Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-104 ВВС Греции и Турции
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 25 февраля 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, списки потерь военной авиации Турции и Греции, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, http://www.tayyareci.com ,www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.

1. Потери самолетов F-104 ВВС Турции

б/номер Дата потери

тип Примечания
61-2602 8 марта 1977 F-104G  
61-2610 22 июля 1981 F-104G  
61-2615 8 сентября 1969 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/076.htm
61-2618 29 января 1969 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/060.htm
61-2621 14 апреля 1978 F-104G  
61-2622 20 апреля 1970 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_TuAF_serials.htm
61-2629 29 июня 1981 F-104G  
61-3027 21 сентября 1971 ТF-104  
62-716 1 июля 1992 CF-104  
62-735 16 апреля 1993 CF-104 Столкновение в воздухе с б/н 62-751
62-751 16 апреля 1993 CF-104 Столкновение в воздухе с б/н 62-735
62-761 20 ноября 1989 CF-104  
62-787 24 января 1990 CF-104  
62-795 2 февраля 1987 CF-104  
62-815 31 марта 1989 CF-104  
62-824 30 мая 1989 CF-104  
62-826 10 января 1989 CF-104  
62-839 22 апреля 1987 CF-104  
62-866 21 мая 1987 CF-104  
62-2084 27 марта 1985 F-104G  
62-5701 21 марта 1988 ТF-104G  
62-9005 16 сентября 1988 F-104G  
62-12313 2 октября 1980 F-104G  
62-12235 19 августа 1976 F-104G  
62-12236 28 сентября 1965 F-104G  
62-12239 26 июня 1986 F-104G  
62-12276 18 декабря 1968 TF-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/052.htm
62-12325 6 октября 1972 F-104G  
62-12326 7 декабря 1982 F-104G  
62-12327 31 марта 1965 F-104G  
62-12328 15 мая 1979 F-104G  
62-12329 13 ноября 1977 F-104G  
62-12332 7 января 1971 F-104G Столкновение в воздухе трех Старфайтеров
62-12333 11 ноября 1976 F-104G  
62-12334 7 января 1971 F-104G Столкновение в воздухе трех Старфайтеров
62-12335 6 сентября 1965 F-104G  
62-12337 7 января 1971 F-104G Столкновение в воздухе трех Старфайтеров
63-5710 4 апреля 1985 ТF-104G  
63-5716 26 ноября 1987 TF-104G  
63-5718 10 апреля 1987 TF-104G  
63-5720 8 июля 1993 TF-104G  
63-5724 5 августа 1986 TF-104G  
63-5726 24 октября 1984 TF-104G  
63-5731 4 апреля 1988 TF-104G  
63-5737 10 января 1985 TF-104G  
63-5742 17 января 1986 TF-104G  
63-5808 2 ноября 1984 TF-104G  
63-7027 5 июля 1988 F-104G  
63-7041 7 июня 1989 F-104G  
63-7061 24 января 1986 F-104G  
63-7069 26 сентября 1984 F-104G  
63-8052 30 ноября 1983 F-104G экс-голландский RF-104G, потерян во время поставки, учтен, как потеря в ВВС Турции
63-8055 13 августа 1991 F-104G  
63-8083 10 июля 1984 F-104G  
63-8093 22 мая 1984 F-104G  
63-8122 25 августа 1987 F-104G  
63-8140 29 апреля 1993 F-104G  
63-8146 8 мая 1984 F-104G  
63-8153 19 июля 1984 F-104G  
63-12716 18 июня 1974 F-104G  
63-12731 3 июня 1977 F-104G  
63-12732 6 февраля 1984 F-104G  
63-13640 14 июля 1981 F-104G  
63-13641 28 января 1974 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 63-13642
63-13642 28 января 1974 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 63-13641
63-13644 17 июля 1978 F-104G  
64-6624 7 апреля 1989 F-104G  
64-8195 30 декабря 1987 F-104G  
64-8200 14 июня 1993 F-104G  
64-8262 27 мая 1991 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 64-8301
64-8270 21 августа 1987 F-104G  
64-8288 17 февраля 1982 F-104G  
64-8301 27 мая 1991 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 64-8270
64-8313 29 сентября 1988 F-104G  
64-9057 15 апреля 1986 F-104G  
64-17757 1 августа 1985 F-104G  
64-17783 21 июля 1974 F-104G  
64-17784 3 ноября 1971 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/105.htm
64-17789 2 ноября 1970 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1970-1973/086.htm
64-17790 12 января 1966 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 64-17791
64-17791 12 января 1966 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 64-17790
65-6656 21 ноября 1984 F-104G  
65-7199 12 сентября 1983 F-104G  
65-9185 6 июля 1985 F-104G  
66-5809 24 мая 1986 TF-104G  
66-5813 12 октября 1983 TF-104G  
67-5816 26 января 1988 TF-104G  
67-5962 5 февраля 1987 TF-104G  
67-5964 18 февраля 1982 TF-104G  
71-7301 6 октября 1991 F-104G Столкновение в воздухе с б/н 75-6904
71-7402 7 декабря 1989 F-104G  
74-6851 12 августа 1975 F-104S  
74-6852 28 апреля 1986 F-104S  
74-6853 3 июня 1982 F-104S  
74-6854 11 сентября 1975 F-104S  
74-6855 29 октября 1981 F-104S  
74-6856 13 июля 1977 F-104S  
74-6857 21 июня 1984 F-104S Столкновение в воздухе с б/н 75-6883
74-6858 22 февраля 1988 F-104S  
74-6860 16 июня 1977 F-104S  
74-6861 22 января 1987 F-104S  
74-6863 2 апреля 1981 F-104S  
74-6865 14 мая 1990 F-104S  
74-6866 13 июня 1985 F-104S  
74-6867 22 января 1992 F-104S  
75-6883 21 июня 1984 F-104S Столкновение в воздухе с б/н 74-6857
75-6884 29 апреля 1982 F-104S  
75-6888 22 октября 1992 F-104S  
75-6892 6 мая 1980 F-104S  
75-6894 22 августа 1979 F-104S  
75-6896 22 июля 1985 F-104S  
75-6898 9 августа 1988 F-104S  
75-6899 17 сентября 1992 F-104S  
75-6902 3 октября 1983 F-104S  
75-6903 27 марта 1984 F-104S  
75-6904 6 октября 1991 F-104S Столкновение в воздухе с б/н 71-7301
75-6905 12 июля 1979 F-104S  
  10 июня 1968 F-104G по данным www.scramble.nl, из 8 AJÜ
  2 мая 1969 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/063.htm, столкнулся в воздухе с другим Старфайтером из 9 AJÜ. По данным ASN это могла быть машина с б/н 62-12230, но самолет с этим б/н в принципе не мог быть поставлен в ВВС Турции.
  2 мая 1969 F-104G http://www.tayyareci.com/hvsehitleri/cilt3-1966-98/1966-1969/064.htm, столкнулся в воздухе с другим Старфайтером из 9 AJÜ
  26 февраля 1970 F-104? По данным ASN со ссылкой на газету Cumhuriyet 28 February 1970, p7.

