Уголок неба ¦ Потери самолетов СМ-170/175 ВВС Европы

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов СМ-170/175 ВВС Европы
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 20 апреля 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.belgian-wings.be, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.

Таблица 1

Потери самолетов СМ-170 Магистр ВВС Бельгии.

б/номер Дата потери

Примечания
МТ1 26 февраля 1985  
МТ2(1) х/хх/1958 По данным scramble.nl машина с б/н МТ2(1), c/n 259 была списана в 1958 г., а машина с б/н МТ2(2), c/n 259 была продана в ВВС Израиля. По данным www.belgian-wings.be не было никаких двух машин с б/н МТ2(1) и МТ2(2), и у которых был один и тот же c/n 259. Самолет с б/н МТ2 и c/n 259 был продан в ВВС Израиля. Потерей не считается, потому как после аварии в 1958 г. машину отремонтировали. Вот тут и возник вопрос о достоверности самой аварии в 1958 г. Была ли она на самом деле? Первая машина поступила в бельгийские ВВС в январе 1960 г., а конкретно б/н МТ2 в феврале 1960 г. Ну и какая авария могла быть в 1958 г.?
МТ6 23 февраля 1976  
МТ7 29 сентября 1967  
МТ8 16 июня 1987  
MT9 26 февраля 1970 По данным https://www.belgian-wings.be/potez-air-fouga-cm-170-1-magister был списан после аварии, не ремонтировался и больше не летал, использовался в технической школе. Впоследствии был отправлен как экспонат в музей г.Buseck в Германии.
МТ10 13 марта 1965  
МТ17 23 сентября 1969  
МТ19 13 сентября 1962  
МТ20 20 июня 1968 Столкновение в воздухе с МТ2, который успешно приземлился.
МТ22 24 мая 1967  
МТ24 27 ноября 1978 По данным https://www.belgian-wings.be/potez-air-fouga-cm-170-1-magister был списан после посадки на АВБ Солензара во Франции, не ремонтировался и больше не летал, сейчас на выставке как экспонат в музее в Брюсселе.
МТ25 18 октября 1963  
МТ28 8 апреля 1964  
МТ29   По данным scramble.nl в августе 2016 г. находился в Verreidt в виде металлолома. Потерей не считается, хотя не ясно, по какой причине был отправлен на свалку. Имеется фото https://www.flickr.com/photos/erwinalexander/38330716551
МТ36 25 февраля 2000  
МТ38 24 июня 1971  
МТ39 28 июня 1979  
МТ41 5 марта 1973  
МТ42 14 июля 1986  
МТ43 25 сентября 1985  
МТ45 29 января 1962  
МТ47 19 октября 1977  
МТ50 18 июля 1983  

 

В ВВС Бельгии было поставлено 50 машин, 45 новых и пять экс-германских, потери за время эксплуатации с 1960 г. по 2004 г. составили 22 самолета или 44%.

 

Таблица 2

Потери самолетов СМ-170 Магистр ВВС Финляндии.

б/номер Дата потери

Примечания
FM-1 3 августа 1977 По данным scramble.nl самолет был потерян г. 3 августа 1972 г.
FM-3 х/хх/1965 Списан по данным www.worldmilitair.com, был отправлен на утилизацию в 1985 г. по данным scramble.nl.
FM-6 20 мая 1959  
FM-22 24 августа 1964  
FM-24 18 сентября 1963  
FM-40 13 января 1977  
FM-41 23 января 1985  
FM-44 1 декабря 1974  
FM-48 10 июня 1964 Столкновение в воздухе с б/н FM-60
FM-56 15 июня 1977  
FM-58 17 октября 1972  
FM-60 10 июня 1964 Столкновение в воздухе с б/н FM-48
FM-65 12 ноября 1977  
FM-68 2 декабря 1968  
FM-69 12 августа 1966  
FM-70 15 февраля 1967  
FM-75 5 апреля 1977  
FM-77 14 августа 1976  
FM-79 8 апреля 1970  

 

В ВВС Финляндии было поставлено 80 машин, 18 французской сборки с б/н FM-1 по FM-18 и 62 самолета производства фирмы Валмет с б/н FM-21 по FM-82, потери за время эксплуатации с 1958 г. по 1988 г. составили 19 самолетов или 23,7%, это самолеты, сведения о бортовых номерах которых, доступны. Хотя, кто его знает, какая-то часть Магистров была утилизирована в сентябре 1984 г, несколько машин заняли свои места в музеях и на выставках. Так, например, по данным http://www.eurodemobbed.org.uk/locations.php?location=8054 от б/н FM-33 осталась только носовая часть. Могло так быть, что среди утилизированных или музейных машин были самолеты после аварий? Да без проблем, только вот информации пока не хватает, чтобы сделать вполне однозначные выводы. Можно поискать сведения в книге Юкки Лаукканена Fouga CM 170 Magister в ВВС Финляндии, может там что и найдется о финских потерянных Магистрах.

