Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов "Алуэтт" в ВС стран Европы
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 20 марта 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net, www.helis.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com. Возможно, что это неполные данные.

 

 

Таблица 1

Данные о потерях вертолетов SE-3130 Алуэтт-2 ВС Бельгии

б/номер дата потери примечания
А01 13 сентября 1960 c/n 1293/C127
А02 22 сентября 1960 c/n 1304/С136
А03 29 марта 1983 c/n 1305/С136
А06 12 октября 1984 c/n 1422/C195, по данным же scramble.nl был потерян 23 ноября 1988 г., но это ошибка.
А07 9 июня 1961 c/n 1423/C196
А09 26 марта 1991 c/n 1468/C223
А10 14 апреля 1966 c/n 1534/C265, списан по данным https://www.ailes-militaires-belges.be и worldmilitair.com, по данным scramble.nl отправлен на утилизацию.
А14 5 ноября 1975 c/n 1581/C294, потерпел аварию и разбился по бельгийским данным https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-part-1, по данным scramble.nl был списан 12 октября 1984, по данным worldmilitair.com списан в 1984 г.
А15 х/хх/хххх c/n 1594/C301, по данным scramble.nl дата потери неизвестна. По данным rotorspot.nl был выведен из состава армии.
А17 16 августа 1967 c/n 1614/C315
А19 29 апреля 1968 c/n 1626/C322, https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-part-1
А20 23 ноября 1988 c/n 1646/C337, сгорел в ангаре.
А24 х/хх/1967 c/n 1695/C371, списан по данным worldmilitair.com, по данным scramble.nl дата потери неизвестна.
А28 20 января 1964 c/n 1752/С409, по данным ASN был потерян 20 апреля 1964 г.
А30 4 сентября 1987 c/n 1766/C418
А33 2 июля 1975 c/n 1781/C429
А35 23 ноября 1988 c/n 1792/C435, сгорел в ангаре, списан по данным https://www.ailes-militaires-belges.be, worldmilitair.com и scramble.nl
А36 18 сентября 1974 c/n 1802/С440
А39 3 декабря 1966 c/n 1851/C485
Машины типа SE3130 имели б/н А01-39,51,52,53.
А42 31 августа 2001 c/n 1959/C587/A42
А45 10 марта 1994 c/n 1962/C590/A45
A48 22 сентября 1988 c/n 1987/C615/A64
А51 23 ноября 1988 c/n 1992/C619/A69, по данным ASN сгорел в ангаре, по данным worldmilitair.com также был списан.
А52 8 августа 1971 c/n 1993/C620/A70, столкновение в воздухе с б/н А71
А56 23 ноября 1988 c/n 1999/C626/A76, сгорел в ангаре.
А58 8 октября 1969 c/n 2010/C637/A86
А60 3 февраля 1973 c/n 2019/C646/A95
А63 17 октября 1988 c/n 2049/C670/A125
А67 24 сентября 1993 c/n 2065/C683/A141
А71 8 августа 1971 c/n 2080/С695/А156, столкновение в воздухе с б/н А52
А76 23 февраля 1995 c/n 2110/C719/A186, по данным https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-part-1 вертолет с б/н А76(1) был разбит в аварии 16 марта 1982 г. Вертолет с б/н А76(2) был заново восстановлен из частей других машин, своего серийного номера как бы и не было. Вот именно эта сборка и разбилась 23 февраля 1995 г.
А81 3 марта 2000 c/n 2142/C745/A218
А91 30 мая 1968 c/n 1994/C621/A71, принадлежал жандармерии (Rijkswacht)
Машины типа SА318С имели б/н А40-81,90-95.