Пилот Ütgm Kemal Yücel катапультировался. Или это был самолет F-84F?

  12 июня 1976 TF-104G По данным ASN со ссылкой на газету Cumhuriyet 13 June 1976, p7.
  5 июня 1984 F-104G По данным www.scramble.nl, из 161 Filo
  12 января 1985 F-104G По данным www.scramble.nl, из 4 AJÜ
  16 июля 1985 F-104G По данным www.scramble.nl, экс-голландский типа RF-104G, поступил в подразделение Sahin Kitaati из 9 AJÜ
  7 ноября 1990 F-104G По данным ASN со ссылкой на газету Milliyet Gazete Arsivi 8 November 1990, p15
  в июне 1992 СF-104 По данным www.scramble.nl, из 8 AJÜ

 

Т.о. на 25 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Турции потеряли минимум 127 самолетов F-104 всех модификаций, из них 117 машин с б/н и точной датой потери. Есть также данные о потере 10 машин только с датой, но без б/н, в принципе они также входят в число погибших Старфайтеров. Кроме одного самолета, по которому нельзя заявить однозначно, потерянного 26 февраля 1970 г. То ли F-104, то ли F-84. Ранее сообщалось о потере еще двух американских F-104G с б/н 61-2603 и 61-2606 и которые по соглашению должны быть зачислены в состав ВВС Турции. Но им не повезло, разбились 30 октября и 4 декабря 1963 г., так что с турецкими ВВС два этих неудачника не имеют ничего общего. Ранее сообщалось о потере также двух RF -104G, но так как все б/у разведчики были переделаны в вариант F-104G еще до передачи в ВВС Турции, то и считаются они уже именно как F-104G.

Надо отдать должное турецким товарищам, которые раскрыли списки погибших пилотов, а также некоторые обстоятельства их гибели. Лет так десять назад вопросов по учету потерь было гораздо больше, чем сегодня.

