Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Ми-8 в Югославии
             
         n  


 

ВВС СФРЮ получили 24 Ми-8Т с мая 1968 по май 1969 гг. Этого количества хватило для вооружения двух транспортных эскадрилий 119-го транспортного полка, который базировался на аэродроме Ниш. Начиная с 1973 по начало 80-х годов Югославия получила еще партию Ми-8Т, что позволило перевооружить еще две эскадрильи 111-го полка в Плесо (около Загреба), а также 790-ю аэ на аэродроме Дивулье (около Сплита). Последняя эскадрилья была под оперативным командованием флота. Всего югославы получили из СССР 92 Ми-8Т (получили местное обозначение НТ-40). На месте часть машин была переоборудована в машины РЭБ под обозначением  HT-40E. Около 40 машин несли противопожарную службу.

Первое боевое применение югославские Ми-8 нашли в Словении, где они активно использовались для переброски федеральных войск и их снабжения. Тогда же они понесли и первые потери - словенскими бойцами из ПЗРК "Стрела-2" был сбит один самолет, причем экипаж и пассажиры погибли.

Во время боев зимы 1941 года в Хорватии и весны 1992 года в Боснии и Герцеговине, федеральные Ми-8 использовались как транспортные, а также как поисково-спасательные. Несмотря на то, что полеты проходили преимущественно в прифронтовой зоне, тем не менее хорваты сбили только один вертолет - около Славонского Брода 4 октября 1991 г.

После того как боснийские сербы объявили о своей независимости весной 1992 года, несколько федеральных Ми-8 формально были переданы в состав новообразованных ВВС. До "Операции Коридор" это были 12 Ми-8Т. По крайней мере три вертолета были потеряны. Три вертолета в бело-синей окраске вошли в состав Милиции Краины. ВВС Республики Сербской эксплуатировали до 2006 года 9 вертолетов.

Хорваты получили свой первый вертолет 23 сентября 1991 года, когда югославский Ми-8 совершил вынужденную посадку около Петриньи. За время войны Хорватия смогла закупить 6 Ми-8Т и 18 Ми-8МТВ-1 (однако до конца войны дожили только 16). После окончания войны все Ми-8Т были выведены из боевого состава, а Ми-8МТВ были собраны в 20-й и 28-й траэ. Позже они были заменены на более современные Ми-171Ш.

ВВС Республики БиГ из разных источников получили несколько Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-17. Однако плохая подготовка экипажей стоила примерно половины вертолетного парка. Так, два вертолета были сбиты сербской ПВО (причем в одном погиб боснийский министр Irfan Ljubijankić и украинский экипаж).  В итоге к концу войны в боевом составе оставалось всего 5 ми-8МТВ и 1 Ми-8Т.

Наконец, Македония купила 4 Ми-17В-1 в 1994 и 2 Ми-8МТ в 2001 из Украины. В январе 2008 года один вертолет был потерян в аварии. В мае 2008 года македонский парк был увеличен за счет покупки 4 Ми-171 в Литве.

В войне 1998-99 гг югославы использовали свои Ми-8 в качестве транспортных. Кроме того, два Ми-17В использовались для секретных операций на границе с Албанией. После расформирования секретного подразделения в 2003 вертолеты переданы ВВС.

На сегодняшний день сербские ВВС располагают 6-8 Ми-8Т и 2 Ми-17 в составе 138-й смешанной траэ.

 

 

 

  Уголок неба. 2011  (Страница:  "МиГ-17 в Африке"    Дата модификации: 16-08-2006 )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100