Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-21 ВВС Югославии
    
      n Андрей Буков  


Версия 1.0 

Данные приведены на 2 августа 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk.

Таблица 1

Потери самолетов типа МиГ-21 ВВС Югославии:

б/номер дата потери

тип примечания
16151 24 марта 1999 UM Уничтожен на земле авиацией NATO
16179 х/хх/1999 UM Уничтожен на земле авиацией NATO
16181 18 апреля 1989 UM  
17101 13 ноября 1996 Bis По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58062 произошло столкновение с птицей.
17102 13 августа 1991 Bis Сбит
17103 1 мая 1991 Bis Разбился на взлете из Бихача.
17104 21 июня 1978 Bis По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Nebojsa Cankovic погиб после катапультирования на малой высоте. По данным forgottenjets мог быть списан после аварии 21 июня 1978 г., сейчас в музее в Белграде как экспонат. Есть фото на 3 ноября 2016 г. https://www.flickr.com/photos/erwinalexander/30868106231. По данным http://www.aeroflight.co.uk/ был потерян 17 сентября 1991 г. at Varazdin with 117 IAP, но это просто ошибка.
17108 х/хх/1986 Bis По данным forgottenjets списан после жесткой посадки.
17109 18 сентября 1991 Bis Сбит. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Goran Mandic катапультировался.
17111 х/хх/1986 Bis По данным forgottenjets и www.worldmilitair.com
17128 16 августа 1984 Bis  
17130 6 октября 1991 Bis Сбит
17131 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17134 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17135 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17152 2 мая 1992 Bis Сбит. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Slobodan Medic катапультировался, но пропал без вести.
17153 в апреле 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17155 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17156 9 ноября 1991 Bis Разбился, возможно после того, как был подбит огнем с земли. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Colonel Miroslav Vidakovic катапультировался.
17157 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17166 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17168 х/хх/ххх Bis По данным www.scramble.nl
17202   Bis По данным forgottenjets и http://www.aeroflight.co.uk/ мог быть потерян 13 августа 1991 г., но дата потери остается под вопросом. По данным www.scramble.nl и http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=9434.0 был передан с хранения в ВВС Сербии. Потерей не считается, т.к. в сербских ВВС действительно имелся такой самолет с б/н 202.
17203 17 сентября 1991 Bis Сбит у Бихача? Разбился у Вараздина?
17204 х/хх/хххх Bis По данным www.scramble.nl
17207 29 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17208 в апреле 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17212 18 сентября 1991 Bis Сбит. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Zlatko Nuspahic погиб после катапультирования на малой высоте.
17213 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17214 1 июня 1994 Bis Столкновение в воздухе с другим МиГ-21. Пилот одной машины погиб, второй катапультировался.
17220 24 марта 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17224 8 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17225 х/хх/1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17228 11 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17230 15 мая 1989 Bis  
17231 17 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17401 8 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
17402 х/хх/1991 Bis Поврежден взрывом своей бомбы и был списан. Сейчас в музее в Белграде как экспонат. Есть фото этого самолета на 9 июля 2019 г. https://www.airhistory.net/photo/355359/17402.
17408 17 мая 1999 Bis Уничтожен на земле авиацией NATO
22501 в ноябре 1970 F-13 По данным forgottenjets был списан.
22503 х/хх/1972 F-13  
22505 4 февраля 1970 F-13  
22508 х/хх/1974 F-13  
22510 3 мая 1969 F-13  
22513 в июне 1964 F-13  
22516 8 апреля 1965 F-13 Уничтожен на земле
22527 х/хх/1974 F-13  
22530 в августе 1965 F-13  
22540 3 сентября 1968 F-13  
22708 24 августа 1976 PFM  
22713 3 октября 1990 PFM  
22714 в октябре 1969 PFM По данным forgottenjets был списан
22718 х/хх/1975 PFM  
22722 х/хх/1973 PFM  
22727 13 марта 1969 PFM  
22728 18 мая 1976 PFM  
22730 15 октября 1969 PFM  
22806 3 октября 1974 M  
22807 х/хх/1985 М  
22808 х/хх/1976 М  
22816 х/хх/1999 М Уничтожен на земле авиацией NATO
22819 х/хх/1999 М Уничтожен на земле авиацией NATO
22821 х/хх/1973 М  
22824 х/хх/1999 М Уничтожен на земле авиацией NATO
22901 в августе 1968 U-400 По данным forgottenjets в августе 1969 г.
22905 10 сентября 1979 U-600  
22911 14 сентября 1970 U-600  
22913 21 февраля 1985 U-600  
22916 18 апреля 1975 U-600  
22917 в феврале 1971 U-600  
22954 х/хх/1973 US Уничтожен на земле
22956 х/хх/1980 US Это по данным www.scramble.nl и www.worldmilitair.com. По данным http://www.aeroflight.co.uk/ это было в 1989 г. По данным forgottenjets это было или в 1980 г. или в 1989 г.
26102 17 августа 1991 R Или 20 августа? Или 13 августа?
26106 22 октября 1975 R Это по данным forgottenjets. По данным же www.scramble.nl это было 2 ноября 1975 г.
26109 8 ноября 1991 R Сбит. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Stevan Janjanin катапультировался. По данным forgottenjets это могло также быть 12 марта 1992 г., но это только версия, не подкрепленная фактами.
26110 23 апреля 1986 R Это по данным www.scramble.nl и forgottenjets. По данным forgottenjets это могло также быть 1 июля 1985 г. По данным http://www.aeroflight.co.uk/ это было 23 апреля 1987 г.
26111 12 апреля 1992 R Сбит или разбился? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm самолет был сбит, а пилот Captain Predrag Grandic катапультировался.
  х/хх/1970 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Это мог быть б/н 22501, 22505 или 22911.
