Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Боевое применение F-80 в Корее
             
         n Александр Чечин, Николай Околелов  


 

К началу корейской войны американские ВВС на Дальнем Востоке насчитывали в общей сложности 1172 самолета. ╚Шутинг Стары╩ имелись на вооружении пяти авиационных групп (FBG), три из них базировались в Японии. 49-я FBG, в состав которой входили 7-я, 8-я и 9-я FBS (истребительно-бомбардировочные эскадрильи), располагались на авиабазе в Мисаве, 8-я FBG (35-я, 36-я и 80-я FBS) - в Итазуке, 35-я FIG в составе 39-й, 40-й, 41-й FIS (эскадрильи истребителей перехватчиков) дислоцировалась в Йокоте. 35-й FIG организационно принадлежала и 8-я разведывательная эскадрилья самолетов RF-80A. В общей сложности на будущем театре военных действий насчитывалось 360 ╚Шутинг Старов╩ различных модификаций. Кроме этого, с Филлипин на Окинаву было переброшено 51-е крыло истребителей-перехватчиков. Все вышеперечисленные части и подразделения совсем недавно получили F-80, до этого личный состав эксплуатировал поршневые ╚Мустанги╩. Волею судьбы F-80 оказались первыми реактивными самолетами, принявшими участие в корейской войне. Начиная с 27 июня 1950 года, они совместно с F-82 ╚Твин Мустанг╩ эскортировали транспортные самолеты С-54, на которых эвакуировали гражданский персонал американских учреждений в Корее. Первый воздушный бой F-80 провели того же 27 июня. Четверка ╚Шутинг Старов╩ перехватила восемь Ил-10, следовавших курсом на аэродром Кимпо. Бой длился не более минуты, и в результате корейцы не досчитались четырех штурмовиков. Уцелевшие ╚Илы╩ на малой высоте ушли на север. И в тот же насыщенный событиями день северокорейские Як-9П и Ил-10 атаковали аэродром Сувон. Подоспевшие F-80 вступили с ними в бой. В этот день ╚Шутинг Стары╩ уничтожили еще два Ил-10 и три ╚Яка╩. 28 июня самолеты из 8-й FBG впервые нанесли удар по наземной цели - северокорейским танковым колоннам, идущим к Сеулу. Удаленность цели от мест базирования (более 500 км) вынудила летчиков использовать ПТБ, что делало невозможным применение бомб и ракет. Все это не позволяло ╚Шутинг Старам╩ эффективно бороться с бронетехникой, которой их пулеметы не причиняли никакого вреда.

С первых дней конфликта выявилось множество недостатков как в конструкции ╚Шутинг Стара╩, так и в организации подготовки летчиков. Уже в ходе войны пришлось усиливать подкрыльевые пилоны, которые нередко ломались под весом топливных баков, бомб и ракет. Труднее было устранить недостатки в подготовке летчиков. После окончания второй мировой войны внимание к подготовке летного состава заметно ослабло. В эскадрильях процветало упрощенчество. Считалось, что и так американские пилоты - лучшие в мире. В истребительно-бомбардировочных эскадрильях полностью исключили из курса боевой подготовки полеты на максимальную дальность по неизвестным маршрутам. Летчики выполняли полеты по знакомым маршрутам между авиабазами Японии при постоянном навигационном сопровождении с земли. С начала боевых действий даже у опытных летчиков стали возникать трудности в ориентировке над территорией, слабо обеспеченной навигационными средствами. Когда приходилось вести самолеты по способу счисления пути, то мало кто оказался к этому подготовлен. С трудом летчики выдерживали и длительные полеты на предельную дальность. Кроме того, за год, предшествовавший началу войны в Корее, в эскадрильях F-80 ни разу не проводилось ракетных стрельб. Конечно, начальство знало о происходящем в авиационных частях. Командующий ВВС неоднократно докладывал в Вашингтон о своих проблемах, но урезанный конгрессом военный бюджет не позволял вести полноценную летную подготовку и поддерживать в исправности весь парк боевых самолетов. Иногда просто не хватало керосина для учебных полетов. (Знакомо, неправда ли?)