В ВС Бельгии было поставлено 42 вертолета типа SE3130 Алуэтт-2 и 48 вертолетов типа SА318С Алуэтт-2, суммарно 90 машин. Полиция и жандармерия получила экс-армейские машины. За все время эксплуатации машин с 1959 г. по 2009 г. было потеряно 19 вертолетов типа SЕ3130 и 14 вертолетов типа SА318С. Более подробно о бельгийских машинах можно узнать на https://www.belgian-wings.be/aerospatiale-alouette-ii-home. Также в ВС Бельгии было поставлено три вертолета SА316В Алуэтт-3, потерь в авариях не было.

Таблица 2

Данные о потерях вертолетов SE-3130 Алуэтт-2 ВС Великобритании

б/номер дата потери примечания
XN133 7 сентября 1960 c/n 1186
ХР966 c/n 1499, списан по данным rotorspot.nl, по данным http://www.ukserials.com/ сгорел в Декелии на Кипре в 198-х гг.
XR377 15 июня 1965 c/n 1567
XR380 11 июня 1983 c/n 1596
XR381 6 сентября 1962 c/n 1606
XR383 4 мая 1967 c/n 1621
XR384 1 мая 1963 c/n 1644
XR387 9 мая 1969 c/n 1664

В ВС Великобритании было поставлено 17 вертолетов типа SE3130 Алуэтт-2. В авариях потеряно восемь машин.

Таблица 3

Данные о потерях вертолетов SА-319В Алуэтт-3 ВС Греции

б/номер дата потери примечания
PN01(1) х/хх/1975 c/n 2213, списан после аварии перед поставкой
PN01(2) 13 июля 1993 c/n 2218
PN02 6 октября 1992 c/n 2220

В ВС Греции было поставлено 5 вертолетов типа SA319B Алуэтт-3, из них один пошел на замену машине, потерянной перед поставкой. Официально же, во всех базах данных стоит продажа только четырех Алуэттов. По данным источника http://www.worldairforces.com/Countries/greece/gre.html эксплуатация шла с 1976 г. По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/greece/navy2/greek-nv2-home.htm эти машины служили уже с 1975 г. В авариях были потеряны три машины.

Таблица 4

Данные о потерях вертолетов SE3130 и SE3160 ВС Нидерландов

б/номер дата потери примечания
Н-7 15 февраля 1965 SE3130, c/n 1501/C246
А-236 28 августа 1975 c/n 1236, по данным ASN 29 августа 1975 г.
А-254 8 февраля 1980 c/n 1254
А-274 2 марта 1967 c/n 1274
А-282 17 мая 1970 c/n 1282, по данным ASN 17 июня 1970 г.
А-351 1 октября 1990 c/n 1351
А-382 13 августа 1970 c/n 1382
А-406 20 марта 1984 c/n 1406, столкновение в воздухе с б/н А-543
А-415 30 июля 1970 c/n 1415
А-470 29 июля 1988 c/n 1470
А-543 20 марта 1984 c/n 1543, столкновение в воздухе с б/н А-406
Н-08 8 октября 1971 c/n 1308

В ВС Нидерландов было поставлено 8 вертолетов типа SE3130 Алуэтт-2 и 77 вертолетов типа SE3160 Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SЕ3130 с 1958 г. по 1966 г. была потеряна одна машина. За время эксплуатации машин типа SЕ3160 с 1963 г. по 2004 г. было потеряно 11 вертолетов.

