Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   F-84 в Корее
             
         n Александр Чечин, Николай Околелов  


F-84 вступили в бой не с первых дней войны на Корейском полуострове. До ноября 1950-го ╚Тандерджеты╩ находились еще на территории США. 9 ноября началось формирование 27-й авиационной группы, в состав которой вошли 522-я, 523-я и 524-я эскортные эскадрильи. Командиром назначили полковника Д. Блэйксла. На вооружение группы поступали только что сошедшие с конвейера истребители-бомбардировщики F-84D и F-84E. Личный состав группы имел отличную подготовку: 50 пилотов являлись ветеранами второй мировой войны, поэтому 27-я группа считалась одной из самых лучших в составе американских ВВС.
Перед отправкой F-84 в Корею, ВВС провели серию испытаний силовой установки самолета в условиях, приближенных к боевым (грунтовый аэродром, большое количество пыли и песка). Для испытаний построили специальную пескометную установку. Трубу пескомета направили в воздухозаборник F-84 и прогнали двигатель по всем режимам работы - от малого газа до взлетного. Через ТРД за 10 минут работы прошло 8, 5 кг песка.

Осмотр двигателя выявил небольшую эрозию и испытания продолжили. ТРД отказал только после того, как через него прогнали 215 кг песка. Такие результаты вполне устраивали военных, и они дали ╚добро╩ на применение ╚Тандерджета╩ в Корее без ограничений по аэродромам базирования.

Первый боевой вылет состоялся только 27 декабря 1950-го на патрулирование района Пхеньяна, где должны были ╚работать╩ бомбардировщики В-29. В вылете участвовали все три эскадрильи ╚Тандерджетов╩. 21 января 1951-го произошла первая встреча F-84 и МиГ-15. Две пары F-84, пытавшиеся разрушить мост через реку Ханган, были атакованы шестеркой ╚МиГов╩ из состава 177-го ИАП. Капитаны Фомин и Андрюшин сбили по одному ╚Тандерджету╩, оставшиеся два американских самолета поспешно покинули поле боя.

Вернувшиеся пилоты ╚Тандерджетов╩ утверждали, что насчитали вокруг себя 16 истребителей противника. По данным американской стороны, один ╚МиГ╩ сбил лейтенант Бертрам. На следующий день летчики 177-го полка перехватили восьмерку F-84, сбив четыре самолета. В этом бою отличились летчики Михайлов, Гречишко, Акуленко и Попов.

Большой бой между МиГ-15 и F-84 произошел 24 января 1951-го. На этот раз 33 ╚Тандерджета╩, наносившие удар по аэродрому Сунай, были атакованы истребителями 29-го гвардейского истребительного полка, 7-го ИАП КНР и 177-го ИАП. По советским данным, американцы лишились 11 ╚Тандерджетов╩. 29-й полк потерял летчика Гребенкина, китайцы - 2 самолета и одного летчика. Некоторые машины 177-го полка получили повреждения. Больше других пострадал самолет старшего лейтенанта Попова, который еле дотянул до своего аэродрома, после чего машину пришлось списать.

У американской стороны были прямо противоположные сведения о результатах этого боя. Из 30 МиГ-15 они сбили четыре, при этом все ╚Тандерджеты╩ вернулись на свой аэродром! Несколькими днями позже лейтенант Кратт сбил истребитель Як-9, который пытался атаковать группу F-84. Потом было установлено, что в кабине ╚Яка╩ находился северокорейский ас Онг-Хи-Ким.

7 апреля 1951 года 48 F-84E сопровождали В-29 из 307-й бомбардировочной группы, выполнявших налет на мосты. При походе к цели их обнаружила и атаковала группа из 30 МиГ-15 176-го ГИАП. В ходе боя американцы потеряли одну ╚сверхкрепость╩. Охранение свою задачу не выполнило.

А уже 12 апреля последовал настоящий разгром. Сорок восемь В-29 в сопровождении ╚Тандерджетов╩ совершали налет на мосты через реку Ялуцзян. На перехват поднялись 36 МиГ-15, которым удалось сбить 9 американских бомбардировщиков.

