Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Вертолеты в Косово
             
         n Михаил Никольский  

 

Осложнение обстановки вокруг Косово в начале 1999 г. привело к переброске в Македонию значительного контингента сил НАТО. Уже в феврале штаб-квартира европейского корпуса быстрого реагирования, которым командовал английский генерал-лейтенант Майкл Джексон, расположилась в столице Македонии Скопье. В состав корпуса входили вертолетные подразделения вооруженных сил Италии, Голландии и Франции. Вертолетчики базировались в главном международном македонском аэропорту Петрович [Вообще то Петровац, но в статье именно так], кроме того, французы оборудовали себе ╚аэродром подскока╩ в Куманове, всего в 20 км от границы с Косово.

Уже тогда, до начала бомбежек Югославии, НАТОовцы стали готовиться к оккупации Косово под флагом ╚миротворцев╩ ≈ естественно, прежде чем ╚творить мир╩, требуется организовать войну. Англия, Италия, Германия и Франция приступили к формированию костяка миротворческой бригады сил KFOR (Kosovo FORce). В составе бригады предусматривалось иметь авиационную компоненту - вертолеты различных типов. На первых порах винтокрылых машин не хватало, в распоряжении командования формируемой бригады оказались лишь две ╚Пумы╩ HC.Mk 1 из 33-й эскадрильи Королевских ВВС. Вертолеты базировались в районе города Прилеп, Южная Македония. Перед экипажами ╚Пум╩ поставили задачу ╚в случае чего╩ организовать эвакуацию раненых танкистов подразделений британской 4-й танковой бригады. К двум ╚Пумам╩ вскоре добавилось три ╚Линкса╩ AH.Mk9 из состава 659-й эскадрильи армейской авиации Великобритании. Эти вертолеты специально подготовили для действий на Балканах: в проемах дверей грузопассажирских кабин установили турели с 7,62-мм пулеметами, а радиооборудование пополнилось аппаратурой кодированной связи ╚Хэв Куик╩. Из Англии в Петрович ╚Линксы╩ доставил чартерным рейсом российский ╚Руслан╩, что ж √ деньги не пахнут. Один из ╚Линксов╩ поступил в личное распоряжение генерала Джексона, совершавшего на нем вояжи в различные уголки Македонии, Албании, Греции, а потом и Косово.

Дальнейшее наращивание вертолетной группировки стран НАТО на границах с Косово началось уже в ходе операции ╚Союзническая сила╩. Ключевым элементом вертолетной компоненты стала американская группа ╚Тэск форс Хоук╩. В свою очередь, ядром ╚ястребов╩ являлись 24 ╚Апача╩ батальонов 2-6 и 6-61-й пехотной дивизии армии США. Местом постоянного базирования батапьонов является германская авиабаза Ансбах. Группа ╚Хоук╩ прибыла в Албанию в конце апреля и обосновалась в аэропорту Ринас, недалеко от Тираны. ╚Апачи╩ готовились принять участие в общем воздушном наступлении. Вертолетам предстояло наносить ╚точечные удары╩ по отступающим от границы к Приштине сербским войскам. Ведение разведки в интересах группы ╚Хоук╩ и выдача целеуказания экипажам боевых вертолетов возлагалась на РЛС управления огнем артиллерии AN/TPQ-37, БПЛА ╚Хантер╩ и истребители-бомбардировщики F-15 ╚Страйк Игл╩.

Предусматривалась работа боевых вертолетов в качестве ╚глаз╩ штурмовиков А-10А. Совместное применение вертолетов АН-64А и самолетов А-10А отрабатывается вооруженными силами США начиная с 1986 г. Вертолет и самолет отлично дополняют друг друга при выполнении боевых заданий в сложных метеоусловиях при активном противодействии средств ПВО. ╚Апач╩, оснащенный оптическими и тепловизионными системами обнаружения и идентификации целей, выполняет роль разведчика и подсвечивает цель лазером. Не имеющий адекватной системы разведки и целеуказания ╚Тандерболт╩ с более мощными и дальнобойными, чем ПТУР ╚Хеллфайр╩, ракетами ╚Майверик╩ наносит удар по подсвеченной ╚Апачем╩ цели. Во время операции ╚Буря в Пустыне╩ 20 февраля 1991 г. боевые вертолеты батальона 2-22 провели несколько боевых вылетов вместе с двумя звеньями штурмовиков.