Таблица 5

Данные о потерях вертолетов SE3130 и SА-316В ВС Португалии

б/номер дата потери примечания
9201 20 января 1960 SE3130, c/n 1082/C10
9202 7 апреля 1964 SE3130, c/n 1107/C20
9203 6 июня 1975 SE3130, c/n 1108/C21
9251 29 января 1966 c/n 1079, по данным http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html был списан 13 декабря 1966 г.
9253 30 апреля 1968 c/n 1092, по данным worldmilitair.com и http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
9255 28 марта 1974 c/n 1094, столкновение воздухе с б/н 9361
9256 11 августа 1968 c/n 1095, по данным worldmilitair.com и http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
9258 11 февраля 1966 c/n 1116, по данным www.aviation-safety.net списан после аварии, на 2020 г. был в музее ВВС в Алверке, при реконструкции этой машины также использовались части с вертолета б/н 9265.
9259 21 декабря 1965 c/n 1117, это по данным www.aviation-safety.net, по данным worldmilitair.com списан в 1966 г., по данным http://mecanicosalouette.blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html был потерян 13 декабря 1966 г.
9265 27 марта 1966 c/n 1138
9266 28 декабря 1972 c/n 1102
9267 8 марта 1971 c/n 1103, сгорел в ангаре
9268 5 июля 1966 c/n 1163, это данные scramble.nl, по данным worldmilitair.com списан в 1967 г., по данным http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html был потерян 5 мая 1967 г.
9272 8 марта 1971 c/n 1294, сгорел в ангаре
9274 23 апреля 1974 c/n 1296
9275 29 августа 1974 c/n 1311, по данным www.aviation-safety.net разбился в Мозамбике, погиб экипаж из трех человек. Впоследствии машину продали в США как б/н N4996B. Но вот здесь и зарыта собака. По данным http://www.rotorspot.nl/historic/n-11.php именно эта машина никогда не числилась в регистре вертолетов США. По другим данным сделку по продаже вообще отменили. Понятно, что после катастрофы в Мозамбике, эта груда битого металлолома никому оказалась не нужна. Однозначно это португальская потеря, притом без вариантов.
9278 8 марта 1971 c/n 1331, сгорел в ангаре
9279 8 марта 1971 c/n 1332, сгорел в ангаре
9282 21 января 1970 c/n 1356, по данным worldmilitair.com
9291 30 октября 1969 c/n 1397
9292 7 мая 1968 c/n 1400
9293 х/хх/1971 c/n 1532, списан по данным http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
9295 12 июля 1969 c/n 1551
9297 19 апреля 1972 c/n 1553
9299 х/хх/хххх c/n 1557, списан по данным http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
9307 5 мая 1970 c/n 1586
9308 22 мая 1973 c/n 1598, это по данным scramble.nl, по данным www.aviation-safety.net потерян в 1980 г.
9311 х/хх/хххх c/n 1612, по данным scramble.nl дата потери неизвестна. По данным worldmilitair.com списан в 1985 г. По данным www.aviation-safety.net потерян в 1975 г.
9319 20 марта 1969 c/n 1491, по данным worldmilitair.com и www.aviation-safety.net
9321 20 июня 1969 c/n 1493, по данным worldmilitair.com и www.aviation-safety.net
9323 х/хх/1969 c/n 1028, по данным worldmilitair.com
9332 9 июня 1989 c/n 1631
9333 6 августа 1971 c/n 1632, по данным scramble.nl был потерян или в Мозамбике или 2 декабря 1973 г. в Анголе. По данным worldmilitair.com был потерян в 1971 г.
9336 х/хх/хххх c/n 1643, по данным scramble.nl дата потери неизвестна. По данным www.aviation-safety.net потерян в 1975 г.
9338 26 июля 1970 c/n 1662
9341 х/хх/1970 c/n 1672, по данным scramble.nl дата потери неизвестна.
9343 22 июня 1976 c/n 1674, по данным www.aviation-safety.net 8 июня 1976 г.
9347 23 мая 1972 c/n 1648
9351 21 октября 1992 c/n 1709
9353 21 октября 1971 c/n 1733, списан по данным worldmilitair.com
9354 13 апреля 1971 c/n 1740, списан по данным worldmilitair.com
9355 21 января 1976 c/n 1741, списан по данным worldmilitair.com
9361 28 марта 1974 c/n 1757, столкновение воздухе с б/н 9255
9362 27 марта 1972 c/n 1758
9365 в августе 1974 c/n 1768
9367 12 июня 1974 c/n 1785, по данным scramble.nl дата потери неизвестна.
9369 8 марта 1974 c/n 1787
9371 х/хх/1973 c/n 1801, списан по данным http://mecanicosalouette.

blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-lll-cronologia-da-frota.html
9373 28 октября 1973 c/n 1803
9374 17 октября 1972 c/n 1805, списан по данным worldmilitair.com
9375 18 августа 1988 c/n 1815
9379 х/хх/1980 c/n 1835, это по данным www.aviation-safety.net, по данным worldmilitair.com потерян в 1975 г.
9381 19 мая 1973 c/n 1837, по данным www.aviation-safety.net 19 апреля 1973 г.
9382 30 апреля 1971 c/n 1839, столкновение воздухе с б/н 9385
9385 30 апреля 1971 c/n 1856, столкновение воздухе с б/н 9382
9387 х/хх/1994 c/n 1858, по данным worldmilitair.com
9392 13 сентября 1977 c/n 1882
9393 7 октября 1973 c/n 1894
9396 19 октября 1971 c/n 1897
9400 15 марта 1972 c/n 1916
19301 9 апреля 2002 c/n 1572
19314 12 апреля 2007 c/n 1621, списан после аварии в Vidigueira
19342 25 июля 1995 c/n 1673
19359 х/хх/1994 c/n 1751, по данным worldmilitair.com списан в 1994 г., по данным https://www.helis.com/database/cn/13160/ потерпел аварию и более не использовался.
24 сентября 1972 по данным www.aviation-safety.net был сбит в Мозамбике, на борту погибло 7 человек.
2 мая 1974 по данным www.aviation-safety.net был сбит в Мозамбике, погиб один человек из шести.

В ВС Португалии было поставлено 18 вертолетов типа SE3130 Алуэтт-2 и 149 вертолетов типа SE3160 Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SЕ3130 с 1958 г. по 1976 г. было потеряно 3 вертолета. За время эксплуатации машин типа SЕ3160 с 1963 г. по 2009 г. был потерян минимум 61 вертолет, это только те машины, у которых известен бортовой номер.

По данным worldmilitair.com и http://mecanicosalouette.blogspot.com/2008/04/se3160-alouette-ll-cronologia-da-frota.html четыре машины, сгорели в ангаре не 8 марта 1971 г., а 30 марта 1971 г.

Таблица 6

Данные о потерях вертолетов SА-318С и IAR/SА-316В ВС Румынии

б/номер дата потери примечания
44 1 июля 1999 c/n?
48 29 января 2004 c/n?
58 9 мая 1996 c/n 114, обгорел в ангаре в Сибиу, был списан, впоследствии в неизвестном состоянии был продан в Украину. Очевидно, что на новом месте не получил нового бортового номера и не ремонтировался, уже никогда не летал и не взлетит, непонятно, зачем этот хлам вообще покупали, если только на запчасти. Однозначно румынская потеря.
74 197-е гг. SА-318C c/n 2074, по данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Romania экипаж спасся, вертолет же был потерян. Во всяком случае, про эту машину более ничего не сообщали, кроме одного-дальнейшая судьба неизвестна. Ни места аварии, ни даты потери. По данным https://studylib.net/doc/18760012/yr---thai-aviation-history Алуэтт был зарегистрирован 6 апреля 1970 г. как б/н YR-АLА, а уже 17 ноября 1976 г. регистрация была аннулирована.
113 5 июля 2012 c/n 186
119 9 мая 1996 c/n 195, обгорел в ангаре в Сибиу, был списан. Румыны признали это только недавно.
125 19 июня 2008 c/n?, по данным scramble.nl принадлежал МВД, по данным http://www.ejection-history.org.uk принадлежал Romanian Intelligence Service, по данным www.aviation-safety.net вообще числился в ВВС.
20 ноября 2000 вертолет типа IAR316В принадлежал компании Aviatia Utilitara Bucuresti, хотя ранее везде сообщалось, что эта машина была из ВВС. Принадлежность вскрылась совсем недавно. Неизвестен был ни бортовой ни серийный номер. В Румынии были потеряны машины с б/н YR-ELG, YR-ECM, YR-SNG (он же б/н YR-ELL), YR-ELV. Ну у всех их дата потери известна. А вот по б/н YR-ELU ничего пока не было. По данным https://www.jetphotos.com/aircraft/IAR-316B Алуэтт с б/н YR-ELU был потерян в аварии после 1999 г., более точных данных нет. По данным https://studylib.net/doc/18760012/yr---thai-aviation-history на стр.76 прямо указано на потерю 20 ноября 2000 г. именно этой машины с c/n 095.

