Уголок неба ¦ Шведские добровольцы в ВВС Финляндии

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Шведские добровольцы в ВВС Финляндии
             
         n Михаил Жирохов  

 

Советско-финская война 1939-40 года является неотъемлемой частью событий Второй Мировой войны. Долгое время по истории этого конфликта рядовому читателю было известно очень мало, но с началом перестройки этой войне уделяли самое пристальное внимание отечественные историки. В том числе и авиационные, однако как правило основной упор делается на описание действий ВВС РККА и совсем немного упоминается о действиях противной стороны.

Стоит отметить, что мировое сообщество в тот момент восприняло войну как акт агрессии со стороны СССР и однозначно поддержало маленькую Финляндию. Как это было ранее в Испании, так и в 1939 году в страну хлынул поток иностранных добровольцев. Немало среди них было и летчиков. Самой большой и организованной группой были шведы.

F19.

О том, что война не за горами финское правительство поняло 9 ноября, когда фактически были сорваны переговоры в Москве, а через два дня началась мобилизация финской армии.

А уже 30 ноября 1939 года четыре советские армии нанесли удары по финской армии, без всякого объявления войны. 6 декабря в Стокгольме был образован так называемый Финский комитет, а 8 декабря командование ВВС Швеции по указке свыше начало организацию добровольческого подразделения.

Тут стоит отметить, что на всем протяжении своей истории шведское законодательство не препятствовало участию своих граждан в различных конфликтах за рубежами страны несмотря на свой нейтральный статус. С 13 по 17 декабря Финляндию посетил капитан Бьюггрен (Bjuggren) для подготовки условий для переброски шведских самолетов и летчиков.

После необходимых формальностей и подготовительных моментов началась переброска персонала, материалов и техники в северную Финляндию. К 30 декабря подразделению передали из состава шведских ВВС 12 истребителей Глостер "Гладиатор" и четыре легких бомбардировщика Хаукер "Харт" (чуть позже к ним добавился и транспортный Junkers F-13). Первой остановкой для летчиков и технического состава стал Вейтсилуото, куда их перебросили в канун нового года по железной дороге.

Тем временем положение на фронте было довольно тяжелым и шведское подразделение перебросили поближе. Передовая база (получившая кодовое название "Оскар" была основана в Олккаярви, 15 км к северо-востоку от Рованиеми. 12 января 1940 года отмечено первым боевым вылетом шведов (подразделение которых на тот момент было включено в состав финских ВВС как крыло F-19). Зданием на тот день стала разведка и штурмовка частей противника в районе Мёркоярви - Салмиярви - Салла. В ходе вылета один И-15 был сбит Ианом Якоби и еще три было уничтожено на земле (они пошли на счет Пер Стернера, Эке Мёрне и Мартина Веннерстрёма).

Вот что вспоминал о том вылете Веннерстрём: "Когда мы появились над озером Мёркёярви я сбросил мои 12-кг бомбы на советские самолеты, находившиеся на льду. Я пикировал к малой высоте, а бомбы сбрасывал в последний момент. Потом уходил на уровне холмов. Такая тактика лишала наши бомбардировщики истребительного прикрытия, и это было не умно. Но никто из нас не имел боевого опыта. Я поднялся на высоту и оказался единственным щитом для трех "Хартов". Вскоре два из них стали терять высоту. Открылись купола парашютов. Я видел черный дым на месте падения одного из самолетов. Я думал, что русские хорошо прикрыли свою базу и стал внимательно смотреть за обстановкой, ища замаскированные позиции зенитчиков. Но как потом оказалось я был свидетелем столкновения самолетов в воздухе".

Во время атаки F19 лишилось сразу трех (из четырех имевшихся) "Хартов". Два столкнулись в воздухе, как и видел Веннерстрём. В первом бомбардировщики, пилот л-т Стернер попал в плен, а летнаб л-т Андерс Захау погиб. Пилот второго "Харта" Арне Юнг тоже стал военнопленным, но его наблюдатель Матти Сундстен смог уйти на лыжах. Третий "Харт" ('Z') совершил вынужденную посадку из-за полученных в ходе атаки повреждений. Оба шведа (Гуннар Фёрнструм и Тхуре Ханссон) на лыжах смогли благополучно вернуться к своим.