К вопросу о достоверности информации. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Fouga_CM.170_Magister#Finland потери составили 21 самолет. По данным https://www.militaryfactory.com потери финских Магистров составили не менее 20 самолетов. По данным scramble.nl есть сведения о 18 неудачниках. По данным www.worldmilitair.com потеряно 19 машин. На сайте www.aviation-safety.net сообщается вообще о 10 машинах. Так что остается только один выход, надо работать и искать, чтобы не было таких разночтений.

 

Таблица 3

Потери самолетов СМ-170 Магистр ВВС Франции.

б/номер Дата потери

Примечания
01 3 ноября 1952 По данным www.worldmilitair.com б/н 001, c/n 001. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/77203. По данным scramble.nl c/n 01.
06 х/хх/1957 c/n 06, по данным www.worldmilitair.com списан после аварии
07 18 сентября 1959 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/241281. По данным scramble.nl c/n 07.
09 25 августа 1955 c/n 09, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/243067.
1 4 февраля 1960 c/n 1, первый серийный самолет
9 30 января 1957 c/n 9
10 9 октября 1963  
12 3 апреля 1957 По данным scramble.nl 2 апреля 1957 г.
15 28 июня 1961  
16 9 июня 1959  
18 10 мая 1973  
20 13 октября 1959  
22 18 марта 1968  
27 5 сентября 1957  
32 6 июля 1965  
33 23 сентября 1974  
37 13 января 1965 Столкновение в воздухе с б/н 42
39 21 ноября 1984  
42 13 января 1965 Столкновение в воздухе с б/н 37
47 5 июня 1961  
48 28 мая 1970  
63 х/хх/1974 По данным scramble.nl на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
68 31 мая 1968  
98 10 февраля 1960  
116 15 декабря 1964  
157 20 марта 1972  
158 27 апреля 1966  
164 15 декабря 1974  
170 х/хх/1970 По данным scramble.nl на хранении. По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
174 25 января 1984  
180 25 мая 1988  
184 17 января 1975  
185 26 ноября 1986  
194 х/хх/1972 По данным scramble.nl был утилизирован.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
204 23 сентября 1969  
207 22 апреля 1968  
214 8 августа 1968  
215 12 апреля 1972  
218 27 ноября 1968  
234 31 октября 1968  
238 30 октября 1969  
239 24 июля 1962  
241 29 марта 1979  
308 9 апреля 1974  
311 26 августа 1961  
320 18 марта 1985  
321 13 апреля 1967  
337 2 декабря 1969  
339 17 февраля 1966  
364 20 ноября 1962  
373 17 августа 1970  
375 8 января 1973  
380 7 июня 1970  
382 14 сентября 1966  
386 2 февраля 1967  
396 26 августа 1991  
407 х/хх/1994 По данным scramble.nl на хранении. По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
410 х/хх/1965 По данным scramble.nl на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
412 27 сентября 1972  
416 29 октября 1965  
428 3 февраля 1971  
437 5 ноября 1984  
441 2 февраля 1967  
449 7 января 1988  
453 31 марта 1971  
462 19 января 1977  
468 5 июня 1989  
469 х/хх/1965 По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
473 29 января 1985 Столкновение в воздухе с б/н 574
474 24 апреля 1970  
475 14 апреля 1969  
477 х/хх/1965 По данным scramble.nl как-бы на хранении.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии
488 4 июня 1967  
489 16 июля 1969  
490 11 декабря 1985  
491 18 августа 1967  
493 2 марта 1970  
510 11 февраля 1977  
514 18 ноября 1982 Столкновение в воздухе с б/н?, пилоты которого также погибли.
515 23 июля 1992  
518 5 декабря 1972  
521 22 сентября 1995  
535 28 января 1980 Столкновение в воздухе с б/н 541
536 9 апреля 1974  
540 10 сентября 1969  
541 28 января 1980 Столкновение в воздухе с б/н 535
543 8 декабря 1969  
551 8 мая 1978  
552 2 мая 1969  
562 28 сентября 1973  
574 29 января 1985 Столкновение в воздухе с б/н 473
  22 ноября 1963 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/240714 произошло столкновение в воздухе двух машин, одна из них вернулась на базу, оба пилота второго самолета с б/н? погибли.
  18 ноября 1982 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/77192 произошло столкновение в воздухе с б/н 514, пилот которого также погиб.
  23 января 1985 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/77195 самолет был списан. В принципе, кандидаты на эту дату есть. Да и самолет был приписан к летной школе GE315 в г.Коньяк, тогда в ней Магистры и эксплуатировались. А машины с б/н 473 и 574, потерянные 29 января 1985 г. были из школы GI312.

