Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Боевое применение В-26 в Корее
             
         n Александр Чечин, Николай Окалелов  


28 июня 1950 года в 13 часов 30 минут четверка северо-корейских Як-9 атаковала аэродром Сувон. В результате был уничтожен бомбардировщик В-26. Этот самолет оказался первым ╚Инвейдером╩, потерянным входе начавшейся войны.

К этому моменту на Тихоокеанском театре военных действий находилась только одна 3-я бомбардировочная группа (3BG) ВВС США, вооруженная самолетами ╚Инвейдер╩. Базировалась она на аэродроме Ивакуни в южной части Японских островов. Первоначально в ее состав входило только две эскадрильи: 8-я (8BS) и 13-я (13BS). Первый боевой вылет самолетов этих частей назначили на 27 июня 1950 года. Предполагалось, что ╚Инвейдеры╩ ударят по противнику совместно с тяжелыми бомбардировщиками В-29. Но погода над морем не позволила самолетам подняться в воздух, и вылет отложили. Через день погода улучшилась, и ранним утром 18 самолетов В-26 из 13BS поднялись в воздух. Собравшись над морем, они взяли курс на Пхеньян. Целью удара стал аэродром, на котором базировались северокорейские истребители. На нем бомбардировщиков встретили зенитные батареи, но их огонь не отличился высокой точностью. ╚Инвейдеры╩ обрушили на стоянки самолетов Як-9 и аэродромные строения град осколочно-фугасных бомб. Несколько самолетов попытались взлететь для отражения атаки. Один истребитель сразу попал под шквал пулеметного огня из пикирующего В-26 и рухнул на землю. Второй, видя гибель товарища, скрылся в облаках. После бомбардировки воздушная разведка установила, что на земле уничтожено 25 самолетов, взорваны склад горючего и аэродромные строения. Дебют ╚Инвейдера╩ прошел успешно.

Завоеванное американцами в первые дни войны превосходство в воздухе давало возможность ╚Инвейдерам╩ летать на задания в любое удобное для них время, не опасаясь встреч с вражескими истребителями. Однако официальные американские сводки о потерях северокорейской авиации были слишком оптимистичны. Истребительная авиация Северной Кореи продолжала существовать. 15 июля 1950 года бомбардировщики В-26 подверглись атаке двух ╚Як-девятых╩. Один из ╚Инвейдеров╩ получил серьезные повреждения и еле дотянул до своего аэродрома. Через три дня аэродром удачливых ╚Яков╩ обнаружили и направили на его уничтожение группу реактивных истребителей ╚Шутинг Стар╩. Небольшая огневая мощь F-80, вылетевших из Японии, не позволила полностью разгромить аэродром, и 20 июля над ним появились ╚Инвейдеры╩, довершая дело. Взлетная полоса и более десятка истребителей оказались уничтоженными.

В критические дни войны основной задачей ╚Инвейдеров╩ считалась непосредственная поддержка отступающих войск. Двух эскадрилий машин для этого было явно недостаточно. Для усиления 3BG в августе 1950 года ВВС США начали подготовку и комплектование 452-й резервной бомбардировочной группы. Только в октябре группа перелетела в Японию на авиационную базу Мило. В нее входили 728, 729, 730 и 731 -я эскадрильи резерва ВВС США. К этому времени обстановка на фронте коренным образом изменилась, и от В-26 уже не требовалось прикрывать отступающие части, ведь линия фронта подходила к Китайской границе.

Первый боевой вылет 452-й группы состоялся 1 ноября 1950 года. К счастью американцев, МиГ-15, тоже дебютировавшие в этот день над Ялуцзяном, расправлялись с ╚Мустангами╩, и если не считать встречи с тремя корейскими ╚Яками╩, полет прошел более или менее гладко. Атаковавших истребителей Як-9 взяла на себя группа прикрытия, состоящая из истребителей ╚Мустанг╩, которой удалось сбить два самолета. Еще один ╚Як╩ был сбит пулеметным огнем с В-26.

Весной 1951 года все бомбардировочные группы, вооруженные ╚Инвейдерами╩, перелетели в Корею. 3BG разместилась на базе К-8 в Кансане, a 452BG - на двух аэродромах в районе Пусана. Базирование на Корейском полуострове позволило увеличить бомбовую нагрузку и сократить время полета до цели. Тем самым существенно снижалась нагрузка на экипажи. Введение в действие радионавигационных систем SHO-RAN и LORAN (ближней и дальней соответственно) повысило точность выхода на цели в отсутствии наземных ориентиров.

