Уголок неба ¦ Боевое применение В-26 в Корее

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Боевое применение В-26 в Корее
             
         n Александр Чечин, Николай Окалелов  


28 июня 1950 года в 13 часов 30 минут четверка северо-корейских Як-9 атаковала аэродром Сувон. В результате был уничтожен бомбардировщик В-26. Этот самолет оказался первым «Инвейдером», потерянным входе начавшейся войны.

К этому моменту на Тихоокеанском театре военных действий находилась только одна 3-я бомбардировочная группа (3BG) ВВС США, вооруженная самолетами «Инвейдер». Базировалась она на аэродроме Ивакуни в южной части Японских островов. Первоначально в ее состав входило только две эскадрильи: 8-я (8BS) и 13-я (13BS). Первый боевой вылет самолетов этих частей назначили на 27 июня 1950 года. Предполагалось, что «Инвейдеры» ударят по противнику совместно с тяжелыми бомбардировщиками В-29. Но погода над морем не позволила самолетам подняться в воздух, и вылет отложили. Через день погода улучшилась, и ранним утром 18 самолетов В-26 из 13BS поднялись в воздух. Собравшись над морем, они взяли курс на Пхеньян. Целью удара стал аэродром, на котором базировались северокорейские истребители. На нем бомбардировщиков встретили зенитные батареи, но их огонь не отличился высокой точностью. «Инвейдеры» обрушили на стоянки самолетов Як-9 и аэродромные строения град осколочно-фугасных бомб. Несколько самолетов попытались взлететь для отражения атаки. Один истребитель сразу попал под шквал пулеметного огня из пикирующего В-26 и рухнул на землю. Второй, видя гибель товарища, скрылся в облаках. После бомбардировки воздушная разведка установила, что на земле уничтожено 25 самолетов, взорваны склад горючего и аэродромные строения. Дебют «Инвейдера» прошел успешно.

Завоеванное американцами в первые дни войны превосходство в воздухе давало возможность «Инвейдерам» летать на задания в любое удобное для них время, не опасаясь встреч с вражескими истребителями. Однако официальные американские сводки о потерях северокорейской авиации были слишком оптимистичны. Истребительная авиация Северной Кореи продолжала существовать. 15 июля 1950 года бомбардировщики В-26 подверглись атаке двух «Як-девятых». Один из «Инвейдеров» получил серьезные повреждения и еле дотянул до своего аэродрома. Через три дня аэродром удачливых «Яков» обнаружили и направили на его уничтожение группу реактивных истребителей «Шутинг Стар». Небольшая огневая мощь F-80, вылетевших из Японии, не позволила полностью разгромить аэродром, и 20 июля над ним появились «Инвейдеры», довершая дело. Взлетная полоса и более десятка истребителей оказались уничтоженными.

В критические дни войны основной задачей «Инвейдеров» считалась непосредственная поддержка отступающих войск. Двух эскадрилий машин для этого было явно недостаточно. Для усиления 3BG в августе 1950 года ВВС США начали подготовку и комплектование 452-й резервной бомбардировочной группы. Только в октябре группа перелетела в Японию на авиационную базу Мило. В нее входили 728, 729, 730 и 731 -я эскадрильи резерва ВВС США. К этому времени обстановка на фронте коренным образом изменилась, и от В-26 уже не требовалось прикрывать отступающие части, ведь линия фронта подходила к Китайской границе.

Первый боевой вылет 452-й группы состоялся 1 ноября 1950 года. К счастью американцев, МиГ-15, тоже дебютировавшие в этот день над Ялуцзяном, расправлялись с «Мустангами», и если не считать встречи с тремя корейскими «Яками», полет прошел более или менее гладко. Атаковавших истребителей Як-9 взяла на себя группа прикрытия, состоящая из истребителей «Мустанг», которой удалось сбить два самолета. Еще один «Як» был сбит пулеметным огнем с В-26.

Весной 1951 года все бомбардировочные группы, вооруженные «Инвейдерами», перелетели в Корею. 3BG разместилась на базе К-8 в Кансане, a 452BG - на двух аэродромах в районе Пусана. Базирование на Корейском полуострове позволило увеличить бомбовую нагрузку и сократить время полета до цели. Тем самым существенно снижалась нагрузка на экипажи. Введение в действие радионавигационных систем SHO-RAN и LORAN (ближней и дальней соответственно) повысило точность выхода на цели в отсутствии наземных ориентиров.