По всем данным в Румынии было произведено около 230 вертолетов IAR316В, из них числилось в ВС, по информации www.aeroflight.co.uk, www.helis.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com и т.п. и т.д., от 111 до 150 машин. Все зависит только от фантазии. Бардак везде, и с количеством, и с учетом, и с потерями, и с текущим состоянием. Быть такого не может, чтобы румыны ничего не ушатали за все время эксплуатации.

Таблица 7

Данные о потерях вертолетов SА-318C Алуэтт-3 Турции

б/номер дата потери примечания
E-2xxx 22 июля 1996 потерпел катастрофу
29 декабря 1997 По данным www.aviation-safety.net потерял управление, при аварийной посадке задел башню. Мог быть отремонтирован.
в мае 1998 Списан по данным scramble.nl
ЕМ-2008 20 мая 2011 c/n 2008, потерпел катастрофу

По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/turk/pol/turk-pol-home.htm в турецкую полицию в 1984 было поставлено 18 таких машин. По состоянию на 1 августа 2008 г. на вооружении полиции стояло 16 вертолетов, две машины были потеряны. Возможно также, что и третья, после аварии 29 декабря 1997 г., уже никогда не поднималась в воздух, типа числилась в ремонте или была как бы на хранении. Во всяком случае на сегодня турки официально недосчитались трех полицейских Алуэттов. А в 2011 г. все уцелевшие машины были выведены из состава Turkish National Police Aviation Department.

Таблица 8

Данные о потерях вертолетов SE3130 и SE3160 ВВС Швейцарии

б/номер дата потери примечания
V-41 22 августа 1960 c/n 1110
V-42 27 мая 1958 c/n 1119
V-44 26 октября 1976 c/n 1184
V-47 9 июля 1990 c/n 1231
V-50 6 ноября 1959 c/n 1238
V-55 22 февраля 1971 c/n 1898
V-58 25 января 1967 c/n 1904, столкновение с б/н V-67
V-65 27 августа 1971 c/n 1919
V-67 25 января 1967 c/n 1921, столкновение с б/н V-58
V-69 23 июня 1970 c/n 1925
Машины типа SE3130 имели б/н с V-41 по V-70.

V-202 2 июня 1971 c/n 1197, http://www.swissheli.com/history/v-202.htm
V-209 15 марта 1966 c/n 1195, http://www.swissheli.com/history/v-209.htm
V-211 21 октября 1982 c/n 1341
V-212 22 октября 1991 c/n 1347
V-215 15 июля 2003 c/n 1371
V-219 25 мая 2001 c/n 1401
V-231 12 февраля 2002 c/n FW107/1053
V-234 20 августа 1982 c/n FW110/1056
V-241 29 мая 2001 c/n FW117/1063, списан после аварии, ремонт смысла не имел, на 2016 г. от машины осталась только кабина в пейнтбольном клубе. Есть фото этой машины после аварии http://www.swissheli.com/history/v-241.htm
V-242 29 июля 1991 c/n FW118/1064, списан после аварии, по данным scramble.nl и http://www.swissheli.com/history/v-242.htm
V-252 19 августа 1974 c/n FW128/1074
V-258 27 мая 1980 c/n FW134/1080
V-263 26 июля 1976 c/n FW139/1085
V-264 23 октября 1985 c/n FW140/1086
V-267 13 мая 1991 c/n FW143/1089
V-272 12 октября 2001 c/n FW148/1094
V-273 7 сентября 1977 c/n FW149/1095
V-276 14 мая 1998 c/n FW152/1098
V-277 1 июля 2009 c/n FW153/1099, этот вертолет был списан после жесткой посадки, по данным worldmilitair.com. По швейцарским данным после аварии был продан в Италию, вероятно, на запчасти http://www.swissheli.com//history/v-277.htm. Далее следы теряются, нет никакой информации. По данным https://www.alouettelama.com/msn/a3-emmen/A3-153.html после аварии не ремонтировался и в 2010 г. был выведен из состава ВВС. Потеря чисто условная, с натяжкой.
V-280 19 апреля 2006 c/n FW156/1102
Машины типа SE3160 имели б/н с V-201 по V-284.