По данным ресурса www.aeroflight.co.uk на 16 ноября 2008 г., в ВВС Турции было поставлено 287 самолетов типа F-104G, 56 машин типа TF-104G, 44 типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это 433 машины. По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_TuAF_serials.htm на 20 мая 2020 г., в ВВС Турции было поставлено 292 самолета типа F-104G, 54 машины типа TF-104G, 44 типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это составляет 436 машин. По данным https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1 было поставлено 262 самолетов типа F-104G, 52 машины типа TF-104G, 46 (и там же сразу 49) типа CF-104 и 6 типа CF-104D, 40 типа F-104S. Суммарно это составляет 406 (и там же сразу 409) машин. Но это очень старые данные, на 199-е гг. По данным www.joebaugher.com на 12 декабря 1999 г., всего в ВВС Турции было поставлено более 400 самолетов, из них 46 типа CF-104 и 6 типа CF-104D. Это к вопросу о достоверности данных. Но сейчас не конец 20-ого века, сейчас в Интернете огромные массивы информации. Ну, в общем, у каждого свои методы подсчета.

 

2. Потери самолетов F-104 ВВС Греции

б/номер Дата потери

тип Примечания
5714 16 июля 1985 TF-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
5736 17 июля 1985 TF-104G  
5909 15 апреля 1980 TF-104G  
6664 3 сентября 1992 RF-104G  
6678 23 июня 1992 RF-104G Это по данным www.scramble.nl.
6679 18 сентября 1990 RF-104G По данным ASN был потерян в сентябре 1988 г., со ссылкой на информацию www.916-starfighter.de. Если же пройтись по этой ссылке, то дата потери именно этого Старфайтера стоит 18 сентября 1990 г., как и во всех базах данных. Просто в данных ASN ошибка.
6684 16 октября 1985 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7082 3 сентября 1992 F-104G  
7094 8 июня 1989 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7153 23 апреля 1991 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
7420 11 сентября 1989 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
12609 5 июля 1971 F-104G  
12624 27 ноября 1969 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
13025 21 марта 1969 TF-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22267 16 марта 1987 TF-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22272 8 мая 1964 TF-104G  
22273 16 июля 1972 TF-104G По данным https://aviation-safety.net/wikibase/169677 это было 31 июля 1972 г. По данным www.scramble.nl какой-то TF-104G без б/н был потерян 31 июля 1972 г. Но так как имена пилотов, тип машины, место аварии и другие детали совпадают, то будем считать, что с датой немного напутали и потерян все-таки один УБС.
22275 22 августа 1967 TF-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22302 4 мая 1974 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22305 23 июня 1992 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf, также и по данным www.joebaugher.com. По данным www.scramble.nl дата потери неизвестна.
22308 23 сентября 1987 F-104G  
22309 8 мая 1969 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22318 22 января 1979 F-104G  
22319 12 ноября 1974 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
22321 15 января 1973 F-104G  
32697 24 февраля 1976 F-104G  
32704 15 июля 1965 F-104G  
32705 после 1974 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf.

По данным www.scramble.nl дата потери неизвестна.

По данным ASN потерян в декабре 1980 г.

32711 21 ноября 1978 F-104G  
32714 18 января 1968 F-104G  
32719 27 января 1987 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf.

По данным www.scramble.nl 26 января 1987 г.

32721 28 апреля 1977 F-104G По данным же только www.ejection-history.org.uk 28 апреля 1977 г.
32723 16 декабря 1966 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf
32725 25 мая 1989 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf и

также по данным Flight International 16-22 May 1990, p36

32726 19 июля 1965 F-104G По данным www.joebaugher.com 19 июня 1965 г.
32727 25 января 1978 F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf.

По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl 15 января 1978 г.

32729 В 196-х гг. F-104G www.916-starfighter.de/F-104_HAF_Losses_F-104.pdf.

По данным www.scramble.nl точная дата потери неизвестна. По данным ASN потерян в феврале 1969 г.

47780 15 января 1980 F-104G По данным www.ejection-history.org.uk в этот день ВВС Греции потеряли TF-104G.
  1976 TF-104G Только по данным www.scramble.nl, из 336 Mira
  21 декабря 1978 F-104G Из 336 Mira, потерян только по данным scramble.nl. Могли перепутать с б/н 32711, который разбился 21 ноября 1978 г.? Потерей пока не считается.
  22 января 1980 F-104G По данным www.ejection-history.org.uk потери были и 15 января и 22 января 1980 г. Этот самолет из 336 Mira, был потерян также и по данным www.scramble.nl. Могли перепутать с б/н 47780, который разбился 15 января 1980 г.? Потерей пока не считается.
  В январе 1982 TF-104G Только по данным www.scramble.nl, из 116 РМ
  16 марта 1985 F-104G По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl. Могли перепутать с б/н 6684, который разбился 16 октября 1985 г.? Потерей пока не считается.
  10 апреля 1986 F-104G По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl, из 336 Mira
  16 июля 1987 F-104G По данным www.ejection-history.org.uk и scramble.nl. Перепутали с б/н 22267, который разбился 16 марта 1987 г. Потерей не считается.