Обстоятельства потерь были тщательно проанализированы впоследствии. Оказалось, что во время бомбардировки оба летчика столкнувшись "хартов" не смогли правильно оценить высоту и столкнулись (попросту говоря бомбардировщик имевший превышение в высоте просто свалился на своего товарища). Столкновение было столь неожиданным, что Стренер позже доложил, что его самолет был поражен огнем с земли. Из доклада Юнга следовало, что его самолет сразу же стал неуправляемым и он знаками приказал своему стрелку покинуть машину.

Сундестен до последнего боролся за свой самолет, даже когда его покинул его товарищ. Он смог совершить вынужденную посадку. Как он вспоминал над местом его посадки несколько кругов сделали советские самолеты и у него оставалось немного времени, чтобы взять свой рюкзак (в котором кстати находилась палатка на одного человека, компас, немного продуктов) и на лыжах направиться к линии фронта. Сундстен был родом из северной Швеции и фактически "родился на лыжах", благодаря чему ему удалось набрать довольно приличную скорость. Он шел на лыжах все время, иногда делая часовые перерывы (больше было просто было нельзя, ночью мороз достигал 40 градусов по Цельсию!). Однако даже он с трудом выдержал такое испытание - на второй день у него были обморожены руки. На третий день он вышел к большой дороге и затаился, пытаясь выяснить кто ее сейчас контролирует. Вскорости мимо него на расстоянии всего 10 (!) метров проследовал советский танк. За ним проехали несколько всадников, но к счастью они не смотрели по сторонам и не заметили шведа. На четвертый день пути он практически выбился из сил, идти было очень тяжело - толщина снега достигала одного метра. Правда, на снегу он обнаружил сигарету и решил что финские части уже близко (как известно, в РККА сигарет не было).

К концу дня он остановился между двумя холмами и опустился на рюкзак. В таком положении его и нашли финские солдаты, которые приняли его за русского. Из последних сил Сундстен выкрикнул единственную фразу, которую он знал по фински: "Не стреляйте! Я шведский летчик!".

Его нашли бойцы батальона Салла, которые сразу же отправили его в свой лагерь в 10 км южнее Маркёярви. Когда он вернулся на свой аэродром на него посмотрели как на прищельца с того света. Его сразу же отправили в госпиталь, залечивать обмороженные руки. Как потом выяснили он прошел на лыжах примерно 90 километров. К боевой работе он вернулся уже 21 января.

И наконец, последний "Харт". Фёрнструм оторвался от основной группы и после атаки шел в одиночку. Казалось бы все прошло удачно, но уже над линией фронта на 2500 метрахего перехватили три И-15бис. Летчик сразу ушел на 1000 метров, но советские истребители преследовали его и практически сразу самолет был поврежден: экипажем отмечены попадания в левое крыло и топливный бак. Фёрнгструм снова перевел бомбардировщик в пикирование. Однако вывести из него ему не удалось и швед повел самолет на вынужденную посадку возле двух одиноко стоящих деревьев. Шведы сразу же покинули самолет и укрылись за деревьями. Советские истребители совершили несколько заходов, пока не расстреляли остатки боезапаса. После того как они удалились Фёргнструм и Ханссон вернулись к самолету. К счастью, рюкзаки и лыжи уцелели. Правда, надвигалась ночь и передвигаться в темноте было самоубийством, поэтому они заночевали в холодных деревянных кабинах. С рассветом они смогли достичь западного берега Кемиярви, где были остановлены финским патрулем.

