Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   МиГ-21 в Восточной Европе в начале ХХI века
             
         n  

 

Через 50 лет после того, как в воздух поднялся первый самолет, МиГ-21 все еще находится на вооружении некоторых европейских стран. Однако все идет к тому, что к середине 2014 года ни одной машины этого типа не останется на вооружении.

В годы "холодной войны" МиГ-21 состояли на вооружении ВВС как стран Варшавского договора, так и нейтральных стран, таких как Финляндия и Югославия. К началу 21 века они остались в строю только в Болгарии, Хорватии, Румынии и Сербии.

Создававшийся как универсальный солдат, ныне он влачит свое существование как истребитель-перехватчик. Во многом это возможно благодаря тому, что дежурный самолет может подняться в воздух буквально через 3-4 минуты после получения сигнала, кроме того, машина очень легка в обслуживании и не требует современной инфраструктуры. Однако к минусам можно отнести тот факт, что запчастей на самолеты практически нет и военные вынуждены экономить ресурс стареньких истребителей.

Болгария

После окончания холодной войны большое количество болгарских МиГ-21 было списано, так как по международным договорам стране было разрешено иметь только небольшое количество МиГ-21, МиГ-29 и Су-25.

С 1963 по 1990 годы болгары получили 226 самолетов 11 разных модификаций. Из них только десяток ныне поддерживаются в летном состоянии, включая две "спарки". Оставшиеся МиГ-21бис так и летают без модернизации из-за нехватки денег.

Все машины сведены в 1-ю эскадрилью 3-й авиационной базы "Граф Игнатьево". И хотя эскадрилья вооружена МиГ-29, но в год летчики отлетывают 20-30 часов на МиГ-21, находящихся на боевом дежурстве. Вооруженные УР Р-60 эти машины используют для перехвата неопознанных целей в собственном воздушном пространстве.

Программы перевооружения ВВС Болгарии как то закупка F-16 "сэконд-хенд" наталкивается на полное отсутствие финансирования. Однако в мае 2013 года президент страны заявил, что вскоре страна получит 9 или 10 современных истребителя.

Румыния

 

Страна располагает самым большим парком МиГ-21 в Европе. С 1995 года 110 МиГ-21 были модернизированы по программе LanceR A (штурмовик), LanceR В (учебно-боевой) и LanceR С (перехватчик). С помощью израильтян это стали самые современные модификации МиГ-21 во всей его истории. Причем степень использования как западной, так и восточной техники впечатляет √ на достаточно древнем самолете использована система управления огнем с помощью нашлемного прицела, осуществлена возможность использования таких современных боеприпасов как французские УР "Мэджик" и израильские "Питон"3, американские УАБ Мк82 и Мк83, израильские "Лизард", а также советские НАР С-24.

Румыния также является единственной страной в НАТО, которая применяла МиГ-21 за рубежом. В августе 2007 года в рамках программы защиты балтийских стран, четыре LanceR С базировались в Шяуляе. За 3 месяца румынские летчики 24 часа в сутки 7 дней в неделю находились на боевом дежурстве готовые на перехват российских самолетов, однако ни одного реального случая перехвата не было.

Как и другие пользователи в Европе Румыния ищет замену для своих МиГов. В итоге в апреле 2013 года было подписано соглашение с Португалией о поставках 12 F-16. Хотя самолеты произведены в 1984 году, однако 10 лет находились на складском хранении после снятия с вооружения в 1990-х. В рамках соглашения они должны пройти капитальный ремонт. До их получения МиГ-21 будут оставаться на вооружении.

Хорватия

Страна получила независимость в 1991 году √ на тот момент на вооружении ВВС находились три МиГ-21, которые угнали югославские летчики-дезертиры. Еще 40 самолетов были получены из Украины в середине 90-х. Причем половина из них никогда не летала и использовалась как источник запчастей. В лучшие времена на вооружении ВВС Хорватии находилось 16 МиГ-21бис и 4 МиГ-21УМ. В 2003 году 8 МиГ-21бис и все УМ были модернизированы в Румынии по стандартам НАТО.

Начиная с 2007 страна ищет замену для своих истребителей. Рассматривались самые разные варианты, в том числе например и такой экзотический как "Фантомы", снимаемые с вооружения в Германии. Однако все уперлось в отсутствие финансов. Летом 2013 года было объявлено о том, что МиГ-21 будут оставаться на вооружении еще 10 лет. Для этого три одноместных машины и 4 спарки были отправлены на модернизацию на Украину (в Одессу), а кроме того были куплены пять самолетов в Йемене.

Сербия

Первые самолеты этого типа прибыли в Югославию в 1964 году, а всего на вооружении в СФРЮ состояли 261 МиГ-21 11 модификаций. Эти самолеты принимали активное участие в борьбе с НАТО как в 1992-1995, так и в 1999 годах. На момент окончательного распада Сербии и Черногории в строю оставалось 10 МиГ-21.

Поиск замены для МиГ-21 начались еще в 1980-х, при этом предполагалось заменить машиной местного производства. Однако все оборвала гражданская война. Ныне нищая Сербия не может позволить себе покупку современной техники. Однако в апреле 2013 года было объявлено о покупке шести МиГ-29М/М2. А до момента получения новой техники сербские летчики будут стеречь небо на стареньких МиГ-21.
 

Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: 16-08-2006 )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100