С конца июня 1951-го в бой вступила 136-я истребительно-бомбардировочная группа, оснащенная F-84E. Группу формировали на базе трех эскадрилий национальной гвардии-111-й, 182-й и 154-й. 1 мая после переучивания с Р-51 на F-84 группа перебазировалась в Японию. Там на авиабазе Итазука личный состав принял самолеты у 27-й авиагруппы, которая отбывала в США.

26 июня звено из 182-й эскадрильи выполнило свой первый боевой вылет на бомбардировку северокорейского аэродрома Конгуй. В ходе полета F-84 встретились с МиГ-15. Скоротечный бой завершился в пользу ╚Тандерджетов╩, которые сбили северокорейский истребитель.

С 19 сентября 1951-го в бой вступила 49-я авиагруппа, ранее летавшая на F-80. Первый боевой вылет этой группы был направлен на уничтожение Пхеньянского железнодорожного узла. Однако уже за Сеулом американцев встретили китайские МиГ-15. ╚Тандерджеты╩, сбросив бомбы, развернулись в обратную сторону, отказавшись от выполнения поставленной задачи. В сводках американского командования указывалось, что F-84 все же сбили один истребитель противника. Победу записали на счет лейтенанта Скена.

Осенью 1951-го американские ВВС потерпели самое крупное поражение за всю войну. Главными ╚героями╩ этого события стали 89 ╚Тандерджетов╩ и 21 ╚Сверхкрепость╩ из 307-й бомбардировочной группы. 30 октября эти самолеты совершили налет на аэродром Нанси. На перехват поднялись 44 МиГ-15 из состава 303-й и 324-й истребительных авиационных дивизий. Используя просчеты в тактическом построении американских самолетов, советские истребители парами атаковали бомбардировщики, пикируя на большой скорости через строй охранявших их ╚Сейбров╩ и ╚Тандерджетов╩. Американские истребители вынуждены были отворачивать в стороны, чтобы самим не попасть под удар ╚МиГов╩.

Результаты первой же атаки МиГ-15 превзошли все ожидания: на землю рухнуло 12 В-29. Оставшиеся американские самолеты сбросили бомбы куда попало и ушли в сторону моря. Кроме того, долетевшие до базы В-29 имели серьезные повреждения, а экипажам нанесен тяжелый урон (55 убитых и 12 раненых). Наши потеряли всего один самолет. Правда, с американской стороны статистика побед была совсем иной. По их данным, 2 МиГ-15 сбили пилоты ╚Сейбров╩, 2 - летчики ╚Тандерджетов╩ и еще 3 записали на свой счет стрелки бомбардировщиков.

На следующий день 10 F-84 и несколько ╚Метеоров╩ эскортировали 8 В-29. Результат встречи этих самолетов с МиГ-15, в которых находились пилоты китайских ВВС, опять оказался в пользу ╚МиГов╩. Они сбили один ╚Метеор╩ и один В-29. Еще через три дня китайцы перехватили над морем группу из 8 В-29, сопровождаемую 32 ╚Тандерджетами╩ и ╚Метеорами╩. На этот раз американцы обошлись без потерь. Одна крепость получила повреждения. Американская сторона заявила об уничтожении 5 китайских истребителей.

Массовая гибель ╚Сверхкрепостей╩ в конце концов заставила американцев отказаться от использования этих самолетов днем. Старые задачи F-84 по сопровождению бомбардировщиков отпали сами собой. Но встречи ╚Тандерджетов╩ с МиГ-15 продолжались. 15 декабря 1951 года была одержана последняя победа F-84 над МиГ-15. С этого дня в бой с советскими истребителями вступали только ╚Сейбры╩.

