По данным
http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был поставлен на вооружение в ноябре 1966 г. По какой-то причине был выведен из состава ВВС в декабре 1969 г., впоследствии использовался для наземных тренировок. Сейчас как экспонат в музее. Зная немецкую бережливость, можно только предположить, что вывели эту машину из состава не просто так, была веская причина. Однозначно это потеря.
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147559 разбился при доставке (повредили при разгрузке с судна?). По данным
www.scramble.nl судьба всех машин типа МиГ-21bis отслежена и там нет места потере в этой аварии. Вполне вероятно, что самолет был отремонтирован. Потерей пока не считается до выяснения всех обстоятельств.
х/хх/1979
U-600
По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147556
со ссылкой на
https://home.snafu.de/veith/tafs-47.htmсамолет был списан после аварийной посадки и получил
индекс
w/o (written
off, damaged beyond repair- списан, поврежден и ремонту не подлежит). Вполне это мог быть б/н 277
c c/n 663315, только по нему давно нет никаких данных.Также известно, что еще
два самолета этого жетипа
с б/н 278 и 283 были утилизированы.
По более подробным данным
https://home.snafu.de/veith/tafs-47.htmпримерно в 1979 г. во время полета на самолете типа
MiG-21U-600 возникли проблемы с управлением. Летчик-инструктор
катапультировался. После этого управление самолетом неожиданно пришло в норму и
курсант смог аварийно приземлиться на АВБ Прешен. Так вот, удивительно то, что именно по этим данным никаких сообщений о списании
этого УБС не было.
В общем, пока считать это событие за
абсолютно точную и полноценную потерю
нельзя, до выяснения всех деталей. Да, с данными
https://aviation-safety.net/wikibase/147556
трудно спорить без серьезных аргументов. Появятся новые сведения, можно будет
внести изменения по количеству потерь в ту или иную сторону. А пока это учтено
как потеря.
Т.о. на 10января 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1961 г. 1990 г. ВВС ННА
ГДР потеряли минимум 150 машин.
А вот по количеству поставок интересные дела творятся. По данным http://www.aeroflight.co.uk/ было поставлено 54 машины типа МиГ-21bis, 76 машин типа МиГ-21F-13, 67 машин типа МиГ-21M, 76 машин типа МиГ-21MF, 6 машин типа МиГ-21PF, 35 машин типа МиГ-21PFM, 18 машин типа МиГ-21RF, 2 машины типа МиГ-21SMB, 116 машин типа МиГ-21SPS, 22 машины типа МиГ-21SPS-K, 30 машин типа МиГ-21U, более 40 машин типа МиГ-21UM, 15 машин типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 557 самолетов всех типов.
По данным http://www.worldairforces.com/Countries/germany/egr.html было поставлено 54 машины типа МиГ-21bis, 74 машины типа МиГ-21F-13, одна машина типа МиГ-21FL, 67 машин типа МиГ-21M, 76 машин типа МиГ-21MF, 53 машины типа МиГ-21PFM, 116 машин типа МиГ-21SPS, 22 машины типа МиГ-21SPS-K, 29 машин типа МиГ-21U, 13 машин типа МиГ-21UM, 22 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 517 самолетов всех типов.
По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Mikoyan-Gurevich_MiG-21_operators#East_Germany было поставлено 46 машины типа МиГ-21bis, 75 машин типа МиГ-21F-13, 89 машин типа МиГ-21M, 68 машин типа МиГ-21MF, 52 машины типа МиГ-21PFM, 83 машины типа МиГ-21SPS, 56 машин типа МиГ-21SPS-K, 45 машин типа МиГ-21U-400 и U-600, 37 машин типа МиГ-21UM, 17 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 570 самолетов всех типов.
По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-21#Состоял_на_вооружении было поставлено 46 машины типа МиГ-21bis, 75 машин типа МиГ-21F-13, 87 машин типа МиГ-21M, 62 машины типа МиГ-21MF, 53 машины типа МиГ-21PF, 134 машины типа МиГ-21PFМ, 45 машин типа МиГ-21U-400 и U-600, 37 машин типа МиГ-21UM, 17 машины типа МиГ-21US. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 556 самолетов всех типов, хотя в статье говорится о всего лишь 456 поставленных в ГДР самолетах. Даже не удосужились пересчитать цифры, чтобы получить искомое.
По немецким данным было получено 552 машины, включая 45 типа bis, 76 типа F-13 (включая сюда самолет с б/н 663, который сгорел на земле 7 января 1963 г. и был оперативно заменен такой же машиной с этим же б/н), 52 типа PF/PFM, 61 типа MF, 12 типа MR, 77 М, 132 типа SPS/SPS-K, 37 типа UM, 17 типа US, 45 типа U-400/600.
По данным
https://www.biancahoegel.de/flug/typen/ru/mig/mig-21-ddr.htmд
было поставлено 483 самолета. По этим же сведениям в авариях
было потеряно только 39 самолетов первых серий типа
F-13,U-400,U-600. Поставлено было
76 машин типа F-13, 14 машин типа
U-400 и 31 машина типа
U-600. При этом погибло 20 пилотов только в
этих 39 авариях. Также было потеряно всего четыре самолета
типа MiG-21bisSAU из 32
поставленных, а всего поставлено было 46 машин типа
MiG-21bis.
Количество
восточногерманских самолетов МиГ-21 хоть и различается, но в
определенном диапазоне, от 483 до 570 машин.