  8 июля 1971 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Это мог бы быть б/н 22917, если только была перепутана дата потери. Но это не так, машина была одноместная и пилот Lieutenant Borislav Nikolić катапультировался. Машины типа МиГ-21bis, у двоих из которых нет точной даты потери, поступали только с 1977 г. Вероятнее всего мы не узнаем б/н этого самолета.
  х/хх/1971 ? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Josip Frocl погиб.
  х/хх/1972 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. У машины с б/н 22503 нет точной даты потери. Именно этот МиГ-21F-13 вполне мог быть одним из трех, потерянных в 1972 г. Еще два самолета, профуканные в 1972 г., останутся с неизвестными б/н.
  х/хх/1972 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/ и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm
  х/хх/1972 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  7 сентября 1973 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/ и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm. По всем другим данным в 1973 г. были потеряны машины с б/н 22722,22821,22954. Можно только допустить, что любая из этих машин могла быть потеряна в этот день.
  х/хх/1973 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По всем другим данным в 1973 г. были потеряны машины с б/н 22722,22821,22954. Можно только допустить, что любая из этих машин могла быть потеряна в этот день.
  х/хх/1973 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По всем другим данным в 1973 г. были потеряны машины с б/н 22722,22821,22954. Можно только допустить, что любая из этих машин могла быть потеряна в этот день.
  х/хх/1974 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По всем другим данным в 1974 г. были потеряны машины с б/н 22508,22527,22806. Можно только допустить, что любая из этих машин могла быть потеряна в этот день.
  х/хх/1975 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Это мог быть б/н 22718 или 26106.
  x/xx/1975 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Это могло быть 18 апреля 1975 г. с б/н 22916.
  18 мая 1976 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/ и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm. По всем другим данным это был б/н 22728.
  1 июня 1976 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/ и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm. Это мог быть б/н 22808.
  х/хх/1976 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Это могло быть 24 августа 1976 г. с б/н 22708.
  10 февраля 1977 PFM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о всех четырех самолетах, потерянных в 1977 г., нет. А может быть и так, что в 1977 г. было потеряно четыре машины с неизвестными б/н.
  9 июля 1977 М По данным http://www.aeroflight.co.uk/.
  24 июля 1977 PFM По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm. Пилот Lieutenant Tomislav Gvojic катапультировался.
  х/хх/1977 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что вероятнее всего мы не узнаем б/н этого самолета.
  х/хх/1978 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1978 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что в 1978 г. было потеряно два самолета с неизвестными б/н.
  х/хх/1978 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Nedeljko Cakarmis погиб после катапультирования на малой высоте.
  29 мая 1979 F-13 По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Вероятнее всего мы не узнаем б/н этого самолета. По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Mato Vulic погиб после катапультирования на малой высоте.
  9 января 1980 PFM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Milorad Ilic погиб после катапультирования на малой высоте.
  15 февраля 1980 PFM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Miroslav Peric катапультировался.
  1 июля 1980 PFM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Mirsad Selimovic катапультировался.
  21 октября 1980 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/ тип неизвестен. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm авария самолета типа МиГ-21PFM была 24 октября 1980 г., при этом пилот Captain Milosav Nikolic катапультировался.
  х/хх/1980 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Aleksandar Kljakovic погиб после катапультирования на малой высоте. Точных данных о самолетах, потерянных в 1980 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. Можно только допустить, что это была в т.ч. машина с б/н 22956. А может быть и так, что в 1980 г. было потеряно шесть самолетов с неизвестными б/н.
  х/хх/1980 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Edvard Urbania погиб после катапультирования на малой высоте.
  в январе 1981 М По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1981 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что в 1981 г. было потеряно шесть самолетов с неизвестными б/н.
  6 мая 1981 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Miladin Bogicevic катапультировался.
  29 июля 1981 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  12 августа 1981 MF По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Branko Kovacki катапультировался.
  25 октября 1981 MF По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Milan Djukic катапультировался.
  25 октября 1981 MF По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Zoran Ristic катапультировался.
  27 января 1982 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что вероятнее всего мы не узнаем б/н этого самолета. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Marjan Bojic катапультировался.
  х/хх/1982 ? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Zoran Asanin катапультировался.
  20 апреля 1983 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1983 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что в 1983 г. было потеряно четыре самолета с неизвестными б/н. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Djordje Rakic катапультировался.