К этому моменту в Корее действовали три авиационные группы, вооруженные F-84 (49-я, 116-я и 136-я). 116-я базировалась на авиабазе К-2 в Тэджу. Так же, как и 136-я, она формировалась на основе подразделений национальной гвардии из штатов Джорджия, Калифорния и Флорида. После перевооружения с F-80 на ╚Тандерджеты╩, группу перебросили в Японию и оттуда в Корею. 2 декабря 1951 года первый боевой вылет совершили летчики из 159-й эскадрильи. До 6 декабря эскадрилья произвела 40 боевых вылетов, главным образом на бомбардировку целей в глубине корейской территории. Чуть позже в бой вступила 158-я эскадрилья. ╚Тандерджеты╩ неоднократно подвергались атакам со стороны МиГ-15. И каждый раз американские пилоты, наученные горьким опытом, поспешно сбрасывали бомбы и уходили из-под удара.

Эффективность применения ╚Тандерджетов╩ в роли бомбардировщиков была низкой. Только 7% бомб достигали цели. Причиной этого являлось усиление активности северокорейской ПВО. Только в апреле 1952-го корейские зенитчики сбили 243 самолета и еще 290 машин получили повреждения. Количество боевых вылетов сократилось на одну треть. Командование американских ВВС было вынуждено дополнительно отправить в Корею 102 ╚Тандерджета╩ ранних модификаций В и С. Пилотам F-84 настоятельно рекомендовалось ограничиться одним заходом на цель и выходить из пикирования на высоте не менее 900 м.

Анализируя потери своих самолетов, американцы разработали ряд мероприятий, которые повышали эффективность применения авиации. Для пилотов, не имевших боевого опыта, ввели обязательный 40-часовой курс обучения бомбометанию, стрельбе из пушек и воздушному бою. Только после этого летчик выпускался в боевой полет. Во всех подразделениях до трети полетного времени отводилось на боевую подготовку. Особе внимание уделялось пилотированию на малых высотах, отработке способов бомбометания и стрельбы НУРСами. Все эти меры позволили повысить эффективность первой атаки в условиях, когда повторная атака была запрещена.

Не меньшее внимание уделялось и способам управления ударными группами. Наземные корректировщики научились наводить звенья F-84 ╚вслепую╩, в условиях непогоды. Правда, после войны американцы признали, что при этом случались и удары по собственным войскам.

На фронт начали поступать новые F-84G и истребительно-бомбардировочная модификация ╚Сейбра╩ - F-86F. Последние заменяли безнадежно устаревшие ╚Мустанги╩.

╚Тандерджет╩ стал первым самолетом ВВС США, использовавшим в боевой обстановке систему дозаправки в воздухе. 29 мая 1952-го двенадцать F-84 из 116-й группы вылетели из Японии с двумя 200-кг бомбами и взяли курс на промышленные объекты города Саривон. На обратном пути их ждали самолеты-заправщики КВ-29Р. Девять самолетов, оборудованных системой дозаправки, вернулись на аэродром вылета, а три - сели в Тэгу. Такие же полеты прошли 7 и 22 июня, а также 4 июля. Наиболее интенсивно использовалась дозаправка в воздухе при атаке объектов в Хонгине 5 марта 1953-го.

В начале войны основной задачей F-84 считалось сопровождение В-29 (собственно самолет и создавался для этой цели). В 1951-м ╚Тандерджеты╩ начали привлекаться к ударам по наземным целям. В конце 1951-го самолеты превратились в штурмовики и работали вблизи линии фронта. В конце войны F-84 переключились на удары по промышленным объектам, используя дозаправку в воздухе. Можно отметить упорство, с которым американцы разрушали объекты: казалось, что они хотели сровнять с землей все, над чем пролетали их самолеты.

Последний год войны характеризовался массированными налетами, в которых небольшая бомбовая нагрузка компенсировалась количеством самолетов. Например, 23 июня 1952 года 120 F-80 и F-84 разрушили три электростанции. 26 июня ╚Тандерджеты╩ участвовали в повторном налете на эти цели. Теперь они должны были уничтожить высоковольтные и трансформаторные подстанции.

На следующий день 24 F-84 снова появились над электростанциями Чанчжинского каскада. Бомбардировке подвергались турбинные трубопроводы, линии электропередач и вспомогательные сооружения.