И все же эскадрильи F-80 активно использовались американским командованием для решения самых разнообразных задач. 30 июня четверка F-80C из 36 FBG провела воздушный бой с группой Як-9 над аэродромом Сувон. Младшие лейтенанты Томас и Вустер сбили по одному самолету. 19 июля разведчик RF-80A обнаружил в районе Пхеньяна ранее неизвестный аэродром противника, на котором находилось более 25 поршневых самолетов. В этот же день ╚Шутинг Стары╩ нанесли по нему бомбовый удар. Результаты налета проверил высланный фоторазведчик. На снимках было видно 14 сгоревших машин. Интенсивность использования ╚Шутинг Старов╩ можно проследить на примере 35-й эскадрильи, самолеты которой совершили за первый месяц войны 737 боевых вылетов и провели в воздухе 1535 часов. До начала боевых действий летчики эскадрильи выполнили всего 103 вылета. С каждым днем рос боевой счет пилотов F-80. 7 июля два Як-9 уничтожил капитан Ю.Госсер, через неделю майор В.Кандерелл и капитан В.Радилифф ╚поделили╩ между собой Ил-10. К середине июля в результате ударов американской авиации по основным северокорейским аэродромам было уничтожено около 50 самолетов на земле и 9 - в воздухе. С этого момента остатки северокорейской авиации стали рассредоточиваться по небольшим хорошо замаскированным ВПП рядом с линией фронта. Отсюда они совершали неожиданные ╚вылазки╩, действуя преимущественно на малых высотах. Но это уже не представляло серьезной угрозы для американцев. С конца июля ╚Шутинг Стары╩ переключились на действия по наземным целям. Особое внимание F-80 уделяли танковым колоннам. В борьбе с бронетехникой наибольшую эффективность показали зажигательные баки с напалмом. Никакое другое авиационное оружие не могло вывести из строя танки Т-34. Бомбы не обладали достаточной точностью, ракеты HVAR не пробивали танковую броню, а вот зажигательный бак уничтожал все на площади 50 м2.

По итогам первых месяцев войны 70% всех самолетовылетов приходилось на F-80. Правда, эффективность ударов часто оставляла желать лучшего. Кроме уже указанных недостатков, большое влияние на КПД применения ╚Шутинг Старов╩ оказывали ошибки в наведении и масса неточностей в разведданных. Нередко летчики просто не находили цель в указанном месте и сбрасывали бомбы куда попало. Однако это не мешало американцам заявить о том, что их авиация с июля по октябрь 1950 года уничтожила 39 тысяч солдат, 452 танка, 6000 автомашин, 1300 вагонов, 250 паровозов и 75 мостов! Удаленность аэродромов базирования F-80 приводила к тому, что даже с использованием подвесных топливных баков они могли находиться над целью не более 15 минут. Возникшую проблему решили довольно быстро. В Корею направили 130-ю инженерную бригаду ВВС, усиленную саперными подразделениями армии. Уже в конце июля бригада подготовила аэродром К-2 в Тэгу и К-3 в Пхохане к приему реактивной авиации. Быстрый натиск противника не позволил летчикам по достоинству оценить труд строителей. В августе ╚Шутинг Стары╩ оставили свои новые базы и улетели обратно в Японию. Перед командованием опять встала проблема малого радиуса действия F-80. От ПТБ необходимо было отказаться и освободить узлы подвески для вооружения. Использование баков емкостью 625 л или 757 л на концах крыла проблему не решало. Даже при действии с ближайшего японского аэродрома в Итазуке самолет с восемью НУР HVAR имел радиус всего 350 км, а при подвеске двух 454-кг бомб - менее 160 км.

