Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   И-153 в Финляндии
             
         n Михаил Маслов  



ришлось повоевать ╚Маечкам╩ и на стороне неприятеля. Начиная с 1940 г. и по 1945 г. включительно отдельные группы этих самолетов использовались в финкой боевой авиации, общее их количество за тот период составило 21 машину. Первые ╚Чайки╩ достались финнам в качестве трофеев зимней войны 1939-40 гг. Это были самолеты, которые потерпели аварии или сели на вынужденную посадку, всего таких аппаратов в ремонтопригодном состоянии насобиралось 8 экземпляров.

Уже 18 апреля 1940 г. первая из таких восстановленных машин под обозначением VH-101 получила опознавательные знаки финских ВВС- голубую свастику в белом круге, нанесенную на крыльях и фюзеляже. К лету 1941 г. количество боеспособных И-153 довели до пяти единиц. Первый отремонтированный экземпляр к этому сроку сменил обозначение с VH-101 на VH-11, остальные получили номера VH-12, VH-13, VH-14 и VH-16. Самолеты вошли в состав эскадрильи LeLv6 с местом базирования в городе Турку. Подразделению была поставлена задача по охране побережья, поиску кораблей и подводных лодок.

Накануне войны Финляндия активно сотрудничала с Германией, предоставляя последней порты и аэродромы для базирования кораблей и самолетов. Зная о негативной реакции СССР на такое единение, финская сторона вполне резонно ожидала атаки со стороны Красной Армии. Начиная с 22 июня 1941 г. эскадрилье LeLv6 была поставлена дополнительная задача по борьбе с ожидаемыми налетами советских бомбардировщиков. Действительно, 25 июня четыре десятка СБ появились над Турку и высыпали здесь свой бомбовый груз.

Противодействия в этот день бомбардировщики не встретили. Ранним утром следующего дня 18 СБ вновь бомбардировали Турку. На этот раз бомбовозы были встречены патрулем финских ╚Чаек╩, которым удалось подбита один СБ. После этого эскадрилью LeLv6 пepeвели на аэродром в Нуммела, где она полностью переключилась на задачи по патрулированию побережья. Летали ╚Чайки╩ с голубыми свастиками обычно парами, атаковали мелкие суда, в зону зенитного огня не входили, в воз душные бои старались не ввязываться.

Появление бывших ╚своих╩ самолетов было отмечено советской стороной, поэтому все И-153, замеченные в воздухе в этом районе встречались настороженно. Командованием Балтийского флота предписывалось советским истребителям И-153 вылетать на задания в составе не менее трех самолетов, а в случае обнаружения однотипных вражеских машин стараться их немедленно уничтожить. 10 июля первая финская ╚Чайка╩(VН-14) была сбита в районе полуострова Ханко советскими И-153 из состава 13-го иап. Неделей спустя поиск врагов привел к трагическим последствиям. Известные балтийские летчики-истребители Антоненко и Бринько, при возвращении с задания заметили две ╚Чайки╩, которые ошибочно приняли за вражеские. Петр Бринько, пилотировавший И-16, посчитал, что один из встречных самолетов идет в лобовую атаку, и сбил самолет своего однополчанина Ивана Козлова.

Имели место подобные случаи и впоследствии. Советские ╚Чайки╩ обстреливались зенитками и атаковались своими истребителями. 11 августа 1942 г. летчики 3-го Гиап авиации Балтийского флота Каберов и Костылев несли воздушное дежурство на истребителях ╚Харрикейн╩. На подходе к своему аэродрому они заметили И-153, идущий со стороны Финского залива, приняли его за вражеский и атаковали. Как выяснилось впоследствии, командир эскадрильи 71 иап майор Бискуп облетывал свою ╚Чайку╩ после ремонта и совершенно не ожидал нападения. Хотя в этом случае обошлось без жертв, отважный майор Бискуп летать на ╚Чайках╩ после этого не любил.

Кстати, противная сторона также всемерно избегала подобных недоразумений, для чего окрашивала носовую часть капотов двигателей и нижние поверхности законцовок крыльев в желтый цвет. На хвостовой части фюзеляжа наносилась широкая поперечная желтая полоса.

В течение лета финская группа потеряла один самолет в аварии, однако еще одну машину неожиданно приобрела. 25 июня 1941 г. одна советская ╚Чайка╩ серебристого цвета, с номером ╚12╩ на руле поворота, села на вынужденную в районе местечка Керимяки. 31 июля под обозначением VH-19 этот самолет вошел в состав Lel_v6. Таким образом, вплоть до осени первого года войны, финские ВВС эксплуатировали четыре И-153. 24 октября 1941 г., навстречу двум обнаруженным финским ╚Чайкам╩ по сигналу поста ВНОС (Воздушного оповещения, наблюдения и связи) с аэродрома Ханко взлетела пара И-16, пилотируемых летчиками Голубевым и Татаренко. На этот раз ошибка была исключена, на своем аэродроме оставались две последние ╚Чайки╩ из состава 13-го иап. Финские самолеты боя не приняли и попытались скрыться. Хотя атакующие ╚ишаки╩ были последнего, 29-го типа, превышение в скорости было незначительным и сближение шло медленно. В ситуации, когда вражеские машины могли уйти под защиту своих зенитных батарей, Василий Голубев выпустил вдогонку два снаряда РС-82, которые, по его мнению, разнесли один самолет на куски. Вторая ╚Чайка╩ попала под пулеметный огонь обоих И-16, были отмечены попадания, однако в условиях начавшегося обстрела с земли ╚ишачкам╩ пришлось покинуть место схватки. Согласно финским данным, они имели в этот день только одну подбитую ╚Чайку╩, которая с раненым пилотом села на вынужденную. Это оказалась та самая машина, захваченная в июне и получившая обозначение VH-19. Повреждения были, по всей видимости, основательны, ибо самолет находился в ремонте почти год и вошел в строй лишь в сентябре 1942 г.

