Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-5A/B ВВС Греции и Турции
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 5 февраля 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, списки потерь военной авиации Турции и Греции, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, http://www.tayyareci.com ,www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.

1. Потери самолетов F-5 ВВС Турции

б/номер Дата потери

тип Примечания
64-13334 23 мая 1984 F-5А  
64-13335 20 апреля 1971 F-5А  
64-13336 12 ноября 2007 F-5А-2000  
64-13338 2 марта 1993 F-5А  
64-13340 22 сентября 1981 F-5А  
64-13341 21 мая 1971 F-5А  
64-13343 19 октября 1985 F-5А  
64-13351 6 ноября 1973 F-5А  
64-13384 до 1984 F-5B По данным www.scramble.nl
65-10562 20 октября 1992 F-5А  
65-10579 12 ноября 1992 F-5А  
65-10580 28 января 1988 F-5А  
65-10590 19 сентября 1986 F-5B  
65-10593 6 мая 1984 F-5B  
66-9122 24 апреля 1977 F-5А  
66-9125 22 августа 1975 F-5А  
66-9127 11 февраля 1986 F-5А  
66-9134 27 марта 1984 F-5А  
66-9157 до 1977 F-5А По данным www.scramble.nl
67-21182 24 августа 1976 F-5А  
67-21195 9 января 1976 F-5А По данным ASN это был самолет типа RF-5А, даже имеется ссылка на www.tayyareci.com, но видимо произошла путаница с типами машин. Да, много машин F-5А было конвертировано в RF-5А, но конкретно эту машину не успели переделать.
67-21198 21 июля 1978 F-5А  
67-21199 22 июня 1987 F-5А  
67-21200 до 1984 F-5А По данным www.scramble.nl
67-21201 24 июля 1987 RF-5А  
67-21203 15 марта 1974 RF-5А  
67-21204 17 февраля 1987 RF-5А  
67-21205 19 июля 1990 RF-5А  
67-21206 29 июня 1978 RF-5А  
67-21207 8 декабря 1976 RF-5А  
67-21209 10 ноября 1983 RF-5А  
67-21210 до 1977 RF-5А По данным www.scramble.nl
67-21211 до 1977 RF-5А По данным www.scramble.nl
67-21239 12 ноября 1975 F-5А  
67-21240 до 1977 F-5А По данным www.scramble.nl
67-21248 19 октября 2005 F-5А-2000 По данным www.joebaugher.com это was one of 2 F-5s destroyed by fire on ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005. ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005. ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 200
67-21250до 1977F-5АПо данным www.scramble.nl
67-2125212 ноября 1975F-5А 
67-21253до 1977F-5АПо данным www.scramble.nl
67-2125419 октября 2005F-5А-2000По данным www.joebaugher.com это was one of 2 F-5s destroyed by fire on ramp at Konya AB, Turkey Oct 19, 2005.
67-21273до 1984F-5BПо данным www.scramble.nl
67-2127430 июля 1975F-5B 
67-2128127 сентября 1972F-5B 
67-2255222 июля 1981F-5А 
67-225547 июня 1990F-5А 
68-909719 февраля 1969RF-5А 
68-909826 октября 1983RF-5А 
68-910029 сентября 1993RF-5А 
68-1048917 сентября 1993RF-5А 
69-300113 марта 2012NF-5A-2000 
69-713720 февраля 1976RF-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1974-1980/158.htm, по данным ASN выходит, что это было не столкновение в воздухе, оба самолета ночью врезались в гору. Б/н второго самолета пока неизвестен.
69-7138до 1977RF-5АПо данным www.scramble.nl
69-7140до 1984RF-5АПо данным www.scramble.nl
69-714128 мая 1983RF-5А 
69-714222 мая 1979RF-5А 
69-714330 апреля 1992RF-5А 
69-71457 ноября 1990RF-5А 
69-714922 апреля 1981RF-5А 
69-71532 ноября 1976RF-5А 
69-715515 марта 1993RF-5А 
70-140724 февраля 1981F-5А 
70-194826 января 1979F-5B 
70-301813 февраля 1995NF-5A 
70-303512 июня 2007NF-5A 
71-30546 мая 1991NF-5A 
71-306712 июля 1991NF-5A 
71-402427 марта 1996NF-5B 
72-043629 мая 1982F-5B 
72-043723 ноября 1981F-5B 
  22 июля 1968F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/037.htm
  8 октября 1968F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/040.htm, по данным ASN выходит, что это было не столкновение в воздухе, а две разные катастрофы, хотя и в одном и том же районе. Ну не верится никак в две разные катастрофы, даже не аварии, в одно и то же время и в одном районе.
  8 октября 1968F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/041.htm, по данным ASN выходит, что это было не столкновение в воздухе, а две разные катастрофы, хотя и в одном и том же районе. Хотя кто его знает, возможно и столкнулись, очень уж много совпадений.
  24 октября 1968F-5Апо данным ASN со ссылкой на Cumhuriyet 25 October 1968, p7
  14 января 1969F-5Вhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/054.htm
  24 июля 1969F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/071.htm
  21 января 1971F-5Вhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/092.htm, самолет пилотировал и погиб один летчик. Не могли перепутать с F-5В? Обычно присутствовало два пилота, но ведь все могло случится, и на этом УБС летел только один летчик. Хотя накосячить в списке погибших пилотов это чревато.
  29 мая 1971RF-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/099.htm
  30 ноября 1971F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/106.htm. Вполне вероятно, что произошло столкновение в воздухе с F-5В в районе Зара и пилот этого истребителя погиб.
  30 ноября 1971F-5Вhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/107.htm. Вполне вероятно, что произошло столкновение в воздухе с F-5А в районе Зара и оба пилота этого УБС погибли. Вполне возможно, что это был б/н 67-21273.
  20 февраля 1976RF-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1974-1980/159.htm, по данным ASN выходит, что это не было столкновение в воздухе, оба самолета ночью врезались в гору. Второй самолет мог иметь б/н 69-7137.
  6 мая 1982F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1981-1985/216.htm
  19 сентября 1995F-5Аhttp://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1994-yyy/323.htm
  9 февраля 2001F-5АПогибла первая турецкая женщина-пилот 2°Ltn Ayfer Gok. По данным AFM April 2001, p92
  27 июля 2006F-5АПотерпел катастрофу сразу после взлета с АВБ Конья, https://www.hurriyet.com.tr/gundem/konyada-askeri-ucak-dustu-3-sehit-4826791