 

Т.о. на 25 февраля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Греции потеряли минимум 38 самолетов F-104 всех модификаций. Это касается только тех машин, у которых был определен бортовой номер. В эти 38 погибших Старфайтеров входят три самолета без точной дата потери, это машины с б/н 22305, 32705 и 32729, но они вполне могут принадлежать каким-то из машин типа F-104, у которых пока не определен б/н, а такие Старфайтеры также присутствуют. Почему и оценка потерь самая минимальная, реально их может быть и на несколько единиц больше.

По данным ресурса www.aeroflight.co.uk в ВВС Греции было поставлено 20 машин типа RF-104G (экс-немецкие из ВМС), 34 типа TF-104G ( экс-немецкие из ВВС и экс-американские) и 152 типа F-104G ( 9 экс-испанских, 10 экс-голландских, 38 экс-немецких из ВМС и американские). Суммарно это 206 машин. По данным ресурса http://www.worldairforces.com в ВВС Греции было поставлено 20 машин типа RF-104G, 34 типа TF-104G и 152 типа F-104G. По данным www.joebaugher.com в ВВС Греции было поставлено 22 машины типа RF-104G, 28 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По информации www.worldmilitair.com имеются данные на 18 машин типа RF-104G, 31 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По информации www.scramble.nl имеются данные на 20 машин типа RF-104G, 30 типа TF-104G и 105 типа F-104G. По данным https://www.haf.gr/en/history/historical-aircraft/ в ВВС Греции было поставлено всего 107 машин всех типов. По данным https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1 в ВВС Греции было поставлено 22 машины типа RF-104G, 27 типа TF-104G и 102 типа F-104G. По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_HAF_serials.htm было поставлено 17 машин типа RF-104G, 30 типа TF-104G и 103 типа F-104G. Суммарно это 150 машин. Вот такой вот разброс по поставкам, а если говорить серьезно, то это самый обыкновенный бардак.

Зачем вообще проводить мониторинг потерь боевых самолетов каждые 10-15 лет? Есть мнение, что раз все уже давным-давно известно и опубликовано, то нет абсолютно никакого смысла ворошить прошлое. Открываем западные источники, допустим за 1990-1999 г., а там черным по белому написано, что, например, канадские ВВС потеряли 110 Старфайтеров, а ВВС ФРГ недосчитались уже 292 точно таких же бедолаг. И ссылки имеются на общеизвестные данные https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_F-104_Starfighter#Safety_record или допустим американский первоисточник типа https://www.airvectors.net/avf104_3.html#m1. Прошло еще 20-30 лет и что изменилось? Сами канадцы дают данные о потере уже 114 Старфайтеров из 238 поставленных, а это уже не 46,2%, а 47,9% машин ушло в небытие. Так-то есть разница. Теперь по немцам коротко. Существует замечательный ресурс именно по самолетам F-104G http://www.916-starfighter.de. По последним данным на 6 октября 2020 г. в разделе http://www.916-starfighter.de/GAF_crashes.htm или http://www.916-starfighter.de/GAF_crashes_assessment.pdf четко и подробно, с немецкой педантичностью, указано количество потерянных машин, а именно 298 Старфайтеров ВВС ФРГ. Вот это и есть итоговая цифра, а не та, что фигурировала ранее во многих западных СМИ, где на полном серьезе утверждалось, что немцы лишились примерно 270 машин. По Норвегии, раньше считалось, что там было потеряно всего 6 машин из 43 поставленных, в те времена авторитетные западные исследователи брехали про всего 13,6% ушатанных самолетов. Сегодня же никто не отрицает потери 13 норвежских Старфайтеров, а это уже 26,5%. Где 6 и где 13 машин? Или вот еще, можно пройтись по японским потерям. Везде писали, да и сейчас в той же Wiki по-прежнему пишут про то, что ВВС Японии потеряли примерно 15% своих F-104J/DJ, т.е. 35 самолетов. На самом деле потери составили 49 самолетов F-104 обоих модификаций из 230 поставленных, а это уже 21,3%. Естественно, это была не попытка приуменьшить свои потери. Всего-навсего, это констатация аварийности с опиранием именно на те данные, которые имелись в начале 199-х гг., других тогда и не было. А сегодня все тайное и неизвестное вылезло наружу и потерь заметно прибавилось. А тайны остались и сегодня. Есть вопросы и по Турции, и по Тайваню, и по Греции.

 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100