Уголок неба ¦ Применение штурмовиков IA-58 "Pucara"

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Применение штурмовиков IA-58 "Pucara"
             
         n Александр Котлобовский, Алексей Заболотный  


 

К началу событий в Южной Атлантике ВВС Аргентины получили около 60 единственных боевых самолетов собственной разработки и постройки IA-58A Pucara (Свое имя «Пукара» самолет получил от названий маленьких крепостей патагонских индейцев). Этот легкий двухместный штурмовик, предназначенный прежде всего для борьбы с разного рода партизанами, был создан компанией Fabrica Militar de Aviones (FMA), расположенной в г. Кордоба. Он оснащался двумя французскими турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 э.л.с. Самолет располагал солидным арсеналом вооружения, который включал бортовые 20-мм пушки и 7,62-мм пулеметы, а также до 1500 кг различных боеприпасов, подвешиваемых на трех внешних узлах (бомбы, 70-мм НАР, напалмовые баки и даже торпеды).

В первую очередь кордобские «крепости» поступили на вооружение Grupo 3 de Ataque (GSA-3-я штурмовая авиагруппа), располагавшейся на авиабазе Реконкиста около г.Санта-Фе. Из трех эскадрилий этой части к началу войны за острова полностью боеспособными считались две, а одна лишь осваивала новую технику. Следует отметить, что многие экипажи G3A получили боевой опыт, принимая с 1976 г. участие в операциях правительственных войск против партизан в северо-западной провинции Тукуман. Хотя слабо вооруженные и обученные боевики - это, конечно, не отлично подготовленные и экипированные британцы... Еще около десятка IA-58 получила эскадрилья сформированной в начале 1981 г. 4-й группы, которая базировалась на Комодоро Ривадавия. Однако по прошествии почти полутора лет боеготовность этого подразделения оставалась далекой от своего пика. Когда аргентинские войска высадились на Фолклендах, уже было ясно, что «Пукарам» не миновать отправки на архипелаг. Во-первых, это подразумевалось самой концепцией генерала Менендеса, который собирался вести воздушную оборону своего гарнизона против флота и десантных сил неприятеля прежде всего с помощью легких боевых самолетов, базирующихся на местных аэродромах. Во-вторых, мальвинское «предприятие» считалось делом всех вооруженных сил, и такая крупная авиачасть, как G3A, просто обязана была принять в нем участие. Не последнюю роль сыграли и вопросы престижа - ну, никак не могли самолеты, созданные и серийно выпускавшиеся в Аргентине, не поучаствовать в деле общенационального значения.

Несомненно, при умелой организации применения «Пукары» представляли определенную боевую ценность в создавшихся условиях. Имея достаточно сильное вооружение и действуя с малых высот, они могли нанести ущерб вражеским кораблям и высадившемуся десанту. Особую опасность эти штурмовики представляли для британских вертолетов. В общем, «Пукары» были далеко не игрушечными самолетиками, и в штабе адмирала Вудворда исходившую от них угрозу принимали всерьез.

2 апреля 1982 г. из Реконкисты в Порт-Стэнли перелетели 4 машины из G3A. Создававшееся на островах подразделение получило громкое наименование Escuadron Pucara Malvinas (Мальвинская эскадрилья «Пукар»; поданным др. источников, его назвали Escuadron Aeromovil Malvinas - Мальвинская Аэромобильная эскадрилья). Возглавил его команданте (майор) Мигель Наварро. 9 апреля в его распоряжение из Реконкисты прибыли еще девять IA-58. Наряду с самолетами, было переброшено и большое количество предметов снабжения, необходимых для обеспечения нормальной боевой работы штурмовиков: снарядов и патронов, бомб, НАР, напалмовых баков и т.п. По прибытии на острова летчики приступили к освоению будущего театра военных действий. Следует отметить, что на Фолклендах они практиковали полеты с сокращенным экипажем - только с одним пилотом.

29 апреля новосформированный «эскадрон» перебазировался на расположенный у поселка Гуз-Грин полевой аэродром Кондор. Боевая работа началась 1 мая. Когда первые бомбы с «Вулкана» упали на Порт-Стэнли, аргентинцы решили, что англичане собираются высаживать десант. Сразу же по тревоге на взлет пошла четверка «Пукар», однако лучше бы они этого не делали. Сначала на разбеге у машины теньенте Кальдерона подломилась носовая стойка, самолет «клюнул», зацепился винтами за землю, перевернулся через нос и попутно повредил взлетавший рядом штурмовик. Оба летчика уцелели. В это время над аэродромом появились «Си Харриеры», которые сбросили бомбокассеты BL-755. «Пукара» борт А-517 получила серьезные повреждения и прекратила взлет. Больше всего не повезло теньенте Антонио Юкичу. Он смог оторвать свой штурмовик от земли, но сразу же попал под «дождь» бомбочек одной из кассет и погиб. Официальная пропаганда аргентинцев представила гибель летчика в более эпическом свете. В Буэнос-Айресе сообщили, что Юкич не только взлетел, но вышел на авианосец «Гермес», атаковал его, после чего был сбит. Однако англичане в тот день вообще не зафиксировали какие-либо атаки своих авианосцев. Британцы остались равнодушны и к заявлениям противника о том, что в тот день «Пукары» еще несколько раз атаковали корабли, в т.ч. с применением торпед! (Аргентинцы в этом свято убеждены и поныне). Что касается поврежденных утром машин, то, по уточненным данным, через несколько часов две из них были добиты «Си Харриерами».