Как вспоминал Ханссон "Нам пришлось употребить все финские слова, которые мы знали, но в конце концов мы были дома. Первый же боевой вылет чуть не стал последним!". И Фёргнструм и Ханссон не участвовали в боевых вылетах в течение двух последующих недель. Советские источники тоже описывают сбитие "Харта". По доклад л-та Кружкова из 145 ИАП его группа атаковала одинокий финский разведчик "Туйску" и сбила его. Самолет упал в 6 км южнее Савукоски. Все советские самолеты вернулись без повреждений.

Сбитым самолетом был "Харт" Фёрнструма. Советские потери от налета на Маркиярви были минимальные - так по журналу боевых действий не отмечено ни одного уничтоженного самолета в тот день. Позже советские войска нашли тело Захау. При нем нашли одну фотографию, две идентификационных карточки, блокнот с фразой по фински: "Я доброволец в финской армии, не стреляйте" и т.д. Из найденного было понятно, что это шведский доброволец.

Попавшие в плен Стернер и Юнг четыре месяца провели в советском плену и были репатриированы в Швецию в мае 1940 года. С 15-го числа расширился район действий шведских добровольцев с основанием новой базы в Ульрике. Все это время продолжались вылеты на разведку и штурмовку советский позиций в районе Салла. Через два шведы стали использовать и еще одну площадку в Хирвасярви (кодовое название Нора). 17-е число отмечено и первым воздушным боем. В 12:00 на свободную охоту в районе Мёркаярви - Салла ушли четыре "гладиатора". Во время выполнения задания летчики обнаружили такое же количество И-15-х. С дистанции 400 метров Роланд Мартин и Пер-Джонан Салвин открыли огонь. Советские истребители предпочли в бой не вступать. На следующий день финны перехватили сообщение с советской базы в Кайрале. Согласно него 17 января в 12:10 произошел бой с четырьмя неизвестными финскими самолетами. В результате полученных повреждений л-т Бенедиктов совершил вынужденную посадку в Маркярви. Летчик получил ранения. Л-т Бондаренко совершил тоже вынужденную посадку в 14 км западнее Куолаярви. Самолет был списан, а летчик остался живым. Остается добавить, что л-т Бондаренко летал в составе 145-го ИАП.

В последующие дни продолжалась рутинная работа в районе. Однако встреч с советскими самолетами в воздухе не было.

23 января с 12:05 по 13:25 четверка "гладиаторов" под командованием Иана Якоби вылетела на прикрытие финский позиций района Маркярви - Салмиярви. На этом направлении налеты советских бомбардировщиков следовали буквально каждые двадцать минут.

За первый час патрулирования ни одного вражеского самолета в воздухе не обнаружили. Зато около 13:10 группа И-15бис из состава 145-го ИАП, ведомая л-том Конкиным атаковала шведский патруль. По докладам советских летчиков они "вражеский разведчик" был сбит и упал в Мьятиярви. Пилот погиб. Три советских истребители получили повреждения различной тяжести: в одном истребителе по возвращении насчитали 14 пулевых пробоин, во втором 25. В сбитом "Гладиаторе" ("B") погиб Джонн Сйквист (родился 14 марта 1918 года).

После окончания схватки в районе появилась тройка И-16, но "гладиаторы" не вступая в бой вышли из-за малого остатка топлива.

26 января советские бомбардировщики нанесли визит на Нору, но повреждения были минимальные. В это время в Стокгольм отправился Вьюггрен, который изучал возможность пополнения подразделения как людьми так и техникой.

Тем временем к концу месяца основали еще одну базу (Нора-2) к юго-востоку от Кемиярви. Кроме всего прочего финское командование передало шведам ПВО Рованиеми.

Утром 1 февраля тройка "гладиаторов" вылетела на патрулирование над Рованиеми. Они заняли высоту 3000 метров. В 10:30 появилась восьмерка ДБ-3 и 26 СБ из состава 5 ОСАП. Они сбросили 23 тонн бомб. Первая группа ушла без потерь, зато вторую атаковали патрулировавшие истребители. Один СБ-2 (серийный номер 15\59) из 3-й эскадрильи 5 ОСАП был сбит Пер-Джоханом Салувином в 78 км к северу от Рованиеми. Экипаж в составе л-та Бориса Бабкина, А.У.Мельника и Б.И. Батурина погиб. В обломках бомбардировщика потом насчитали две сотни пулевых пробоин. По докладам стрелков они сбили два вражеских истребителя, но реально шведы потерь не имели. Это был первый бомбардировщик, пошедший на счет F19.