Согласно официальным данным, повоевать в ходе операции ╚Союзническая сила╩ боевым вертолетам так и не удалось. Два ╚Апача╩ разбились при выполнении тренировочных полетов в рамках освоения района предстоящих боевых действий. Один АН-64А 26 апреля около 22 ч по местному времени при выполнении попета в окрестностях столичного албанского аэропорта Рино зацепил дерево и упал. От столкновения с землей вертолет загорелся, однако экипажу удалось спастись. Заслуживают внимания оперативные действия поисково-спасательной службы американцев ≈ санитарный UH-60А прибыл на место катастрофы спустя семь минут после столкновения ╚Апача╩ с землей.

Еще один АН-64А разбился в ночь на 5 мая. Подробностей о втором инциденте с АН-64А известно меньше, чем о первом: в открытых западных изданиях приводятся лишь время катастрофы (1 ч 30 ночи) и примерное место ≈ 75 км севернее Тираны, вероятная причина трагедии ≈ столкновение с линией электропередачи; оба члена экипажа вертолета погибли. Кадры с места трагедии демонстрировались по телевидению. На них отчетливо были видны следы детонации боезапаса вертолета ≈ машину просто вывернуло наизнанку. Если принять во внимание данный факт, наряду с примерно указанным местом падения (если отсчитывать 75 км не к северу от Тираны, а на северо-восток, то получается, что ╚Апач╩ упал в районе стыка границ Албании, Македонии и Косово) и временем (глухая ночь), то предложенная версия о катастрофе в ходе выполнения тренировочного полета выглядит не особенно убедительной. Летные происшествия и катастрофы с АН-64А до 1999 г. происходили неоднократно, только вот боезапас почему-то не детонировал. Зато гибель второго боевого вертолета вполне согласуется с данными сербов. Кстати, по сведениям из югославских источников ╚разбилось╩ не два, а три ╚Апача╩, один из которых гранатометом ╚Муха╩, точнее его югославской копией ╚Золей╩, сбили бойцы отряда сербского спецназа (в составе отряда находилось десять добровольцев из России), углубившиеся в ходе преследования косоваров на территорию Албании.

Согласно данным авторитетного английского журнала ╚World Air Power╩ запрет на использование ╚Апачей╩ над Косово наложил лично Билл Клинтон. В интервью корреспонденту журнала один из летчиков группы ╚Хоук╩ сказал: ╚Генерал Уэлсли Кларк (командующий силами НАТО) ежедневно запрашивал ╚добро╩ на использование боевых вертолетов, но так его и не получил ≈ нас остановили на самом высоком уровне╩. Работу боевых вертолетов в Косово выполняли ╚ганшипы╩ АС-130U.

По горячим следам командир группы ╚Хок╩ бригадный генерал Ричард Коди подготовил отчет о деятельности своего соединения в Косово. В отчете значительное место уделено критике ╚Апача╩. По мнению Коди экипажи АН-64А не имели достаточной подготовки для поражения объектов югославской народной армии. Нелицеприятные высказывания бригадного генерала дополняет меморандум, написанный начальником штаба армии США генералом Эриком Шинсеки, в котором делается попытка объяснить, почему 24 вертолета ╚Апач╩, входившие в группу ╚Хок╩, не приняли участия в боевых действиях. Одной из причин являлась низкая профессиональная подготовка летчиков вертолетов, ранее дислоцировавшихся в Германии. Среди других причин ≈ серьезные дефекты радиосвязного оборудования, аппаратуры РЭБ и топливной системы.
Стоит остановиться на общем месте обоих докладов ≈ низкая профессиональная подготовка экипажей. Как же могло получиться, что летчики и операторы вооружений одного из лучших в армии США (других в Европе не держат) подразделений оказались не способны выполнить поставленные задачи? На самом деле особой загадки в этом нет. Экипажи летали над относительно равнинной местностью Западной Европы, опыт полетов в горах имели минимальный, тем более≈ опыт полета в горах ночью. ╚Конек╩ же американских боевых вертолетов ≈ как раз нанесение точечных ударов в темное время суток или в сложных метеоусловиях. Темную ночь в ясный день, по идее, должна превращать обзорно-прицельная система TADS/PNVS, включающая тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Однако претензий к работе тепловизоров у экипажей хватает еще со времен ╚Бури в Пустыне╩.