МиГ-15 не смогли в этот раз нейтрализовать действия ╚Тандерджетов╩, прикрытых ╚Сейбрами╩. Так, 26 июня F-84 из состава 136-й группы были атакованы истребителями 494-го ИАП, которые смогли уничтожить только один ╚Тандерджет╩, а сами от атак ╚Сейбров╩ потеряли (по американским данным - Ред.) 7 машин.

Меры, принятые командованием ВВС США и, в частности, 5-й воздушной армией, давали свои результаты. Правда, как и в каждом деле, бывали осечки (о которых, кстати, американцы скромно умалчивают). Так, 9 сентября 18 ╚МиГов╩ 726-го ИАП перехватили группу ╚Тандерджетов╩, устроив им настоящее побоище. Советские летчики уничтожили 14 и повредили два F-84. Это были, пожалуй, самые большие потери F-84 за один вылет. Американцам удалось сбить три МиГ-15 (один пилот погиб).

В начале 1953-го на авиацию возложили задачу по уничтожению мостов в районе Синанджу-Немни. Первый удар нанесли ночью В-29, а через 12 часов в дело вступили истребители-бомбардировщики. В общей сложности 300 самолетов (F-84, F-86, ╚Корсаров╩, ╚Пантер╩ и ╚Скайрейдеров╩) сбросили на восемь главных мостов 282 т бомб. Подвергались атакам и 27 позиций зенитной артиллерии. Налеты продолжались в течение пяти дней. Ночью появлялись ╚Инвейдеры╩ и В-29, сыпавшие на противника бомбы замедленного действия и напалм. А днем через каждые 15 минут на цели выходили пары F-84.

В ходе операции истребительно-бомбардировочная авиация совершила 1116 боевых вылетов, из которых 713 было затрачено на подавление огня зенитной артиллерии. К вечеру пятого дня цель операции была достигнута - мосты разрушены. За пять дней, по американским данным, было потеряно 7 ╚Тандерджетов╩ (6 летчиков спасли вертолеты спасательной службы), 12 F-84 хоть и дотянули до своих аэродромов, но получили такие повреждения, что их пришлось списать.

Когда стало ясно, что война заканчивается ╚вничью╩, американское командование начало операцию по разрушению ирригационных сооружений. Такие удары носили скорее политический, чем военный характер.

F-84 принимали участие в боях до конца Корейской войны. Последний вылет был выполнен 26 июля 1953 года.

На протяжении всей войны истребительно-бомбардировочная авиация оставалась главным американским оружием. В обеспечении действий ее частей было задействовано больше личного состава, чем в применении других родов войск. Главным действующим лицом здесь был, конечно, F-84.

Подводя итоги использования ╚Тандерджетов╩, американцы называли следующие цифры. Самолеты совершили 86 408 самолето-вылетов, сбросили 50 427 т бомб и 5560 т напалма, выпустили 5560 неуправляемых ракет. F-84 нанесли 10 673 удара по железнодорожным и 1366 по шоссейным дорогам. В ходе этих вылетов разрушено 200807 зданий, уничтожено 2317 автомобилей, 167 танков, 4846 орудий, 259 паровозов, 3996 железнодорожных вагонов, 588 мостов. Летчики ╚Тандерджетов╩ заявили об уничтожении 8 МиГ-15. США Признают потерю 64 самолетов F-84.

Мягко говоря, эти данные, особенно последние, не соответствуют действительности. В официальных американских документах указывалось, что в начальный период войны, когда ╚Тандерджеты╩ вылетали на сопровождение В-29, соотношение потерь было 7:1 в пользу американцев! Опровергнуть такое утверждение очень легко, достаточно вспомнить, что ни один из пилотов F-84 не стал асом. Напротив, в послужном списке советских и китайских летчиков F-84 занимают ╚почетное╩ первое место.

В июне 1952 года в журнале ╚Арми Форс╩ по поводу F-84 написано: ╚Хотя самолеты F-84 ╚Тандерджет╩ и составляют 40% наших истребителей-бомбардировщиков, на их счет следует отнести 60% всех разрушений╩. Если бы фирме Рипаблик пришлось вновь давать название своему самолету, то скорее всего он получил бы имя ╚Разрушитель╩, которое он заработал в огненном небе Кореи.










Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100