К середине месяца группа получила новую матчасть: транспортный Waco, курьерский Raab-Katzenstein и один Хаукер "Харт".

К тому времени шведы перешли в основном на ночной образ жизни, атакуя аэродромы Кайпала и Салла. Правда, успехи были более чем скромные. Только в ночь с 18 на 19 февраля Экке Мёрне записал себе на счет уничтоженный И-15бис. Важным этапом стало прикрытие 18-22 февраля эшелона с шведским добровольчеким корпусом, который перебрасыаался из Кеми в Кемиярви. По ночам продолжались периодические налеты на советские позиции.

Утро 20 февраля выдалось неспокойным. Наземные посты отметили пролет группы СБ (из состава 3-й эскадрильи 16 СБАП) в направлении Ухтуа. На перехват в 08:40 с Ульрика поднялась пара "гладиаторов", в кабинах которых сидели Пер-Джонан Салвин и Гидеон Карлссон. Через 30 минут над Ваалой им удалось нагнать бомбардировщики. Салвин вел огонь по двум СБ и вышел из боя после того как у него закончились патроны. Стрелок первого (л-т А.Я. Авруцкий) не получая инструкций от пилота, выбросился с парашютом и попал в плен. СБ вернулся на свою базу, но летчику пришлось совершить вынужденную посадку без шасси. Л-т Михаил А. Борщев и Николай А.Трошенко были ранены. Самолет естественно списан. Второй самолет был только поврежден, но кормовой стрелок Александр П.Попов был тяжело ранен и умер в госпитале 27 февраля. Гидеон Карлссон в бое практически не участвовал, ограничившись атакой второго СБ. "Гладиатор" "E" Салвина был поврежден огнем стрелков и после вынужденной посадки в Улииборге восстановлению не подлежал. Бомбардировки Рованиеми происходили постоянно, но перехватов было немного.

Так, 21 февраля город атаковали 26 СБ и 13 ДБ-3. В этот момент в воздухе находилось четверка "гладиаторов", но пара была вынуждена вернуться из-за малого остатка топлива. И бой приняли только Арне Фрикхольм и Карл-Олоф Стенингер. Вдовем они сбили ДБ-3 и СБ-2.

ДБ-3 ("11", 391695) совершил удачную посадку в 18 км северо-западней Вуотсо, причем его бомбы упали на Пайалу, уже на шведской стороне границы! Пилот л-т Алексей Н. Исашев попал в плен, а штурман л-нт Ф.Запрягалов и стрелок с-нт Ф.В. Волков в перестрелке погибли.

Впоследствии самолет восстановили и он продолжил свою службу в финских ВВС. СБ (номер 5\95) вышел из боя с черным шлейфом. Однако на базу не вернулся и на сегодняшний день его экипаж (в составе л-та И.Д. Даниленко, л-та Алексея Лосева и ст.с-нта А.П. Петрова) считается пропавшим без вести. Как всегда, советские стрелки заявили о двух сбитых истребителях противника, но реально шведы потерь не понесли. К началу марта произошла ротация личного состава F19, что отразилось в том числе и на смене командования: вместо убывшего Сёнденберга командование принял Иан Якоби. Для лучшей организации противодействия "гладиаторы" буквально по одному самолету были разбросаны по многочисленным полевым площадкам.

7 марта два Сб из состава 34 ДРАЭ были сбиты в 65 км юго-восточней Улиборга. Победы записал на свой счет Эйнар Техлер. Экипаж обоих самолетов (л-т Алексеев, мл.л-ты Морозов и Сегкин в одном и к-н Гребенников, л-т Мацнев и ст.с-нт Лепика в другом) погибли.