После войны в Заливе американцы детально разбирались с недостатками ИК системы обзора передней полусферы, в результате исследований летчики и операторы вооружения ╚апачей╩ стали практиковать полеты в темное время суток с очками ночного видения (ОНВ). Стоит напомнить, что одним из широко в свое время рекламируемых достоинств системы TADS/PNVS являлся отказ от ОНВ, которые полностью должен был заменить тепловизор.

Анализируя конкретный театр боевых действий √ Албанию и Косово ≈ с его горным рельефом и частыми изменениями погоды, американцы пришли к выводу о необходимости использования как ИК системы переднего обзора FLIR, так и очков ночного видения. Летчикам вертолета АН-64А, входивших в группу ╚Хок╩, отводилось только три недели на тренировки в полетах с очками ночного видения. Этого времени оказалось недостаточно. На фоне неучастия группы ╚Хоук╩ в широкомасштабных боевых действиях из-за недоработок ночной обзорно-прицельной системы действия российских вертолетчиков в Чечне выглядят просто героическими. На подавляющем большинстве Ми-8 и Ми-24 приборы ночного видения - не что иное, как глаза членов экипажей.

Опасения вызывали бортовые средства обороны ╚Апачей╩. Аппаратура РЭБ вертолета АН-64А ╚также ненадежна и неэффективна╩. По словам Коди, летчики ╚не уверены в работе приемника предупреждения об электромагнитном облучении APR-39, аппаратуре постановки активных помех в электромагнитной ALQ-136 и инфракрасной ALQ-144 областях спектра╩. По мнению Коди, системы APR-39, ALQ-136 и ALQ-144 требуют замены. Это признание ≈ еще один камешек в огород ╚блестящих╩ действий авиации НАТО, ╚полностью╩ подавившей ПВО сербов. Если ПВО противника подавлена, ≈зачем аппаратура РЭБ? Блоки отстрела ловушек и станция ALQ-144 еще могут понадобиться для постановки помех ракетам ПЗРК, но вот другие системы предназначены для борьбы с более мощными ракетными комплексами.
Операция ╚Союзническая сила╩ завершилась 10 июня принятием Югославией российско-финского плана мирного урегулирования. В Косово готовились хлынуть ╚миротворцы╩. Обеспечение действий сухопутных войск возлагалось на вертолетные подразделения. Англичане для выполнения поставленных задач привлекли вертолетные силы ВВС (SHF ≈ Support Helicopter Force). Необходимое количество вертолетов определялось из расчета гарантированной одновременной перевозки пехотной роты ≈ восемь двухвинтовых машин ╚Чинук╩ HC.Mk2.

Бросок на борту ╚Чинуков╩ пехоты 5-й английской воздушно-десантной бригады в Косово был назначен на 11 июня ≈ первый день запланированной операции ╚Джойнт Гардиан╩ ≈ ввода сил KFOR в Косово. Вертолеты сосредоточились в лагере 5-й бригады Кэмп-Пайпер, разбитом в предместье Скопье. Перед десантниками стояла задача ╚оседлать╩ горный проход длиной 10 км, ведущий к приграничному косовскому городу Качаник, расчистить завалы на дороге, проверить безопасность туннелей и снять сербские мины. Согласно договоренности югославская армия оставляла горный проход без боя и без ╚сюрпризов╩, тем не менее, штаб генерала Джексона хотел исключить любую возможность саботажа соглашений. Операции по захвату ущелья придавалось большое значение≈трасса Скопье ≈ Качаник является единственным приличным шоссе, соединяющим Македонию с Косово. В случае блокирования сербами горного дефиле вступление миротворцев в Югославию могло задержаться на несколько дней.

В преддверии начала операции в Петрович, поближе к границе, перелетели американские вертолеты. Для вторжения в Косово янки сформировали новую группу ╚Тэск форс 12╩, в которую вошли 12 ╚Апачей╩ батальона 6-6 из группы ╚Хоук╩, 11 транспортных ╚БлэкХоуков╩ и четыре ╚Чинука╩. Морская пехота США обозначила свое присутствие в Македонии вертолетной эскадрильей НММ-365 ≈ ╚Task Force Falcon╩.
От Англии и США не отставали их союзники по НАТО: в Куманово прибыли двадцать французских ╚Пум╩, вертолеты UH-1D и CH-53G вооруженных сил Германии приземлились в Титове и Охриде. Предстоящие действия вертолетчиков тесно увязывались с планами сухопутных войск. Так, ╚Пумы╩ должны были действовать совместно с французской воздушно-штурмовой бригадой, а немецкие вертолеты ≈ в интересах подразделений 12-й панцербригады.