  9 декабря 1983 UM По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  х/хх/1983 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  x/xx/1983 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  20 января 1984 bis По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Silvestar Velickovic катапультировался. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери.
  15 февраля 1985 UM По данным http://www.aeroflight.co.uk/ и http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm. Точных данных о самолетах, потерянных в 1985 г., нет. Можно только допустить, что произошла путаница с машиной с б/н 22913. А может быть и так, что в 1985 г. было потеряно семь самолетов с неизвестными б/н, но вот именно эта версия маловероятна.
  8 марта 1985 UM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилоты major Vinko Pajic и Cadet Enes Mujezinovic
  8 марта 1985 UM По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Captain Janez Turk
  26 апреля 1985 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1985 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери.
  1 июля 1985 R По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  x/xx/1985 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  х/хх/1985 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  в феврале 1986 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  х/хх/1986 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  x/xx/1986 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  х/хх/1986 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1986 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины с б/н 17108 или 17111. А может быть и так, что в 1986 г. было потеряно четыре самолета с неизвестными б/н.
  х/хх/1987 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1987 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что в 1987 г. было потеряно три самолета с неизвестными б/н.
  х/хх/1987 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Josip Djetvaj катапультировался.
  х/хх/1987 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот Lieutenant Josip Hartman катапультировался.
  21 мая 1988 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот катапультировался. Точных данных о самолетах, потерянных в 1988 г., нет. Можно только допустить, что это были в т.ч. машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. А может быть и так, что в 1988 г. было потеряно два самолета с неизвестными б/н.
  х/хх/1988 ? По данным http://www.aeroflight.co.uk/
  10 января 1989 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Мог это быть самолет типа МиГ-21US с б/н 22956? Вот именно по этой машине и есть вопросы, когда он разбился, в 1980 г. или в 1989 г.? Пока все данные указывают на 1989 г.
  16 мая 1989 Bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Точных данных о самолетах, потерянных в 1989 г., нет. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери. Можно только допустить, что могла быть перепутана дата потери б/н 16181. А может быть и так, что в 1989 г. было потеряно два самолета с неизвестными б/н.
  9 мая 1990 Ux По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Вероятнее всего мы не узнаем б/н этого самолета.
  21 августа 1991 bis По данным http://www.aeroflight.co.uk/. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери. Можно только допустить, что это была машина типа МиГ-21bis с б/н 17402. Можно только допустить, что это была машина типа МиГ-21R с б/н 26102. А может быть и так, что мы не узнаем б/н этого самолета. Потерь самолетов типа МиГ-21 в тот год было много.
  х/хх/1993 bis По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот катапультировался. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери.
  1 июня 1994 ? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-21, в т.ч. б/н 17214. Пилот одной машины погиб, второй катапультировался. Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери.
  2 июля 1994 bis По данным https://aviation-safety.net/wikibase/58063 произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-21. Потерей не считается, произошла путаница с 1 июня 1994 г.
  14 ноября 1996 ? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-21, при этом пилоты катапультировались. Можно только допустить, что это были машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. Или одна из них? А может быть и так, что в 1996 г. было потеряно два самолета с неизвестными б/н. Или произошла путаница с б/н 17101, который был потерян 13 ноября 1996 г.? В этом случае неизвестен только один самолет. Самая же правдивая версия заключается в том, что 13 ноября 1996 г. был потерян только б/н 17101 и все, больше потерь в этот год не было. Данные http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm оказались недостоверными.
  14 ноября 1996 ? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-21, при этом пилоты катапультировались. Можно только допустить, что это были машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. Или одна из них? А может быть и так, что в 1996 г. было потеряно два самолета с неизвестными б/н. Или произошла путаница с б/н 17101, который был потерян 13 ноября 1996 г.? В этом случае неизвестен только один самолет. Самая же правдивая версия заключается в том, что 13 ноября 1996 г. был потерян только б/н 17101 и все, больше потерь в этот год не было. Данные http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm оказались недостоверными.
  21 мая 1998 bis Можно только допустить, что это была одна из машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 или 17204, у которых нет точной даты потери. По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/YugoslavList.htm пилот катапультировался, но при этом авария произошла 21 мая 1997 г. Вероятно это была просто опечатка.