На выручку пришла смекалка технического персонала. Лейтенанты Е.Джонсон и Р.Эхан изготовили новые топливные баки, добавив к бакам ╚Флетчер╩ еще один отсек и доведя их общий объем до 1003 л. Дальность полета ╚Шутинг Стара╩ увеличилась до 563 км, при полной бомбовой нагрузке. Новые баки получили неофициальное название ╚Мисава╩. Японские предприниматели очень быстро наладили серийное производство новинки. Успешное решение одной проблемы породило другую. При резких маневрах у самолетов с ╚Мисава баками╩ стали отваливаться крылья. В боевых условиях летчики были вынуждены воздерживаться от маневров и при появлении истребителей противника старались избавляться от боевой нагрузки. Вместе с тем общая эффективность применения возросла, и противник стал замечать ╚Шутинг Стары╩ там, где раньше о них и не слыхали. Самолеты из 8 FBG атаковали большую колонну войск противника к северу от Сеула. В течение часа они уничтожили 117 грузовиков, 38 танков и большое количество живой силы. Столь удачных вылетов после изобретения новых баков стало много. С воздуха было хорошо видно, что обочины дорог забиты сгоревшей автобронетехникой. В конце концов северокорейские войска, неся большие потери на марше, снизили темп наступления. Напалм, бомбы и ракеты делали свое дело. В конце августа 1950 года разведчики RF-80A тщательно обследовали Инчхонский порт, который генерал Макартур выбрал в качестве пункта высадки десанта. По своему значению в корейской войне Инчхон занимает для американцев такое же место, как открытие второго фронта во второй мировой. В ходе подготовки операции возникло множество проблем. Одна из них - определение высоты береговых бетонных стенок, на которые придется взбираться пехоте. ╚Шутинг Стары╩ с высоты 60 м сделали несколько заходов на фотографирование. Полученные снимки анализировала специальная группа, которой удалось определить высоту стенки над морем на различных стадиях прилива. С началом высадки десанта над Инчхоном появились истребители F-80. На этот раз не обошлось без потерь. 9 сентября огнем зенитной артиллерии было сбито сразу три ╚Шутинг Стара╩, а 30 сентября - еще два.

В результате успешной высадки десанта аэродромы в Кимпо, Тагу и Пхохане опять оказались в руках американцев. ╚Шутинг Стары╩ начали использовать тактику челночных полетов. Взлетая с аэродромов в Японии, F-80 атаковали цели в Корее и производили посадку в Тэгу. Небольшая группа обслуживания производила заправку самолетов, подвешивала боеприпасы и выпускала машины в обратный путь. После удара по северокорейским войскам самолеты возвращались на свои базы в Японии. Такие полеты стали вынужденной мерой, так как на корейских авиабазах не хватало топливных цистерн и другого необходимого оборудования. Наступала зима, первые холода принесли массу неприятностей двигателистам. Оказалось, что при отрицательных температурах двигатель не заводится. Для запуска пришлось использовать 140-октановый бензин от ╚Мустангов╩. Для наземного персонала аэродромов зима стала настоящим кошмаром. Непривычные к холоду американцы жили в самодельных хибарах из ящичных досок и брезентовых палатках. Несмотря на трудности, интенсивность применения F-80 не снижалась. За сентябрь с аэродрома Тэгу было совершено 750 боевых вылетов. В этот период ╚Шутинг Стары╩ стали совершать и ночные рейды. Как правило, вылеты проводились в одиночку, реже парой с целью нанесения ╚беспокоящих ударов╩ по коммуникациям. Опытные летчики при помощи простых навигационных приборов F-80 умели проникать к армейским штабам и сосредоточениям войск противника и держать их в постоянном напряжении. Для причинения ╚беспокойства╩ целому району необходимо было совершить несколько самолето-вылетов в течение ночи. При этом живой силе и технике противника наносился достаточно ощутимый ущерб, хотя, как признают сами американцы, в ходе таких налетов гибло и мирное население. Безнаказанные ночные удары подрывали у северокорейских солдат веру в эффективность своей авиации и средств ПВО.

