Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-21 ВВС ННА ГДР

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-21 ВВС ННА ГДР
    
      n Андрей Буков  


Версия 2.0 

Данные приведены на 10 января 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html, https://scramble.nl/database/military/dr https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG21www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk, https://www.flugzeugforum.de/threads/lsk-kennungen.40338/.

Таблица 1.    

Потери самолетов типа МиГ-21:

б/номер дата потери

тип примечания
220 11 августа 1978 US  
222 17 апреля 1974 US  
228 25 июля 1971 US

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был потерян в аварии.

240 5 августа 1988 US  
241 8 августа 1980 U-400

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147468 это было 12 июля 1980 г.

243 13 мая 1967 U-400  
245 9 августа 1976 U-400  
249 25 августа 1971 U-400  
253 10 мая 1969 U-400  
255 9 июля 1973 U-400 c/n 661018
255 9 мая 1984 UM c/n 516995046
261 11 декабря 1969 U-600

По данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21u-600-ddr.html был списан после аварийной посадки. Но почему-то числился в составе JAG15 до марта 1990 г. Потерей пока не считается, до выяснения деталей.

263 22 июня 1974 U-600  
271 11 мая 1976 U-600  
273 4 июля 1974 U-600  
279 16 апреля 1969 U-600  
280 14 мая 1970 U-600  
285 10 января 1970 U-600  
286 29 августа 1972 U-600  
298 1 августа 1975 U-600  
299 10 декабря 1968 U-600 Или 12 декабря 1968 г.?
401 11 сентября 1970 M  
408 18 декабря 1978 M  
417 20 сентября 1984 M  
431 1 августа 1973 SPS-К  
432 29 января 1969 SPS-К  
446 23 марта 1978 SPS-К  
447 17 августа 1977 MF  
464 31 декабря 1974 M Списан после аварии, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147458 это было 16 апреля 1974 г.
465 15 августа 1973 SPS-К  
469 28 июля 1977 SPS-К  
472 15 марта 1988 SPS-К По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан, впоследствии использовался для наземных тренировок.
473 21 сентября 1971 SPS-К По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии, впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее.
487 14 ноября 1974 SPS-К  
498 7 августа 1973 M столкновение в воздухе с МиГ-21М б/н 507, по данным https://scramble.nl/database/military/dr,и https://aviation-safety.net/wikibase/147327 это было 24 июля 1972 г.
502 13 апреля 1971 M  
507 7 августа 1973 M c/n 963308, столкновение в воздухе с б/н 498, по данным www.scramble.nl  и https://aviation-safety.net/wikibase/1473279 это было 24 июля 1972 г.
507 21 апреля 1988 MF c/n 968606, столкновение в воздухе с б/н 766
512 25 июня 1975 MF  
520 31 августа 1974 M По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) после аварии.
523 22 сентября 1978 M Или 22 августа 1978 г.?
529 5 сентября 1980 MF

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии. Впоследствии использовался для наземных тренировок.

555 26 октября 1971 M  
560 10 января 1974 M По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии
565 23 июля 1971 M  
567 17 января 1978 SPS-К c/n 947302, экс б/н 559.
585 28 августа 1974 M  
586 1 октября 1976 M По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был списан после аварии
590 16 марта 1985 M  
592 8 июня 1970 M  
596 20 июня 1973 M

Списан после аварии при посадке, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147453 это случилось 26 июня 1973 г., в один день с б/н 808.

607 24 марта 1972 M  
608 28 июля 1964 F-13 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии, впоследствии использовался для наземных тренировок.
617 10 мая 1973 M c/n 960714, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147322 это было 3 мая 1972 г.
617 27 июля 1965 F-13 c/n 741003
618 в июне 1976 F-13

По данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21f-13-ddr.html по какой-то причине был выведен из состава ВВС после 13 лет службы, потом использовался только как мишень на полигоне. Официально был списан в 1995 г. Потерей пока не считается.

620 10 августа 1968 F-13  
625 19 мая 1971 F-13  
626 13 декабря 1964 F-13  
627 23 июня 1965 F-13  
631 13 августа 1965 F-13  
633 27 сентября 1967 F-13  
637 4 августа 1964 F-13  
649 16 января 1965 F-13  
652 13 сентября 1963 F-13  
653 26 апреля 1977 MF

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии, впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее.

654 28 марта 1963 F-13 c/n 742011, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147295 это было 25 января 1963 г.
654 23 июня 1973 MF c/n 965312, столкновение в воздухе с б/н 656
656 23 июня 1973 MF столкновение в воздухе с б/н 654
659 18 апреля 1969 F-13

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html и https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21f-13-ddr.html   потерпел аварию при посадке, впоследствии был списан. Или авария была в декабре 1964 г.? По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147687 это случилось в декабре 1967 г.

663 7 января 1963 F-13 Сгорел на земле
666 2 апреля 1970 F-13  
670 15 декабря 1984 MF

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан, впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее.

672 25 мая 1978 F-13 Или в апреле 1978 г.?
673 9 декабря 1981 MF

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан, впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее.