 

Т.о. на 2 августа 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1962 г. по 1999 г. ВВС Югославии потеряли минимум 128 машин. По 1990 год включительно было утрачено 78 самолетов (может быть и все 82, если учесть потерю в 1971 г. трех машин, а не двух и потерю в 1985 г. семи машин, а не шести, а также потерю машин типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери). В 1991-1992 гг. было уничтожено в ходе боевых действий 12 машин. Пять самолетов было утрачено в 1993-1998 гг. Примем за реальность утрату 33 машин в 1999 г. Т.о. 45 машин было уничтожено в ходе боевых действий. Уровень потерь до 1991 г. составил минимум 78 самолетов или 30,6%, что вполне сравнимо с уровнем потерь самолетов МиГ-21 в ВВС Румынии (утрачено 25,1% от поставленных машин)в ВВС ГДР (утрачено 27,1% от поставленных машин) или в ВВС Венгрии (утрачено 29,2% от поставленных машин).

По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/yugo/af2/serbaf-all-time.htm было поставлено 100 машин типа МиГ-21bis, 12 машин типа МиГ-21R, 45 машин типа МиГ-21F-13, 27 машин типа МиГ-21MF, 36 машин типа МиГ-21PFМ, 9 машин типа МиГ-21U, 35 машин типа МиГ-21UM, 9 машин типа МиГ-21US. Суммарно по этим данным ВВС Югославии получили 277 самолетов всех типов. Хотя есть вопросы. По данным же http://www.aeroflight.co.uk/waf/yugo/af2/types/mig21.htm#mig21um имеются совершенно другие сведения о количестве поставленных машин.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/yugoslavia/yug.html было поставлено 100 машин типа МиГ-21bis, 20 машин типа МиГ-21R, 45 машин типа МиГ-21F-13, 27 машин типа МиГ-21MF, 29 машин типа МиГ-21PFМ, 35 машин типа МиГ-21UM. Суммарно по этим данным ВВС Югославии получили 291 самолет всех типов.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Mikoyan-Gurevich_MiG-21_ operators #Yugoslavia было поставлено 46 машин типа МиГ-21bis, 45 машин типа МиГ-21bisК, 12 машин типа МиГ-21R, 41 машина типа МиГ-21F-13, 6 машин типа МиГ-21MF, 25 машин типа МиГ-21M, 36 машин типа МиГ-21PFМ, 18 машин типа МиГ-21U, 25 машин типа МиГ-21UM, 7 машин типа МиГ-21US. Суммарно по этим данным ВВС Югославии получили 261 самолет всех типов.

По данным http://www.worldmilitair.com/serials/countries/jug%20010%200105.pdf и scramble.nl имеются сведения о 25 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21UM и о 7 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21US. По данным http://www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html имеются сведения о 28 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21UМ и о 4 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21US.

По данным http://www.worldmilitair.com/serials/countries/jug%20010%200105.pdf, scramble.nl и http://www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html имеются сведения только о 41 бортовом номере самолетов типа МиГ-21F-13, 36 бортовом номере самолетов типа МиГ-21PFM, 25 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21M, 6 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21MF, 12 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21R, 91 бортовом номере самолетов типа МиГ-21bis, 4 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21U-400 и 14 бортовых номерах самолетов типа МиГ-21U-600. Суммарно по всем этим данным ВВС Югославии получили 261 самолет всех типов. Вот из этого количества и будем исходить.

По вопросу о потерях в 1999 г. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_потерь_авиации_сторон_в_ходе_войны_НАТО_против_Югославии_(1999) было потеряно 33 самолета МиГ-21. По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/yugo/af2/types/mig21.htm#mig21bis было потеряно 24 самолета МиГ-21bis. У нас есть сведения о 22 уничтоженных машинах, в т.ч. 17 типа МиГ-21bis, 2 типа МиГ-21UM и 3 типа МиГ-21M. Еще 5 машин с б/н 16180,17136,17162,17169,17170 были повреждены и переданы в ВВС Сербии. Возможно, что машины с б/н 17201,22816 были также тяжело повреждены в 1999 г. Можно только допустить, что в список потерь 1999 г. входят машины типа МиГ-21bis с б/н 17168 и 17204, у которых нет точной даты потери. В общем еще остаются вопросы.

 

 





Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100