Уголок неба ¦ Потери вертолетов Scout ВС Великобритании

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов Scout ВС Великобритании
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 10 июля 2024 г.

Использовались в т.ч. сведения https://asn.flightsafety.org/asndb/type/SCOU, https://www.rotorspot.nl/product/scout.php, https://www.helis.com/database/country/UK/, https://www.ukserials.com и https://scramble.nl/database/military/uk .

Таблица №1     

Сведения о потерях.

б/н дата потери

примечания
XP166 26 февраля 1975 Получил повреждения в аварии и был списан по данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/139566. Впоследствии использовался только как нелетающий инструкционный корпус. В 2010 г. был продан в частную коллекцию как б/н G-APVL. Это потеря, хотя и не совсем корректная. Данная машина была прототипом вертолетов типа Скаут и во всех справочниках проходила как вертолет типа Saro P.531 производства компании Saunders Roe.
ХР188 18 мая 1961 Вертолет из предсерийной партии.
ХР192 13 ноября 1962 Вертолет из предсерийной партии.
ХР849 3 апреля 1997 Списан после аварии по данным https://www.ukserials.com. По данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/139620 сразу после аварии получил индекс DBR (damaged beyond repair- поврежден и не подлежит ремонту). Впоследствии был продан гражданским как б/н G-CBUH и отремонтирован, в 2010 г. получил новый б/н ZK-HQU. Потерей не считается. Есть фото от 8 апреля 2022 г. https://nzcivair.blogspot.com/2022/04/motueka-news.html.
ХР851 10 мая 1963  
ХР852   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php. По данным https://www.helis.com/database/cn/45063/ в сентябре 1987 г. от вертолета еще оставалась только часть корпуса.
ХР854 23 марта 1965
ХР856   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php. По данным https://scramble.nl/database/military/uk в январе 2012 г. от вертолета еще оставалась только кабина. По данным https://www.helis.com/database/sqd/2499/ вертолет находился с 1977 г. по 1984 г. в инженерном тренировочном центре армейской авиации/Air Engineering Training Wing (AETW) в виде учебного пособия, т.е. нелетающего инструкционного корпуса.
ХР885   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
ХР887   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
ХР889 23 февраля 1965
ХР890 6 октября 1981 Списан по данным https://www.ukserials.com/losses-1981.htm. Вертолет был поврежден на земле при столкновении с ним другого вертолета типа Белл-47 с б/н G-AXKT. Первоначально этот Скаут хотели отремонтировать, но впоследствии по какой-то причине ремонт был отменен. Машина в 1987 г. была разобрана на запчасти. Это потеря, хотя и не совсем корректная. Информация источника https://www.helis.com/database/cn/47895/ о ремонте в 1981 г. и возможной передаче этой машины в состав ВМС Австралии как б/н N8-102 является недостоверной. По данным https://www.aviafora.com/forums/forum/helicopter-fora/nostalgia/359-the-westland-scout/page2 в октябре 1997 г. поврежденный Скаут с б/н ХТ890 продавался на площадке RNAS Almondbank в Шотландии.
XP892 17 ноября 1964
XP894   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
XP895 11 ноября 1966 Списан по данным https://www.helis.com/database/cn/47899/ и https://www.ukserials.com.
XP896 20 ноября 1973
XP898   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
XP899 1 ноября 1979 Списан по данным https://www.helis.com/database/cn/47553/.
XP901 18 января 1983
XP903   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
ХР904 12 мая 1978 По данным же только https://scramble.nl/database/military/uk был потерян 5 мая 1978 г.
ХР906 12 марта 1985  
ХР908 13 августа 1980 По данным https://scramble.nl/database/military/uk был потерян 14 августа 1980 г.
ХР909 19 февраля 1991  
ХР910 13 сентября 1989  
XR596 16 июля 1964 Или 15 июля 1964 г.?
XR598 30 марта 1967 Списан по данным https://www.ukserials.com и https://www.helis.com/database/cn/47922/. По данным https://scramble.nl/database/military/uk был потерян 18 октября 1966 г.
XR599 20 сентября 1965  
XR601 26 августа 1979  
XR602   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
XR604 8 февраля 1979  
XR628 8 июня 1982  
XR631 19 июня 1974  
XR633 7 сентября 1966  
XR634 16 мая 1966  
XR636 12 апреля 1974 Списан по данным https://scramble.nl/database/military/uk и https://www.helis.com/database/cn/39173/. По данным https://www.ukserials.com был потерян 12 апреля 1973 г.
XR637   Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/scout.php.
XR638 3 января 1966 Или 4 января 1966 г.?
XR640 14 мая 1969  
XT615 2 февраля 1968  
ХТ619 10 марта 1966  
ХТ621 19 мая 1970  
ХТ622 23 апреля 1968  
ХТ625 30 января 1968  
ХТ629 28 мая 1982  
ХТ635 5 мая 1967  
XT637 29 января 1980 Списан по данным https://asn.flightsafety.org/wikibase/139619
ХТ641 в сентябре 1967 Списан по данным https://www.helis.com/database/cn/47958/ 3 сентября 1967 г. Списан по данным https://scramble.nl/database/military/uk 7 сентября 1967 г. Списан по данным https://www.ukserials.com 1 сентября 1967 г.
ХТ647 28 сентября 1982  
XV120 6 июня 1967  
XV125 16 декабря 1969 Списан по данным https://www.helis.com/database/cn/47970/ и https://www.ukserials.com. Списан по данным https://scramble.nl/database/military/uk 21 января 1970 г.
XV132 11 апреля 1978  
XV133 9 января 1976 Списан по данным https://www.helis.com/database/cn/47976/ и https://www.ukserials.com. Списан по данным https://scramble.nl/database/military/uk 1 января 1976 г.
XW614 2 декабря 1978  