674 30 августа 1973 MF c/n 966208
674 25 апреля 1984 SPS-К c/n 947301, он же экс б/н 549
675 8 августа 1968 F-13  
682 6 сентября 1976 MF столкновение в воздухе с вертолетом Ми-4 б/н 578
686 26 апреля 1977 MF По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан, впоследствии использовался для тренировок. Сейчас как экспонат в музее.
689 26 июля 1965 F-13 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после жесткой посадки, впоследствии использовался для тренировок.
696 16 декабря 1976 F-13  
698 до декабря 1969 SPS

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был поставлен на вооружение в ноябре 1966 г. По какой-то причине был выведен из состава ВВС в декабре 1969 г., впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее. Зная немецкую бережливость, можно только предположить, что вывели эту машину из состава не просто так, была веская причина. Однозначно это потеря.

699 16 августа 1967 F-13  
701 в декабре 1978 F-13 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был выведен из состава ВВС после аварии.
702 12 октября 1967 F-13  
704 18 января 1981 SPS Или 8 января 1981 г.?
706 1 сентября 1980 SPS-K Уничтожен при столкновении с б/н 984 на ВВП
710 30 сентября 1963 F-13  
711 13 сентября 1989 SPS  
718 14 февраля 1972 F-13 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был списан после аварии. По  данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21f-13-ddr.html уже в 1969 г. был выведен из состава ВВС.
719 3 мая 1968 SPS  
720 27 июля 1967 F-13

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварии на земле, впоследствии использовался как наземный тренажер. В феврале 1972 г. был выведен из состава ВВС и утилизирован.

721 1 октября 1964 F-13  
730 30 мая 1980 SPS Или 8 мая 1980 г.?
732   F-13

По данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21f-13-ddr.html в феврале 1974 г. по какой-то причине был выведен из состава ВВС и потом использовался только для наземных тренировок. Потерей пока не считается, до выяснения деталей.

755 18 мая 1968 SPS  
759 12 октября 1977 F-13  
766 21 апреля 1988 MF-75 Столкновение в воздухе с б/н 507
767 2 августа 1971 SPS

c/n 944507, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после жесткой посадки, впоследствии использовался для тренировок.

773 29 марта 1976 MF-75 Он же экс б/н 765
777 19 августа 1980 MF-75  
778 30 декабря 1983 SPS  
787 25 сентября 1969 F-13 c/n 741621. По данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21f-13-ddr.html был списан после аварийной посадки. Из состава JG3.
789 10 мая 1973 SPS  
790 22 октября 1966 F-13  
797 25 сентября 1969 F-13  
798 1 сентября 1981 SPS  
805 12 октября 1965 PFM  
807 7 апреля 1967 PFM  
808 26 июня 1973 SPS Не имеет никакого отношения к аварии б/н 596, две разные аварии.
809 29 августа 1986 PFM  
814 11 августа 1967 PFM  
818 25 марта 1974 PFM  
830 29 апреля 1969 PFM  
835 25 июня 1965 PFM По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147296 это было 25 мая 1965 г.
837 30 июня 1965 PFM  
838 7 августа 1967 SPS  
844 19 февраля 1990 bis  
848 2 октября 1976 PFM  
849 14 января 1975 SPS  
852 9 сентября 1989 SPS

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварийной посадки, утилизирован в сентябре 1989 г.

859 2 ноября 1986 bis Или 21 ноября 1986 г.?
860 5 сентября 1966 PFM  
871 16 мая 1969 SPS  
874 14 октября 1966 PFM  
881 5 мая 1966 PFM  
882 25 мая 1968 SPS

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после жесткой посадки, впоследствии использовался для тренировок.

887 11 октября 1974 PFM Уничтожен взрывом на земле вместе с б/н 920
893 26 января 1973 PFM

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  сгорел на земле, впоследствии использовался для тренировок, утилизирован в феврале 1974 г.

899 1 октября 1971 PFM Списан после аварии на земле во время заправки
913 4 августа 1968 PFM  
920 11 октября 1974 PFM Уничтожен взрывом на земле вместе с б/н 887
922 27 апреля 1971 PFM  
924 21 сентября 1967 SPS  
928 15 июня 1972 PFM Столкновение в воздухе с Су-7 ВВС СССР
931 5 февраля 1970 PFM  
932 7 декабря 1967 SPS Или 5 февраля 1970 г.?
933 23 января 1976 SPS По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147223 29 января 1976 г.
935 8 марта 1990 SPS  
936 20 марта 1972 PFM По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан после аварийной посадки после столкновения с птицей.
939 6 мая 1988 PFM  
941 16 августа 1979 bis столкновение в воздухе с б/н 917, который успешно приземлился. Или 3 августа 1979 г.?
944 1 августа 1987 PFM по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html  был списан
950 9 марта 1983 bis Или 9 марта 1987 г.?
957 20 февраля 1987 bis  
966 6 июня 1972 SPS-К  
970 10 февраля 1973 SPS-К  
972 20 июля 1968 SPS-К  
984 1 сентября 1980 SPS-К Уничтожен при столкновении с б/н 706 на ВВП
990 16 декабря 1968 SPS-К  
998 14 мая 1973 SPS-К  
999 27 апреля 1982 SPS-К  
  в мае 1975 bis

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147559 разбился при доставке (повредили при разгрузке с судна?). По данным www.scramble.nl  судьба всех машин типа МиГ-21bis отслежена и там нет места потере в этой аварии. Вполне вероятно, что самолет был отремонтирован. Потерей пока не считается до выяснения всех обстоятельств.