 

Т.о. на 5 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Турции потеряли минимум 73 самолета F-5 всех модификаций с точной датой потери. Из этого количества 58 машин имеют и дату и б/н, а у 15 самолетов есть только дата потери без указания б/н, но зато у всех имеются железобетонные доказательства их утраты. Есть 11 машин с известными б/н, но без точной даты, они не входят в число погибших Фридом Файтеров. По логике выходит, что разбившихся самолетов без б/н больше, чем самолетов с б/н, но без даты потери. Конечно, может быть и так, что некоторые машины (список из 11 машин без даты) не входят в список из 15 без б/н, и тогда потерь будет больше. Но сейчас пока данных не хватает. Надо отдать должное турецким товарищам, которые раскрыли списки погибших пилотов, а также некоторые обстоятельства их гибели. Лет так десять назад вопросов по учету потерь было гораздо больше, чем сегодня.

По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Турции было поставлено 122 самолетов типа F-5А, 22 типа F-5В, 41 машина типа RF-5А, 31 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 232 машины. По данным ресурса http://www.worldairforces.com было поставлено 143 самолетов типа F-5А, 27 типа F-5В, 42 машины типа RF-5А, 46 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 284 машины. По данным www.joebaugher.com всего в ВВС Турции было поставлено 115 самолетов типа F-5А, 21 типа F-5В, 26 машин типа RF-5А, 44 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно это 222 машины. По данным www.worldmilitair.com имеются данные на 102 самолета типа F-5А, 21 типа F-5В, 41 машину типа RF-5А, 43 экс-голландских NF-5A и 16 экс-голландских NF-5B. Суммарно на 233 машины. Согласно современным турецким данным из ресурса http://www.tayyareci.com/digerucaklar/turkiye/1951ve2006/f5.asp было поставлено 98 самолетов типа F-5А, 22 типа F-5В, 38 машин типа RF-5А, 44 экс-голландских NF-5A, 16 экс-голландских NF-5B и еще 14 машин на запчасти типа NF-5A. Суммарно это 234 машины. Ну, в общем, у каждого свои методы подсчета.