 

Таблица 4

Потери самолетов СМ-175 Зефир ВМС Франции.

б/номер Дата потери

Примечания
3 11 февраля 1992  
6 22 октября 1992 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/240724.
7 х/хх/1983 По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии.
8 13 сентября 1960  
9 х/хх/1978 По данным scramble.nl выведен из состава ВВС.По данным www.worldmilitair.com списан после аварии.
13 13 декабря 1984  
15 29 марта 1976  
19 10 ноября 1973  
22 22 октября 1993  
25 3 июля 1975  
26 13 декабря 1963 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/243444.По данным scramble.nl дата потери неизвестна.
29 14 февраля 1991  

 

Т.о. на 20 апреля 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Франции с 1956 г. по 1998 г. потеряли минимум 94 самолета СМ-170 из 394 поставленных - 23,8% ушло в потери. Это без учета машины с б/н 310, которая находилась в г. Шатоден в виде металлолома в мае 1986 г., возможно даже после аварии. По поводу неизвестных разбившихся самолетов. Машины с б/н 104 и 194 были сданы в металлолом. Машины с б/н 11,70,175,177,236,

329,348,550 были выведены из состава ВВС. После аварий? Или какая-то часть из них была в авариях? Все возможно. По данным источника http://www.zap16.com/2011/02/25/fouga-cm170-magister/ в ВВС было поставлено 397 машин.

А ВМС Франции c 1959 г. по 1995 г. потеряли 12 самолетов СМ-175 или 37,5%. В ВМС было поставлено 32 самолета, из них 2 прототипа.

 

Таблица 5

Потери самолетов СМ-170 Магистр ВС ФРГ.

б/номер Дата потери

Примечания
AA+102 16 декабря 1966 c/n D202
АА+109 10 июля 1959 c/n D10/75
АА+120 31 октября 1958 c/n D21/94
АА+122 1 июня 1960 c/n D130, по данным же https://aviation-safety.net/wikibase/63371 был потерян самолет с б/н АА+222. С учетом того, что у упавшего самолета был c/n D130, то получается, что это просто опечатка.
АА+128 12 августа 1958 c/n D29/112
АА+158 3 февраля 1959 c/n D58/154
АА+185 21 мая 1962 c/n D85
АА+186 2 апреля 1960 c/n D86
АА+194 3 мая 1966 c/n D94
АА+195 2 ноября 1964 c/n D95
АА+206 6 сентября 1960 c/n D106
АА+212 8 мая 1964 c/n D112
АА+255 28 мая 1961 c/n D164
АА+263 7 апреля 1966 c/n D172
АА+277 21 ноября 1963 c/n D186
АА+281 1 апреля 1965 c/n D190
BD+152 17 июня 1962 c/n D89
BD+157 6 декабря 1960 c/n D141
ЕС+394 19 марта 1964 c/n D177
SВ+201 27 июля 1965 c/n D77
SВ+204 19 октября 1965 c/n D81
SC+602 29 августа 1961 c/n D78
91+13 21 сентября 1967 c/n D173, он же б/н AS+104

 

В ВВС ФРГ было поставлено 234 самолета, в ВМС было поставлено 15 машин. Итого 249 машин. За время эксплуатации с 1957 г. по 1980 г. было потеряно 23 машины. Точнее будет сказать, что известно о минимум 23 потерях. О многих десятках Магистров ничего не известно, только то, что они были утилизированы. Вполне вероятно, что какие-то самолеты попали на слом как раз после аварий. Очень даже подозрительно, что в ВВС ФРГ было потеряно 9,2% самолетов, в то время как в других европейских ВВС везде за 20%.

По данным http://www.zap16.com/2011/02/25/fouga-cm170-magister/ было поставлено 250 самолетов, 62 новых из Франции и 188 лицензионных.

 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100