Техлер взлетел в 14:00 с Ваалы на перехват трех СБ. правый СБ был первый. После удачных попаданий самолет окутался черным шлейфом и ушел к земле. Дальше был левый. И снова несколько удачный попаданий и самолет загорелся. Сам швед получил несколько попаданий и посадка на Ваалу прошла не без проблем. Он сделал только полкруга и стал готовиться к аварийной посадке. Дело в том, что был пробит топливный бак и уровень топлива катастрофически падал. Только мастрество летчика помогло избежать аварии. После осмотра оказалась, что единственная пуля пробила бак и застряла в компасе. На следующий день Салвин повредил один СБ-2 к востоку от Ваалу. Никаких подробностей у автора нет.

10 марта 1940 эскадрилья ТБ-3 (бывшая 1 ТАП) атаковала Рованиеми. Один самолет из вылета не вернулся. Этот ТБ-3 (командир экипажа мл.л-т Сергей Карепов) был сбит Гидеоном Карлссоном в 5 км восточней Кемиярви. Самолет (серийный номер 22198) совершил аварийную посадку на лед озера Муртоселкё. При приближении финских солдат они пытались отстреливаться. В результате пять человек экипажа, среди них л-т Николай Воробчиков, мл.л-ты Борис Коган и Кирил Щетихин в перестрелке погибли. А три стрелка - ст.с-нт Николай Григорьевич Глоба (24 года), Алексей Затонов и Григорий Захаров попали в плен.

По докладу Карлссона во время патрулирования над Рованиеми ему удалось перехватить шесть ТБ-3 на 2000 метрах. Он атаковал один самолет и видел, как повредл все четыре двигателя. Затем он вышел из боя, так как у него закончились боеприпасы. "Гладиатор" получил минимальные повреждения (одна пуля попала в пропеллер).

В 14:10 Эке Хилдингер взлетел с Вейтсилуото для опробывания после ремонта двигателя "Гладиатора" "D" (#274). Эке был инженером крыла и всегда опробывал самолеты после ремонта. Однако в этот раз случилось непоправимое - самолет в воздухе взорвался, похоронив своего пилота под обломками. В ходе расследования оказалось, что во время пикирования оторвалась одна из лыж, которая пробила левое крыло и затруднила управление самолетом. В результате от крепления лыж таким способом отказались.

11 числа шведы несколько раз летали на свободную охоту в районе Маркиярви- Салла-Сайя, а ночью атаковали колонну в раыоне северо-восточней Маркиярви. А 13 марта в 11:00 вступило в действие перемирие, которое положило конец Зимней войне. Однако столкновения по всему фронту продолжались еще до конца дня. С этого же дня шведы стали готовиться к отъезду домой. Транспортные самолеты крыла совершали регулярные полеты в Швецию. 26-го числа в Кеми прибыл сам Маннергейм чтобы поблагодарить шведских добровольцев за оказанную помощь. 29-30 марта семь "гладиаторов", два "Харта" и один связной самолет своим ходом перелетели в Швецию. Последний рапорт F19 датируется 9 апреля 1940 года, когда в Швецию перелетел последний Waco.

Кроме того большое количество шведов служило в финских ВВС вне F19. Правда, об их деятельности данные весьма отрывочные и неполные. В LeR 2 механиками были Франс Грим (Frans Grym) и Гёста Вилдман (Gosta Widman).

В LeR 3 стрелком служил Гёран Акселл (Goran O. Axell). Тут же пилотами были Бенгт Хейил (Bengt Heijl), Свен Бергендахль (Sven B.L. Bergendahl), Герт Грегер (Gert Greger) (с 16 марта привлекался для перегонки Брюстеров "Буффало" из Швеции), Гуннар Лёвегрен (Gunnar Lowegren), Хакан Сандберг (Hakan Sundberg) . А механиками были Гудмунд Пер Олаус Ойлунд (Gudmund Per Olaus Alund), Бенгт Экхольм (Bengt Ekholm), Андрес Охлссон (Anders Ohlsson), Бенгт Карл Лённквист (Bengt Carl Lonnqvist), Эрик Гуннар Нордин (Erik Gunnar Nordin). В этом же крыле летнабом летал Кнут Спарре (Knut Sparre).