  х/хх/1979 U-600

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147556 со ссылкой на https://home.snafu.de/veith/tafs-47.htm самолет был списан после аварийной посадки и получил индекс w/o (written off, damaged beyond repair- списан, поврежден и ремонту не подлежит). Вполне это мог быть б/н 277 c c/n 663315, только по нему давно нет никаких данных.Также известно, что еще два самолета этого же типа  с б/н 278 и 283 были утилизированы.

По более подробным  данным https://home.snafu.de/veith/tafs-47.htm примерно в 1979 г. во время полета на самолете типа MiG-21U-600 возникли проблемы с управлением. Летчик-инструктор катапультировался. После этого управление самолетом неожиданно пришло в норму и курсант смог аварийно приземлиться на АВБ Прешен. Так вот, удивительно то, что именно по этим данным  никаких сообщений о списании этого УБС не было.

В общем, пока считать это событие за абсолютно точную и полноценную потерю нельзя, до выяснения всех деталей. Да, с данными https://aviation-safety.net/wikibase/147556 трудно спорить без серьезных аргументов. Появятся новые сведения, можно будет внести изменения по количеству потерь в ту или иную сторону. А пока это учтено как потеря.

Т.о. на 10 января 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1961 г. 1990 г. ВВС ННА ГДР потеряли минимум 150 машин.

А вот по количеству поставок интересные дела творятся. По данным http://www.aeroflight.co.uk/ было поставлено 54 машины типа МиГ-21bis, 76 машин типа МиГ-21F-13, 67 машин типа МиГ-21M, 76 машин типа МиГ-21MF, 6 машин типа МиГ-21PF, 35 машин типа МиГ-21PFM, 18 машин типа МиГ-21RF, 2 машины типа МиГ-21SMB, 116 машин типа МиГ-21SPS, 22 машины типа МиГ-21SPS-K, 30 машин типа МиГ-21U, более 40 машин типа МиГ-21UM, 15 машин типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 557 самолетов всех типов.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/germany/egr.html было поставлено 54 машины типа МиГ-21bis, 74 машины типа МиГ-21F-13, одна машина типа МиГ-21FL, 67 машин типа МиГ-21M, 76 машин типа МиГ-21MF, 53 машины типа МиГ-21PFM, 116 машин типа МиГ-21SPS, 22 машины типа МиГ-21SPS-K, 29 машин типа МиГ-21U, 13 машин типа МиГ-21UM, 22 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 517 самолетов всех типов.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Mikoyan-Gurevich_MiG-21_operators#East_Germany было поставлено 46 машины типа МиГ-21bis, 75 машин типа МиГ-21F-13, 89 машин типа МиГ-21M, 68 машин типа МиГ-21MF, 52 машины типа МиГ-21PFM, 83 машины типа МиГ-21SPS, 56 машин типа МиГ-21SPS-K, 45 машин типа МиГ-21U-400 и U-600, 37 машин типа МиГ-21UM, 17 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 570 самолетов всех типов.

По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-21#Состоял_на_вооружении было поставлено 46 машины типа МиГ-21bis, 75 машин типа МиГ-21F-13, 87 машин типа МиГ-21M, 62 машины типа МиГ-21MF, 53 машины типа МиГ-21PF, 134 машины типа МиГ-21PFМ, 45 машин типа МиГ-21U-400 и U-600, 37 машин типа МиГ-21UM, 17 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 556 самолетов всех типов, хотя в статье говорится о всего лишь 456 поставленных в ГДР самолетах. Даже не удосужились пересчитать цифры, чтобы получить искомое.

По немецким данным было получено 552 машины, включая 45 типа bis, 76 типа F-13 (включая сюда самолет с б/н 663, который сгорел на земле 7 января 1963 г. и был оперативно заменен такой же машиной с этим же б/н), 52 типа PF/PFM, 61 типа MF, 12 типа MR, 77 М, 132 типа SPS/SPS-K, 37 типа UM, 17 типа US, 45 типа U-400/600.

По данным https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21-ddr.htmд было поставлено 483 самолета. По этим же сведениям в авариях было потеряно только 39 самолетов первых серий типа F-13,U-400,U-600. Поставлено было 76 машин типа F-13, 14 машин типа U-400 и 31 машина типа U-600.  При этом погибло 20 пилотов только в этих 39 авариях. Также было потеряно всего четыре самолета типа MiG-21bisSAU из 32 поставленных, а всего поставлено было 46 машин типа MiG-21bis.

Количество восточногерманских самолетов МиГ-21 хоть и различается, но в определенном диапазоне, от 483 до 570 машин.



 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100