В ВВС Швейцарии было поставлено 30 вертолетов типа SE3130/SА313В Алуэтт-2 и 84 вертолета типа SE3160/SА316В Алуэтт-3. За время эксплуатации машин типа SА313В с 1958 г. по 1992 г. было потеряно 10 вертолетов. За время эксплуатации машин типа SА316В с 1964 г. по 2009 г. было потеряно 20 вертолетов.

Таблица 9

Данные о потерях вертолетов SE-3130/Нкр2 Алуэтт-2 ВС Швеции

б/номер дата потери состав примечания
02032 10 декабря 1979 флот c/n 1169/C61
02040 1964 флот c/n 1148/C48, списан по данным worldmilitair.com и rotorspot.nl, по данным scramble.nl из состава флота выведен в 1969 г.
02042 12 апреля 1976 флот c/n 1830/C464, после аварии вертолет был списан, но впоследствии заново отреставрирован, на сегодня демонстрируется в военном музее в Tingstäde www.nordicrotors.com/reg/02042. Учтен именно как потеря, для реконструкции использовались детали и запчасти от других списанных машин.
02101 5 сентября 1963 флот c/n 1168/C60, списан по данным worldmilitair.com и rotorspot.nl, более подробно можно узнать на https://forum.flyghistoria.org/viewforum.php?f=217
02105 31 августа 1961 флот c/n 1254/C102
02111 3 октября 1963 флот c/n 1158/C54
02206 9 марта 1964 армия c/n 1290/C124
02209 25 августа 1961 армия c/n 1317/C144, по данным ASN был потерян 26 августа 1961 г.
02210 14 сентября 1964 армия c/n 1323/C145
02211 12 октября 1967 армия c/n 1435/C201
02408 16 марта 1981 ВВС c/n 1255/C103
02409 17 июня 1981 ВВС c/n 1303/C134, по шведским данным https://forum.flyghistoria.org/viewforum.php?f=217 потерпел аварию, ремонт смысла не имел и машину списали. По всем данным из боевого состава выведен в 1981 г.
экс 02401 24 августа 1961 c/n 1176/C64, так как уже был продан гражданским, как б/н SE-HDB, потерей не считается.
В Швецию были поставлены вертолеты с c/n 1128,1148,1158,1168,1169,1170,1175,1176,1177,1246,

1254,1255,1256,1268,1269,1278,1279,1290,1291,1302,1303,1316,1317,1323,1435,1436,1830,1831. Это все. В различных источниках и в разное время мелькали абсолютно неодинаковые данные о поставках, но кроме вышеперечисленных Алуэттов, других не найдено.

В ВС Швеции было поставлено всего 28 вертолетов типа SЕ3130 Алуэтт-2, из них 13 машин какое-то время эксплуатировалось в ВВС, 12 машин какое-то время эксплуатировалось в армии и 10 машин какое-то время эксплуатировались во флоте. Номера и принадлежность менялись неоднократно. За время эксплуатации в вооруженных силах с 1959 г. по 1991 г. было потеряно 12 вертолетов.



Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100