2. Потери самолетов F-5 ВВС Греции

б/номерДата потери

типПримечания
0162221 марта 1977RF-5А 
13352x/xx/xxxxF-5АПо данным www.scramble.nl и www.joebaugher.com списан, дата неизвестна.
1336123 июля 1974F-5АИли 22 июля 1974 г.?
1336222 декабря 1976F-5АЭто по данным ASN со ссылкой на греческие источники. По данным же www.scramble.nl этот истребитель был потерян 16 декабря 1976 г., но на эту стоит потеря машины с б/н 89055. Если принимать во внимание данные www.ejection-history.org.uk, то по ним выходит, что 16 декабря 1976 г. вообще был потерян RF-5А, но с с/н N6131 и б/н 13362. Греческие источники гораздо авторитетнее, поэтому впредь будем считать их данные приоритетными.
1336316 июня 1970F-5А 
133643 октября 1974F-5А 
133656 июля 1970F-5А 
133775 июля 1999F-5В 
1369211 марта 1968F-5В 
3841123 августа 1974F-5А 
3841319 мая 1969F-5АСтолкновение в воздухе с б/н 69165
3841512 февраля 1966F-5А 
38418х/хх/ххххF-5АПо данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна.
5047829 января 1968F-5А 
504792 апреля 1974F-5А 
50487х/хх/ххххF-5АПо данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна.
5058221 апреля 1998F-5В 
6913714 сентября 1983F-5А 
691427 августа 1970F-5А 
6916519 марта 1968F-5АСтолкновение в воздухе с б/н 38413
6923013 июля 1992F-5В 
8905516 декабря 1976F-5А 
890611 февраля 1995F-5А 
9716914 апреля 1988RF-5АЭто по данным ASN. По данным www.scramble.nl это было в 1989 г., но это скорее всего просто ошиблись с датой.
971715 декабря 1974RF-5А 
9717223 мая 1980RF-5АЭто по данным ASN. По данным www.scramble.nl дата неизвестна.
97176х/хх/ххххF-5АПо данным www.scramble.nl списан, дата неизвестна.
  22 марта 1975F-5АПо данным www.scramble.nl
  19 ноября 1975F-5АПо данным ASN и www.scramble.nl
  22 декабря 1977F-5АПо данным ASN и www.scramble.nl
  15 января 1981F-5ВПо данным ASN и www.scramble.nl это может быть самолет или с б/н 89089 (с/н N8067) или с б/н 89090 (с/н N8067). Только по этим двум машинам типа F-5В нет никакой информации.
  8 мая 1984F-5АПо данным www.scramble.nl и Flight International 23 March 1985, p26
  13 октября 1984F-5АПо данным www.scramble.nl
  16 декабря 1987F-5АПо данным ASN, www.scramble.nl и Flight International 14 May 1988, p47
  1 февраля 1995F-5ВПо данным ASN и www.scramble.nl это может быть самолет или с б/н 89089 (с/н N8067) или с б/н 89090 (с/н N8067). Только по этим двум машинам типа F-5В нет никакой информации. Эта машина числилась в 343 Мira.

 

Т.о. на 5 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Греции потеряли минимум 31 самолет F-5 всех модификаций. Это касается только тех машин, у которых есть точная дата потери. Имеется четыре самолета без точной дата потери, но они вполне могут принадлежать каким-то из 6 машин типа F-5А, у которых пока не определен б/н. По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Греции было поставлено 112 самолетов типа F-5А, 30 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно это 170 машин. По данным ресурса http://www.worldairforces.com в ВВС Греции было поставлено 112 самолетов типа F-5А, 30 типа F-5В, 19 машин типа RF-5А, 10 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно это 172 машины. По данным www.joebaugher.com в ВВС Греции было поставлено 114 самолетов типа F-5А, 20 типа F-5В, 34 машины типа RF-5А. Суммарно это 168 машин. По данным ресурса https://www.haf.gr/en/history/historical-aircraft/f-5a-freedom-fighter/ в ВВС Греции было поставлено всего 142 самолета F-5А/В , из них 17 машин типа RF-5А. По данным www.worldmilitair.com имеются данные только на 102 самолета типа F-5А, 17 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно на 147 машин. По более информативным данным www.scramble.nl имеются данные на 107 самолетов типа F-5А, 17 типа F-5В, 16 машин типа RF-5А, 11 экс-голландских NF-5A и один экс-голландский NF-5B. Суммарно на 152 машины. Да и доверия больше тем-же данным www.scramble.nl, эти ребята фиксируют движение буквально по каждому самолету, имеют гигантский объем фотографий, чего нет у других.

 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100