Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Беспилотные крылья Румынии "холодной войны"
             
         n Михаил Жирохов  


В последнее время беспилотные летательные аппараты занимают все большую нишу в системе вооружений ведущих стран мира. В этом плане крайне интересна и поучительна история появления БПЛА в той или иной стране. А тем более стране с большими авиационными традициями, такой как Румыния.

Летом 1986 года на авиабазе "Михаил Когалничеану" было сформировано сверхсекретное подразделение √ 143-я эскадрилья беспилотной разведки. Сюда были сведены закупленные в СССР 12 "беспилотников" Туполев Ту-143, получившие местное обозначение VR-3. При этом восемь "дронов" были сконфигурированы для фоторазведки, а 4 √для видео. Аппараты оказались весьма добротными и состояли на вооружении до 1997 года, после чего были отправлены на хранение в Янку. В 2006 году две машины для запуска и 11 БПЛА попытались продать через фирму "Romtehnica". Однако покупателей на такое старье не нашлось и в 2008 году все VR-3 пошли на слом.


Подготовка к вылету румынского БПЛА Shadow 600

Однако от идеи беспилотной авиации в Румынии не отказались и 15 августа 1998 года в Гиармате была сформирована вторая эскадрилья √ 142-я. На первом этапе на вооружение нового подразделения поступили 6 аппаратов американского производства Shadow 600 (3 закуплены в 1999 году и три √ в следующем), а также станция наземного контроля. Все это было куплено у компании AAI Corporation за 20,5 миллионов долларов. Кроме этого, этим же контрактом был определен и опцион на 15 аппаратов и три станции наземного контроля. Первая очередь поставок была завершена в 2001 году, что позволило перевооружить и 143-ю эскадрилью. Стоит сказать, что эти поставки были оплачены в счет американской военной помощи.

Однако перевооружение не прошло гладко: 20 апреля 2000 года во время учебного вылета был потерян первый аппарат.

В 2003 году обе эскадрильи были сведены на авиабазе Крайова, после чего 142-я эскадрилья была отправлен в состав контингента евро-американских войск в Ирак. Базируясь в восточном Ираке, шесть Shadow 600 использовались для поддержки польского контингента. Основной задачей операторов была разведка дорог и поиск боевиков. Всего до июля 2009 года румыны выполнили примерно 800 вылетов, налетав 2500 часов. В ходе тяжелейших условий эксплуатации три аппарата были потеряны, да и боеготовность остальных поддерживалась только за счет "каннибализации".

Последние аппараты были поставлены в 2010 году. Состояние их на сегодняшний день неизвестно, так как видео их учебных полетов практически не появляется, больше румынские БПЛА можно увидеть на земле во время различных авиашоу.

Заканчивая рассказ о румынских БПЛА, нельзя не рассказать и о попытке создания отечественных аппаратов. В2006 √ 2012 годах было построено несколько опытных мини-БПЛА SACT Boreal 5/5E.

Аппараты разработаны небольшой фирмой ACTTM, имеют электрический двигатель и предназначены для действий на высотах от 250 до 800 метров. Полезная нагрузка √ 700 грамм, что соответствует видеосенсору CCD Sony FCB IX или камере Photon. Это оборудование позволяет передавать данные до10 км. Автономность батареи составляет от 40 до 75 минут, в зависимости от погодных условий. Интересно, что весь комплекс для запуска разбирается на два носимых комплекта и готовится к боевому применению в течение 15 минут.

Впервые публике аппарат был показан 25 июля 2009 года и сейчас он состоит на вооружении румынских армейских подразделений.


БПЛА Air Array

Продолжаются работы и ныне. Так, недавно появилось сообщение, что малоизвестная фирма ARCA разработала беспилотный летательный аппарат семейства Air Strato √ Air Array, который отличается большими размерами. Так, по сообщению иностранной прессы размах крыла составляет 16 метров. Аппарат предназначен для полетов в стратосфере на высоте 18 км. Электрический "дрон" способен совершать полет продолжительностью 7 часов на аккумуляторах или три дня при использовании солнечных батарей. Аппарат позволяет поднимать до 30 км различного оборудования.

 



Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100