Сразу после первомайского побоища команданте Наварро перебросил своих людей и матчасть на принадлежавший морякам полевой аэродром Кальдерой на о.Пеббл. Однако и здесь не удалось избежать погрома. Как известно, в ночь с 14 на 15 мая на остров высадилась группа британских командос и вывела из строя всю базировавшуюся там авиацию, в т.ч. шесть «Пукар»: А-502, А-520, А-523, А-529, А-552 и А-556.

Таким образом, у «Эскадрона Пукара Мальвинас» осталось всего три самолета. Однако вскоре с Реконкисты прибыло подкрепление в виде 11 машин, и вся компания вернулась на авиабазу Кондор. Летчики приступили к выполнению достаточно однообразной работы, которая заключалась в вооруженном патрулировании прибрежных вод. Так продолжалось до 21 мая, когда британцы высадились у Сан-Карлоса. В тот день боеготовыми оказались всего шесть IA-58, но и они не все смогли отправиться на задание.

Первым увидел корабли противника к-н Хорхе Бенитес и немедленно направил свой штурмовик в сторону плацдарма. Ему не повезло: курс машины пролегал над расположением группы командос 22-го полка SAS, имевшей на вооружении несколько ПЗРК. Один из британцев произвел пуск «Стингера» (первый в боевой обстановке в истории этого комплекса, печально известного нам по Афганистану) и сбил «Пукару». Летчик спасся. Команданте Карлос Томба также быстро вышел на неприятельские корабли, однако над холмом Дроун-Хилл его борт А-511 был перехвачен «Си Харриером», который «завалил» штурмовик огнем пушек. Томба удачно катапультировался.

Нескольким машинам все же удалось атаковать корабли, но низколетящие «Пукары» натолкнулись на сильнейшее противодействие, когда по ним стреляло все: от 114-мм пушек эсминцев и фрегатов до пулеметов и винтовок морских пехотинцев. Поэтому никакого успеха этот налет не имел, хотя аргентинцы выпустили не только НАРы, но умудрились использовать весь арсенал бортового стрелково-пушечного вооружения. Больше в тот день «эскадрон» Наварро не летал, а затем в его боевой деятельности вообще наступил недельный перерыв, за время которого удалось отремонтировать несколько штурмовиков.

Оставшиеся на материке летчики G4A также не сидели, сложа руки. Они занимались патрулированием вод у берегов Аргентины. И здесь не обошлось без потерь. 24 мая борт А-540 потерпел над морем катастрофу, в которой погиб пилотировавший его теньенте Валько.

На островах большая работа вновь наступила 28 мая, когда англичане атаковали аргентинские позиции в районе поселков Дарвин и Гуз-Грин. «Пукары» в то время уже не базировались на местном аэродроме, перелетев накануне в Порт-Стэнли. Британцы начали штурм на рассвете. В 9.00 генерал Менендес приказал аргентинской авиации поддержать свои наземные части. Вскоре над порядками неприятеля появились самолеты, в т.ч. три IA-58, которые сбросили напалмовые баки по позициям трех 105-мм гаубиц 8-й батареи 29-го артполка командос. Англичане потерь не понесли. Затем еще одна пара штурмовиков нанесла удар по роте «D» 2-го парашютно-десантного батальона. Результат оказался аналогичным предыдущему. После этих налетов британцы заявили, что сбили с помощью ЗУР «Блоупайп» три IA-58 . Однако на самом деле аргентинцам удалось избежать потерь. Например, одна ракета, шедшая за штурмовиком, в последний момент перенацелилась на пущенные НАРы, устремилась за ними и взорвалась в 20 м впереди «Пукары». Взрывной волной самолет едва не бросило в сваливание, но летчик справился с управлением и успешно вернулся на базу. В другом случае пилот вовремя заметил несущийся к его штурмовику «Блоупайп» и заложил резкий вираж. Неконтактный взрыватель ракеты сработал в относительной близости от самолета, и несколько осколков в него попало, однако это не помешало летчику выполнить задачу и вернуться домой.

В тот же день аргентинцы одержали единственную воздушную победу. Около 11.00 над полем боя появилась пара IA-58 теньенте Хименеса и Семаро, которые атаковали два вертолета Scout AH.1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, направлявшиеся на передний край для эвакуации раненых. Хименес сбил вражескую «вертушку», а Семаро в лучшем случае свою цель повредил (хотя аргентинцы были уверены, что расправились с обоими «Скаутами»). Затем летчики попали в надвинувшийся туман и потеряли друг друга. Для Хименеса ухудшение видимости имело роковые последствия. Он утратил всякую ориентировку и на полном ходу врезался в гору Блю-Маунтинз. Лишь в сентябре 1986 г. были найдены останки летчика и обломки его машины (А-537).