К моменту подписания соглашения с представителями Югославской народной армии штаб Джексона четко распланировал маршруты движения колонн, места высадки вертолетных десантов. Окончательно уточнить обстановку на маршрутах √ состояние мостов, сложных участков дорог, а также провести разведку позиций сербской ПВО ≈ должны были спецназовцы из SAS и разведвзвода 5-й бригады. Британские спецподразделения действовали в приграничных районах в течение всей операции ╚Союзническая сила╩. Западные источники, однако, ограничивают район их операций только Македонией, что вряд ли соответствует действительности. Достаточно вспомнить факт пленения на территории Косово трех американцев из сил специальных операций. О размахе действий англичан говорит факт придания спецназовцам вертолетных подразделений. На бойцов SAS ╚работали╩ ╚Чинуки╩ 7-й эскадрильи RAF. Высаживать разведчиков в Косово предстояло как раз этим ╚Чинукам╩ в сопровождении ╚Линксов╩ AH.Mk7 из 657-м эскадрильи.

Итак, пользуясь избитым сравнением, 11 июня все пуговицы на мундире последнего солдата KFOR были пришиты, однако тщательно спланированная операция сорвалась, точнее ≈ ее сорвали. Увы, не часто за последние годы мы испытывали гордость за Российскую армию, Косово ≈ яркая вспышка лучших традиций русского воинства на более чем сером фоне будней.

Утром 11 июня разведка США сообщила, что на маршруте в косовский международный аэропорт Слатина находятся российские Ил-76 с примерно 5.000 ╚голубых беретов╩. Генерал Джэксон отдал приказ форсировать операцию, не тратя время на захват ╚ключевых пунктов маршрутов╩. Требовалось срочно занять аэропорт Слатина до подхода русских, высадив с ╚Чинуков╩ солдат 5-й бригады. Главком НАТОвцев Уэлсли Кларк одобрил план Джексона. К вечеру десантники заняли места в грузопассажирских кабинах вертолетов. Моторы ╚Чинуков╩ взревели, закрутились огромные несущие винты. Вертолеты с работающими двигателями простояли в готовности N 1 пятнадцать минут, но команду на взлет командиры экипажей так и не получили. Высшие руководители США, Англии и Франции отменили акцию, опасаясь прямой конфронтации с Россией. Скоропалительная высадка не состоялась, а время начала операции ╚Joint Guardian╩ было перенесено на 5.00 12 июня.

Первые сведения о 5.000 русских десантниках оказались несколько преувеличенными: в Слатину шло всего 200 десантников, и не на Ил-76, а по земле, из Боснии. Как только в штабах НАТО появилась уточненная информация, с новой силой началось планирование ╚предупреждения╩ русских. По тревоге подняли разведвзвод 5-й бригады и взвод SAS ≈ те самые, которым первыми предстояло высаживаться в Косово с вертолетов. Спецназовцы в спешном порядке загрузились в ╚Геркулес╩ английских ВВС. С-130 пошел на взлет в предрассветный час 12 июня. По не установленной причине самолет, не успев набрать высоты, разбился ≈ 40 спецназовцев погибли. Теперь уже никто не мог воспрепятствовать стремительному броску усиленной парашютно-десантной роты ВДВ ВС России.

Стоит напомнить, как готовился и проводился стремительный бросок роты десанта из Боснии в Косово. К сожалению, большинство отечественных средств массовой информации предпочитают смаковать подробности неудач российской армии, уделяя неоправданно малое внимание успехам. Насколько известно автору данной статьи, более-менее подробно марш-бросок освещался лишь на страницах еженедельника ╚Независимое Военное Обозрение╩ и журнала ╚Солдат Удачи╩.

Конечная точка маршрута ≈ аэропорт Слатина ≈ была выбрана не случайно. Слатина являлась стратегическим объектом ≈ единственным на тот момент косовским аэродромом, способным принимать все типы военно-транспортных самолетов. Замысел операции готовился офицерами Главного оперативного управления Генштаба России под руководством генерал-полковника Юрия Балуевского. 10 июня, после утверждения плана начальником Генштаба генералом армии Квашниным и министром обороны Сергеевым, документ был доложен Ельцину. Интрига заключалось в том, что бросок десанта во избежание утечки информации не согласовывался с МИДом. Президент одобрил план, и сразу же в Углевик, где находился штаб российской бригады сил SFOR, ушла директива Генштаба на проведение операции.

