Использовались в т.ч. сведения http://aviation-safety.net/wikibase/type/PUMA, https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php, https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php и https://scramble.nl/database/military/ro#results.
Таблица 1.
Сведения о потерях.
б/н |
дата потери
|
примечания |
01 |
|
с/n 1305, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/151022 потерян до 1989 г. По данным https://scramble.nl/database/military/ro#results дата потери неизвестна. |
03 |
24 октября 2006 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/72918 |
04 |
9 мая 1996 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55121 был серьезно поврежден при пожаре в ангаре в Сибиу и списан. |
05 |
|
Списан по данным https://scramble.nl/database/military/ro#results, дата потери неизвестна. |
09 |
|
По данным https://scramble.nl/database/military/ro#results и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php уже в сентябре 2004 г. эта машина использовалась как инструкционный корпус в технической школе в Бобоче. Есть фото в августе 2006 г.
https://helicopter-database.de/open.photo.php?idphoto=4341. Никакой потерей не считается. |
12 |
9 мая 1996 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55123 был серьезно поврежден при пожаре в ангаре в Сибиу и списан. |
15 |
|
Списан по данным https://scramble.nl/database/military/ro#results и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
25 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
29 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
30 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
33 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
39 |
20 сентября 1994 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/151023 и https://scramble.nl/database/military/ro#results |
45 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
49 |
21 ноября 2014 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/171468 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
50 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
57 |
2 марта 2022 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/276109 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
59 |
7 ноября 2007 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55595 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
70 |
1 августа 1990 |
По данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php и https://scramble.nl/database/military/ro#results |
72 |
23 декабря 1989 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55131 и https://scramble.nl/database/military/ro#results |
73 |
|
Списан по данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php, дата потери неизвестна. |
76 |
6 января 1994 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55128 и https://scramble.nl/database/military/ro#results |
84 |
9 мая 1996 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55125 был серьезно поврежден при пожаре в ангаре в Сибиу и списан. |
88 |
9 мая 1996 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55126 был серьезно поврежден при пожаре в ангаре в Сибиу и списан. |
89 |
24 декабря 1989 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/72919 и https://scramble.nl/database/military/ro#results |
94 |
7 марта 2013 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/153844 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
95 |
16 августа 2001 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55599 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
104 |
7 апреля 2003 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55598 и https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php |
119 |
9 мая 1996 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/55122 был серьезно поврежден при пожаре в ангаре в Сибиу и списан. |
YR-EFA |
х/хх/1988 |
c/n 1280, потерян в 1988 г. по данным https://www.helis.com/database/cn/25039/ и https://aviation-safety.net/wikibase/151024. |
|
22/23 декабря 1989 |
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/151025 вертолет был подбит на взлете с АВБ Ботени. Машина упала на землю и сгорела, экипаж не пострадал. С учетом того, что на сегодня неизвестны точные даты потерь минимум девяти машин с известными бортовыми номерами, нет смысла считать это за отдельную потерю. |
По данным http://www.airvectors.net/avpuma.html и https://en.wikipedia.org/wiki/IAR_330 в ВС Румынии было поставлено 104 вертолета румынского производства типа IAR-330.
По данным http://www.aeroflight.co.uk/user/every/all-time-aircraft-used-list-romanian-air-force.htm в ВВС Румынии с 1970 г. было поставлено более 8 вертолетов типа SA-330 и с 1981 г. также было поставлено 104 вертолета румынского производства типа IAR-330. Авиация флота получила три машины типа IAR-330.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/rumania/rum.html в ВВС Румынии было поставлено 104 вертолета, а в авиацию флота шесть вертолетов.
По данным https://www.rotorspot.nl/product/iar330.php имеются данные на 110 вертолетов ВВС c б/н 01 по б/н 106, и б/н 118,119,121,123. Также есть сведения на три флотских машины с б/н 140,14,142. По этим же сведениям 11 вертолетов Пума c б/н 01 по б/н 11 были французской сборки (c/n 1305,1313,1322,1327,1343,1350,1352,1368, 1384,1392,1409). По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php в ВВС Румынии был также поставлен один вертолет с б/н YR-AFA и c/n 1280. По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa330.php в ВВС Румынии также были поставлены семь вертолетов экс-ВВС ЮАР с c/n 1416,1423,1439,1461,1486,1491,1492. Т.о. суммарно есть сведения на 121 машину типа SA-330/IAR-330. Из семи экс-юаровских Пум только три получили новые румынские бортовые номера, это б/н 107,108 и 109.
По данным https://scramble.nl/database/military/fr#results имеются сведения на 109 бортовых номеров вертолетов ВВС с б/н 01 по б/н 109 и три бортовых номера 140,141,142 вертолетов ВМС. Причем три машины с б/н 107,108,109 были получены из ЮАР (с/n 1439,1461,1486).
Вот такая вот ситуация творится на 10 января 2024 г. Если собрать все доступные на сегодня сведения открытых источников по бортовым номерам и датам, то потери ВС Румынии включают минимум 28 вертолетов типа Пума, при этом уровень потерь составляет 23,9% из 117 машин, поставленных в ВС. Почему 117? Считаем 109 вертолетов ВВС с б/н 01 по б/н 109, четыре вертолета ВВС с б/н 118,119,121,123 и три вертолета ВМС с б/н 140,141,142. В общее количество пока не входят еще четыре экс-юаровских машины. Пока неизвестно, куда их определят, в капремонт отправят или же что-нибудь другое сотворят.
Уголок неба. 2024