Во второй половине дня две «Пукары» вновь атаковали вражеские позиции, сбросив без всякого результата напалмовые баки и выпустив НАРы. В 16.30 одна из них, А-555, была сбита огнем стрелкового оружия 2-го британского парашютного батальона. Пилот теньенте Крусадо катапультировался и попал в плен. Пули англичан продырявили и вторую машину, которая вернулась в Порт-Стэнли с 58 пробоинами вдоль фюзеляжа и 4 - в мотогондолах. В целом день завершился для аргентинцев очередной неудачей. Они потеряли оба поселка, аэродром и находившийся на нем запас напалма.

После этих боев все штурмовики утратили боеспособность. Одни нуждались в ликвидации повреждений, другие - неисправностей, вызванных климатическими особенностями: витавшая в местной атмосфере соль выводила из строя те или иные детали, узлы и агрегаты «Пукар». (Та же соль приводила к отказам при стрельбе, и частенько штурмовики возвращались с неизрасходованными НАРами). Наземные специалисты трудились над поддержанием своих самолетов в должном состоянии, как говорится, не покладая рук. Однако, несмотря на их усилия, машины G3A не смогли воспрепятствовать ни продвижению англичан от Дарвина к Порт-Стэнли, ни высадке в заливе Фицрой 8 июня. Вскоре по аэродрому «мальвинской столицы» стали наносить удары не только «Харриеры», но корабельная и полевая артиллерия. В результате были уничтожены либо повреждены А-509, А-513, А-514, А-516, А-528, А-532. Потери могли быть гораздо большими, но аргентинцы рассредотачивали самолеты по различным участкам авиабазы и на нескольких дорогах.

Перед финальной стадией войны в боеспособное состояние все же удалось привести три из семи сохранившихся «Пукар». 10, 11 и 13 июня, накануне падения Порт-Стэнли, летчики совершили немногим более 30 боевых вылетов. Их главными объектами стали позиции британских гаубиц на горе Маунт-Кент. Один раз «Пукары» совершили налет на небольшой мост, по которому велось снабжение неприятельской артиллерии. Как правило, летчики брали полный груз НАР и атаковали с первого же захода. Отсутствие службы передовых авианаводчиков затрудняло обнаружение и выбор подходящих целей. В случае с мостом в наведении помогли свои артиллеристы, обстрелявшие его дымовыми снарядами.

В те дни «Пукары» летали ниже британских позиций, размещавшихся на захваченных возвышенностях, и подвергались интенсивному обстрелу из всех видов стрелкового оружия. Самолеты возвращались со множеством пробоин в верхних частях фюзеляжей и плоскостей, однако ни среди личного состава, ни в матчасти потерь больше не было. Правда, и урон неприятелю удалось нанести минимальный, но налеты аргентинских штурмовиков в какой-то мере сковывали его действия, косвенным подтверждением чего стало усиление обстрелов аэродрома с моря.

Когда 14 июня генерал Менендес капитулировал, в руки победителей попали шесть IA-58, которые были исправны или незначительно повреждены. Из них в Англию доставили А-515, А-522, А-528, А-533 и А-549, где большинство довели до летного состояния и выставили в различных музеях или иных экспозициях. Все, что сохранилось от оставшихся на архипелаге «Пукар», англичане стянули на созданный там полигон и использовали в качестве мишеней для летчиков и артиллеристов своего гарнизона.

В заключение - немного статистики. За время активной фазы Фолклендской кампании, т.е. с 1 мая по 14 июня 1982 г., «Пукары» выполнили 118 боевых вылетов на вооруженное патрулирование, разведку и для атак противника. По результативности налетов данные отсутствуют. Единственный известный успех - сбитие британского вертолета 28 мая. Аргентинцы потеряли все 24 IA-58, прибывшие на архипелаг. Погибли 2 летчика и 6 наземных специалистов.

Если же говорить о боевой эффективности «Пукар» во время Фолклендской войны, то здесь не все так однозначно, как смотрится на первый взгляд. Прежде всего на результативность их работы крайне негативно повлияло отсутствие службы передовых авианаводчиков. Ответственность за этот просчет ложится как на генерала Менендеса, так и на бригадира Кастельяно, командовавшего островным авиаконтингентом. Кроме того, не в полной мере был использован потенциал «Пукар» как истребителей вертолетов, хотя именно в этой роли IA-58 достигли наибольшего успеха. Необходимо отметить неприхотливость турбовинтовых штурмовиков к условиям базирования и неплохую живучесть. Хотя потери оказались большими, но в ходе боевых вылетов противнику удалось сбить всего три «Пукары». Аргентинские пилоты неоднократно уходили от такого грозного оружия, как ПЗРК, причем их самолеты не оснащались никакими средствами постановки помех. Основные потери группа Наварро понесла в результате плохой охраны аэродрома от диверсантов, воздушных налетов и артобстрелов. Утраты могли быть и меньшими, если бы командование Мальвинского гарнизона позаботилось о соответствующем инженерном оборудовании своих аэродромов и обеспечило самолетные стоянки хотя бы земляными обвалованиями.

 




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100