По воспоминаниям рядового участника, подготовка марш-броска на месте, в Боснии, началась 9 июня. Проблема заключалась в невозможности скрытно от американцев перебросить 200 солдат из боснийского контингента, насчитывавшего всего 1340 человек, в Косово. А перебросить их требовалось втайне, в конце концов, что такое 200 ╚голубых беретов╩ против нескольких тысяч откормленных бойцов НАТО, десятков вертолетов и танков, сосредоточенных на границах Косово? Десант могли задавить просто числом, без единого выстрела, и не пропустить в югославскую автономию вообще. Плюс поднять шумиху в средствах массовой информации. Вспомните, год назад множество ╚независимых╩ российских обозревателей не упускали случая пнуть высшее руководство страны даже за словесную поддержку ╚режима Милошевича╩. Вспомнили? А теперь представьте, какой бы вой поднялся в случае преждевременного обнародования факта выступления ╚вооруженной до зубов╩ десантной роты, выступления на помощь Милошевичу, естественно. В истинных целях и задачах операции никто бы и не стал разбираться. Поэтому меры по дезинформации руководства многонациональной дивизии ╚Север╩, в зоне ответственности которой базировались российские десантники, разрабатывались очень тщательно.

О выдвижении колонны БМД вечером 10 июня из района базирования к полевому аэродрому американцы узнали моментально. Все внимание НАТОвских штабистов сосредоточилось на этой колонне, тем временем к маршу форсированными темпами готовились 200 бойцов. Ну не могли подумать янки, что можно войти в охваченную войной страну без бронетехники, авиационной поддержки. Сравните, какие силы планировали привлечь англичане, дабы захватить прифаничное десятикилометровое ущелье. В пять часов утра 11 июня оперативная группа двинулась из Боснии в Косово. Оперативная группа - по западным стандартам сказано очень громко: в ней насчитывалось полтора десятка бортовых ╚Уралов╩, две командно-штабных машины и несколько БТР Янки почувствовали неладное, когда колонна рванулась к югославской границе. На запрос командира дивизии ╚Север╩ ≈ куда идет колонна, россияне ответили:
╚Карты у нас старые, командиру колонны хотели дать команду по радио, да связь у нас, сами знаете, хреновая╩. ╚Дымовую завесу╩ усилило заявление командующего ВДВ России генерал-полковника Георгия Шпака, сделанное днем 11 июня: ╚Ни одно подразделение российской бригады не вступало на территорию СРЮ╩. В это время ╚Уралы╩ и БТР мотали на колеса километры сербских дорог ≈ Нови Сад, Белград, Ниш. В Нише колонну встречали также, как, наверное, встречала Красную Армию восставшая в мае 1945 г. Прага. В Слатину десант вошел на рассвете 12 июня ≈ блестящий 700-километровый марш-бросок завершился.
Аэродром полностью перешел в руки ╚голубых беретов╩. Россия из почти наблюдателя процесса урегулирования Балканского кризиса превратилась в ключевого игрока. А вот дальше последовала непонятная и малообъяснимая пауза. Подкрепление десантникам задерживалось. Между тем солдаты сразу же попали под мощнейшее психологическое давление ≈ с 11 часов над взлетно-посадочной полосой стали появляться вертолеты, видимо ╚Линксы╩ и ╚Апачи╩* [Западные источники скромно умалчивают о действиях вертолетных подразделений в районе Слатины днем 12 июня, а в опубликованных журналом ╚Солдат Удачи╩ воспоминаниях участника событий из состава парашютно-десантной роты тип вертолетов не уточняется].
Все попытки высадки десанта с вертолетов пресекались ╚голубыми беретами╩: как только ╚вертушка╩ заходила на посадку ≈ в точку встречи геликоптера с землей моментально устремлялся БТР с намерением таранить противника-союзника. Нервы оказались крепче у россиян: несколько вертолетов смогли приземлиться в Слатине только после переговоров с командованием ╚голубых беретов╩. Дальше начались сплошные переговоры с российской стороной и стремительный ввод войск в Косово со стороны НАТО. Стратегический успех роты десанта развития не получил ≈ видимо не зря Генштаб не подключил МИД к планированию марш-броска; кто знает, останься военные ╚разрулировать╩ ситуацию, может, и не произошел бы исход сербов из Косово. А вот в непосредственный вооруженный конфликт российских войск и сил НАТО не верится при любом возможном ходе развития событий вокруг Слатины. Как бы то ни было, но вечером 12 июня на аэродроме приземлились не Ил-76 с тяжелой техникой и ╚свежим╩ спецназом, а два ╚Линкса╩ АН.Мк9 из 659-й эскадрильи. На борту одного из вертолетов находился генерал Джексон.
Ввод сил KFOR начался со стороны Македонии. Первыми косово-македонскую границу пересекли утром 12 июня пять английских ╚Пум╩ с десантом, их сопровождали два ╚Апача╩. В следующей волне шли восемь ╚Чинуков╩, которые также эскортировали американские боевые вертолеты. Вертолеты высадили солдат и ╚Лендроверы╩ непосредственно на шоссе. За три с половиной часа все задействованные в операции подразделения 5-й бригады были переброшены в район дефиле. Командир бригады руководил переброской войск с воздушного командного пункта, в роли которого выступал ╚Линкс╩ AH.Mk9 из 659-й эскадрильи. Теперь безо всяких препятствий в Косово хлынули британские танки, направление движения ≈ Приштина.
На следующий день английские геликоптеры занимались перевозкой 1-го батальона британского парашютно-десантного полка в Приштину; их, как и в первый день, прикрывали ╚Апачи╩. Французские вертолетчики проявляли гораздо меньшую активность, нежели их британские и американские коллеги: ╚Пумы╩ с красно-бело-синими кокардами выполнили несколько полетов на рекогносцировку районов Косово, по которым пролегал маршрут движения французских подразделений.