 

Т.о. на 10 июля 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВС Великобритании потеряли минимум 53 вертолета типа Скаут. Утрачено 35,3% из 150 поставленных машин.

Для чего нужен пересчет количества потерянной авиатехники хотя-бы раз в несколько лет. Еще в 2020 г. потери английских Скаутов оценивались всего в 39 машин. Сведения эти были в основном представлены базами данных https://asn.flightsafety.org, https://scramble.nl/database/military/uk, https://www.worldmilitair.com и https://www.ukserials.com. У многих вертолетов стоял индекс SCR (scrapped-сдан на слом). За последние годы голландские товарищи из источника https://www.rotorspot.nl провели очень большую работу по выявлению списанных Скаутов. Ну и как итог, прибавилось машин с индексом W/O (write off-списан). Также много информации появилось в источнике https://www.helis.com. Почему произошло увеличение потерь? Одна из причин в том, что англичане старательно прятали сведения об авариях, если их можно было скрыть. С течением же времени информация стала появляться во все большем объеме. В будущем возможна корректировка количества потерянных Скаутов. Вполне вероятно, что найдутся еще машины, отправленные на слом как раз после аварий.

То же самое касается и другой авиатехники. Например, в 2020 г. потери английских вертолетов типа Уосп оценивались в 26 машин. Сегодня к ним прибавился еще один вертолет с б/н XS568, который по данным https://www.helis.com/database/cn/206/ и https://asn.flightsafety.org/wikibase/156955 потерпел аварию и упал в воду 28 октября 1982 г. у побережья Белиза. Впоследствии был поднят и использовался только для обучения техников. Это потеря.

Да, некоторые сведения https://www.rotorspot.nl/product/scout.php вызывают вопросы, вполне себе обоснованные. Например, у вертолета типа Wasp HAS1 с б/н 82 ВВС ЮАР, по состоянию на июнь 2024 г., стоит индекс W/O (write off-списан), чего ранее не было. Выяснилось, что 8 августа 1967 г. эта машина упала в воду и затонула в районе Кейптауна. Впоследствии ее подняли из воды. Далее сведения разнятся. По одним данным вертолет был полностью восстановлен до рабочего состояния. По другим же, машина была реконструирована только внешне. Если это так и было, то этот Уосп можно смело прибавлять к шести потерянным вертолетам этого типа в ВВС ЮАР.






Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100