Вплоть до оставления советскими войсками полуострова Ханко в декабре 1941 г, встреч с финскими ╚Чайками╩ не отмечалось. До конца года у противника оставалось три боеспособных самолета этого типа, которые использовались преимущественно для разведывательных целей.

Зимой 1941-42 гг, после того как Финский залив покрылся льдом, началась борьба наземных войск за овладение расположенными здесь островами. 1 января 1942 г. отряд полковника Баринова прошел по тонкому льду на остров Гогланд и выбил оттуда финнов. Вражеская сторона предпринимала неоднократные попытки изменить ситуацию в свою пользу. Вплоть до весны, с переменным успехом, шли бои за остров Гогланд, а также за острова Сескар и Большой Тютерс. Бои велись небольшими пехотными группами с использованием аэросаней. Снабжение действующих здесь советских подразделений велось самолетами МБР-2, защиту последних, разведку над заливом и борьбу с вражескими группами вели И-153 и И-16 из состава 71 -го иап. Финская авиация занималась аналогичной деятельностью, добавляя в круг своих интересов и самый крупный из островов - Лавенсаари, находящийся в руках советских частей. Участвовала в этих боевых действиях и Lel_v6, базирующаяся в тот период на ледовом аэродроме в Котке. В течении первой половины 1942 г. эскадрилья эксплуатировала от трех до пяти И-153 одновременно. Практически каждый месяц происходила серьезная авария, восполняемая потом аппаратом, прибывшим из ремонта. В конце марта в летном со стоянии находилось четыре самолета. Встреч с советскими истребителями в этот период отмечено не было, боевая деятельность сводилась в основном к задачам по патрулированию над заливом и к атакам наземных целей. 19 марта патруль финских ╚Чаек╩ обнаружил на льду Финского залива севший аварийно самолет МБР-2 и сжег его.

В продолжении лета количество боеспособных машин в LeLv6 не превышало трех в таком составе их использовали эпизодически. Тогда же обозначение самолетов меняется на IT. В сентябре из ремонта поступил само лет IT-19 - в строю снова четыре машины. 4 октября 1 942 г. эти четыре ╚Чайки╩ вылетели на разведку в Финский залив. В районе острова Лавенсаари финскую группу встретили советские ╚Чайки╩, базирующиеся здесь. В последовавшем воздушном бою один из финских истребителей (IT-1 7) был сбит. Потерю восполнили очередным поступлением из ремонта. 11 ноября одна из финских "Чаек" в районе Пенинсаари подловила одиночный Пе-2 и предположительно сбила его.

В конце ноября 1942 г. И-153 вошли в состав эскадрильи LeLv30 с местом базирования в Ромпотти (примерно в 100 км северо-западнее Ленинграда), здесь они непродолжительное время взаимодействовали с шестеркой истребителей Фоккер D.XXI. Основной боевой задачей по-прежнему оставалась разведка побережья и прояснение обстановки вокруг островов в Финском заливе. В январе 1943 г. один самолет вынужденно сел на лед залива и утонул вместе с пилотом. Еще одна машина(IТ-13) погибла 24 марта 1943 г. во время воздушного боя с советскими ╚Чайками╩. Однако, несмотря на потери, в летном состоянии практически всегда находилось три-четыре И-153. Всего, начиная с 1940 года, финские специалисты к этому моменту подобрали и отремонтировали одиннадцать аварийных советских ╚Чаек╩. В течение более чем года ведение боевых действий обеспечивалось за счет ремонтно-восстановительных работ. Причем многие самолеты побывали в серьезном ремонте не по одному разу.

В конце 1942 г. появилась возможность значительного увеличения немногочисленного соединения финских ╚Чаек╩. Именно тогда немецкие союзники решили передать (по другим данным - продать) Финляндии десяток истребителей типа И-153 из числа захваченных летом 1941 г. Машины находились в разной степени сохранности, но все требовали ремонта. Поступление их в эксплуатацию началось в период весны-лета 1943 г. Начиная с этого момента и вплоть до конца года LeLv30 эксплуатировал 5-7 самолетов. Серьезных воздушных столкновений в тот период не отмечалось, хотя цели оставались прежними. Обстановка в середине 1943 г. кардинально изменилась, советская авиация значительно усилилась вполне современными истребителями, поэтому командование Балтийского флота убрало свои И-153 с наиболее опасных участков. Менее активно стали вести себя и финские бипланы.

Весной 1944 г. ╚Чайки╩ с голубыми свастиками поменяли место дислокации и задачи боевого применения. Базируясь преимущественно на Вяртсиля, самолеты вошли в состав эскадрильи LeLv16 и совместно с подобными ветеранами (Лайсендер, Гладиатор, Фоккер С.Х) занимались обеспечением боевых действий в районе Онежского озера. Одним из последних боевых эпизодов стала встреча 29 июля 1944г. пяти финских ╚Чаек╩ с двумя десятками советских ╚Аэрокобр╩, при этом одна ╚Кобра╩ предположительно была сбита.

В начале 1945 г. в Финляндии оставалось восемь И-153. В феврале полеты на них прекратили и поставили на прикол. В законсервированном виде самолеты хранились до наступления 1950г, когда их окончательно списали.

 

 








Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100