Ввод войск НАТО в Косово произошел без особых эксцессов (если не считать ╚пощечины╩ со стороны российского десанта) и без потерь в личном составе и технике. Силы KFOR обосновывались всерьез и надолго. Соответственно менялись и задачи вертолетчиков. Несмотря на достигнутые договоренности об отводе соединений югославской армии из Косово, НАТОвские офицеры не исключали возможности возникновения боевых столкновений местного масштаба. В этих условиях генерал Джексон принял решение все вертолеты RAF свести в личный аэромобильный резерв быстрого реагирования. В состав резерва вошла также рота Королевского полка гуркхов. Вертолеты и пехота дежурили в 30-минутной готовности к вылету на базе в Петровиче, кроме того, одна ╚Пума╩, приданная 2-й бронеполевой медсанчасти, находилась в Приштине. Там же, в Приштине, базировались два ╚Линкса╩ 659-й эскадрильи, предназначенные для перевозок Джексона и офицеров его штаба.

С началом мирного, так сказать, урегулирования в Косово вертолеты приступили к обеспечению гуманитарных операций. Последствия бомбардировок наглядно проявлялись в разрушенных мостах, туннелях, участках дорог. В этих условиях безаэродромная авиация оказалась очень кстати. Посильный вклад в дело оказания помощи мирному населению внесла ООН ≈ ооновская служба WFP (World Food Program - всемирная продовольственная программа) арендовала у компании Бристоу Геликоптер два пассажирских S-61N. Вертолеты с голубыми буквами UN на фюзеляжах приступили к работе по доставке продовольствия, медикаментов и одежды жителям разрушенных деревень в ночь с 19 на 20 июня.
S-61N базировались на импровизированной площадке Бразда в Македонии. Гуманитарные операции являлись важной, но не главной задачей вертолетных подразделений. Основная задача ≈ контроль над ситуацией в крае, предупреждение межэтнических столкновений, патрулирование границы с Сербией. Сил для выполнения этих операций явно не хватало, пришлось увеличивать численность вертолетного парка в Косово. Первой в середине июня на базу в Петрович прибыла 408-я эскадрилья канадской армии с восемью вертолетами Белл СН-416 ╚Гриффон╩. Канадцев придали 4-й английской бронетанковой бригаде.
К авиационной группировке KFOR 18-й противотанковый батальон бельгийской армии присоединился 12 июля. В состав объединенных авиационных сил KFOR входили только британские, бельгийские и голландские (╚Чинуки╩ 298-й эскадрильи действовали с базы Фарка, район Тираны, Албания) вертолетные подразделения, вертолетчики остальных стран оставались под национальным командованием. Шесть итальянских А-109 использовались для VIP-перевозок и ведения разведки.