Появление советских МиГ-15 оказало сильное влияние на дальнейшую тактику применения «Инвейдеров». Летать днем становилось опасно, и В-26 перешли преимущественно на ночные действия. Одновременно закончилась и эпоха групповых налетов. Основной, боевой единицей стала «пара». Каждый вечер самолеты поднимались в воздух с единственной целью - разрушить коммуникации врага и не дать ему возможности снабжать свои войска по железным и автомобильным дорогам. Другими словами, В-26 летали на изоляцию района боевых действий. После 5 июня 1951 года В-26 начали принимать активное участие в операции, «Стренгл» («Удушение»). В соответствии с планом операции поперек Корейского полуострова была проведена условная полоса шириной в один градус, пересекающая самую узкую часть полуострова. Все дороги, проходящие в пределах этой полосы, разделили между родами авиации. «Инвейдеры» в составе ВВС получили в свое распоряжение западный участок полосы севернее Пхеньяна. Цели обнаруживались визуально: паровозы и автомобили - по зажженным фарам и огням, а ремонтные бригады на путях - по огням костров и фонарей. Вначале «Инвейдерам» удавалось захватывать противника врасплох, и каждая ночь приносила корейцам разбитые железнодорожные составы и горящие автоколонны. Затем северокорейцы стали на прилегающих к дорогам холмах расставлять посты раннего предупреждения. Звук летящего самолета указывал на необходимость тушить огни или приостанавливать работу. В особо важных местах к постам предупреждения добавили по десятку 75-мм зенитных пушек. Потери американцев от зенитного огня резко возросли, а эффективность налетов упала. Вместо ударов по заранее выбранным целям, летчики предпочитали менее опасные вылеты на «свободную охоту». В ночных условиях бомбы, обладающие некоторым радиусом поражения, не требовали идеальной точности сбрасывания, а вот большое количество пулеметов на «Инвейдере» превратилось в ненужный груз.

Исправить положение помогли скорые на выдумку аэродромные специалисты, приладив на крыло В-26 мощный прожектор. В одном из вылетов экипаж «Инвейдера» с прожектором, обнаружив колонну войск противника, сбросил бомбы, а во втором заходе включил прожектор. Ослепленная пехота противника растерялась и попала под пулеметный огонь. По американским данным, погибло около 300 человек (что маловероятно - Ред.). Однако подобные случаи были скорее исключением из правил.

Наибольший эффект приносил тактический прием, названный Hunter-Killer (Охотник-Убийца). Основной смысл его сводился к следующему. Два В-26 летели на одной высоте друг за другом и выдерживали дистанцию 4 - 5 км. Первый самолет - «Hunter», пролетая над целью, заставлял противника тушить огни. До появления второго самолета оставалось около двух минут. За это время противник успокаивался, считая первый случайным или даже своим самолетом, и опять зажигал огни, демаскируя свое местоположение. В этот момент появлялся «Killer» и сбрасывал свой смертоносный груз.

В ночных условиях штурманам самолетов В-26С, с «прозрачными» носовыми частями, естественно, было легче обнаруживать цели, чем их коллегам с В-26В. Исправлять недостатки В-26В пришлось уже в ходе войны, заменяя пулеметную батарею на прозрачный обтекатель. После переделки отличить «В» от «С» становилось почти невозможно. В дневное время «Инвейдеры» не могли интенсивно воздействовать на транспортные артерии северокорейцев, и поэтому ночью сбрасывались таймерные бомбы с замедлением до 72 часов.

В конце 1951 года в составе советских авиационных частей, размещенных в Китае, появилась специальная часть - 351-й истребительный авиаполк ночных перехватчиков. Базировался он в Аньшане. Летчики полка летали на поршневых истребителях Ла-11. Отсутствие на борту самолета поискового радиолокатора усложняло поиск целей, и истребители наводились по радио с наземных радиолокационных постов, которые имелись только в районе Аньдуна. Это обстоятельство сильно ограничивало район действий ночных бомбардировщиков. Тем не менее, их первой жертвой стал ночной бомбардировщик «Инвейдер». Победу записал на свой счет старший лейтенант Курганов.

Во время войны бывали случаи, когда «Инвейдерам» тоже приходилось выступать в роли ночных перехватчиков. Так, ночью 24 июня 1951 года В-26 из 8-й эскадрильи 3ВС, летя над своей территорией, обнаружил прямо перед собой легкий бомбардировщик По-2. Вероятно, корейцы возвращались с бомбардировки американской авиабазы К-6 (Сувон). За неделю до этого По-2 нанесли тяжелые потери американским ВВС, уничтожив около 10 истребителей F-86 в Сувоне. Пилот В-26В не растерялся и дал залп из всего бортового оружия. По-2 взорвался.

В 1951 году на фронте появилось несколько самолетов В-26 «Патфиндер» с радиолокаторами. Радиолокационная станция «Патфиндера» могла обнаруживать небольшие подвижные цели типа локомотивов и грузовиков. Их начали использовать в качестве лидеров ударных групп и самолетов целеуказания. Эксплуатацией РЛС в полете занимался штурман. Обнаружив цель, он подавал команды пилоту, если «Патфиндер» выступал в роли лидера, или по рации наводил на цель ударную группу. Последний, боевой вылет в Корее В-26 совершили 27 июля 1953 года.

Кроме бомбардировочной модификации «Инвейдера», в Корее воевали фоторазведывательный вариант самолета - RB-26C и самолет метеорологической разведки WB-26. Последние патрулировали над Японским морем, обеспечивая безопасность полетов авиации объединенных наций. Разведчики RB-26C входили в состав 162-й эскадрильи тактической разведки, воевавшей в Корее с августа 1950 года. Самолеты этой части сыграли большую роль в получении итоговых результатов авиационных ударов. Именно они доказали провал операции «Стренгл». На снимках, полученных экипажем RB-26, было прекрасно видно, как по разрушенным дорогам, объезжая воронки, двигались боевая техника и автотранспорт.

Всего за время войны в Корее самолеты В-26 выполнили 53 000 боевых вылетов, из них 42400 - ночью. В результате, «Инвейдерами», по американским данным, уничтожено: 39 000 автомашин, 406 паровозов и 4000 железнодорожных вагонов.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100