8 ноября 1950-го произошла первая встреча F-80 с реактивными истребителями МиГ-15. Четыре ╚Шутинг Стара╩ эскортировали бомбардировщики В-29, наносившие удар по мостам на реке Ялуцзян. Еще до подхода к цели их атаковала семерка ╚МиГов╩, из 28 ГИАП (по данным советской стороны в вылете участвовали только четыре самолета). В результате непродолжительного боя МиГ-15 сбили один F-80. Один ╚МиГ╩ был поврежден, но смог вернуться на аэродром в Мукдене. Американцы посчитали этот самолет сбитым. Победу записал на свой счет лейтенант Р.Браун. Американские пилоты поняли, что теперь у ╚Шутинг Старов╩ появился опасный враг, встреч с которым надо избегать. Правда, уклоняться от боя удавалось не всегда. Так, 27 декабря летчики 177-го ИАП перехватили группу F-80. Капитан Фомин сбил один ╚Шутинг Стар╩. 3 и 6 января американцы потеряли в воздушных боях еще пять самолетов. 24 января 177-й ИАП полным составом провел бой с большой группой F-80 и F-84. Капитан Беликов сбил один F-80. Через десять дней ╚МиГи╩ перехватили пятерку ╚Шутинг Старов╩ и сбили два из них. В этот день американцы потеряли и T-33, который иногда использовался в качестве разведчика. Его перехватили над рекой Ялуцзян. Потери ╚Шутинг Старов╩ неудержимо росли, но количество боевых вылетов не уменьшалось. За описанный период они нанесли 736 ударов по наступающим китайским войскам. А наступление китайцев развивалось стремительно. Уже 15 декабря линия фронта приблизилась к Кимпо. Теперь базировавшиеся там F-80 делали по несколько вылетов в день, помогая держать оборону. Время вылета составляло всего 10-15 минут, самолеты максимально нагружались бомбами и ракетами. Только одна эскадрилья за эти дни записала в свой актив 817 боевых вылетов. Несмотря на все усилия, 2 февраля аэродром Кимпо был захвачен. Поднимающиеся в этот день с аэродрома самолеты бросали бомбы и улетали в Японию на авиабазу Енсен, где им предстояло базироваться до середины 1951 года.

Контрнаступление американцев потребовало мощной авиационной поддержки, и опять основная нагрузка легла на F-80, которые до конца февраля совершили больше всех боевых вылетов - 750. 23 февраля 1951-го пара ╚Шутинг Старов╩ атаковала опорный пункт китайских войск в районе Инайна. Напалм сжег 170 солдат и офицеров. Когда этот район заняли американские войска, то их взору открылась страшная картина - вся техника, находившаяся в укреплении, сгорела и оплавилась. Повсюду валялись обугленные трупы. Удачно прошел и налет ╚восьмидесятых╩ на аэродром Синуй. Большинство из находящихся там самолетов Як-9 и Ил-10 (около 40 штук) было уничтожено. Все F-80 вернулись на свои базы.

Во второй половине войны начинается постепенная замена F-80 на более современные машины F-80 и F-86. С каждым месяцем ╚Шутинг Стары╩ все реже появлялись над полем боя. 12 сентября 1951-го можно считать самым плачевным днем для пилотов F-80. В этот день, по советским данным, северокорейским МиГ-15 удалось сбить 15 ╚Шутинг Старое╩ в одном бою! При этом только три ╚МиГа╩ получили повреждения. С тех пор F-80 не летали большими группами, а действовали по 4 - 8 машин. Возросшее тактическое мастерство летчиков позволяло меньшим количеством самолетов достигать неплохих результатов. Этому способствовало и более четкое взаимодействие с землей, которое осуществляли 18 постов наведения. Широко применялись передовые авианаводчики и воздушные командные пункты. В качестве последних использовались легкие самолеты Т-6. Особенно хорошо они помогали при быстром перемещении линии фронта. Дольше всего F-80C задержались в составе 80-го FBS. Свой последний боевой вылет они совершили 24 апреля 1953-го. В этот день самолеты выполнили 120 боевых вылетов и сбросили на противника 114 т бомб. За 6 месяцев до окончания войны все ╚Шутинг Стары╩ вывели из состава боевых подразделений. На фронте остались только разведчики RF-80. ╚Шутинг Стар╩ отличался большой прочностью конструкции. Легендой корейской войны стал случай с F-80C из 49-й FBG, когда он, совершая атаку на малой высоте, ╚чиркнул╩ об землю, рикошетом взмыл вверх и вернулся на свой аэродром! Известен и случай, когда один F-80 врезался в провод высоковольтной линии электропередач и вернулся на базу. За весь период корейской войны ╚Шутинг Стары╩ выполнили 98 515 боевых вылетов, сбросили на противника 30 179 т бомб, 7554 напалма и выпустили 80935 неуправляемых ракет. Американцы признали потерю 143 F-80, из них всего 14 - в боях с истребителями МиГ-15. Насколько правдивы эти данные, судите сами.




Уголок неба. 2007  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100