пока в небе не появились истребители МиГ-15. Теперь фронту потребовались новые машины, в это время и вспомнили о F-94B, располагавшихся в Итазуке.

Первые два перехватчика Starfire перелетели на авиабазу Сувон из Страны восходящего солнца в декабре 1951 года. Самолеты вошли в состав 68-й всепогодной эскадрильи истребителей (FAWS), вооруженной винтовыми самолетами Twin Mustang. В районе конфликта они находились до марта 1952 года, когда система ПВО была усилена целой эскадрильей F-94, ранее базировавшейся в США на аэродроме Мак Корд.

Истребители Starfire стали совершать боевые вылеты на перехват северокорейских самолетов, пересекавших 38-ю параллель. Американским же летчикам перелетать эту границу запрещалось. По мнению командующего ВВС генерала Ванденберга, посетившего с инспекцией Корейский полуостров в ноябре 1952 года, этот строжайший запрет мешал перехватчикам полностью раскрыть свой боевой потенциал. По его настоянию запрет сняли, и F-94 стали вторгаться в воздушное пространство Северной Кореи.

Первые же вылеты за 38-ю параллель принесли большие неприятности - американцы сразу же потеряли один F-94. Вероятно, он столкнулся (буквально) в воздухе с истребителем МиГ-15 на высоте 10 ООО м. Летчик и оператор Starfire катапультировались. В марте-апреле 1953 года F-94 привлекались для сопровождения бомбардировщиков В-29. Перехватчики летели строем впереди бомбардировщиков и осматривали своими радарами воздушное пространство в поисках противника. По американским данным, за все 10 вылетов на эскортирование не произошло ни одного воздушного боя. Первую победу на самолете F-94B одержали американский пилот капитан Бен Фитиан и оператор РЛС капитан Сэм Лиона ночью 31 января 1953 года. В эту ночь в воздухе находились и истребители F-80 Shooting Star. Вот как описывал свой вылет Бен Фитиан: «Ночь была ясная и тихая. Мой оператор РЛС и я находились в тревожном состоянии, так как с земли нам сообщили об активности северокорейских самолетов. Наш самолет летел почти строго на север, курс 30, над территорией Северной Кореи. Мы уже было решили возвращаться, когда радар засек воздушную цель над островом Шодо. Расстояние до цели постоянно уменьшалось. Постепенно снижаясь, самолет приблизился к цели на 7 км. Наконец на высоте 182 м самолет вышел на дистанцию открытия огня. На экране индикатора отметка была очень четкая и большая. С дистанции 120 м я открыл огонь... Сделав разворот, мы с оператором определили, что цель пропала с экранов нашего радара. Уже позже стало известно, что самолет уничтожен - им оказался северокорейский Ла-9 советского производства...»

В этих воспоминаниях прекрасно видны все те трудности, с которыми приходилось сталкиваться экипажам Starfire в борьбе с воздушными целями. Как правило, основным противником выступали тихоходные винтовые самолеты - сбить такой летательный аппарат на скоростном перехватчике чрезвычайно сложно, и такой перехват подчас заканчивался трагически. Так, в 23 часа 30 минут 3 мая 1953 года летчик F-94 старший лейтенант Вилкокс и оператор РЛС старший лейтенант Голдберг не учли большой разницы в скорости между их самолетом и корейским По-2, и буквально врезались в противника, который летел со скоростью всего 177 км/ч. 4 мая американцы при аналогичных обстоятельствах потеряли еще один Starfire и его экипаж. На этот раз пилоты перестарались, затормаживая свой самолет, потеряли скорость и врезались в землю.

Через шесть дней американцы одержали очередную воздушную победу. Ранним утром в 4 часа 25 минут по местному времени капитан Филлипс и оператор РЛС капитан Атто обнаружили одиночный Миг-15. Им удалось незамеченными сблизиться с противником и сбить его. Последняя победа в этой войне была записана на счет летчика F-94 подполковника Мак Хала и оператора РЛС капитана Хострема. В 22 часа 45 минут 7 июня 1953 года в районе реки Яла они сбили еще один МиГ-15. Как оказалось, это была последняя победа американцев в Корее, одержанная в ночном бою.

По американским данным, в ходе войны ВВС потеряли только один F-94, случайно протараненный МиГ-15. По данным советской стороны, на счету наших летчиков 12 Starfire, причем только один сбит ночью. Еще один F-94 сбили китайские летчики. Такую большую разницу в количестве можно объяснить только тем предположением, что, скрывая данные о потерях бомбардировщиков В-29, американцы были вынуждены умолчать и о сбитых истребителях сопровождения Starfire.

И в завершение еще немного статистики: за все войну F-94B выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолетов (1 Ла-9 и 4 По-2) и 3 реактивных МиГ-15.







Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100