Появление советских МиГ-15 оказало сильное влияние на дальнейшую тактику применения ╚Инвейдеров╩. Летать днем становилось опасно, и В-26 перешли преимущественно на ночные действия. Одновременно закончилась и эпоха групповых налетов. Основной, боевой единицей стала ╚пара╩. Каждый вечер самолеты поднимались в воздух с единственной целью - разрушить коммуникации врага и не дать ему возможности снабжать свои войска по железным и автомобильным дорогам. Другими словами, В-26 летали на изоляцию района боевых действий. После 5 июня 1951 года В-26 начали принимать активное участие в операции, ╚Стренгл╩ (╚Удушение╩). В соответствии с планом операции поперек Корейского полуострова была проведена условная полоса шириной в один градус, пересекающая самую узкую часть полуострова. Все дороги, проходящие в пределах этой полосы, разделили между родами авиации. ╚Инвейдеры╩ в составе ВВС получили в свое распоряжение западный участок полосы севернее Пхеньяна. Цели обнаруживались визуально: паровозы и автомобили - по зажженным фарам и огням, а ремонтные бригады на путях - по огням костров и фонарей. Вначале ╚Инвейдерам╩ удавалось захватывать противника врасплох, и каждая ночь приносила корейцам разбитые железнодорожные составы и горящие автоколонны. Затем северокорейцы стали на прилегающих к дорогам холмах расставлять посты раннего предупреждения. Звук летящего самолета указывал на необходимость тушить огни или приостанавливать работу. В особо важных местах к постам предупреждения добавили по десятку 75-мм зенитных пушек. Потери американцев от зенитного огня резко возросли, а эффективность налетов упала. Вместо ударов по заранее выбранным целям, летчики предпочитали менее опасные вылеты на ╚свободную охоту╩. В ночных условиях бомбы, обладающие некоторым радиусом поражения, не требовали идеальной точности сбрасывания, а вот большое количество пулеметов на ╚Инвейдере╩ превратилось в ненужный груз.

Исправить положение помогли скорые на выдумку аэродромные специалисты, приладив на крыло В-26 мощный прожектор. В одном из вылетов экипаж ╚Инвейдера╩ с прожектором, обнаружив колонну войск противника, сбросил бомбы, а во втором заходе включил прожектор. Ослепленная пехота противника растерялась и попала под пулеметный огонь. По американским данным, погибло около 300 человек (что маловероятно - Ред.). Однако подобные случаи были скорее исключением из правил.

Наибольший эффект приносил тактический прием, названный Hunter-Killer (Охотник-Убийца). Основной смысл его сводился к следующему. Два В-26 летели на одной высоте друг за другом и выдерживали дистанцию 4 - 5 км. Первый самолет - ╚Hunter╩, пролетая над целью, заставлял противника тушить огни. До появления второго самолета оставалось около двух минут. За это время противник успокаивался, считая первый случайным или даже своим самолетом, и опять зажигал огни, демаскируя свое местоположение. В этот момент появлялся ╚Killer╩ и сбрасывал свой смертоносный груз.

В ночных условиях штурманам самолетов В-26С, с ╚прозрачными╩ носовыми частями, естественно, было легче обнаруживать цели, чем их коллегам с В-26В. Исправлять недостатки В-26В пришлось уже в ходе войны, заменяя пулеметную батарею на прозрачный обтекатель. После переделки отличить ╚В╩ от ╚С╩ становилось почти невозможно. В дневное время ╚Инвейдеры╩ не могли интенсивно воздействовать на транспортные артерии северокорейцев, и поэтому ночью сбрасывались таймерные бомбы с замедлением до 72 часов.

В конце 1951 года в составе советских авиационных частей, размещенных в Китае, появилась специальная часть - 351-й истребительный авиаполк ночных перехватчиков. Базировался он в Аньшане. Летчики полка летали на поршневых истребителях Ла-11. Отсутствие на борту самолета поискового радиолокатора усложняло поиск целей, и истребители наводились по радио с наземных радиолокационных постов, которые имелись только в районе Аньдуна. Это обстоятельство сильно ограничивало район действий ночных бомбардировщиков. Тем не менее, их первой жертвой стал ночной бомбардировщик ╚Инвейдер╩. Победу записал на свой счет старший лейтенант Курганов.

Во время войны бывали случаи, когда ╚Инвейдерам╩ тоже приходилось выступать в роли ночных перехватчиков. Так, ночью 24 июня 1951 года В-26 из 8-й эскадрильи 3ВС, летя над своей территорией, обнаружил прямо перед собой легкий бомбардировщик По-2. Вероятно, корейцы возвращались с бомбардировки американской авиабазы К-6 (Сувон). За неделю до этого По-2 нанесли тяжелые потери американским ВВС, уничтожив около 10 истребителей F-86 в Сувоне. Пилот В-26В не растерялся и дал залп из всего бортового оружия. По-2 взорвался.

В 1951 году на фронте появилось несколько самолетов В-26 ╚Патфиндер╩ с радиолокаторами. Радиолокационная станция ╚Патфиндера╩ могла обнаруживать небольшие подвижные цели типа локомотивов и грузовиков. Их начали использовать в качестве лидеров ударных групп и самолетов целеуказания. Эксплуатацией РЛС в полете занимался штурман. Обнаружив цель, он подавал команды пилоту, если ╚Патфиндер╩ выступал в роли лидера, или по рации наводил на цель ударную группу. Последний, боевой вылет в Корее В-26 совершили 27 июля 1953 года.

Кроме бомбардировочной модификации ╚Инвейдера╩, в Корее воевали фоторазведывательный вариант самолета - RB-26C и самолет метеорологической разведки WB-26. Последние патрулировали над Японским морем, обеспечивая безопасность полетов авиации объединенных наций. Разведчики RB-26C входили в состав 162-й эскадрильи тактической разведки, воевавшей в Корее с августа 1950 года. Самолеты этой части сыграли большую роль в получении итоговых результатов авиационных ударов. Именно они доказали провал операции ╚Стренгл╩. На снимках, полученных экипажем RB-26, было прекрасно видно, как по разрушенным дорогам, объезжая воронки, двигались боевая техника и автотранспорт.

Всего за время войны в Корее самолеты В-26 выполнили 53 000 боевых вылетов, из них 42400 - ночью. В результате, ╚Инвейдерами╩, по американским данным, уничтожено: 39 000 автомашин, 406 паровозов и 4000 железнодорожных вагонов.







Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100