Основной базой вертолетов армии США по-прежнему оставался лагерь Кэмп-Эйбл-Сентри в Македонии, откуда экипажи летали на выполнение заданий в Косово. ╚Апачи╩ вели патрулирование местности. Для увеличения радиуса действия использовались подвесные топливные баки и дозаправка на передовом пункте базирования англичан в Липлянах; топливные баки позволяли вести патрулирование в течение 2,5 ч. Боевые вертолеты применялись для поиска и уничтожения вооруженных групп как сербов, так и албанцев, предупреждали поджоги сербских деревень. Днем над Косово обычно ╚крутились╩ два АН-64А, ночью ≈ патруль состоял из четырех пар ╚апачей╩. Практиковались также совместные действия боевых вертолетов с транспортными ╚Блэк Хоуками╩. Два ╚Апача╩ и один UH-60 с отделением пехоты на борту представляли весьма удачное сочетание огневой мощи АН-64А с возможностью быстрой доставки пехоты для детальной разборки острой ситуации. Типовой вариант боевой нагрузки ╚Апача╩ при выполнении патрулирования над Косовом включал четыре ПТУР AGM-114C/F ╚Хеллфайр╩ и один блок НАР на одном крыле и 870-литровый подвесной топливный бак ≈ на другом.

К концу июля в Косово работали более 100 вертолетов, действовавших с баз как в самом Косово, так и в Македонии и Албании. В конце месяца началась первая ротация вертолетных подразделений, в ходе которой парк английских ╚Чинуков╩ и ╚Пум╩ уменьшился наполовину, ╚Апачей╩ батальона 6-6 сменили восемь боевых вертолетов АН-64А и восемь разведчиков OH-58D ╚Кайова Уорриер╩ из 1-го батальона 1-го авиационного полка. Для обеспечения действий вертолетов были построены специальные базы: американцами - Кэмп Бондстил и Монтейт, французами ≈ Плана, итальянцами ≈ Печь; немецкие саперы реконструировали площадки в Титове, Охриде и Призрене. Российскому контингенту удалось закрепиться в Слатине, где вместе с нашими соотечественниками размещаются англичане. В Слатине базируются семь Ми-8 и четверка боевых ╚крокодилов╩ ≈ вертолетов Ми-24.

В марте 2000 г. после обострения обстановки в результате межэтнических столкновений в районе Косовска-Митровица правительство Великобритании приняло решение направить в Косово дополнительный воинский контингент, в том числе и два вертолета ╚Газель╩, оборудованных средствами визуального наблюдения и видеозаписывающей аппаратурой. Перед экипажами вертолетов поставлена задача вести наблюдение за боевиками Армии освобождения Косово.

В данной статье слово миротворцы часто бралось в кавычки, тем не менее, автор ни в коей мере не хотел бросить тень на действия миротворческих сил в целом. Однако ситуация в Косово больше всего подходит под традиционную российскую привычку сначала создать трудности, а потом их героически преодолевать: стратеги НАТО сначала подготовили авиационными бомбардировками ╚фронт работ╩, после чего приступили к проведению ╚гуманитарной операции╩. Не удивительно, что сербское население края отнеслось к бойцам KFOR, мягко говоря, неоднозначно. Миротворцы воспринимались именно как ╚миротворцы╩. Албанцы, понятное дело, встречали войска НАТО с распростертыми объятиями, однако за прошедший год их чувства успели охладеть. Несмотря на попустительства со стороны KFOR боевикам АОК в частности и албанцами в целом, бойцы ╚Косовских сил╩ все-таки пытаются быть объективными, в результате чего синяки и шишки достаются как сербам, так и албанцам. Теперь для части албанского населения миротворцы тоже стали ╚миротворцами╩. Ситуация сложилась патовая ≈ вывести войска нельзя, поскольку сразу же вспыхнет война между сербами и албанцами, в то же время существующий контингент не обеспечивает в полной мере безопасности жителей края и разоружения отрядов OAK. К сожалению, данная статья скорее всего будет иметь продолжение: вертолеты играют не последнюю роль в Косовском кризисе.

 

Электронная версия статьи Михаил Никольский. ╚Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра...╩ ╧7 / 2000 г.


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100