В LeR 4 на "Бленхеймах" летали Курт Бьйорквалл (Kurt Bjorkvall) (в качестве пилота), Торольф фон Ваченфельдт (как штурман) и Ганс Леухусен (стрелок). Это была примечательная троица.

Бьйоквалл был пионером шведской авиации, 28 августа 1931 года выполнил впервые беспосадочный перелет Стокгольм - Лондон. Через три года пытался перелететь Атлантический океан, но потерпел аварию и был подобрал экипажем французского рыболовного траулера. После окончания войны Курт трагически погиб 30 мая 1940 года во время взрыва ангара шведской эскадры F6.

Барон Леухусен был типичным солдатом удачи: в 1918 году здесь же в Финляндии участвовал в войне за независимость, два года (1936-38 гг) воевал в Испании. За свою деятельность в Финляндии был награжден Vapaudenristi (Финский Крест за Свободу).

И наконец, Торольф фон Ваченфельд (Torolf F. von Wachenfeld). С началом войны он совершил несколько рискованных миссий на картографирование и разведку в северной Финляндии. Все трое летали в одном экипаже, однако конкретных данных нет. Пилотом T-LeR 2 был Пер-Гуннар Джеринг (Per-Gunnar Jering). После окончания Зимней войны практически все добровольцы покинули ряды финских ВВС и в следующей войне, которая получила название "Продолженной" и началась в июне 1941 года, приняли участие всего два иностранца. Это были шведы Стэн Ёке Харальдссон и Густав - Мауриц Армфельдт.

Армфельдт принимал участие в Зимней войне, правда в пехоте, в составе Svenska Frivillig Karen (Шведского добровольческого корпуса). Вернулся в Финляндию в мае 1943 года и был единственным иностранцем в финских ВВС в тот момент.

Получил звание сержанта и был отправлен в T-LeLv 35. Из-за того что не говорил на финском летал на патрулирование только с бортстрелком, который понимал на шведском и поддерживал связь с командованием. Получил травму в катастрофе 4 октября 1943 года. В конце 1943 года был переведен в летную школу, где прошел курс переобучения на истребители. Тут с инструкторами он общался на английском. Получил финский диплом летчика-истребителя 24 февраля 1944 года. А 22 июня официально был зачислен в 2/LeLv 16, где на Глостере "Гладиатор" (!!!-в 1944 году) выполнил несколько разведывательных полетов. На самолете не было радио и он как прилетал составлял разведывательный отчет на шведском, который потом переводили.

После того как подразделение было перевооружено на истребители Myrsky (на которых было радио) от боевой работы его отстранили.

26 сентября 1944 года получил Vapaudenristi 4 (финский Крест Свободы 4-й степени) и на следующий день вернулся на родину.

Харальдсон во время Зимней войне тоже воевал в пехоте. Прибыл в Финляндию 25 февраля 1942 года. Только 21 марта был направлен в LeLv 42 (позже переведен в LeLv 6) как механик. Погиб 4 сентября 1942 года во время вооруженного патрулирования Аландского моря на предмет обнаружения советских подводных лодок. Гидросамолет Blackburn Ripon RI-152 затем подняли в 500 метрах западнее маяка Найхемс. Вместе с ним погиб и пилот - Калерво Малинен.

   

Источники: 
F19 - en krцnika - Greger Falk, Svensk flyghistorisk Fцrening, Stockholm, ISSN 0345-3413 
F19 enligt ryska kдllor - Carl-Fredrik Guest, Ikaros - 1997 
Flygvapenmusei Еrsbok 1997, Linkцping, ISSN 1102-1926 
Kuulumiset magazine no. 4 - Nils Treichel 
Svenska flygare i цsterled - Bjцrn Bjuggren, 1942 Еhlen & Еkerlunds Boktryckeri, Stockholm










Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100